Диаспора

На Северном Кавказе живут многочисленные диаспоры, усиливающие картину этнической пестроты и чересполосицы населения. Не имея возможности гово­рить обо всех, кратко остановимся на двух наиболее значительных диаспорах — армянской и греческой. Языки этих народов относятся к индоевропейской язы­ковой семье, поэтому их размещение в данном разделе закономерно.

Армяне. Самоназвание армян «гай». Армянский язык представляет отдельную ветвь индоевропейской языковой семьи и имеет собственную письменность, созданную в начале V в. монахом Мссропом Машто- цем на основе форм североарамейского письма. Куль­турный подвиг Маштоца сделал армянскую письмен­ность наиболее древней у народов Кавказа. Прароди­ной армян является Армянское нагорье — с Араратской долиной. Общая численность армян в мире около 8 млн. человек, в Армении — около 2 млн. 800 тысяч человек. Таким образом, большая часть армянского на-

рода живет за пределами своей исторической родины и рассеяна в виде диаспор по многим странам мира. На Северном Кавказе армянская диаспора насчитывает более 600 тыс. человек, являясь наиболее крупной.

Армянские поселения на севере Кавказа достовер­но появляются в XVIII в. по мере продвижения Рос­сии на Кавказ и роста городов как торгово-экономи­ческих центров. После основания в 1736 г. крепости Кизляр и формирования города Кизляр армяне в нем становятся преобладающим населением. То же самое происходит с Моздоком, основанным в 1762 г. В 1749 г. возникает город Ростов-на-Дону, и в 1778 г. пересе­лившиеся из Крыма армяне населяют пригород Рос­това Нахичевань. В самом конце XVIII в. армяне ос­новывают город Святой Крест на р. Куме — совре­менный Буденновск, в 1839 г. на Кубани возникает армянский аул Армавир, первыми жителями которого были так называемые черкесо-гаи (армяне, поселив­шиеся сначала на землях черкесов и очеркесившиеся (102, с. 177-178)). С 60 — 70-х годов XIX в. началось массовое движение армян на Черноморское побере­жье и на Кубань. Новая волна армянских мигрантов на Северо-Западный Кавказ устремилась после турец­кого геноцида 1915 г., только в Майкопском отделе возникло около 70 армянских населенных пунктов (103, с. 28).На этой этнической основе в 1926 г. в составе Майкопского округа был выделен Армянский район. Другой национальный армянский район был тоща же создан на Дону с центром в Нахичевани.

Говоря о менталитете армян Северного Кавказа, Н. А. Аветисян и Б. Т. Ованесов подчеркивают, что «в наци­ональном самосознании армян Россия выступает как самообразующая ценность их национального мента­литета. Для них Россия — это духовно-культурное пространство во всех исторических проявлениях — в литературе, языке, архитектуре, в быту, обрядах». К этому надо добавить принадлежность русских и армян к хри­стианству и факт их единоверия как сближающего

начала. Национальный менталитет армянской диаспо­ры тяготеет к занятиям предпринимательством, тор­говлей и ремеслом, военной и государственной службе. Другой важной чертой армянского менталитета можно считать способность адаптации к изменившимся жиз­ненным условиям, что очевидно восходит к традици­онной практике массовых миграций армян на террито­рии других этносов. Последним подобным фактом яв­ляется поток армянских мигрантов на Северный Кав­каз в ходе армяно-азербайджанской войны за Нагор­ный Карабах.

Грузины. Самоназвание «картвели». Основное на­селение ныне суверенного грузинского государства, чис­ленность грузин в Грузинской ССР в 1970 г. составля­ла около 3200 тыс. человек, на настоящее время в на­шем распоряжении статистических данных нет, в том числе и для грузинской диаспоры на Северном Кавка­зе. Можно отметить лишь, что грузинская диаспора здесь относительно (и сравнительно с армянской) немного­численная и рассеяна. Грузинский язык относится к картвельской группе иберо-кавказской языковой семьи, имеет свое письмо, генетически связанное с разновид­ностью восточно-армянского письма. Наиболее ранние памятники грузинского письма датируются V в. н. э. и одновременны образованию автокефальной грузинской церкви, ставшей самостоятельной с 484 г. Отсюда по­пытки христианизации соседних горцев Северного Кав­каза с IX-X вв., сопровождавшиеся строительством грузинских храмов (Тхаба-Ерды, Таргим и др.) и по­явлением грузинских священников и проповедников. Заключаются династические браки между правителя­ми правящей феодальной верхушки Грузии и Осетии, что способствует их сближению. Но грузинская диас­пора формируется на Северном Кавказе только с объе­динением с Россией и появлением городов Владикавказ, Грозный, Пятигорск, Ставрополь, Моздок и др.; мно­гие представители грузинской диаспоры добиваются

выдающихся успехов в экономической, военной, куль­турной сферах общественной жизни (напр, режиссер Евгений Вахтангов, граф М. Т.Лорис-Меликов и др.).

Греки. Греческая диаспора Северного Кавказа яв­ляется наиболее многочисленной (около 90 тыс. чело­век) диаспорой греков в Российской Федерации. Греки — создатели великой цивилизации древности, сыгравшей огромную роль в сложении современной европейской и мировой цивилизации. Самоназвание греков «эллинес». Они не представляют коренного аборигенного населе­ния Восточной Европы и Северного Кавказа, но, безус­ловно, могут быть отнесены к числу самых старожиль­ческих этнических элементов указанной территории. Греческая колонизация Северного Причерноморья и Азово-Черноморского побережья началась в VII в. до н. э., когда греческие города Ольвия, Херсонес, Боспор, Фанагория, Гермонасса, Диоскуриада и другие выросли йа берегах моря (104), началась оживленная торговля с племенами скифов и сарматов, а к III в. до н. э. гре­ческие торговые фактории и другие археологические памятники с античной культурой появились в глубине Предкавказья (напр., Грушевское городище у Ставро­поля (105, с. 317). Возможно, что группы греков уже тогда образовали древнюю греческую диаспору в реги­оне, тяготеющую к торговым путям. С возникновением Восточной Римской Империи — Византии, основным этносом коей были греки-ромеи, связи с Северным Кав­казом особенно активизировались: византийцы исполь­зовали племена Северного Кавказа в качестве своих военных союзников, а в начале X в. обратили в хрис­тианство алан. Присутствие греческого элемента на Северном Кавказе вплоть до XV — XVI вв. не вызыва­ет сомнений и подтверждается археологически.

Наиболее массовая миграция понтийских греков, живших в Турции и подвергавшихся постоянной этни — : ческой и религиозной дискриминации, имела место в XVIII — XIX вв. (106, с. 6 — 23; 107, с. 128 — 129).

Исследователи этой проблемы (Г. С. Рудянов) выделя­ют четыре волны греческой эмиграции: после русско — турецкой войны 1768 — 1774 гг. и заключения Кучук — Кайнарджийского мира; переселение греков из Крыма в Приазовье в 1779 г.; после подписания Адриано — польского трактата 1829 г. поток в Грузию; переселе­ние греков в 1862 г. и позже, на основании закона о переселении турецких христиан в Россию. Расселяв­шиеся на Северном Кавказе греки наделялись теми же правами и привилегиями, что и переселенцы из внут­ренних губерний России. К началу XX в. на Северном Кавказе существовало 25 греческих селений с числом жителей более 30 тыс. человек.

Подобно представителям армянской диаспоры про­фессиональная ориентация греков направлена на тор­говлю, предпринимательство, интенсивное растениевод­ство (табаководство, виноградарство), услуги. Им так­же присущ высокий уровень возможностей адаптации к иноэтничному окружению, миролюбие и толерант­ность в отношениях с соседями при сохранении четко­го этнического самосознания. В годы Великой Отече­ственной войны, тем не менее, греки оказались в числе депортированных с Кавказа народов. Сейчас они пол­ностью реабилитированы и возвращены на места про­живания.