Современное кавказоведение

С глубокой древности Северный Кавказ, лежащий на стыке Европы и Азии и представляющий между ними естественный рубеж, отличался этнокультурной пест­ротой и мозаичностью. Об этом свидетельствуют до­шедшие до нас скромные и явно неполные сведения о племенах Кавказа древнегреческих писателей — «отца истории» Геродота и «отца географии» Страбона. Этни­ческая мозаичность Кавказа II-I тыс. до н. э. поэтому не поддается учету и осмыслению, но ясно, что гене­ральной, осевой линией исторического развития кав­казской этнокультурной мозаики была тысячелетняя интеграция разновидных элементов, их инкорпорация более крупными и сильными, а тенденции консолида­ции преобладали. В условиях сильно пересеченной и расчлененной естественно-географической среды, отсут­ствия сколько-нибудь развитых коммуникаций, этноп — леменной разобщенности и архаичного быта и обще­ственных отношений указанные процессы должны были протекать чрезвычайно медленно. Северный Кавказ всегда оставался пестрым и этнически раздробленным. Видный советский кавказовед Е. И. Крупнов предлагал иную картину развития древнего кавказского мира: в I тыс. до н. э. последний представлял собой однород­ную кавказскую этническую среду, обогащаемую вклю­чением в нее степных кочевников киммерийцев, ски­фов и сарматов (1, с. 398). Здесь все наоборот — от былого общекавказского единства к множественности.

Современное кавказоведение — комплексная гума­нитарная наука, основанием которой являются данные истории, археологии, этнографии, антропологии, языкоз­нания, фольклористики, народного искусства, т. е. об­ширного круга источников, который может дать нам

объективные и строго научные сведения о прошлом и настоящем любого народа Северного Кавказа. Тс очень сжатые данные, которые были изложены выше, нагляд­ано демонстрируют и сегодняшнюю этнокультурную пе­строту региона, но казалось бы такие разные народы объединяются в несколько внутренне родственных групп. Это ли нс свидетельство постепенной интегра­ции и развития от первобытной раздробленности к со­временной консолидации!

Народы Северного Кавказа прошли огромный исто­рический путь, отмеченный множеством достижений и ярких событий, традиционная культура каждого наро­да самобытна и неповторима при сходстве многих об­щих черт, что позволяет говорить и об общей кавказс­кой культуре, сближающей народы Кавказа. И это не­смотря на разный исторический «возраст»: самыми древ­ними и коренными аборигенами Северного Кавказа в свете существующих научных данных представляют­ся адыгские народы Северо-Западного Кавказа и нахо- дагестанские народы Северо-Восточного Кавказа. Бо­лее молодыми, но, тем нс менее, древними жителями Центрального Кавказа являются осетины. Наконец, наиболее молодые тюркоязычные коренные народы региона — балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы. Самый поздний пласт современного населения Север­ного Кавказа славянский, представители русского и украинского народов, появившиеся на севере Кавказа ;в XVI. в лице казачества. Это старожильческий пласт, сыгравший огромную роль в истории региона. Таким образом, хронологически можно выделить четыре пос­ледовательных пласта: древнейший и аборигенный ибе­ро-кавказский, индоевропейский ссвсроиранский, тюр­кский, славянский. Все они находились и находятся на разных уровнях контаминации и взаимодействия в зависимости от исторически сложившихся обстоя­тельств.

Кроме того, на Северном Кавказе существуют до­вольно многочисленные национальные диаспоры ар­

мян, азербайджанцев, понтийских греков, турок-мссхе — тинцев. Наиболее многочисленной является армянс­кая диаспора, на Ставрополье занимающая второе ме­сто после русских. В периодической печати прошли сведения примерно о полумиллионе армян на Черно­морском побережье. Подобные неконтролируемые и нерегулируемые миграции из зарубежья на Северный Кавказ, и без того представляющий настоящий этни­ческий котел, содействуют нарастанию конфликтоген — ности в регионе.

В данной работе не случайно на первый план выд­винуты проблемы этнической истории в прошлом и не­которые аспекты межнациональных отношений в на­стоящем, в очевидный ущерб более обстоятельным эт­нографическим и культурологическим аспектам. Это объясняется практическими задачами работы — введе­ние в кавказоведение в нынешних условиях межна­циональной (по некоторым авторам и межцивилизаци — онной) напряженности на Северном Кавказе. В этих условиях значение научного и далекого от околонауч­ных мифов и политических спекуляций кавказоведе­ния возрастает, ибо знание есть путь к доверию и вза­имному уважению. Кавказоведение — средство такого познания и доверия, в этом его огромное гуманистичес­кое значение. Поэтому развитие и пропаганда научно­го кавказоведения должна стать частью государствен­ных программ для Северного Кавказа, в том числе об­разовательных и научно-исследовательских. Здесь бу­дет уместно вспомнить идеи, высказанные президен­том Республики Северная Осетия — Алания А. С. Дза­соховым и сформулированные им так: «Кавказоведе­ние необходимо возвести в ранг не просто науки, а прикладной науки. Я знаю, я чувствую — плохо у нас со специалистами по этнополитичсской истории, по зна­нию традиций и современных реалий каждого народа. Кто, например, сейчас глубоко и системно изучает и анализирует этноконфсссиональные процессы в реги­оне? Где выводы, рекомендации?» (2, с. 114 — 115). И. далее: «К сожалению, у нас так и нс был создан инсти­тут Кавказа, нет даже такого научного центра, в сте­нах которого исследовались бы исторические, социаль­но-философские, правовые и иные аспекты сложных проблем уникального региона…» (2, с. ИЗ). Следует признать, что эта актуальная проблема остается по су­ществу нерешенной по сей день. Те же идеи и бесспор­ный вывод о том, что «в последние годы отечественная история оккупирована большим числом книг, которые излагают прошлое недостоверно», А. С. Дзасохов выс­казал в своем выступлении на общественному форуме народов Кавказа и юга России в Сочи 26 марта 2004 г. (3, с.2). Все верно, но формулировка о «недостовер­ном» изложении истории Кавказа представляется слиш­ком мягкой и расплывчатой. В действительности речь должна идти об опасности наступления паранауки, при­чем лженаука стала не только нашим, но и мировым общественным явлением (4, с. 884).

Кавказ является регионом особого геополитическо­го значения и лимитрофной зоной на стыке не только государств, но и разных цивилизаций. В научной лите­ратуре справедливо сказано о возможности «катастро­фогенных процессов» на Кавказе, способных обвалить российскую государственность (5, с. 315). В этих ус­ловиях еще раз подчеркнем конструктивную, мирот­ворческую роль научного кавказоведения как инстру­мента познания и сближения.

Какими противоречиями нс полна наша жизнь, ка­кие деструктивные и экстремистские силы нс действу­ют в регионе, исторический опыт показывает необхо­димость сохранения, совершенствования и в изменив­шихся условиях единства и целостности Российской Федерации — нашего общего родного дома. Иной путь для народов Северного Кавказа бесперспективен. При этом необходимо указать на особо важную интегриру­ющую роль русского населения Северного Кавказа. Руководство Российской Федерации должно вырабо­тать обоснованную и взвешенную государственную концепцию национальных отношений и национально­го строительства в нашем многонациональном и много — конфессиональном государстве, и в первую очередь на Северном Кавказе. «Мы не вправе забывать, — говорил Президент Российской Федерации В. Путии на расши­ренном заседании Правительства страны 13 сентября 2004 года, — что в своих далекоидущих планах вдох­новители, организаторы и исполнители терактов стре­мятся к тому, чтобы дезинтегрировать страну, стремят­ся к распаду государства, к развалу России». Этого нельзя допустить. Будем работать с надеждой о на­ступлении того времени, коща «народы, распри позабыв, в единую семью соединятся».

[1] Не исключена возможность серьёзного омоложения ка­бардинских курганов и сдвига их хронологии в пределах при­мерно двух столетий, т. е. с XV в. и позже Л. Люлье располагал сведениями о том, что кабардинцы к горе Бештау (т. е. в Пяти — горье) переселились с р. Схагуаше в XV в., расселились по р. Баксану и местность эту называют Кабертай-Туадж (36, с. 187). Если эта хронология будет подтверждена, процесс миг­рации адыгов на Центральный Кавказ будет логично связы­вать с падением Золотой Орды и сё власти на указанной терри­тории — освоение опустевших плодородных земель. Необхо­дима тщательная разработка хронологии кабардинских курга­нов и проверка существующей хронологии.

[2] В то же время Л. Люлье свидетельствует, что с реки Схагу — аше (вар. Шагваша. — В. К.) кабардинцы переселились к горе Бештау в XV в. и эту гору называют “Ногайкусха” — Ногайс­кая гора (36, с. 180, 197). Это название указывает на обита­ние здесь ногайцев до появления кабардинцев, т. е. на позднюю миграцию кабардинцев в Центральное Предкавказье.