В гуманитарных исследованиях нередко встречается тезис о высокой социальной энергии полиэтничных обществ, их способности к общественному и культурному прогрессу. Старовладикавказская интеллигенция рассматривала полиэтничность своего города как залог “умственного и нравственного прогресса” и считала, что в нем были сосредоточены “… лучшие по уму, образованию и нравственным качествам люди военного и гражданского сословий, а также населения казачьего и горского”432.
Общественно-культурная среда была самой активной зоной межэтнического взаимодействия. Особую роль в этом процессе играло образование. С возрастанием образовательного уровня расширяется представление о мире, о своем и других народах. Мышление образованного человека становится менее стереотипным, формируются дружественные установки по отношению к другим этносам, происходит взаимообмен достижениями культуры.
ИЗ |
История городского образования начинается с сентября 1836 года, когда были открыты уездное и приходское духовные училища. Духовенство стояло у истоков просвещения. Экзарх Грузии Высокопреосвященный Евгений предписывал протоиерею Шио Двалиеву открыть во Владикавказе училище для детей “осетинских владельцев, старшин и некоторых сирот”. В училище принимали детей и на казенное содержание, если они по окончанию принимали духовный сан. Если родители не давали письменного обязательства о вступлении ребенка в духовное звание, обучение становилось платным. Экзарх Грузии требовал от благочинных привлекать горцев к обучению за “казенный кошт”. Но со временем стало ясно, что письменные обещания родителей не были гарантией перехода в духовное звание. Получив образование, горцы уклонялись от церкви. Это стало причиной отмены для них казенного содержания. Численность учащихся резко сократилась, что вынудило Экзар-
8 Заказ № 1611
ха ввести “казеннокоштные” стипендии для горцев. Но по окончании училища они все-таки старались поступать в кадетские корпуса и другие светские учебные заведения. В 1862 году училище было закрыто433.
В повседневной жизни система светского городского образования создавала условия для интенсивного межэтнического общения. Учебные заведения были этнически неоднородны по составу учащихся и педагогов. Система совместного обучения русских детей с “инородцами” была официально оговорена с Министерством народного просвещения при выработке программы обучения в национальных окраинах страны. Администрация старалась установить дружественные контакты с привилегированными сословиями горцев, поэтому прежде всего заботилась об образовании их детей. Для них в 1848 году во Владикавказе была основана Навагинская школа.
Командир отдельного Кавказского корпуса, генерал-адъютант барон Г. В. Розен еще в 1836 году стал ходатайствовать об открытии школ при войсках отдельного Кавказского корпуса, где вместе с кантонистами обучались бы дети бедных дворян и других почетных сословий кавказских народов. Но только 1 мая 1*848 года при Навагинском пехотном полку была открыта школа для 50 военных воспитанников. Командир полка барон И. А. Вревский просил объявить об открытии школы по всему Владикавказскому военному округу, чтобы привлечь детей бедных дворян и почетных сословий. Для них было предоставлено 30 мест, а для детей русских чиновников — 20 мест. Навагинская школа стала очень популярной. Многие горцы годами ждали очереди, записывались в списки кандидатов. Дети до 17 лет обучались за казенный счет. По окончании школы они поступали на военную или гражданскую службу. С 1848 по 1853 год в Навагинской школе училось 90 человек. В программу входили русская грамматика, немецкий или французский язык, арифметика, история и география. С уходом Навагинского полка из Владикавказа школа перешла в ведение Тенгинского полка, а в 1861 году была преобразована в Горское окружное училище434.
20 октября 1859 года был утвержден “Устав о горских школах”, которые должны были распространять “гражданственность и образование между горцами”, и давать образование детям “служащих на Кавказе семейных офицеров и чиновников”435. Во Владикавказе была открыта первая горская школа для детей русских военно-гражданских чиновников и детей из знатных фамилий Военно-осетинского округа. В то время горские школы еще оставались в ведении военного управления и открывались им на базе военных школ. Владикавказская школа была открыта на средства, предназначавшиеся ранее для школы военных воспитанников Тенгинского полка. В учебную программу входили Закон божий, русский язык, математика, география, история, чистописание, черчение, немецкий, французский, “татарский” и осетинский языки, пение и музыка. Занятия музыкой проводились в качестве поощрения с успевающими учениками. Например, в 1869 году 18 воспитанников занимались игрой на скрипке, 6 — на фортепиано, 6 — на флейте, 4 — на кларнете, 4 — на виолончели.
При школе существовал Горский пансион, а при нем — ремесленные мастерские. Воспитанники подготовительного класса по вечерам занимались ремеслами — башмачным, портняжным, переплетным, по 2 раза в неделю каждым. Пансионеров обучали также столярному, токарному, резному, слесарному ремеслам, по их желанию и выбору.
Попечителем пансиона был полковник Эглау, инспектором — надворный советник Стоянов, надзирателями были духовные лица и педагоги — представители разных национальностей. Среди них — русские Руднев, Соколовский, Червинский, грузин Мамацев, осетин Георгий Кантемиров, окончивший Тифлисскую духовную семинарию и другие. В сохранившихся списках учащихся значатся русские, осетины, кумыки, кабардинцы, чеченцы, армяне, поляки, татары, грузины и другие436.
Горские школы сыграли большую роль в просвещении, в формировании городской интеллигенции, в развитии межэтнических контактов. Но вскоре правительство отказалось от практики учреждения горских школ. Некоторые исследователи объясняют это явление социальной переориентацией имперской политики в Наместничестве после окончания Кавказской войны, когда российская власть не видела особой необходимости в заигрывании с феодальными верхами, для детей которых в первую очередь предназначались эти школы437.
Горская школа претерпела несколько реорганизаций. В 1870 году она была преобразована в реальную прогимназию. За 2 года существования число учащихся в ней достигло 300 человек и учебное заведение уже не вмещало всех желающих. Терское казачье войско согласилось взять на себя половину расходов по содержанию, при условии преобразования прогимназии в полную гимназию. Правительство дало разрешение на такое преобразование. Вторую половину расходов по содержанию гимназии взяла на себя казна.
В 1872 году вышел устав, по которому все реальные гимназии должны были быть преобразованы в реальные училища. Главным источником содержания реальных училищ стали средства, выделяемые государственным казначейством, пособия городских обществ, деньги, собиравшиеся от платы за учение. В 1876 году Владикавказская гимназия стала реальным училищем, содержалось оно на городские средства. Горский пансион был преобразован в пансион реального училища.
Обучение было рассчитано на 8 лет, программа состояла из общеобразовательных и естественных дисциплин, а также предполагала овладение навыками отдельных видов служебной деятельности.
Горожане проявляли большую заботу о женском образовании. Для дочерей “нижних чинов” и горских влиятельных сословий было открыто Елизаветинское училище.
В 1861 году в городе была открыта благотворительная элементарная женская школа, которую в 1867 году преобразовали в женское училище второго разряда и назвали Ольгинской, в честь Великой княгини Ольги Федоровны, жены наместника Кавказа Великого князя Михаила Николаевича. Оно было в 1874 году преобразовано в гимназию, в которой в 1893 году были открыты педагогические классы. Начальницами гимназии были Е. К. Соболева, а в 1900-1916 годах — JI. M. Дударова438.
В честь Великой княгини была названа и другая школа — Осетинская. Следует отметить особую активность осетин в вопросах женского образования. Первые женские школы появились в осетинских селениях в 50-х годах XIX века. Широко известен факт основания во Владикавказе в 1862 году первой школы для осетинских девочек священником Аксо Колиевым. В 1866 году она перешла в ведение общества восстановления православного христианства на Кавказе, а в 1916 году стала учительской женской школой439.
В октябре 1865 года горожане ходатайствовали об открытии русской женской школы. В 1869 году появилась частная элементарная школа для девочек, открытая дворянкой Виталией Ломнинской. Позднее в городе были основаны 2-я и 3-я женские гимназии. По инициативе В. Г. Шредере двухклассное женское училище было преобразовано в трехклассную женскую гимназию, при которой был открыт педагогический класс. В 1916 году прогимназия была преобразована в 3-ю женскую гимназию440. Женское образование развивалось быстрыми темпами: в 1874 году в городских учебных заведениях обучалось 196, а в 1898 году — 469 девочек. Обучение велось по принципу полового разделения.
В 1868 году во Владикавказе было открыто Лорис-Меликовское ремесленное училище, в котором получали профессиональное образование представители многих этнических групп. Училище готовило кадры для развития городской экономики.
Общество Владикавказских ремесленников в 1875 году открыло для своих детей начальное училище. В нем обучались и осетины. Ремесленное училище сыграло большую роль в адаптации к городскому хозяйству этнических групп, которые в своем большинстве были носителями аграрной культуры.
Городское общество проявляло заботу о бедных детях. В мае 1871 года было основано бесплатное Константиновское училище для обучения их грамоте и письму. Оно было учреждено в память о знаменательном событии — проезде через Владикавказ в июле 1870 года Его Императорского Высочества Великого князя Константина Николаевича441.
В 1874 году была создана единая система начального образования. В ведение Кавказского учебного округа перешли школы, действовав-
Здание епархиального женского училища (ОРФ СОИГСИ) |
шие по линии общества восстановления православного христианства. В том же году было основано Николаевское училище, названное в честь Великого князя Николая Михайловича. До 1897 года оно было четырехклассным, затем его преобразовали в шестиклассное. Один из классов стал почтово-телеграфным442.
В сентябре 1875 года из Тифлиса во Владикавказ была переведена военная прогимназия, в которой несколько мест было предоставлено в распоряжение начальника Владикавказского округа и занято осетинами.
К 1877 году кроме перечисленных учебных заведений существовало еще 3 частные школы, всего же во Владикавказе к этому времени было 1309 учащихся443.
В 1880 году была открыта Владикавказская мужская прогимназия. Вначале это было частное заведение, им заведовал М. Н. Шимановский — преподаватель латыни и географии. В 188S году оно было преобразовано в классическую гимназию, а в 1889 году для нее было построено здание на городские средства444.
В том же году одна из начальных приходских одноклассных школ была преобразована в Пушкинское начальное училище, рассчитанное на 120 человек. В постановлении городской думы была отмечена острая потребность школы в Затеречной части города445. В 1889 году во Владикавказе существовало уже 21 учебное заведение, в том числе 3 средних, тогда как на все остальные города Терской области приходилось всего 19 учебных заведений. Но город продолжал расти и по-прежнему нуждался в новых школах. В 1901 году был открыт Кадетский корпус. Для детей казачества были основаны 2 учебных заведения — войсковое реальное училище и войсковая женская гимназия.
В 1891 году в городе были открыты две (мужская и женская) воскресные школы с программой городских училищ. Обучение в них было бесплатным. Желающих учиться оказалось так много, что Терское областное управление 12 июля 1895 года приняло решение об открытии вечерних классов для взрослых и воскресных — для детей при всех сельских и городских училищах. Одновременно был рассмотрен вопрос об организации библиотек для учащихся446. Воскресно-праздничные школы были открыты при 6 училищах. При Владикавказском женском трехклассном училище воскресная школа приняла 261 человека, при Николаевском — 30 человек447.
К концу XIX — началу XX века относится резкий рост численности школьных заведений. В 1897 году в городе было 32 мужских и 12 женских начальных и средних учебных заведений.
В городской системе образования прослеживается социальный принцип. Ремесленные и реальные училища были уделом основной массы “инородцев” и городских простолюдин, а в гимназиях и прогимназиях Кавказского учебного округа учились, как правило, дети “достаточных” горожан.
Отношение к образованию у горожан различных национальностей было неодинаковым. Чрезвычайно высокую активность в этом вопросе проявляли осетины. Интерес их к светскому образованию обнаружился еще в 30-х годах XIX века. Многие воспитанники Владикавказского духовного училища продолжали образование в военных или гражданских учебных заведениях. В 80-90-х годах XIX века стремление к школьному образованию стало в Осетии “важным политическим полем… в борьбе против колониального режима”, “глубоко национальным движением”, в котором участвовали все слои осетинского общества448. Оно выражалось в активном строительстве школ и распространении грамотности. Даже официальная газета “Терские ведомости” в юбилейном очерке, посвященном 50-летию Владикавказа, признавала, что осетинский народ “в стремлении к образованию опередил русское население”449. В 1889 году только в средних учебных заведениях города и ремесленном училище обучалось 106 осетин, а в 1898 году — 164 осетина. Особое предпочтение отдавали реальному училищу и военной прогимназии450.
Распространение светского образования сказалось и на гендерных отношениях. В традиционном осетинском обществе женщина всегда занимала достойное место. Она отстояла его и в городской среде. Широко известны имена осетинских учительниц — Е. Такоевой, С. и О. Абаевых,
Е. Дзугаевой, М. Каировой, Е. Амбаловой, Т. Дзахсоровой, А. Туаевой, О. Бицоевой, А. Гардановой, О. Газдановой, Н. Газдановой, А. Дзахо — вой, В. Караевой, С. Тхостовой и других. Они занимались не только школьным образованием, но и проявляли высокую социальную активность и в других сферах культурной жизни.
Анализ некоторых сохранившихся списков учеников городских учебных заведений, мужских и женских, позволяет утверждать, что основная их масса была представлена прежде всего русскими, затем осетинами, а численность представителей других этнических групп была гораздо скромнее. Очевидно, в ментальных установках этой части горожан получение образования не было столь значимым явлением.
Но в процесс развития общественно-культурной среды, в том числе и в становление системы образования, были вовлечены все без исключения этнические группы. Об этом свидетельствует наличие у каждой из них своей школы или училища, в основном духовных. Немцы основали евангелическо-лютеранское училище, поляки и литовцы — римско- католическое, греки и армяне — церковно-приходские, персы — магометанское новометодное училище “Навруз”, у евреев была школа при синагоге, у татар и кумыков при суннитской мечети.
Но в городе были основаны и светские национальные школы. Правительство считало их крайне нежелательными для своих политических целей, опасаясь, что их существование “может устранить для инородцев необходимость прохождения русской школы, которая только одна и может содействовать русскому культурному воздействию на них”451. Согласно правительственному положению “О туземных школах” 1881 года, они строились и содержались на средства попечителей, без государственной поддержки. В роли попечителей часто выступали церкви, консолидирующие городские национальные общины.
В ноябре 1888 года состоялось торжественное открытие грузинской школы. Она была основана по инициативе Михаила Кипиани, ставшего горожанином Владикавказа в 1871 году. Он заручился поддержкой Тифлиса, выразившейся в небольшой денежной сумме (200 рублей) и учебной литературе. Первое время школа располагалась в арендованном доме инженера Уптона. Грузинское общество очень сочувственно относилось к идее открытия своей школы, помогало решать проблемы. А их было немало: нехватка денег, учебных пособий, преподавателей. Не было священника, который бы преподавал Закон Божий на грузинском языке. Чинила препятствия и местная администрация, требовавшая, чтобы численность учащихся была не меньше 60 человек. В арендованном же здании помещалось только 40. Тифлисское общество знаний прислало учителя Ивана Беделадзе. Управляющим стал учитель гимназии Тите Ка — хидзе. Попечительский комитет часто устраивал благотворительные акции, в основном, народные гулянья, сборы от которых поступали на счет школы. Активное участие в судьбе школы принимали благотворители, местные предприниматели. Владелец кирпичного завода Сарад — жев (Сараджешвили) ежегодно выделял на нужды школы 100 рублей, оказывал материальную поддержку и во время различных школьных мероприятий, открыл воскресную школу на территории своего завода. У грузинского училища было много друзей. Пресса зафиксировала массу фактов бескорыстной помощи ученикам. Она поступала не только от богатых горожан. Сам М. Кипиани водил учащихся на экскурсии в зоопарк на свои деньги.
В 90-х годах XIX века национальные школы стали объектом нападок со стороны начальства Терской области. Каханов вводил в школах полицейские порядки, пытался закрыть осетинскую женскую школу. В грузинском училище была проведена ревизия и вынесено решение о том, что дети достаточно овладели русским языком и преподавание должно проводиться не на грузинском, а на русском языке. М. Кипиани, поддержанный городской интеллигенцией, отстоял право грузинской общины на свою школу. Со временем было построено школьное здание с большим актовым залом, где проводились не только грузинские, но и осетинские, еврейские и другие культурно-просветительские мероприятия. В 1895 году открылась воскресная школа на 42 ученика. Для девочек были основаны двухгодичные курсы кройки и шитья. При школе действовало немало кружков — танцевальных, песенных. Для городских грузин она была не только образовательным учреждением, но и национально-культурным центром. В праздничные дни грузины надевали национальную одежду и шли в школу, в зале которой устраивались концерты, спектакли, гулянья452. В 1909 году в грузинской школе обучалось 250 мальчиков453. В том же году Попечительский комитет был преобразован во Владикавказское общество распространения грамотности среди грузин, которое с 1910 года вместе с остальными национально-куль — турными обществами попало под жесткий контроль администрации. Пострадала и школа. Правительство вновь настаивало на том, что преподавание на “туземном” языке противоречило законам Российской империи454. К 1914 году сократилась численность учеников, ухудшилось качество их подготовки, что привело к увольнению педагогического состава и назначению нового.
Аналогичные проблемы переживали и другие национальные школы. В 1894 году стараниями греческой общины было основано одноклассное училище. Дети изучали правописание, арифметику, чтение, музыку, Закон Божий и греческий язык. Одним из основателей и первым заведующим был преподаватель греческого языка Грамматипуло. Училище существовало на пожертвования греческой общины. В 1912 году директор народных училищ Терской области Беляев, известный своими реакционными взглядами, пытался исключить из программы училища греческий язык. Но греческая интеллигенция проявила упорство в борьбе за родной язык. Его стал преподавать священник Аристид Какулиди455.
Армянская община тоже имела проблемы с национальной школой. При церкви было два церковно-приходских училища — мужское и женское. Затем было основано одноклассное мужское училище. В результате неоднократных запретов и реорганизаций было образовано начальное училище под руководством Д. Нониянца. Попечителем была церковь, которая имела большие полномочия. Например, в 1914 году когда между преподавателями произошел конфликт, попечительский совет, по своему усмотрению уволил весь педагогический состав и пригласил новых учителей. При этом совет не счел нужным посоветоваться с родителями учеников. Но, очевидно, попечители имели не только большие права, но и хорошо справлялись с обязанностями — в 1915 году было построено новое школьное здание и приобретена библиотека.
Не все городские общины проявляли интерес к национальным школам. Например, персидское новометодное училище “Навруз”, открытое для местных персов, было единственным на всем Северном Кавказе. Кроме основ шиитского вероисповедания оно давало и знания по светским предметам — географии, арифметики. Но местная пресса отмечала в течение нескольких лет отсутствие интереса к училищу со стороны персов, небольшое число учащихся.
Отношение национальных общин к своим школам не было безоговорочно благосклонным: разные социальные слои воспринимали их по — своему. Определенная часть интеллигенции — осетинской, армянской, грузинской и другой не отдавала своих детей в национальные школы. Это явление хорошо определил в интервью газете “Терская жизнь” Д. Нониянц: “Большинство образованных армян не знает ни армянской жизни, ни литературы, а детей своих они не отдают в армянскую школу. Набитая же золотом мошна, буржуазность и положение в обществе еще не дают права именоваться интеллигентами. Ведь вся заслуга нашей “интеллигенции” только и заключается в том, что они везде и всюду трясут свои карманы и хвастаются тем, что содержат школу. А духовные стороны колонии их не интересуют… Это не интеллигенция, а буржуазия”456.
Аналогичные процессы происходили и в среде грузинской интеллигенции. “За последний год общественная жизнь владикавказских грузин начала прихрамывать, а объясняется это главным образом отсутствием интеллигентных сил, которые бы были проникнуты национальными идеями”, — сетовал представитель грузинской общины. Прежде “весь центр тяжести интеллектуально-общественных работ… выносили на своих плечах педагоги грузинского школы… За последнее же время дела грузинского общества значительно изменились и изменились в худшую сторону”457. Речь шла о сокращении численности учащихся в школе, об ослаблении интереса к ее проблемам.
Оторванность от национальных интересов ставилась в упрек и части осетинской интеллигенции. Корреспондент “Терской жизни” отмечал: “Не требует доказательств, что осетины в смысле культурного развития опередили своих соседей — горские племена Северного Кавказа. Осетины из более культурных стран приносят на родную почву лучшее из сокровищ человеческой жизни — знание. Но знания они приносят не для родины, а для самих себя. Для осетинского народа чрезвычайно важно слово “интеллигент”. И действительно, интеллигентов у осетин много, но едва ли у осетин мы найдем интеллигенцию… Может показаться странным, как могут передать свои знания другим те, которые сами не знают осетинского языка. Как могут обогатить знаниями осетинский народ люди, которые всю свою жизнь провели вне Осетии — в русской (а, может быть, в немецкой или французской школе), и позабыли родной язык?!”458
Приведенный материал характеризует определенное состояние в процессе формирования национальной интеллигенции, когда одна ее часть придерживалась “почвы” — традиционной культуры, а другая стремилась к “цивилизации” — европейской культуре. Именно это стремление приводило к отказу от национальной школы, от обучения детей на родном языке, к ослаблению интереса к жизни национальной общины. При этом городская интеллигенция дискутировала проблему сочетания европейских форм культуры с этнической самобытностью и призывала к достижению разумного баланса.