С глубокой древности Северный Кавказ, лежащий на стыке Европы и Азии и представляющий между ними естественный рубеж, отличался этнокультурной пестротой и мозаичностью. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас скромные и явно неполные сведения о племенах Кавказа древнегреческих писателей — «отца истории» Геродота и «отца географии» Страбона. Этническая мозаичность Кавказа II-I тыс. до н. э. поэтому не поддается учету и осмыслению, но ясно, что генеральной, осевой линией исторического развития кавказской этнокультурной мозаики была тысячелетняя интеграция разновидных элементов, их инкорпорация более крупными и сильными, а тенденции консолидации преобладали. В условиях сильно пересеченной и расчлененной естественно-географической среды, отсутствия сколько-нибудь развитых коммуникаций, этноп — леменной разобщенности и архаичного быта и общественных отношений указанные процессы должны были протекать чрезвычайно медленно. Северный Кавказ всегда оставался пестрым и этнически раздробленным. Видный советский кавказовед Е. И. Крупнов предлагал иную картину развития древнего кавказского мира: в I тыс. до н. э. последний представлял собой однородную кавказскую этническую среду, обогащаемую включением в нее степных кочевников киммерийцев, скифов и сарматов (1, с. 398). Здесь все наоборот — от былого общекавказского единства к множественности.
Современное кавказоведение — комплексная гуманитарная наука, основанием которой являются данные истории, археологии, этнографии, антропологии, языкознания, фольклористики, народного искусства, т. е. обширного круга источников, который может дать нам
объективные и строго научные сведения о прошлом и настоящем любого народа Северного Кавказа. Тс очень сжатые данные, которые были изложены выше, наглядано демонстрируют и сегодняшнюю этнокультурную пестроту региона, но казалось бы такие разные народы объединяются в несколько внутренне родственных групп. Это ли нс свидетельство постепенной интеграции и развития от первобытной раздробленности к современной консолидации!
Народы Северного Кавказа прошли огромный исторический путь, отмеченный множеством достижений и ярких событий, традиционная культура каждого народа самобытна и неповторима при сходстве многих общих черт, что позволяет говорить и об общей кавказской культуре, сближающей народы Кавказа. И это несмотря на разный исторический «возраст»: самыми древними и коренными аборигенами Северного Кавказа в свете существующих научных данных представляются адыгские народы Северо-Западного Кавказа и нахо- дагестанские народы Северо-Восточного Кавказа. Более молодыми, но, тем нс менее, древними жителями Центрального Кавказа являются осетины. Наконец, наиболее молодые тюркоязычные коренные народы региона — балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы. Самый поздний пласт современного населения Северного Кавказа славянский, представители русского и украинского народов, появившиеся на севере Кавказа ;в XVI. в лице казачества. Это старожильческий пласт, сыгравший огромную роль в истории региона. Таким образом, хронологически можно выделить четыре последовательных пласта: древнейший и аборигенный иберо-кавказский, индоевропейский ссвсроиранский, тюркский, славянский. Все они находились и находятся на разных уровнях контаминации и взаимодействия в зависимости от исторически сложившихся обстоятельств.
Кроме того, на Северном Кавказе существуют довольно многочисленные национальные диаспоры ар
мян, азербайджанцев, понтийских греков, турок-мссхе — тинцев. Наиболее многочисленной является армянская диаспора, на Ставрополье занимающая второе место после русских. В периодической печати прошли сведения примерно о полумиллионе армян на Черноморском побережье. Подобные неконтролируемые и нерегулируемые миграции из зарубежья на Северный Кавказ, и без того представляющий настоящий этнический котел, содействуют нарастанию конфликтоген — ности в регионе.
В данной работе не случайно на первый план выдвинуты проблемы этнической истории в прошлом и некоторые аспекты межнациональных отношений в настоящем, в очевидный ущерб более обстоятельным этнографическим и культурологическим аспектам. Это объясняется практическими задачами работы — введение в кавказоведение в нынешних условиях межнациональной (по некоторым авторам и межцивилизаци — онной) напряженности на Северном Кавказе. В этих условиях значение научного и далекого от околонаучных мифов и политических спекуляций кавказоведения возрастает, ибо знание есть путь к доверию и взаимному уважению. Кавказоведение — средство такого познания и доверия, в этом его огромное гуманистическое значение. Поэтому развитие и пропаганда научного кавказоведения должна стать частью государственных программ для Северного Кавказа, в том числе образовательных и научно-исследовательских. Здесь будет уместно вспомнить идеи, высказанные президентом Республики Северная Осетия — Алания А. С. Дзасоховым и сформулированные им так: «Кавказоведение необходимо возвести в ранг не просто науки, а прикладной науки. Я знаю, я чувствую — плохо у нас со специалистами по этнополитичсской истории, по знанию традиций и современных реалий каждого народа. Кто, например, сейчас глубоко и системно изучает и анализирует этноконфсссиональные процессы в регионе? Где выводы, рекомендации?» (2, с. 114 — 115). И. далее: «К сожалению, у нас так и нс был создан институт Кавказа, нет даже такого научного центра, в стенах которого исследовались бы исторические, социально-философские, правовые и иные аспекты сложных проблем уникального региона…» (2, с. ИЗ). Следует признать, что эта актуальная проблема остается по существу нерешенной по сей день. Те же идеи и бесспорный вывод о том, что «в последние годы отечественная история оккупирована большим числом книг, которые излагают прошлое недостоверно», А. С. Дзасохов высказал в своем выступлении на общественному форуме народов Кавказа и юга России в Сочи 26 марта 2004 г. (3, с.2). Все верно, но формулировка о «недостоверном» изложении истории Кавказа представляется слишком мягкой и расплывчатой. В действительности речь должна идти об опасности наступления паранауки, причем лженаука стала не только нашим, но и мировым общественным явлением (4, с. 884).
Кавказ является регионом особого геополитического значения и лимитрофной зоной на стыке не только государств, но и разных цивилизаций. В научной литературе справедливо сказано о возможности «катастрофогенных процессов» на Кавказе, способных обвалить российскую государственность (5, с. 315). В этих условиях еще раз подчеркнем конструктивную, миротворческую роль научного кавказоведения как инструмента познания и сближения.
Какими противоречиями нс полна наша жизнь, какие деструктивные и экстремистские силы нс действуют в регионе, исторический опыт показывает необходимость сохранения, совершенствования и в изменившихся условиях единства и целостности Российской Федерации — нашего общего родного дома. Иной путь для народов Северного Кавказа бесперспективен. При этом необходимо указать на особо важную интегрирующую роль русского населения Северного Кавказа. Руководство Российской Федерации должно выработать обоснованную и взвешенную государственную концепцию национальных отношений и национального строительства в нашем многонациональном и много — конфессиональном государстве, и в первую очередь на Северном Кавказе. «Мы не вправе забывать, — говорил Президент Российской Федерации В. Путии на расширенном заседании Правительства страны 13 сентября 2004 года, — что в своих далекоидущих планах вдохновители, организаторы и исполнители терактов стремятся к тому, чтобы дезинтегрировать страну, стремятся к распаду государства, к развалу России». Этого нельзя допустить. Будем работать с надеждой о наступлении того времени, коща «народы, распри позабыв, в единую семью соединятся».
[1] Не исключена возможность серьёзного омоложения кабардинских курганов и сдвига их хронологии в пределах примерно двух столетий, т. е. с XV в. и позже Л. Люлье располагал сведениями о том, что кабардинцы к горе Бештау (т. е. в Пяти — горье) переселились с р. Схагуаше в XV в., расселились по р. Баксану и местность эту называют Кабертай-Туадж (36, с. 187). Если эта хронология будет подтверждена, процесс миграции адыгов на Центральный Кавказ будет логично связывать с падением Золотой Орды и сё власти на указанной территории — освоение опустевших плодородных земель. Необходима тщательная разработка хронологии кабардинских курганов и проверка существующей хронологии.
[2] В то же время Л. Люлье свидетельствует, что с реки Схагу — аше (вар. Шагваша. — В. К.) кабардинцы переселились к горе Бештау в XV в. и эту гору называют “Ногайкусха” — Ногайская гора (36, с. 180, 197). Это название указывает на обитание здесь ногайцев до появления кабардинцев, т. е. на позднюю миграцию кабардинцев в Центральное Предкавказье.