НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАССЕЛЕНИЯ БАЛКАРЦЕВ И КАБАРДИНЦЕВ НА НЫНЕШНЕЙ ТЕРРИТОРИИ

По сведениям античных и средневековых авторов, предки кабардинско­го народа входили в круг так называемых синдо-меотских племен Нижнего Прикубанья и Приазовья, имевших тесные культурно-экономические кон­такты с Причерноморским Боспорским царством.

В различных источниках предки кабардинцев именовались зихами, керкетами, косогами, черкесами.

Основные археологические памятники материальной и духовной куль­туры адыго-кабардинцев в период, предшествовавший событиям XIII — XIV вв., сосредоточены на их этнической территории в Нижнем и Среднем Прикубанье, где они сформировались как самобытные этнические группы адыгов. Такое размещение археологических источников подкрепляется и целым рядом письменных сведений того периода. Так, известный араб­ский ученый Масуди в X в. писал, что «по соседству с аланами, между горой Кабхом (Центральный Кавказ. — И. М.) и Румским морем (Черное море. — И. М.) находилось племя по имени Кешак» (косоги. — И. М.).

В том же, X в. анонимный персидский источник Худуд-аль-Алем сооб­щает, что на западе аланы граничат с землей «кесак» на берегу моря Гурз (Черное море. — И. М.). К западу от аланов и Кавказских гор помещает каса — хов (косогов) и византийский автор X в. Константин Порфирородный.

Подробно описывая монгольское нашествие 1222 г. на Центральный Кавказ и перечисляя местные племена, знаменитый Ибн аль-Асир не на­зывает среди них кабардинцев или кашков. Не упоминают их здесь и лето­писцы Тимура в 1395-1396 гг. Наоборот, они сообщают, что великий Тимур после разгрома золотоордынского хана Тохтамыша на реке Терек, близ со­временного города Майского, останавливается на отдых в Бештау и оттуда снаряжает специальный отряд для покорения черкесов на Кубани.

В некоторых научных кругах распространено предположение И. М. Дьяконова о том, что в центральной и западной частях Северного Кавказа в III тыс. до н. э. обитали племена, либо непосредственно принад­лежащие абхазо-адыгской языковой группе, либо говорившие на языках, родственных абхазо-адыгскому. Однако известный специалист по исто­рии и культуре Кавказа эпохи бронзового века Р. М. Мунчаев доказыва­ет, что «предположение Дьяконова чрезвычайно трудно признать. До сих пор мы не имеем ни одного убедительного свидетельства в пользу этого в памятниках III тыс. до н. э. Здесь нет ни одного источника, в котором был бы запечатлен хотя бы один из этих языков. Что это за племена (будто бы говорившие на Северном Кавказе на абхазо-адыгском языке в III тыс. до н. э. — И. М.), откуда они сюда проникали и на каком языке говорили, остается не­ясным. Можно ли их связывать с кашками, обитавшими в конце III — начале II тыс. до н. э. на северо-востоке Понта? Для ответа на этот и подобные это­му вопросы мы пока не располагаем сколь-нибудь надежными данными» (Мунчаев, 1975, с. 411-413).

Из приведенных фактов видно, что некие племена кашков как в III — II тыс. до н. э., так и в эпоху Средневековья обитали где-то на восточных берегах Черного моря.

Очень важные сведения о расселении кабардинцев на территории Центрального Предкавказья дают исследования известных кабардинских археологов Р. Ж. Бетрозова и А. X. Нагоева. Всесторонне проанализиро­вав материалы из кабардинских курганов, они пишут, что переселение кабардинцев на нынешние территории началось в конце XIV — начале

XV в., после погромов местных племен полчищами Тимура. «Максимальное же расселение кабардинцев, по их мнению, приходится на XV — начало

XVI века» (Нагоев, 1974, с. 44; Бетрозов, 1980, с. 141-142).

В подтверждение этой даты много исторических и фольклорных дан­ных приводит кабардинский ученый В. Кудашев в своем известном труде «Исторические сведения о кабардинском народе», посвященном 300-ле­тию Дома Романовых и изданном в Киеве в 1913 г.

Древнейшие предки балкарцев неразрывно связаны с древними племенами Кавказа и кочевниками-овцеводами Евразийских степей. Проникновение кочевнической древней курганной культуры, зарожден­ной в Междуречье рек Волги и Урала в конце IV — начале III тыс. до н. э., на Северный Кавказ и Закавказье свидетельствует о тесных культурных и этнических контактах древних кавказских племен с древнейшими кочев­никами. Археологический материал говорит о смешении культуры кавказ­цев и кочевых племен конца IV — начала III тыс. до н. э. Подобная интег­рация культурных течений заложила праоснову формирования предков балкарского народа.

В эпоху раннего Средневековья (до монгольского нашествия) предками балкарцев были тюркские племена — асы, аланы, болгары, сабиры, — боль­шинство из которых входило в гунно-болгарское объединение. По сведе­ниям древнеармянских источников, еще во II в. до н. э. Кавказские горы назывались «Землей болгар», а по сообщению Прокопия Кесарийского, в V в. Дарьяльским проходом владели гунны. В VII в. в Прикубанье была создана Великая болгарская держава хана Кубрата, охватывавшая районы нынешних Кавминвод. Основным городом был Хумара, расположенный на правом берегу Кубани, близ аула Хумара в Карачаево-Черкесии. Он представлял собой большой город-крепость, обнесенный мощной оборо­нительной каменной стеной шириной более 5 метров.

В конце VII — начале VIII в. Болгарское государство было разгромлено хазарами и болгары были включены в Хазарский каганат, представляя в нем южные окраины, граничащие с Грузией.

После распада Хазарского каганата, в X — XIII вв., предки балкарцев, объединенные под эгидой аланов, образовали крупное государственное объединение с широкими культурно-экономическими связями со множе­ством средневековых государств мира.

Археологические и эпиграфические памятники предков балкар­цев — аланов и болгар — густой сетью покрывают почти всю территорию Северного Кавказа от верховий Кубани до Терека. Среди них можно отме­тить аланские городища Нижний и Верхний Архыз на Зеленчуке, Нижний и Верхний Джулат на Тереке, городища и поселения, могильники ала­нов и болгар у селений Кёнделен, Лашкута, Заюково, Кызбурун, Нижний и Верхний Чегем, Аргудан, Лескен, Кешене-аллы и мн. др. Огромная масса археологических памятников тюркских племен сопровождается таким же количеством тюркских названий местностей — гор, рек, урочищ Северного Кавказа. Достаточно отметить такие балкароязычные топогидронимы, как Ак-баш, Беш-тау, Кызбурун, Кишпек, Эльхот, Лачин-кая, Терк, Кобан, Балкъ (Малка), Черек, Чегем, Бештамакъ и др. Последний топоним, как место слия­ния «Пяти устьев» — т. е. рек Терек, Черек, Чегем, Баксан, Малка, у нынеш­ней ст-цы Екатериноградской, упоминается в трудах европейских авторов XVIII-XIX вв. Сохранение этого топонима чрезвычайно важно, потому что в окрестностях давно уже живут нетюркские народы, а название остается прежним.

В результате событий XIII-XV вв. территория народов Северного Кавказа значительно сократилась.

Картографирование археологических памятников кабардинского на­рода XIV-XVII вв. показывает, что в этот период своего расселения терри­тория Кабарды доходила по линии предгорий вплоть да берегов Сунжи (Нагоев, 1974, карта).

Основные материальные свидетельства о расселении кабардинцев — так называемые Кабардинские курганы — достаточно четко определяют их гра­ницы. По исследованиям археологов, самые южные границы проходят по зоне предгорий, примерно по линии современных селений — Каменномост,

Заюково, Лачинкай, Шалушка, Вольный Аул, Псыгансу, Лескен (Нагоев, 1974, карта). Изучение этих памятников приводит исследователей к выводу о том, что «Кабардинские курганы в большом количестве встречаются в рав­нинной и особенно в предгорной частях Центрального Предкавказья. Они совершенно неизвестны в горах и степях» (Там же, с. 44).

По линии выходов из ущелий, где ограничиваются южные пределы распространения Кабардинских курганов, воздвигали свои крепости и зо­лотоордынские ханы, каждый пятый воин которых должен был охранять выходы из ущелий от аланов, укрывшихся в горах. Именно по этой же ли­нии выходов из ущелий строит свою оборонительную линию и Россия по рекам Черек, Нальчик, Чегем, Баксан, Малка (В. Кудашев; В. Жилиховская).

Определенные сведения о границах Кабарды содержат труды ученых и путешественников XVIII в. Грузинский царевич Вахушти в 1745 г., описывая границы горских народов Кавказа, говорит, что «Басиани (т. е. Балкария) на севере доходит до выхода реки Терек из ущелий на равнину» (Вахушти, 1954, с. 150).

В 70-х гг. XVIII в. академик Паллас писал, что ближе к верховьям Баксана находились Атажукины поселения, а в среднем течении той же реки, у подножий гор, располагались Мисостовы владения, главное место пребы­вания которых было в Кызбуруне (Волкова, 1974, с. 44, 45, 51).

В 1886 г. сын видного кабардинского владетеля Конова — Магомет, со­провождая С. Ф. Давидовича из Пятигорска в Верхний Баксан, заявил, что выше аула Атажукиных (Заюково) дорога по Баксанскому ущелью ему не­знакома (Исторический вестник. Т. 28. 1887. С. 346). Этот факт переклика­ется со словами Палласа, что самым высокогорным аулом кабардинцев являются аулы Атажукиных.

В 1869 г. в докладной записке Кавказского военного округа военному министру о разграничении Горских обществ с Большой Кабардой напи­сано, что «земли кабардинские служат продолжением ущелий, занятых Горскими обществами».

Крупнейший знаток документов XVI-XVIII вв. по русско-кавказским от­ношениям Е. Н. Кушева приходит к заключению, что «кабардинцы занима­ли равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья (Кушева, 1963, с. 91, 95).

В 1836 г. Хан-Гирей писал, что «от выхода из гор до принятия реки Сунжи Терек течет через земли черкесов». В том же году Бларамберг, составитель топографического, статистического и военного описаний Кавказа, отме­чал, что «Кабарда расположена к югу от Георгиевска и Моздока, парал­лельно, так сказать, этим городам. Ее ширина — от 30 до 80 верст вплоть до Черных гор Кавказа (Лесистый хребет. — И. М.) и протяженность ее до 200 верст от Подкумка до Сунжи» (Адыги, балкарцы и карачаевцы… с. 409). Те же параметры для Кабарды указывает и Хан-Гирей.

Точно те же параметры (ширина от 30 до 80 верст) соблюдены на топо­графической карте Черкесии 1830 г. (Н. Дубровин). Причем самое узкое место, примерно в 30 верст, приходится на «переход от бассейна Кубани к бассейну Терека», т. е. к районам Подкумка и Джинал-сырта, а самая ши­рокая полоса, в 80 верст, охватывает линию от Моздока в направлении Баксана и Нальчика. Если перевести на современную карту эти данные, мы получим границы Кабарды XVIII-XIX вв.

На протяжении XIX в. предпринимались попытки отодвинуть земли балкарцев как можно в глубь гор, даже за Скалистый хребет, чуть ли не к подножию снежных вершин. Одним из таких никем из местной, областной и царской администраций не поддержанных проектов разграничения зе­мель Балкарии и Кабарды был проект Л. Кодзокова от 24 октября 1863 г.

Будучи председателем Поземельной комиссии, Кодзоков настаивал определить границы между Кабардой и Балкарией по линии: от впадения рек Камык, Герхожан в Баксан, далее через Холам, до впадения Карасу в Черек и т. д.

Аргументы Кодзокова сводились к следующему:

1. В очерченных им границах якобы находятся «известные памятники и могильники кабардинских аулов».

2. Границы, обозначенные кабардинцами, правдоподобны, потому что «указываемые ими границы могли быть вследствие той силы и того пре­имущества, которыми они некогда пользовались над горскими общест­вами».

Балкарцы настаивали на своих границах примерно по линии: где река Псыгансу впадает в Черек, далее от впадения реки Хаюко в Баксан (близ совр. сел. Лашкута) и далее по пастбищам Хаймаша. Свои требования они аргументировали следующим образом:

1. «С водворения русского правительства на Кавказе горские общества не имели с Кабардой определенных границ и горцы не встречали препят­ствия пользоваться постоянно пастбищами даже ниже поселений кабар­динских аулов».

2. «Землями ниже кабардинских поселений до пришествия в край ка­бардинцев балкарцы владели и пользовались ими в последнее время без платы и границ с Кабардой не имели».

Этот спор не смогли решить и медиаторским, третейским, судом.

Сопоставив утверждения Кодзокова о памятниках и могильниках ка­бардинцев в горах со всеми вышеизложенными фактами, нетрудно по­нять, что ни один исследователь древностей Кабарды не может подтвер­дить голословные заявления автора «проекта».

Аргументы балкарцев подкрепляются всеми вышеприведенными историко-археологическими фактами, которые свидетельствуют о том, что в памяти народа сохранилась историческая обстановка двух-трех сто­летий, истекших с XV-XVI вв.

Проект Кодзокова не был сколь-нибудь серьезно воспринят тогдашней администрацией всех уровней. Вот как оценивали этот проект тогдашние власти:

1. «Когда медиаторское решение не состоялось, то будто бы когда-то существовавшие границы были определены личным произволом предсе­дателя комиссии и создались, конечно, в его воображении, потому что в основании этого определения не положено никаких данных».

2. Начальник Терской области Лорис Меликов (покровитель всех дей­ствий Кодзокова) писал: «При этом считаю долгом заявить, что во всяком случае границу придется назначить властью административною, потому что требования как кабардинцев, так и горцев до того преувеличены, что к со­гласию их взаимных претензий не представляется никакой возможности».

Такова была тогдашняя участь необоснованного проекта Л. Кодзокова. Вряд ли в наше время стоит вытаскивать на свет и пытаться вдохнуть жизнь в подобные документы, отвергнутые историей.

Необходимо сказать, что узаконенных, закрепленных в докумен­тах каких-либо границ между балкарцами и кабардинцами никогда не было. Оба народа веками мирно и доброжелательно жили в тес­ных экономических, культурных, кровно-родственных контактах. Именно такой характер жизни мы должны отстаивать и углублять ради общего блага всех народов Кабардино-Балкарской Республики.