Городская жизнедеятельность формировалась под воздействием различных социально-экономических и социально-политических факторов, важнейшими из которых были присоединение Осетии к России, реформы 1860-х годов, развитие капитализма, преобразование крепости в город и обретение им статуса областного центра. Основной характеристикой1 городской жизни была полиэтничность изначально сложившаяся в крепости. “Крепостной” социум выступал в качестве принимающего общества, реципиента по отношению к мигрантам, численность которых постоянно увеличивалась. Этот процесс активизировался во второй половине XIX — начале XX века и был связан с высоким уровнем миграции из внутренних губерний России, из осетинских селений и других регионов. Большинство городского населения составляли русские, а к концу XIX века значительно увеличилось число осетин. В структуре городского населения сформировались диаспорные группы армян, евреев, татар, грузин, персов, азербайджанцев, поляков, немцев, греков. Их формированию способствовали достаточная численность мигрантов, характер расселения, сохранение контактов с родиной. В демографическом отношении почти все диаспорные группы были самодостаточны, о наличии связей с родным этносом свидетельствуют постоянный приток мигрантов. В характере расселения просматриваются различия. Компактные поселения имели осетины, армяне, грузины, поляки, а остальные горожане были поселены дисперсно. Преобладающей формой расселения диаспорных групп было сочетание компактного и рассеянного. Дисперсность возрастала вместе с образовательным уровнем, социальной мобильностью и степенью включенности в городскую жизнь. Этнические группы были разными по численности, времени проживания в городе, по социальному составу, по степени сохранности традиционной кулыуры, по уровню инкорпорации в хозяйство и обществен — но-культурную среду, по наличию диаспоральных признаков. Рассмотренный материал хорошо иллюстрирует тезис С. А. Арутюнова о том, что “диаспора — это не только и не столько состояние, диаспора — это процесс развития от “еще не диаспоры” чеоез “собственно диспору” к “уже не диаспоре”927. Владикавказские группы к концу изучаемого периода находились на разных стадиях этого процесса. Армяне, грузины, евреи, греки создали в своих общинах социальные институты, обеспечивавшие условия для сохранения этничности. К ним относились рели — гиозно-культовые учреждения, благотворительные и культурно-просве — тительские общества, национальные школы, которые кроме своих непосредственных задач выполняли функцию внутриэтнической консолидации и манифестировали диаспоральное поведение. Самую сильную структуру создали армяне. Она включала кроме армяно-григорианской церкви несколько учебных заведений, в том числе и женских, издательское общество, театрально-драматический кружок, комитет помощи беженцам, благотворительное общество. На фоне высокого диаспораль — ного самосознания обнаруживалась и тенденция, которую можно рассматривать как движение к “уже не диаспоре”: часть интеллигенции утрачивала интерес к делам общины, стремилась выйти за пределы ее структуры и участвовать в общегородском культурном процессе, предпочитала обучать своих детей уже не в национальной, а в русской школе. Грузинская община создала аналогичную структуру, но гораздо позднее армянской. Персы имели и мечеть, и училище, и благотворительное общество, но это было результатом заботы о них консульства и не может рассматриваться какпоказатель диаспорального самосознания. Татары, немцы, поляки к концу XIX — началу XX века продолжали формировать институты внутриэтнической консолидации, но этот процесс протекал медленно и не был завершен к концу изучаемого периода.
К числу факторов, определяющих развитие этнических групп, следует отнести достаточную для воспроизводства численность, связь с родиной, пополнение новыми мигрантами, компактность расселения. Немаловажное значение имело место общины в экономике, наличие материальных возможностей для возведения храмов, содержания школ и т. п. В большей степени внутриэтническая консолидация была характерна для этноконфессиональных групп: еврейская община сохраняла корпоративность несмотря на небольшую численность и дисперсность поселения.
Развитие капиталистических отношений в городской экономике проходило быстрыми темпами, в ней формировались национальные ниши, которые вмещали далеко не всех переселенцев. Попытки приспособиться к хозяйству города, найти в нем свое место в соответствии с традиционными занятиями и навыками не всегда оказывались успешными. Адаптационные процессы были особенно сложными для людей, занимавшихся не востребованным в городе сельскохозяйственным трудом. Городское население приобщалось к нетрадиционным, новым отраслям экономики, не всегда прибыльным и престижным. Большей мобильностью отличались русские и осетины, не имевшие своих национальных ниш. Крупные этнические группы армян, евреев, азербайджанцев, грузин имели своеобразную монополию в различных сферах торговли и производства. В городе функционировали мононациональные ремесленные цехи, производственные и торговые кампании, сохранялась этническая специфика хозяйственных занятий. Но урбанизационные процессы расшатывали эту систему, разрушали корпоративность, превращали городское хозяйство в активную сферу межэтнического общения, позитивную сторону которого определяли взаимозависимость и взаимозаитере- сованность.
Многоликий традиционный материально-предметный мир горожан переживал трансформационные явления под воздействием промышленности и торговли. Одни элементы традиционной бытовой культуры вытеснялись рынком, другие, напротив, в условиях урбанизации обретали новую жизнь. Основными хранителями этнокультурных констант были неимущие и средние слои. Городская элита сохраняла их в качестве ре — ликтово-знаковых элементов быта. Степень потребления европейских форм бытовой культуры определялась не этнической, а социальной принадлежностью горожан. В целом структуры повседневности представляли собой синтез традиционных, паллиативных и новых урбанизированных форм.
Соотношение традиций и новаций во многом определяло и состояние общественно-культурной среды города. Этнические группы сохраняли традиционные структуры обыденности, их досуг во многом определялся нормами обрядовой жизни, стремлением к внутриэтническому общению. Но социокультурное развитие города формировало национальную интеллигенцию, которая становилась проводником новой культуры. Система образования, культурно-просветительские, благотворительные общества, периодическая печать и книгопечатание, театр, кинематограф, литературно-драматические кружки и т. п. были унифицированными формами городской культуры, но каждая этническая группа вкладывала в них свое содержание, свою духовную культуру. Система образования включала наряду с государственными школами национальные, среди культурно-просветительских и благотворительных учреждений также были национальные, основанные местными этническими группами. Народная музыка перекладывалась на ноты, народные сказки, мифы, легенды, эпические произведения издавались в типографиях, ставились на театральных, в том числе любительских сценах, предметы народного быта перемещались в городские музеи…
Основной тенденцией культурного развития была не внутриэтни — ческая коммуникация, а интеграционные процессы, порождавшие различные формы межэтнического взаимодействия. Старовладикавказская интеллигенция была способна строить свои отношения с людьми другой национальности, отказываясь от стереотипов массового сознания и узкоэтнических ценностей и интересов, о чем свидетельствует приведенные выше факты культурного сотрудничества. Этноконтактные ситуации оказывали большое воздействие на формирование этнических стереотипов: сглаживали настороженность, недоверие, создавали условия для культурного диалога.
Наряду с межэтнической интеграцией в общественно-культурной среде происходила и социальная. В городе сохранялись сословные клубы, элитные учреждения и формы культуры, но местная интеллигенция вела активную деятельность по приобщению к городской культуре простых людей, особенно молодежи: открывала воскресные школы, учреждала различные просветительские общества, ставила любительские спектакли и т. п. Во многом благодаря этой деятельности появилась тенденция к росту духовных и эстетических потребностей горожан. Достаточно высокий уровень развития городской культуры, массовой и элитарной, материальное благосостояние, уровень образованности, а также этнические стереотипы были основными факторами, определявшими формы досуга.
В социокультурной сфере городской жизнедеятельности особая роль принадлежала храмам, которые выполняли религиозно-культовую, интеграционную, регулятивную, благотворительную, культурно-просвети — тельскую, коммуникативную и другие функции. Храм как неотъемлемая часть духовной культуры этноса был хранителем традиций и обычаев. В иноэтничном и иноконфессиональном окружении, когда религиозная принадлежность становилась этноопределяющим признаком, храм был не только центром конфессиональной жизни, но и средством сохранения национальной самобытности, фактором внутриэтнической консолидации. Массовые формы участия горожан в конфессиональной жизни — строительство храмов, молебны, крестные ходы, праздничные действия и др. — создавали условия для межконфессиональных контактов. Между адептами различных религий сложились толерантные отношения. Храм был не только очагом традиционной жизни, но и принимал активное участие в распространении форм городской культуры — школьном строительстве, церковной литературы и журналистики. Конфессиональная сфера городской жизнедеятельности объединяла горожан всех сословий.
Для праздничной жизни Владикавказа была характерна насыщенность национальными (особенно в домашне-бытовой и торжественно-официальной сторонах праздничного действа) и этнически не маркированными явлениями. Реальная динамика этнокультурного развития порождала синтез традиций и новаций, связанных с художественным творчеством и достижениями техники. Происходило расслоение праздника на народный и элитный, связанный с формами высокой культуры — театром, концертами, музыкальными вечерами и т. п. В жизнь горожан входили новые праздники, но и в них прослеживались этнические маркеры.
Показателем уровня социокультурного развития были и гендерные отношения, сложившиеся поло-ролевые стереотипы. Активность женщин, их совместная с мужчинами деятельность в системе образования, благотворительности, культурном просветительстве прослеживается у русских и осетинок. Социальная ментальность женщин в других этнических группах проявлялась гораздо слабее или вовсе не обнаруживалась.
Общинный конформизм не препятствовал социокультурной инкорпорации этнических групп. Он расшатывался не только урбанизацией, но и национальной политикой российского правительства, преследовавшей “инородческие” культурно-просветительские и благотворительные общества. Социально и культурно доминирующей группой были русские горожане, принесшие в Осетию традиции российской и европейской культуры. Они основывали многочисленные организации и учреждения, создавали культурную инфраструктуру, к которой приобщались остальные горожане, особенно после запрета правительством национальных обществ, комитетов, кружков и т. п. Большую активность в этом процессе проявляли осетины. Конец XIX — начало XX века было для них временем интенсивного культурного развития.
В целом, исследование городской культуры позволяет оценить ее как гибкую и подвижную систему, в которой постоянно происходило отмирание старых и возникновение новых форм, их постоянное взаимодействие, образующее сложные симбиотичные модели.
Группы горожан сохраняли свою внутреннюю этническую и культурную целостность, но они были толерантны, открыты для контактов.
Конечно, межэтническое общение характеризовалось не только позитивной тональностью. На обыденном уровне действовал характерный для менталитета соседствующих общностей социально-психологический механизм сравнения и противопоставления “своего” и “чужого”, который вызывал этнические предубеждения. Известно, что социальная неудовлетворенность часто переносится в плоскость межэтнического общения. Как указывалось выше, русские горожане были недовольны монополией армян, грузин, персов и евреев на торговлю и основные виды предпринимательства. Негативно сказывалось на межэтническом общении обострение криминогенной ситуации, связанной с “туземным элементом” и способствующий формированию туземофобии.
Владикавказ не был совершенно бесконфликтным социумом. Интенсивное общение носителей разных традиционных культур, разных
ментальных установок во многих сферах городской жизнедеятельности, к тому же в территориально ограниченном пространстве, естественно, сопровождалось столкновением интересов, появлением конфликтных ситуаций. Но бытовой, первичный уровень. конфликтности редко переходил в межэтнические распри. Приведенный выше анализ спорных ситуаций показывает, что горожане освоили такую необходимую форму общения как диалог, поэтому, конфликтогенные факторы не получали дальнейшего развития. Взаимодействие соседствующих культур, пластичность и устойчивость, высокая интеллигентность и коммуникативность определяли характер межэтнического общения и оптимизировали межнациональные отношения.