Чечня и Ингушетия в XVIII — начале XIX века

Б. Ахмадов

В истории вайнахского народа, населяющего ныне Чечен­скую и Ингушскую республики, XVIII век занимает исклю­чительно важное место. У чеченцев и ингушей так же, как и у многих народов многонациональной России, общие законо­мерности истории человеческого развития проявлялись в их национальном своеобразии. В то же время вайнахи, как и со­седние северокавказские народы, никогда не были чем-то ис­ключительными, изолированными. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что, начиная с глубокой древности, исторические судьбы чеченцев, ингушей и соседних северокав­казских народов, равно как и других народов бывших рес­публик СССР, тесно соприкасались и переплетались между собою, происходило взаимовлияние и взаимообогащение их культур и традиций, скрещивались сложные этнические про­цессы, в ходе исторического развития сдвигались нацио­нальные и территориальные границы. Новейшие археологи­ческие открытия также свидетельствуют о том, что Северный Кавказ, как и Закавказье, явился одним из древнейших очагов жизни первобытного человека.1

XVIII век подводит черту под всеми предшествующими этапами многовекового исторического развития северокавказ­ских народов. Выход России на правобережье р. Кубани озна­меновал укрепление и интенсификацию русско-кавказских связей, в которых четко прослеживалась тенденция неуклон­ного их сближения. В то же время общая политическая обста­новка в это время на Северном Кавказе оставалась нестабиль­ной. "Взаимное соперничество Российской империи и Отто­манской Порты, — указывает Е. H. Студенецкая, — в немалой степени подогревалось желанием каждой из держав укрепить свое влияние над кавказскими землями". Хотя, следует отме­тить, что в этом политическом и военном противоборстве двух

кий мирный договор 1774г., включение Крымского ханства в 1783г. в состав России, признание Турцией р. Кубань офици-1 альной границей Российского государства на Северном Кав­

казе и т. д. — все это в значительной мере изменило в этом ре­гионе политическую ситуацию, что, естественно, не могло не повлечь за собой существенных изменений и в социально-эко­номическом развитии северокавказских народов.2

В XVIII веке получил новый импульс дальнейшее развитие и усиление внешнеполитической ориентации чеченцев и ингушей на Россию, что в немалой степени способствовало для защиты горских народов от угрозы их иноземного порабоще­ния и дальнейшего углубления и расширения русско-вайнах — ских политических, экономических и культурных связей.

XVIII век стал для равнинной Чечни и Ингушетии важной вехой в истории развития их основных отраслей экономики. В это время завершается процесс массового переселения че­ченцев и ингушей с гор на плодородные равнинные земли, что коренным образом меняет их образ жизни и общественно-эко — номический уклад. Отныне кардинально меняется хозяйствен­ная жизнь чеченцев и ингушей: хлебопашество становится их основной отраслью хозяйства, изменился характер ведения земледелия.

В конце XVIII — начале XIX века в сельскую экономику чеченцев и ингушей прочно вошла такая ценная сельскохо­зяйственная культура, как кукуруза.

Известная Чеченская равнина стала давать такой урожай, который кормил всю Чечню, а излишки его вывозились на продажу не только в соседние районы, но и за границу, в Пер­сию и т. д.3 В этот период растут производительные силы, рас­ширяется обмен и торговля как внутри общества, так и извне. Чеченцы и ингуши все более уверенно втягиваются в торгово — экономические связи с Россией и соседними северокавказс­кими и закавказскими народами.

Кроме того, в истории внешних экономических связей XVIII век также предстает самым ответственным этапом на пути выхода народов Чечни и Ингушетии к рынкам Российского государства, а также к торговле со странами Ближнего Вос­тока. Торговые связи Чечни и Ингушетии с Россией, устано­вившиеся еще в XVI — XVII вв., отныне приобретают постоян­ный характер, отличаются возросшей интенсивностью това­рообмена и начинают играть в общем внешнем товарообороте чеченцев и ингушей ведущую роль.4

В XVIII веке в вайнахском обществе набирает силу процесс классообразования. Складываются феодальные отношения, более рельефно выделяются два антагонистических класса — феодалы (владельцы) и зависимое сословие — беднейшая часть крестьянства. В результате мощных антифеодальных выступлений горцев в XVII и с начала XVIII века был приос­тановлен процесс феодальной эксплуатации. Эволюция соци­альных отношений была как бы приглушена, так как в обыч­ной правовой практике были возрождены, как и у западных адыгов, многие общественные институты, обычаи и нормы. Пережитки средневековых патриархальных отношений давали о себе знать даже в самих феодализированных обществах вай — нахов, "в которых они служили по существу прикрытием ти­пично феодальной эксплуатации основной крестьянской мас­сы".5

В конце XVIII века началось активное продвижение ца­ризма на Кавказ, что послужило одной из причин начала ан­тиколониальных выступлений местных народов. В Чечне и Ингушетии сложились в это время благоприятные условия для сплетения борьбы горцев против местных феодалов и старшин с их возросшим сопротивлением колониальным действиям царского самодержавия. Это обусловило высокий подъем ан­тифеодального и антиколониального движения горцев Чечни и всего Северного Кавказа под руководством имама Мансура в 1785—1791гг., что в немалой степени способствовало окон­чательному распространению и утверждению религии ислама как в целом в Чечне и Ингушетии, так и во многих районах Северного Кавказа.

В XVIII веке завершается длительный исторический про­цесс формирования чеченского и ингушского народов (этно­сов), то есть ранее известные нам отдельные чеченские и ин­гушские общества отныне полностью теряют свои этноплемен — ные названия и образуют общие этнические названия — че­ченцы и ингуши.

XVIII век, и в особенности вторая половина его, явился также началом планомерного научного изучения и осмысления многих сторон истории народов Северного Кавказа, в том числе чеченцев и ингушей, заложенным кавказскими науч­ными экспедициями Российской (Петербургской) Академии наук. Цели и задачи российских научных экспедиций полнос­тью вытекали из ближневосточной политики русского пра­вительства.

Проблема социально-экономического развития и полити­ческого устройства чеченцев и ингушей в XVIII — начале XIX века выступает как составная часть истории народов Север­ного Кавказа в русской и зарубежной историографии. Из этой многоплановой и большой по хронологическому периоду темы, охватывающей ряд важных и сложных проблем, мы избрали только те вопросы, которые, на наш взгляд, на сегодняшний день менее изучены в исторической науке и имеют по сравне­нию с соседними регионами вполне определенные характер­ные особенности.

Рассматривая данную проблему, мы ограничиваем также свою задачу освещением комплекса вопросов, имеющих не­маловажное значение для характеристики и анализа степени развития социально-экономических и общественно-политичес­ких отношений в Чечне и Ингушетии в рассматриваемое вре­мя. Известно также, что исследуемая тема не была до сих пор предметом специального монографического исследования того комплекса вопросов и в тех хронологических рамках, какие мы наметили в своей работе. Кроме того, данное исследование представляет первую попытку систематизации, обобщения и анализа всего, что сделано позитивного в этом направлении нашими предшественниками и накоплено на сегодняшний день исторической наукой.

Задача автора настоящей работы — восполнить этот пробел, насколько это позволяют имеющиеся в нашем распоряжении материалы.