Наряду с традиционными народными и религиозными праздниками в общественный быт владикавказцев вошли новые, городские торжества. Многие из них были направлены на укрепление монархического строя и православия, поэтому в них надлежало участвовать всем горожанам, независимо от социальной и этнической принадлежности.
Главной тенденцией в развитии городской праздничной культуры было огосударствление праздника, превращение его в официально-па — радное торжество, демонстрирующее величие власти и прославляющее существующий социальный порядок. Как правило, государственный праздник посвящался какому-либо историческому событию или был связан с жизнедеятельностью дома Романовых. 26 февраля Владикавказ вместе со всеми российскими городами отмечал день рождения Государя Императора. В городском соборе проходила божественная литургия. Улицы города были украшены флагами. К вечеру иллюминированный Александровский проспект привлекал массу гуляющих902. 2 марта отмечался день празднования восшествия на престол Государя Императора. Праздничные действия ограничивались божественной литургией в кафедральном соборе, город был украшен флагами и иллюминирован903. Гораздо торжественнее проходил 6 мая Высокоторжественный день совершеннолетия Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича в 1884 году. Праздничная программа включала народное гулянье с детскими играми, музыкой и песнями. В городском соборе прошла литургия и торжественное молебствие, во владикавказском собрании — парадный бал. Городская Дума постановила в честь праздника выделить средства для оплаты обучения шести бедным учащимся904. День рождения Николая Александровича отмечался ежегодно.
С особой торжественностью устраивались дни царского коронования. Сохранилось описание этого праздника за 1883 год: “Во всех городских церквях раздался благовест к молебствию и толпы народа двинулись к церковным площадям, а городские здания быстро расцветились флагами, гирляндами, вензелями и транспарантами. На главной соборной площади после молебствия был парад местных войск от города, причем угощение войск от города по случаю дождя было устроено не на площади, а в казармах. В учебных заведениях пели гимны, читали стихи, раздавали угощения. Вечером на главном бульваре в нескольких местах играла музыка, в городском саду открылось народное гулянье. В сумерках была зажжена иллюминация, особенно красивая на Александровском проспекте”. Были устроены фейерверки, в ротонде проходил бал, а на следующий день, 17 мая в городском театре был дан бесплатный спектакль для учебных заведений и для “народа”. Праздник завершился скачками в окрестностях города905.
Не проходил незамеченным для жизни горожан день тезоименитства Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны. 22 июня в кафедральном соборе после литургии городским духовенством был отслужен молебен святой Равноапостольной Марии Магдалины, в конце которого было провозглашено многолетие Августейшей именинницы. Ежегодно в этот день город украшали флагами и иллюминацией906.
26 июня, в память о спасении их Императорских величеств с Августейшим семейством при крушении Царского поезда 17 октября 1888 года, ежегодно во Владикавказе совершалась литургия, а затем молебен перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы, которая была сооружена духовенством Владикавказской епархии в честь этого события. 23 октября праздновалось восшествие на престол Государя Императора Николая Александровича. Кроме торжественной литургии в этот праздник проходил воинский парад907.
Для всех российских государственных праздников была характерна официозность, торжественность, строгое соблюдение регламента.
Свои национальные государственные праздники отмечала во Владикавказе и персидская община. 8 июля 1914 года она торжественно отмечала коронование повелителя Персии — Султан-Ахмед-шаха. “Старая мечеть, куда с раннего утра начали стекаться мусульмане, была декорирована национальными флагами… К 11 часам утра к мечети собралось огромное количество мусульман в праздничных одеяниях. Представители персидской интеллигенции, купечества и проживающей во Владикавказе знати также явились в мечеть. В 12 часу в мечети началось торжественное богослужение. Ахунд Касум-Заде открыл богослужение восхвалением Всевышнего за его Промыслы, ниспосылаемые на землю правоверным и призвал присутствующих просить Всевышнего о многолетии молодому повелителю Персии и Императору Николаю Александровичу. После ахунда Касум-Заде кафедру занял ахунд Ахмет, который также совершил краткое богослужение. Из мечети мусульмане направились в консульство, где для мусульманской знати был сервирован обед. Для персиян-тружеников в этот день было снято огромное помещение на Базарной площади, принадлежавшее Оганову. В этом помещении праздновали день коронации, если можно так выразиться, низы персидского владикавказского общества”908.
Не менее значимым праздником для персов был “День дарованных свобод”. В этот день все персидские магазины и лавки бывали украшены коврами и национальными флагами, особенно роскошно было украшено и даже иллюминировано здание персидского консульства. Устраивались вечерние рауты. В 1906 году на таком рауте присутствовали не только персы, но и представители многонациональной городской интеллигенции. Были зачитаны приветственные адреса Владикавказского общественного управления, Владикавказского студенческого общества и др. Со словами благодарности выступили местные персы-студенты909.
Во Владикавказе отмечались и торжества, связанные с юбилейными событиями. В 1885 году праздновалось 1000-летие кончины Святого Мефодия. В Спасо-Преображенском соборе прошла литургия, а затем — крестный ход на церковную площадь, завершенный молебном..В учебных заведениях были устроены праздничные обеды, городские улицы были заполнены гуляющими910.
В 1899 году город отмечал 100-летний юбилей А. С. Пушкина. К празднику был разбит Пушкинский сквер, открыта Пушкинская народная аудитория. На средства, собранные городской интеллигенцией, было построено Горско-Пушкинское общежитие для детей из отдаленных аулов, обучавшихся в городских гимназиях и реальных училищах. Коста Хетагуров организовал к юбилею “живые картины” в городском театре, постановку своей пьесы “Дуня”. В день праздника в кафедральном соборе прошла панихида, а в городском театре — литературные чтения на темы: “Чем велик Пушкин”, “Как жил Пушкин”, “Песнь о вещем Олеге” и др. По-своему отметила юбилей Владикавказская мещанская управа, которая приобрела для обоих своих училищ большие портреты А. С. Пушкина, для учащихся — 150 маленьких портретов, а также бланки свидетельств выпускников училищ и похвальные листы с изображением поэта. Учащиеся получили в подарок произведения А. С. Пушкина. В училищах также были отслужены обедни911. Столь активное участие в юбилее поэта — свидетельство не только высокой культуры горожан, но и их памяти о пребывании Пушкина во Владикавказе.
31 марта 1911 года был отпразднован полувековой юбилей Влади
кавказа. В Думском зале состоялось торжественное заседание городской думы. Оно началось с панихиды, совершенной Епископом Агапи — том по в Бозе почивающем наместнике Кавказа Великом князе Михаиле Николаевиче, а также по павшим в боях защитникам и умершим деятелям города-крепости. Затем были вознесены молитвы о здравии царствующего Императора Николая II и всей Его Августейшей семьи. Вечером на площади у старого крепостного собора состоялась “заря с церемонией”, в которой приняли участие все расположенные в городе части войск. Это торжество собрало все учебные заведения города и “множество народа”912.
Заметным событием было празднование в 1914 году 100-летия Осетинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. К этому торжеству церковь, местность вокруг нее были реставрированы. В празднике приняли участие не только владикавказские осетины, но “жители осетинских православных селений, а также вся многонациональная православная паства города”913.
В октябре 1913 года местное армянское общество праздновало 1500- летие армянского алфавита и 400-летие книгопечатания. В армяно-гри — горианской церкви состоялось торжественное богослужение, а на следующий день — крестный ход в армянскую школу, где было подготовлено “музыкальное утро”. Дети читали стихи армянских поэтов. На торжестве присутствовала не только многочисленная армянская община, но и горожане других национальностей914.
В городской праздничной культуре следует выделить производственно-профессиональные праздники. Во Владикавказе было немало цехов, каждый из них имел свой годовой праздник. Очевидно, это явление следует рассматривать как трансформированный остаток былой ремесленной обрядности. Цикл обычаев производственного характера, совершавшихся ремесленниками в российских феодальных городах был основан на системе православных праздников, соединявших церковные святцы и древние календарные обряды. В старину, в состав годового цикла ремесленной обрядности входили ритуалы, посвященные покровителям ремесленных профессий, которыми в XV-XVIII веках становились святые православной церкви. Во Владикавказе в изучаемое время сохранялись именно эти годовые ремесленные праздники, посвященные покровителям цехов. Каждая ремесленная корпорация имела своего патрона — христианского святого. Местные кузнецы отмечали свой годовой праздник 23 апреля. Они считали своим патроном Святого Великомученика Георгия. Праздничные действия проходили в ремесленной управе, а с 1913 года — в Свято-Георгиевской церкви на Владимирской слободке915. Ремесленники кровельно-малярного цеха ежегодно справляли свой традиционный праздник 1 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы916.17 октября отмечал свой праздник шапочный цех917.
17 Заказ №1611 257
Особым почтением у ремесленников пользовался Святой Николай Чудотворец. В день его памяти отмечался праздник сапожного цеха, городской типографии. К этому же дню — 6 декабря — приурочила свой храмовый праздник домашняя церковь реального училища. В 1875 году в день храмового праздника в церкви Владикавказского реального училища Преосвященным епископом Иосифом было совершено торжественное богослужение. После молебствия состоялся праздничный завтрак, ученический концерт, на котором выступил и известный скрипач Сул — тан-бек Абаев, а вечером состоялся детский бал.
Сценарий всех ремесленных праздников был стандартным и включал торжественную литургию в соответствующей церкви (сапожники — в Вознесенской, кузнецы — в Свято-Георгиевской и т. д.) и трапезу, организованную на общие средства. Неофициальная часть праздника проходила в здании ремесленной управы и по свидетельству современников, отличалась теплой задушевной обстановкой. Молебен и застолье были сохранившимися элементами традиционных праздников феодальных российских городов. Во Владикавказе обосновалось немало ремесленников — носителей производственной обрядовой культуры, выходцев из этих городов. Трансформация этой культуры была вызвана капиталистическим развитием города, появлением и утверждением структур повседневности нового времени. Сохранившиеся формы праздничности укрепляли корпоративную цеховую солидарность, способствовали приобщению молодых ремесленников к профессиональному сообществу. При этом активно использовались элементы городской культуры. Например, в 1875 году этот праздник был отмечен большим концертом хора и оркестра Терского казачьего войска и музыкальным вечером. В день Святого Николая Чудотворца праздник в реальном училище кроме торжественного богослужения и традиционного обеда был отмечен литературным чтением с демонстрацией “туманных картин” Краузе, физических опытов, показанных учителем физики. Вечером учащиеся были приглашены в городской театр на постановку пьесы “ Бедность не порок”. Все места в театре выкупил для них барон Штейнгель918. Новации в ремесленной обрядности могли определяться конкретными событиями. В октябре 1915 года Владикавказ отмечал 50-летний юбилей Ремесленного общества. Официальная часть была ограничена торжественным молебном, а развлекательная программа перенесена на окончание военных действий. Собранные для общественной трапезы средства были использованы на благотворительные цели: приобретение обуви и одежды бедным ученикам училища общества ремесленников919.
В праздничной жизни города наблюдалось и такое явление: профессиональные непроизводственные объединения тоже устанавливали свои годовые праздники, часто приурочивая их к дням христианских святых и ремесленным торжествам. Городская полиция отмечала свой годовой праздник в день Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября, в один день с кровельщиками и малярами. Был заимствован и сценарий праздничного действа: торжественное богослужение и застолье920. 18 декабря было днем годового праздника военно-медицинской академии. Владикавказские врачи отмечали его собранием, на котором обсуждались профессиональные проблемы, и товарищеским обедом, для проведения которого предпочитали гостиницу “Франция”921. Ежегодные торжества устраивали и городские любительские общества. 9 мая было годовым праздником “Общества любителей правильной охоты”, образованного в 1904 году. В полдень совершалось молебствие, затем проходило праздничное застолье, а массово — развлекательная часть торжества включала загородные прогулки со стрельбой пулями по мишеням, дробью по тарелочкам, коллективную охоту. 9 мая 1897 года годовой праздник состоялся на даче владикавказского общества любителей охоты. После традиционного молебствия состоялся завтрак, а затем — состязательная стрельба на призы дробью по небольшим швыркам (асфальтовым тарелочкам), выбрасываемым на воздух посредством особой машинки на расстоянии 18 метров от стрелка. Призами были золотые и серебряные жетоны922.
Своеобразная праздничная обрядность сформировалась и у военных. Военные части нередко имели свои домовые церкви и соответственно отмечали свои храмовые праздники. 29 июня проходил праздник Тен — гинской полковой церкви, 23 апреля — 4 батареи 20-ой артиллерийской бригады, которая устраивала развлечения на призы — беганье в мешках, проскакивание через бездонные бочки и т. п. Отмечался день Георгиевских кавалеров в Линейной церкви, на площади перед которой проходил парад войск923.
В начале XX века в Европе большую популярность приобрел “Праздник белой ромашки”, проводившийся с целью сбора средств для больных туберкулезом. Четко установленных форм празднования не существовало, но суть их сводилась к продаже цветов. Во Владикавказе день белой ромашки впервые отметили в 1911 году. Организатором выступило общество народных чтений. Несколько десятков дам и барышень в сопровождении кавалеров производили по Александровскому проспекту, на Треке и других людных местах продажу живых цветов — ландышей, сирени и др. Очевидно, смысл праздника не сразу был понят организаторами, поэтому вырученные средства использовались для постройки народного дома. В последующие годы праздник устраивало правление и комитет Владикавказского отделения лиги борьбы с туберкулезом. Для продажи цветов были приглашены представители различных слоев городского населения, служащие местных учреждений. Город делили на участки, а продавцы цветов были снабжены кружками для сбора денег. На улицах было много людей, играла музыка. Корреспонденты “Терских ведомостей” подробно описали праздник “Белой ромашки”, проходивший в 1914 году. “27 мая улицы Владикавказа представляли необычайное зрелище: владикавказцы четвертый раз праздновали день Белой ромашки…. К 10 утра в разных концах города появились группы продавщиц и продавцов белого цветка. Но публики в это время на улицах было еще мало, а потому продажа цветка шла вяло. К 11 часам по Александровскому проспекту прошли несколько процессий. По самому бульвару и по обоим тротуарам шли сборщики и сборщицы с кружками и цветами, а по середине улицы процессия больничных служащих в белых халатах. Впереди этой процессии несли на руках длинные белые плакаты с черными надписями: “помогите чахоточным”, “подаяние — паче молитвы”, “мы просим для чахоточных” и т. д., а позади шел оркестр духовой музыки. К часу дня на том же бульваре появилась вторая очень оригинальная процессия, организованная местным грузинским обществом. Впереди шла зурна, а за нею разукрашенная цветами линейка, запряженная осликами. На линейках ехали дети, одетые в разноцветные костюмы, а шествие замыкали мужчины и женщины в национальных грузинских костюмах. В центре процессии на арбе запряженной быками, восседала грузинская молодая чета. Это шествие вышло очень удачным и красивым. К двум часам дня бульвар наполнился публикой и праздник принял весьма оживленный вид. Торговля белым цветком к этому времени пошла очень бойко и редкого прохожего можно было встретить без белого цветка на груди. Сборщики раздавали также экземпляры газеты “Белая ромашка”. После двух часов дня группы продающих разбились и их можно было встретить даже на отдаленных окраинах города, заходили продавщицы и продавцы цветка в погреба, в рестораны, на постоялые дворы, харчевни и т. д. Везде и всюду только и слышно было “купите цветочек”, “помогите чахоточным” и помощь шла щедро в виде медных пятаков и серебряных гривенников”. Ярким и запоминающемся был день Белой ромашки в 1916 году. По Александровскому проспекту разъезжали разукрашенные автомобили, в которых было много нарядных детей. Затем прошел оркестр Терского казачьего войска под управлением Энгелыымидта, а известная опереточная актриса Бауэр сидела в корзине, которую нес на спине господин К, и энергично предлагала купить белую ромашку. Это шествие оживило публику. Вечером в городском театре состоялись концерт и спектакль. В результате проведенных акций сбор в день Белой ромашки 20 апреля 1916 года выразился в сумме 3500 рублей, которые пошли на исцеление больных924.
Из новых городских праздников следует отметить и “Праздник древонасаждений”, приходившийся на март-апрель. В кафедральном соборе, иногда в грузинской церкви, совершалось торжественное молебствие, после которого учащиеся городских учебных заведений и другие горожане отправлялись на заранее определенные участки и сажали деревья, цветы, огородные культуры925. Инициатором праздника была городская управа, которая через начальников школ и училищ привлекала молодежь. В ходе праздника были благоустроены Сапицкая будка, Саперная площадь, прилегающие к школам земельные участки926.
Итак, для праздничной жизни Владикавказа была характерна насыщенность национальными и этнически не маркированными явлениями, трансформация традиционных и появление новых праздников.
В традиционном праздненстве происходили следующие перемены. Усилилась его официальная часть: становились обязательными публичные торжественные речи областного и городского начальства, военный парад, военный оркестр, официальные обеды и ужины. Государство активно вторгалось в праздничную жизнь, рассматривая публичные увеселения как способ разряжения общественного недовольства и укрепления власти. Этим объясняется стремление привлечь к празднику как можно больше горожан. Городская Дума Владикавказа неоднократно проявляла заботу о различных группах городского населения — водителях трамваев, торговцах и др., старалась сократить их рабочее время в праздничные дни, дать возможность отдыхать “по-христиански”. Учитывались интересы и других конфессиональных обществ — мусульман и иудеев, которые также освобождались от работы в дни своих праздников.
Основой праздничной жизни, не только конфессиональной, но и светской, был храм. Ни один городской праздник не обходился без активного участия церковнослужителей, без литургии, молебна. Церковь вместе с государством усиливала торжественную, официальную часть праздника.
Самой динамичной и инновационной была культурно — развлекательная сторона праздника. Развитие художественного творчества, достижения техники, рост духовных и эстетических потребностей менял сознание и вкусы интеллигенции, хорошо знакомой с формами высокой культуры — театром, классической музыкой, эстрадой. Эту часть горожан уже не привлекали балаганы, качели и карусели. Она обслуживалась профессиональным искусством.
“Народный” праздник оставался уделом простолюдин. Сословный принцип устройства городских праздников учитывали и предприниматели, предоставлявшие городской элите престижные и дорогостоящие зрелища, а основной массе горожан — развлечения, не требующие затрат.
Праздничное веселье, как атрибут традиционного торжества, ушло в домашне-бытовую сферу, т. к. в официальном празднике оно становилось не уместным.
Домашний праздник тоже претерпевал изменения. Городская верхушка предпочитала ему “семейные вечера” в городских клубах или домах высокопоставленных горожан. Основная масса жителей города
сохраняла домашний праздник как средоточие традиций, обычаев, свободного общения, танцев, веселья.
Сосуществование представителей различных культур, этническая и религиозная терпимость, межэтническое общение во многом определили развитие праздничной культуры. Смешение в единый праздничный поток горожан многих национальностей, взаимозаимствование элементов праздничности создавали в городе особый колорит. Владикавказский праздник был не только способом общения и развлечения, но и средством социализации горожанина, фактором формирования и укрепления полиэтничного городского социума.