ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАБАРДИНСКОГО НАРОДА

Принято считать, что этническая история адыго-кабардинцев изучена лучше, чем история других народов. Однако данная проблема все еще нуждается в дополнительной аргументации многих положений. К сожа­лению, догадка Ш. Ногмова о том, что в этнониме адыге сохраняется имя древних антов — анты, «изменившееся с течением времени» в адыге или адыхе, не могла получить научного обоснования. Л. Лопатинский пытался связать этноним адыге с названием племени зихи «через промежуточную форму» а-дзиге. Термин зихи является одним из древних названий адыгов. Этот этноним встречается еще у Страбона (I в.), но он не смог более или менее правдоподобно указать район обитания этих племен. По его сло­вам, зихи (зиги) обитали где-то между Черным и Каспийским морями, на побережье Азова, рядом со скифами, савроматами и др.

Незаслуженно забыто объяснение Ш. Ногмова, который справедливо выводил термин зихи из адыгского слова цух — «человек». Ш. Б. Ногмов пи­сал, что «наши предки сделались известными своим соседям под названием человеков: циг, джиг, цух». Тем не менее исследователи до сих пор не пред­приняли попытки проанализировать слова Ногмова и указанный этноним.

Многие авторы считают предками адыгов племена синдов и меотов, хотя некоторые ученые говорят, что этот тезис уже давно и безнадежно устарел. Опровергнуть или подтвердить генетическую связь адыгов, син­дов и меотов весьма сложно. Во-первых, в письменных источниках этно­ним меоты объединяет несколько разноязыких племен и носит собира­тельный характер для обозначения племен, обитающих вокруг Меотиды (Азовского моря). Достаточно вспомнить, что Страбон к числу меотов от­носил синдов, дандариев, торетов, агров, тарпетов, обидиакенов и мн. др. Во-вторых, еще остается невыясненным, как произошел этноним меоты — от имени моря Меотиды или море получило название от имени народа, населявшего берега Азова? Плиний считал, что море получило название от имени народа, а Страбон писал, что название моря происходит от слова мотоас, т. е. «мутный» на языке племени ассиаков. Если вспомнить, что ас — сиаками осетины называют балкарцев, то становится весьма примечатель­ным тот факт, что слово «мутный» на балкарском языке будет звучать мут — хус, что очень близко страбоновскому термину. В-третьих, участие синдов и меотов в этногенезе кабардинцев некоторые считают устаревшей гипо­тезой лишь потому, что формант ты в осетинском языке означает мно­жественное число. Однако является большой и общепринятой ошибкой считать, что носители этнонима говорили на том же языке, на каком объяс­няется данный этноним или его частица. В-четвертых, формант ты, ат об­разует множественное число в монгольском и тюркском языках. Поэтому вряд ли можно считать осетино-иранскими такие этнонимы, как яку + ты, буря + ты, го + ты, тетракси + ты, или такие топонимы, как Карпа + ты, Суде + ты, Дуглат, Ойрат, Конграт, Арат и мн. др. Кроме всего этого, по словам самих же авторов — сторонников теории синдского происхожде­ния адыгов, термин син является тюркским и означает «памятник». Но вряд ли отсюда можно делать вывод о тюркоязычности синдов.

Таким образом, проблему о языке синдов и об их отношении к адыгам приходится оставить открытой, а тем более, что есть авторы, утвержда­ющие фракийское происхождение самих синдов.

Адыго-кабардинцам свойствен еще один, до конца не выясненный эт­ноним — черкес. Видные тюркологи А. Н. Баскаков, М. И. Артамонов связы­вают этот тюркский термин со словами чер/чир — «войско». Вторая часть термина означает кес — «резать». Таким образом, Данный термин может означать «режущее войско». Но более вероятным кажется объяснение второй части слова тюркским киси — «человек», как это наблюдается во множестве тюркских этнонимов: Алтай-киси, Чу-киши, Ас-киси, обозна­чающих «алтайский человек, чуйский человек, асский человек» и др. Из этих разъяснений становится очевидным, что термин черкес может озна­чать: «войско + человек», равнозначное понятию «воин, военный» и пр. Подобное толкование подтверждается множеством находок оружия: сабли, наконечники стрел, колчаны — в кабардинских погребениях XIV — XVII вв. В памятниках чеченцев, ингушей, осетин, балкарцев, карачаевцев такого обилия оружия не встречается.

В X в. становится известным еще один этноним адыгов — косог, бытовав­ший среди племен хазарского времени — рубежа VIII-IX вв. По словам ав­торов X в. Константина Багрянородного и Абу-ль-Хасана Али аль-Масуди, косоги жили «между Кабхом (Кавказом. — И. М.) и Румским (Черным. — И. М.) морем… Над Казахией (Косогией. — И. М.) — Кавказские горы, а за горами земля Алания…». Из этих сведений ясно видно, что косоги жили западнее аланов, граничащих по реке Лабе.

Существует предположение, основанное лишь на созвучии слов косог и кошак (кашки). Следуя ему, некоторые авторы отождествляют средневе­ковых косогов с переднеазийскими кашками II тыс. до н. э.

Однако ведущие археологи давно сомневаются в возможности такого отождествления. Например, Р. М. Мунчаев пишет: «Что это за племена, отку­да они сюда проникли, на каком языке говорили, остается неясным. Можно ли связывать кашков с адыго-абхазами? Для ответа на этот вопрос и подоб­ные ему мы пока не располагаем сколь-нибудь надежными данными».

Если учесть, что термин косог появляется в тот период, когда в Южно­Русских степях и на Северном Кавказе господствовали хазарские племена, и что тюркские племена называли себя по количеству входящих в их со­став подразделений: Он-ок, Уч-ок и т. п., то неудивительно появление тюрк­ского названия племен кос + ок, т. е. «пара стрел», «объединенные стрелы» и пр. Сам термин происходит от тюркского кош — «объединяй, соединяй». Именно объединения многих племен адыгов, бжедухов, жанеевцев, чер­кесов, кабардинцев, шапсугов и других именовали себя термином адыги.

Мы отметили лишь незначительные моменты этнической истории адыго-кабардинцев, а именно происхождение их этнонимов. Но эти слег­ка затронутые вопросы могут сыграть важную роль при освещении этни­ческой истории названных народов.