Городские праздники

Наряду с традиционными народными и религиозными праздниками в общественный быт владикавказцев вошли новые, городские торже­ства. Многие из них были направлены на укрепление монархического строя и православия, поэтому в них надлежало участвовать всем горо­жанам, независимо от социальной и этнической принадлежности.

Главной тенденцией в развитии городской праздничной культуры было огосударствление праздника, превращение его в официально-па — радное торжество, демонстрирующее величие власти и прославляю­щее существующий социальный порядок. Как правило, государствен­ный праздник посвящался какому-либо историческому событию или был связан с жизнедеятельностью дома Романовых. 26 февраля Вла­дикавказ вместе со всеми российскими городами отмечал день рожде­ния Государя Императора. В городском соборе проходила божествен­ная литургия. Улицы города были украшены флагами. К вечеру иллю­минированный Александровский проспект привлекал массу гуляю­щих902. 2 марта отмечался день празднования восшествия на престол Государя Императора. Праздничные действия ограничивались боже­ственной литургией в кафедральном соборе, город был украшен фла­гами и иллюминирован903. Гораздо торжественнее проходил 6 мая Вы­сокоторжественный день совершеннолетия Государя Наследника Це­саревича Николая Александровича в 1884 году. Праздничная програм­ма включала народное гулянье с детскими играми, музыкой и песня­ми. В городском соборе прошла литургия и торжественное молебствие, во владикавказском собрании — парадный бал. Городская Дума поста­новила в честь праздника выделить средства для оплаты обучения шести бедным учащимся904. День рождения Николая Александровича отмечался ежегодно.

С особой торжественностью устраивались дни царского коронова­ния. Сохранилось описание этого праздника за 1883 год: “Во всех го­родских церквях раздался благовест к молебствию и толпы народа дви­нулись к церковным площадям, а городские здания быстро расцвети­лись флагами, гирляндами, вензелями и транспарантами. На главной соборной площади после молебствия был парад местных войск от горо­да, причем угощение войск от города по случаю дождя было устроено не на площади, а в казармах. В учебных заведениях пели гимны, читали стихи, раздавали угощения. Вечером на главном бульваре в нескольких местах играла музыка, в городском саду открылось народное гулянье. В сумерках была зажжена иллюминация, особенно красивая на Алексан­дровском проспекте”. Были устроены фейерверки, в ротонде проходил бал, а на следующий день, 17 мая в городском театре был дан бесплат­ный спектакль для учебных заведений и для “народа”. Праздник завер­шился скачками в окрестностях города905.

Не проходил незамеченным для жизни горожан день тезоименит­ства Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны. 22 июня в кафедральном соборе после литургии городским духовенством был отслужен молебен святой Равноапостольной Марии Магдалины, в конце которого было провозглашено многолетие Авгус­тейшей именинницы. Ежегодно в этот день город украшали флагами и иллюминацией906.

26 июня, в память о спасении их Императорских величеств с Авгу­стейшим семейством при крушении Царского поезда 17 октября 1888 года, ежегодно во Владикавказе совершалась литургия, а затем молебен перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы, которая была сооружена духовенством Владикавказской епархии в честь этого события. 23 ок­тября праздновалось восшествие на престол Государя Императора Ни­колая Александровича. Кроме торжественной литургии в этот праздник проходил воинский парад907.

Для всех российских государственных праздников была характерна официозность, торжественность, строгое соблюдение регламента.

Свои национальные государственные праздники отмечала во Вла­дикавказе и персидская община. 8 июля 1914 года она торжественно отмечала коронование повелителя Персии — Султан-Ахмед-шаха. “Ста­рая мечеть, куда с раннего утра начали стекаться мусульмане, была де­корирована национальными флагами… К 11 часам утра к мечети собра­лось огромное количество мусульман в праздничных одеяниях. Пред­ставители персидской интеллигенции, купечества и проживающей во Владикавказе знати также явились в мечеть. В 12 часу в мечети нача­лось торжественное богослужение. Ахунд Касум-Заде открыл богослу­жение восхвалением Всевышнего за его Промыслы, ниспосылаемые на землю правоверным и призвал присутствующих просить Всевышнего о многолетии молодому повелителю Персии и Императору Николаю Алек­сандровичу. После ахунда Касум-Заде кафедру занял ахунд Ахмет, ко­торый также совершил краткое богослужение. Из мечети мусульмане направились в консульство, где для мусульманской знати был сервиро­ван обед. Для персиян-тружеников в этот день было снято огромное помещение на Базарной площади, принадлежавшее Оганову. В этом помещении праздновали день коронации, если можно так выразиться, низы персидского владикавказского общества”908.

Не менее значимым праздником для персов был “День дарованных свобод”. В этот день все персидские магазины и лавки бывали украше­ны коврами и национальными флагами, особенно роскошно было укра­шено и даже иллюминировано здание персидского консульства. Устра­ивались вечерние рауты. В 1906 году на таком рауте присутствовали не только персы, но и представители многонациональной городской ин­теллигенции. Были зачитаны приветственные адреса Владикавказского общественного управления, Владикавказского студенческого общества и др. Со словами благодарности выступили местные персы-студенты909.

Во Владикавказе отмечались и торжества, связанные с юбилейны­ми событиями. В 1885 году праздновалось 1000-летие кончины Святого Мефодия. В Спасо-Преображенском соборе прошла литургия, а затем — крестный ход на церковную площадь, завершенный молебном..В учеб­ных заведениях были устроены праздничные обеды, городские улицы были заполнены гуляющими910.

В 1899 году город отмечал 100-летний юбилей А. С. Пушкина. К праз­днику был разбит Пушкинский сквер, открыта Пушкинская народная аудитория. На средства, собранные городской интеллигенцией, было по­строено Горско-Пушкинское общежитие для детей из отдаленных аулов, обучавшихся в городских гимназиях и реальных училищах. Коста Хета­гуров организовал к юбилею “живые картины” в городском театре, по­становку своей пьесы “Дуня”. В день праздника в кафедральном соборе прошла панихида, а в городском театре — литературные чтения на темы: “Чем велик Пушкин”, “Как жил Пушкин”, “Песнь о вещем Олеге” и др. По-своему отметила юбилей Владикавказская мещанская управа, кото­рая приобрела для обоих своих училищ большие портреты А. С. Пушки­на, для учащихся — 150 маленьких портретов, а также бланки свиде­тельств выпускников училищ и похвальные листы с изображением по­эта. Учащиеся получили в подарок произведения А. С. Пушкина. В учи­лищах также были отслужены обедни911. Столь активное участие в юби­лее поэта — свидетельство не только высокой культуры горожан, но и их памяти о пребывании Пушкина во Владикавказе.

31 марта 1911 года был отпразднован полувековой юбилей Влади­

кавказа. В Думском зале состоялось торжественное заседание городс­кой думы. Оно началось с панихиды, совершенной Епископом Агапи — том по в Бозе почивающем наместнике Кавказа Великом князе Михаи­ле Николаевиче, а также по павшим в боях защитникам и умершим дея­телям города-крепости. Затем были вознесены молитвы о здравии цар­ствующего Императора Николая II и всей Его Августейшей семьи. Ве­чером на площади у старого крепостного собора состоялась “заря с це­ремонией”, в которой приняли участие все расположенные в городе ча­сти войск. Это торжество собрало все учебные заведения города и “мно­жество народа”912.

Заметным событием было празднование в 1914 году 100-летия Осе­тинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. К этому торжеству церковь, местность вокруг нее были реставрированы. В празднике при­няли участие не только владикавказские осетины, но “жители осетинс­ких православных селений, а также вся многонациональная православ­ная паства города”913.

В октябре 1913 года местное армянское общество праздновало 1500- летие армянского алфавита и 400-летие книгопечатания. В армяно-гри — горианской церкви состоялось торжественное богослужение, а на сле­дующий день — крестный ход в армянскую школу, где было подготовле­но “музыкальное утро”. Дети читали стихи армянских поэтов. На тор­жестве присутствовала не только многочисленная армянская община, но и горожане других национальностей914.

В городской праздничной культуре следует выделить производствен­но-профессиональные праздники. Во Владикавказе было немало цехов, каждый из них имел свой годовой праздник. Очевидно, это явление следует рассматривать как трансформированный остаток былой ремес­ленной обрядности. Цикл обычаев производственного характера, совер­шавшихся ремесленниками в российских феодальных городах был ос­нован на системе православных праздников, соединявших церковные святцы и древние календарные обряды. В старину, в состав годового цикла ремесленной обрядности входили ритуалы, посвященные покро­вителям ремесленных профессий, которыми в XV-XVIII веках станови­лись святые православной церкви. Во Владикавказе в изучаемое время сохранялись именно эти годовые ремесленные праздники, посвящен­ные покровителям цехов. Каждая ремесленная корпорация имела свое­го патрона — христианского святого. Местные кузнецы отмечали свой годовой праздник 23 апреля. Они считали своим патроном Святого Ве­ликомученика Георгия. Праздничные действия проходили в ремеслен­ной управе, а с 1913 года — в Свято-Георгиевской церкви на Владимирс­кой слободке915. Ремесленники кровельно-малярного цеха ежегодно справляли свой традиционный праздник 1 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы916.17 октября отмечал свой праздник шапочный цех917.

17 Заказ №1611 257

Особым почтением у ремесленников пользовался Святой Николай Чудотворец. В день его памяти отмечался праздник сапожного цеха, го­родской типографии. К этому же дню — 6 декабря — приурочила свой храмовый праздник домашняя церковь реального училища. В 1875 году в день храмового праздника в церкви Владикавказского реального учи­лища Преосвященным епископом Иосифом было совершено торжествен­ное богослужение. После молебствия состоялся праздничный завтрак, ученический концерт, на котором выступил и известный скрипач Сул — тан-бек Абаев, а вечером состоялся детский бал.

Сценарий всех ремесленных праздников был стандартным и вклю­чал торжественную литургию в соответствующей церкви (сапожники — в Вознесенской, кузнецы — в Свято-Георгиевской и т. д.) и трапезу, орга­низованную на общие средства. Неофициальная часть праздника про­ходила в здании ремесленной управы и по свидетельству современни­ков, отличалась теплой задушевной обстановкой. Молебен и застолье были сохранившимися элементами традиционных праздников феодаль­ных российских городов. Во Владикавказе обосновалось немало ремес­ленников — носителей производственной обрядовой культуры, выход­цев из этих городов. Трансформация этой культуры была вызвана капи­талистическим развитием города, появлением и утверждением струк­тур повседневности нового времени. Сохранившиеся формы празднич­ности укрепляли корпоративную цеховую солидарность, способствова­ли приобщению молодых ремесленников к профессиональному сооб­ществу. При этом активно использовались элементы городской культу­ры. Например, в 1875 году этот праздник был отмечен большим концер­том хора и оркестра Терского казачьего войска и музыкальным вечером. В день Святого Николая Чудотворца праздник в реальном училище кро­ме торжественного богослужения и традиционного обеда был отмечен литературным чтением с демонстрацией “туманных картин” Краузе, фи­зических опытов, показанных учителем физики. Вечером учащиеся были приглашены в городской театр на постановку пьесы “ Бедность не по­рок”. Все места в театре выкупил для них барон Штейнгель918. Новации в ремесленной обрядности могли определяться конкретными события­ми. В октябре 1915 года Владикавказ отмечал 50-летний юбилей Ремес­ленного общества. Официальная часть была ограничена торжественным молебном, а развлекательная программа перенесена на окончание воен­ных действий. Собранные для общественной трапезы средства были использованы на благотворительные цели: приобретение обуви и одеж­ды бедным ученикам училища общества ремесленников919.

В праздничной жизни города наблюдалось и такое явление: профес­сиональные непроизводственные объединения тоже устанавливали свои годовые праздники, часто приурочивая их к дням христианских святых и ремесленным торжествам. Городская полиция отмечала свой годовой праздник в день Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября, в один день с кровельщиками и малярами. Был заимствован и сценарий празднич­ного действа: торжественное богослужение и застолье920. 18 декабря было днем годового праздника военно-медицинской академии. Владикавказ­ские врачи отмечали его собранием, на котором обсуждались професси­ональные проблемы, и товарищеским обедом, для проведения которого предпочитали гостиницу “Франция”921. Ежегодные торжества устраи­вали и городские любительские общества. 9 мая было годовым празд­ником “Общества любителей правильной охоты”, образованного в 1904 году. В полдень совершалось молебствие, затем проходило празднич­ное застолье, а массово — развлекательная часть торжества включала за­городные прогулки со стрельбой пулями по мишеням, дробью по таре­лочкам, коллективную охоту. 9 мая 1897 года годовой праздник состоял­ся на даче владикавказского общества любителей охоты. После тради­ционного молебствия состоялся завтрак, а затем — состязательная стрель­ба на призы дробью по небольшим швыркам (асфальтовым тарелоч­кам), выбрасываемым на воздух посредством особой машинки на рас­стоянии 18 метров от стрелка. Призами были золотые и серебряные жетоны922.

Своеобразная праздничная обрядность сформировалась и у воен­ных. Военные части нередко имели свои домовые церкви и соответствен­но отмечали свои храмовые праздники. 29 июня проходил праздник Тен — гинской полковой церкви, 23 апреля — 4 батареи 20-ой артиллерийской бригады, которая устраивала развлечения на призы — беганье в мешках, проскакивание через бездонные бочки и т. п. Отмечался день Георгиевс­ких кавалеров в Линейной церкви, на площади перед которой проходил парад войск923.

В начале XX века в Европе большую популярность приобрел “Праз­дник белой ромашки”, проводившийся с целью сбора средств для боль­ных туберкулезом. Четко установленных форм празднования не суще­ствовало, но суть их сводилась к продаже цветов. Во Владикавказе день белой ромашки впервые отметили в 1911 году. Организатором выступи­ло общество народных чтений. Несколько десятков дам и барышень в сопровождении кавалеров производили по Александровскому проспек­ту, на Треке и других людных местах продажу живых цветов — ланды­шей, сирени и др. Очевидно, смысл праздника не сразу был понят орга­низаторами, поэтому вырученные средства использовались для построй­ки народного дома. В последующие годы праздник устраивало правле­ние и комитет Владикавказского отделения лиги борьбы с туберкуле­зом. Для продажи цветов были приглашены представители различных слоев городского населения, служащие местных учреждений. Город де­лили на участки, а продавцы цветов были снабжены кружками для сбо­ра денег. На улицах было много людей, играла музыка. Корреспонден­ты “Терских ведомостей” подробно описали праздник “Белой ромаш­ки”, проходивший в 1914 году. “27 мая улицы Владикавказа представля­ли необычайное зрелище: владикавказцы четвертый раз праздновали день Белой ромашки…. К 10 утра в разных концах города появились группы продавщиц и продавцов белого цветка. Но публики в это время на улицах было еще мало, а потому продажа цветка шла вяло. К 11 ча­сам по Александровскому проспекту прошли несколько процессий. По самому бульвару и по обоим тротуарам шли сборщики и сборщицы с кружками и цветами, а по середине улицы процессия больничных слу­жащих в белых халатах. Впереди этой процессии несли на руках длин­ные белые плакаты с черными надписями: “помогите чахоточным”, “по­даяние — паче молитвы”, “мы просим для чахоточных” и т. д., а позади шел оркестр духовой музыки. К часу дня на том же бульваре появилась вторая очень оригинальная процессия, организованная местным грузин­ским обществом. Впереди шла зурна, а за нею разукрашенная цветами линейка, запряженная осликами. На линейках ехали дети, одетые в раз­ноцветные костюмы, а шествие замыкали мужчины и женщины в наци­ональных грузинских костюмах. В центре процессии на арбе запряжен­ной быками, восседала грузинская молодая чета. Это шествие вышло очень удачным и красивым. К двум часам дня бульвар наполнился пуб­ликой и праздник принял весьма оживленный вид. Торговля белым цвет­ком к этому времени пошла очень бойко и редкого прохожего можно было встретить без белого цветка на груди. Сборщики раздавали также экземпляры газеты “Белая ромашка”. После двух часов дня группы про­дающих разбились и их можно было встретить даже на отдаленных ок­раинах города, заходили продавщицы и продавцы цветка в погреба, в рестораны, на постоялые дворы, харчевни и т. д. Везде и всюду только и слышно было “купите цветочек”, “помогите чахоточным” и помощь шла щедро в виде медных пятаков и серебряных гривенников”. Ярким и за­поминающемся был день Белой ромашки в 1916 году. По Александров­скому проспекту разъезжали разукрашенные автомобили, в которых было много нарядных детей. Затем прошел оркестр Терского казачьего войс­ка под управлением Энгелыымидта, а известная опереточная актриса Бауэр сидела в корзине, которую нес на спине господин К, и энергично предлагала купить белую ромашку. Это шествие оживило публику. Ве­чером в городском театре состоялись концерт и спектакль. В результате проведенных акций сбор в день Белой ромашки 20 апреля 1916 года выразился в сумме 3500 рублей, которые пошли на исцеление больных924.

Из новых городских праздников следует отметить и “Праздник дре­вонасаждений”, приходившийся на март-апрель. В кафедральном собо­ре, иногда в грузинской церкви, совершалось торжественное молебствие, после которого учащиеся городских учебных заведений и другие горо­жане отправлялись на заранее определенные участки и сажали деревья, цветы, огородные культуры925. Инициатором праздника была городская управа, которая через начальников школ и училищ привлекала моло­дежь. В ходе праздника были благоустроены Сапицкая будка, Саперная площадь, прилегающие к школам земельные участки926.

Итак, для праздничной жизни Владикавказа была характерна насы­щенность национальными и этнически не маркированными явлениями, трансформация традиционных и появление новых праздников.

В традиционном праздненстве происходили следующие перемены. Усилилась его официальная часть: становились обязательными публич­ные торжественные речи областного и городского начальства, военный парад, военный оркестр, официальные обеды и ужины. Государство ак­тивно вторгалось в праздничную жизнь, рассматривая публичные уве­селения как способ разряжения общественного недовольства и укреп­ления власти. Этим объясняется стремление привлечь к празднику как можно больше горожан. Городская Дума Владикавказа неоднократно проявляла заботу о различных группах городского населения — водите­лях трамваев, торговцах и др., старалась сократить их рабочее время в праздничные дни, дать возможность отдыхать “по-христиански”. Учи­тывались интересы и других конфессиональных обществ — мусульман и иудеев, которые также освобождались от работы в дни своих праздни­ков.

Основой праздничной жизни, не только конфессиональной, но и свет­ской, был храм. Ни один городской праздник не обходился без активно­го участия церковнослужителей, без литургии, молебна. Церковь вмес­те с государством усиливала торжественную, официальную часть праз­дника.

Самой динамичной и инновационной была культурно — развлекатель­ная сторона праздника. Развитие художественного творчества, дости­жения техники, рост духовных и эстетических потребностей менял со­знание и вкусы интеллигенции, хорошо знакомой с формами высокой культуры — театром, классической музыкой, эстрадой. Эту часть горо­жан уже не привлекали балаганы, качели и карусели. Она обслужива­лась профессиональным искусством.

“Народный” праздник оставался уделом простолюдин. Сословный принцип устройства городских праздников учитывали и предпринимате­ли, предоставлявшие городской элите престижные и дорогостоящие зре­лища, а основной массе горожан — развлечения, не требующие затрат.

Праздничное веселье, как атрибут традиционного торжества, ушло в домашне-бытовую сферу, т. к. в официальном празднике оно станови­лось не уместным.

Домашний праздник тоже претерпевал изменения. Городская вер­хушка предпочитала ему “семейные вечера” в городских клубах или домах высокопоставленных горожан. Основная масса жителей города

сохраняла домашний праздник как средоточие традиций, обычаев, сво­бодного общения, танцев, веселья.

Сосуществование представителей различных культур, этническая и религиозная терпимость, межэтническое общение во многом определи­ли развитие праздничной культуры. Смешение в единый праздничный поток горожан многих национальностей, взаимозаимствование элемен­тов праздничности создавали в городе особый колорит. Владикавказс­кий праздник был не только способом общения и развлечения, но и сред­ством социализации горожанина, фактором формирования и укрепле­ния полиэтничного городского социума.