Развитие капитализма, расширение местного рынка и торгово-эко- номических контактов с другими областями России, втягивание в общероссийский рынок активно влияли на материальную культуру. Соотношение принесенных в город традиций с процессами европеизации и урбанизации определяло динамику развития этнических структур повседневности — городских домов, одежды, пищи и других.
Городские дома. Имеющиеся источники не сохранили информацию ни о деталях конструкции домов, ни об их планировке. Поэтому мы можем определять типологию городского жилища только одним показателем — строительным материалом. Во Владикавказской крепости первым типом жилища был деревянный дом, “строения из бревен, огороженные дворами”. Их описал Штедер в 1781 году290. Несколько позднее Г. Ю. Клапрот указывал, что жители селения Саурова все живут в деревянных домах291. Из рапорта шефа Владикавказского гарнизонного полка генерал-майора Ивелича Главнокомандующему войсками Кавказской линии фельдмаршалу И. В. Гудовичу явствует, что в крепости был только один деревянный дом коменданта, а офицеры жили в землянках, отчего часто болели. Это обстоятельство вынудило коменданта построить полковой лазарет для больных. Офицеры не могли сами строить дома, не делали этого и торгующие в крепости купцы, устанавливавшие только торговые лавки, чтобы избежать “постоя” военных. Генерал-майор Ивелич начал обустраивать крепость, выкупал дома выбывших офицеров, не угрожал постоем торгующим купцам. В 1808 году в крепости были следующие постройки: 2-х этажный дом на каменном фундаменте, покрытый черепицей, для проезжающих господ генералитетов и почтового двора, солдатская казарма, караульная кордегардия, кухня к комендантскому дому для унтер-офицеров, полковая канцелярия, дом для лекаря и аптеки, мастерская изба на 20 ремесленников, полковой цейхгауз, кордегардия при воротах укрепления, кухня для временного полевого госпиталя, 21 жилой дом292. По источникам конца 1820-х годов внутри крепости были каменные казармы, церковь, “много других деревянных казенных зданий”, вне крепости — форштадт из 25-30 домиков офицеров и 2 нижних чинов женатой роты”293. По наблюдению современников, строения во Владикавказе были “довольно красивой наружности”, но “в общем устройстве” походили на малороссийские мазанки, часто окруженные садами294.
В 1880-х годах распространенным типом жилища был турлучный дом, с соломенной или лубковой крышей. Такие дома строили осетины, а также “женатые нижние чины”. Турлучные постройки часто белили известью. Расположение домов было хаотичным. Вот как выглядела лучшая в городе улица (Дворянская): “…небольшие турлучные домики, крытые соломой и лубком, стояли в таком положении, как будто им скомандовано было “вольно, ребята”, они выходили и лицом, и спиной, и боком на улицу; одни из них выглядывали из-за плетня, другие из-за частокола, третьи из-за досчатого забора; ни одна хата не выставлялась открыто в линию улицы, напротив, большая их часть пряталась вглубь двора”295.
В 1837 году крепость Владикавказ была перенесена на правый берег Терека. Кроме цитадели там расположились старый и новый форд — штаты, штаб-квартиры военных команд, а на левом берегу Терека располагалась станица Владикавказского казачьего полка, штаб-квартира Тенгинского пехотного полка, поселения военных команд. С расширением пределов предместий крепости, с ростом ее населения стала развиваться торговля, поселялось “множество торгующего и промышленного люда”, строившего дома красивой архитектуры296. В 1859 году в крепости насчитывалось 558 деревянных и каменных домов, а в 1867 году стало 900 домов и 125 лавок, расположенных на 25 улицах297.
Преобразование крепости в город, быстрый рост населения, фабрично-заводской промышленности привели к интенсивному строительству. Лубок, саман и дерево уступали место черепице, железу, кирпичу. Александровский проспект стал застраиваться двухэтажными кирпичными и каменными домами. В1869 году корреспонденты местной прессы отмечали крупные изменения во внешнем виде города: "… где прежде были одни часто лубком и соломой крытые лачуги или оставались совершенно незастроенные участки, теперь красуются весьма ценные и видные здания”298. В городе широко развернулось строительство кирпичных домов. Наметилась тенденция к приспособлению части жилого дома под магазин или торговую лавку. Это объяснялось стремлением многих горожан заниматься мелкой торговлей.
К январю 1876 года местная администрация обещала отпраздновать окончательное преобладание в городе железа и черепицы299. Реально к этому времени во Владикавказе было 460 каменных и кирпичных домов (27% всех строений), 1978 деревянных, только 6 турлучных, и ни одного саманного дома300. Уменьшилось число домов, крытых соломой.
Первыми монументальными зданиями были Осетинская церковь (1815 год), комплекс строений военного госпиталя, располагавшихся в районе улиц Титова-Чкалова-Зортова-Камалова (середина XIX века), дворец Начальника Терской области по улице Церетели (1865 год), Оль- гинская женская гимназия (около 1875 года) — одно из крупнейших зданий города по улице Маркуса, с куполом-навершием, большим актовым залом и домовой церковью, в котором позднее разместился Горский институт народного образования. В 1876 году было построено здание духовного училища (улица Бутырина), пивоваренный завод братьев Прохаско по улице Пашковского и др.
К 1885 году в городе было уже 894 каменных и 1713 деревянных домов301. Появились здания с круглыми колоннами, балконами, среди них дом для призрения престарелых и увечных по улице Кирова. К концу XIX века было построено крупное двухэтажное здание Кадетского корпуса по проекту военного архитектора Томашевского (проспект Коста), здания женской прогимназии по улице Карла Маркса, епархиального женского училища по улице Церетели, здание Госбанка по проекту архитектора П. П. Шмидта по улице Куйбышева, здание грузинского училища по улице Церетели, персидское консульство по улице М. Горького, Николаевское училище по Темирязевскому переулку, особняк Татузова по улице Г. Баева, где размещался филиал Азова-Донского коммерческого банка. Одним из красивейших зданий на всем Северном Кавказе считался дворец барона Штейнгеля, построенный в 1892 году на углу улиц Ленина и Церетели. Для его строительства были приглашены архитектор и художники из Италии. Роскошный по своей архитектуре дворец барона привлекал внимание современников, отмечавших, что “такое здание-дворец можно встретить в Царском селе или Петергофе”302.
К этому времени в городе уже были построены здания гостиниц “Бристоль” (улица Ленина), “Гранд-Отель”, “Европа”, “Империал”, “Нью — Йорк”, “Париж”, здание Русского драматического театра и др.
В начале XX века во Владикавказе строились новые общественные здания и особняки состоятельных горожан. По проекту архитектора П. П. Шмидта в 1902 году было построено здание “Общества взаимного кредита” на Александровском проспекте. По проекту архитектора Е. И. Дес — кубеса в начале XX века был построен двухэтажный торговый дом Ки- ракозова-Оганова. По улице Вахтангова в 1903 году были построены Пушкинская школа, торговый дом К. К. Канаплиной. К этому же времени относится появление особняка К. Хуцистова по улице Ростовской. Это был один из немногих осетин, занимающихся подрядными работами. Другой осетин В. П. Дзахов был подрядчиком в строительстве Горс — ко-Пушкинского общежития по улице Церетели. В городе появились красивые здания художественного музея им. М. С. Туганова по Александровскому проспекту (архитектор И. В. Рябикин), двухэтажное “зеркальное” здание торгового дома Киракозова-Оганова (архитектор П. П. Шмидт), Русско-азиатского банка по улице Миллера (архитектор В. В. Грозмани). Интересными в архитектурном отношении были особняк адвоката Б. Р. Беме по Павловскому переулку (архитектор П. П. Шмидт), особняк А. В. Замкового по улице Черноглаза (архитектор В. В. Грозмани), особняк Г. В. Баева, построенный по его собственному проекту при консультации В. В. Грозмани и при участии греческих мастеров по улице Ленина, особняк Б. К. Далгата по улице Горького (архитектор Е. И. Дескубес), особняк Штейнгеля в городском парке, особняк Ястремско — го по улице Миллера (архитектор И. В. Рябикин), особняк самого архитектора Шмидта по улице Горького и др303.
Кирпичные и каменные дома стали многокомнатными, появились лестничные клетки, веранды, коридоры. В воспоминаниях путешественников в середине 1880-х годов зафиксированы дома с верандами, окрашенные в белый цвет.. Зажиточная часть горожан выделяла в структуре своего дома “покои”, столовые и детские комнаты, кабинеты, хозяйствен — но-гигиенические помещения. Вот как выглядел городской дом, выставленный на продажу в 1889 году: “отделан внутри масляными красками, имеет теплый ватерклозет, электрические звонки и следующие службы: баня с ванной и летними купальнями, кладовые, конюшня, каретный сарай, общий водопровод”304.
Значительное увеличение численности городского населения приводило к стихийному строительству. Городские власти не успевали контролировать самовольное строительство. Городская Дума издавала специальные “постановления по строительной части”, где напоминала, что на основании 114 статьи Городового Положения 1870 года утверждение планов и фасадов частных зданий, выдача разрешений на перестройки и наблюдение за правильным исполнением построек принадлежала городской управе, которая руководствовалась правилами Строительного Устава. Городские здания должны были строиться только по Высочаи-
6 Заказ № 1611 81 ше утвержденному плану305. Ветхие и некрасивые постройки или сносились, или приводились в благообразный вид, в санитарном и архитектурном отношении. Желающих получить статус горожанина городские власти обязывали иметь дома “правильной архитектуры”.
Затеречная часть города долгое время не обустраивалась, жилья катастрофически не хватало. Поэтому местные власти, исходя из опыта других российских городов, призывали состоятельных горожан, строивших дома, приспосабливать часть их не под торговые лавки, а под квартиры для семейных и холостых. Развитие городских усадеб шло по линии уменьшения числа надворных построек и увеличения площади жилых. Это объяснялось ростом нужды в жилище и развитием практики найма жилых помещений.
Стали строиться “доходные дома”, специально для сдачи в наем. Они были двух типов. К первому относились доходные дома с многокомнатными квартирами и максимумом возможных удобств. Они были рассчитаны на состоятельных квартиросъемщиков. Ко второму типу относились дома с двух-, трехкомнатными квартирами с минимальными удобствами, с дворами — “колодцами”, в которых периферия была застроена домами, и незначительная площадь оставлялась для прохода и проезда. Иногда несколько дворов — “колодцев” примыкали друг к другу, а выход вел на другую улицу. Было немало квартир, располагавшихся в полуподвалах306.
В 1890 году был построен доходный дом Проханова (улица Ленина), в 1895 году — доходный дом Д. В. Носкова — единственное в городе здание, украшенное атлантами (угол улиц Маяковского и Революции). Известен доходный дом Воробьева, рассчитанный на состоятельных квартиросъемщиков. Это трехэтажное здание было построено в начале XX века в стиле “модерн”. Его отличали такие украшения как металлические вензеля, лепные вставки, балконные ограждения. Цоколь здания был выполнен из естественного, хорошо обработанного камня, стены возведены из кирпича. Дом был рассчитан всего на 6 семей. Для состоятельных квартиросъемщиков под комфортабельные квартиры был отведен 2-й этаж “Персидского дома”, здание которого было построено в 1909 году по проекту архитектора В. В. Грозмани (улица Куйбышева). В 1912 году был построен доходный дом Духиева по проекту архитектора ЕИ. Дескубес (улица Тамаева)307.
Роль доходных выполняли и старые дома, в которых выгораживались “квартиры” — ячейки из нескольких комнат. Городская беднота снимала “углы” и “койки”, отгороженные мебелью или легкими перегородками. Для этой цели использовались и коридоры.
Представители этнических групп, поселяясь в городе, приносили с собой отдельные технические приемы, конструкции, свойственные традиционному жилищу в местах прежнего обитания. Но попытки их применения корректировались реальными условиями городского жизнеустройства.
Большие проблемы с жильем испытывали армянские беженцы. Принадлежавшие армянскому обществу дома на Краснорядской и Вревской улицах беспокоили своим ветхим состоянием городскую управу, которая обращалась с этим вопросом к полицмейстеру города308. Состоятельные греки строили себе дома-особняки, люди более скромного достатка брали жилье в аренду, снимали квартиры и даже жили в казармах. Осе — тины-сельчане вынуждены были самовольно возводить сакли, пристройки к городской стене на Осетинской слободке.
Этническая специфика прослеживается в интерьере городских домов.
Состоятельный грузин старался приобрести дом с балконом, лестницами, украшенными деревянными фигурами. В интерьере особое место занимал стул — кресло для старшего, главы семейства “савардзе- ли”. Длительное время бытовал стол на трех ножках “супра”, за которым принимали гостей. Из традиционной мебели городские грузины долго сохраняли длинные скамьи со спинками, кровати со спинками, сундуки для хранения одежды “сата-лавре”, сундуки для хранения муки и зерна “кидобани”. Мебель была богато орнаментирована. Заметным элементом внутреннего убранства был камин.
Греки предпочитали высокие потолки, ажурные перила, балконы. Одна из комнат именовалась залом и была предназначена для приема гостей. Из традиционных элементов интерьера городские греки сохраняли “красный угол” — стол, покрытый красной скатертью, на котором расставляли иконы и свечи. Новый дом обязательно освящал священник. Жилое помещение зачастую отапливали жаровней с углями.
В традиционном интерьере русских центральное место занимала печь, а по диагонали от нее, в переднем углу находилось ритуальное место для икон. Во многих русских домах долго сохранялась неподвижная мебель — лавки. Интерьер городского жилища поляков отличался расположением места для икон. Их развешивали вдоль всей торцовой стены, к улице. Поляки и украинцы украшали стены своих домов декоративными полотенцами с вышивкой, орнаментом.
Жилой дом немцев не имел особой этнической специфики. Он отличался отсутствием икон. Самым престижным элементом внутреннего убранства был шкаф с хорошей посудой, которой пользовались только при приеме гостей. Деревянную мебель (кровати, скамьи, сундуки) принято было окрашивать в яркие цвета. Комнаты украшали кружевными занавесками, картинами, куклами в национальной одежде, свечами, которые немцы сами отливали из сала.
Армяне сохраняли традицию выделять одну из комнат в качестве главной — “ацатун”. В ней располагалась традиционная печь “тандыр”, установленная, как правило, на небольшой возвышенности, отделенной ступенями. Это место было центром общения всей семьи, служило для приема гостей. Зачастую здесь же располагались постельные принадлежности домашнего производства — матрацы, одеяла из шерсти, пуховые подушки. Армянский дом отличался наличием ковров. Из традиционных элементов интерьера долго сохранялись сундуки для хранения одежды, иногда кованные.
Жилище татар, персов отличалось обилием ковров на стенах и полах. Небольшие по размерам ковры были предназначены для совершения молитвы — намаза. Мусульмане долго сохраняли в быту различные кувшины, необходимые для предмолитвенного ритуального омовения. Они не разводили в домах цветы и не держали в них домашних животных.
Осетины сохраняли функциональное назначение отдельных помещений — “хадзар”, как место для приема гостей и внутрисемейного общения, “уат” для размещения брачных пар, различные хозяйственные постройки. Во внутреннем убранстве городского дома сохранялись традиционные элементы мебели — длинные скамьи со спинками, постельные принадлежности домашнего производства, кухонная утварь309.
Бытовая культура горожан подвергалась мощному воздействию рынка. Этнические традиции вытеснялись новационными элементами, в корне менявшими интерьер городского дома. Состоятельные владикавказцы могли приобрести в магазине Гейтена газовые печи из Берлина. Фирма “Гулье-Блоншард” предлагала печи “Юнкер и РУ” с беспрерывным огнем, оконцами из слюды и циркулированием тепла, вентиляционные печи с предохранительным кожухом, обшивкой из рефленного железа, чугунным корпусом310. Английский магазин “Вулкан” реализовывал печи, ванны, холодильники, трубы, клозеты311. Магазин А. Ф. Крей — чи уже в 1880-х годах предлагал ватерклозеты Биде, умывальники, а в магазине С. Копфшталя можно было оформить заказ на устройство электрических звонков, телефонов, водопроводов, ванн с согревательным аппаратом, железных кухонных печей и каминов фирмы Луи Гезелиу- са312. В 1880-х годах получили распространение спиртовые лампы с двойным горением, термометры для стен и окон, а позднее — бензино-ка — лильные лампы “Фея”313.
В 1870-1880-х годах в городе можно было приобрести разнообразную мебель. Мебельная фабрика Маевского изготавливала гостиные, будуарные, столовые и кабинетные наборы мебели, а также продавала в своих магазинах привезенную мебель314. Мебельный магазин А. Ф. Крей- чи торговал венской мебелью: гардеробными и буфетными шкафами, комодами, обеденными и письменными столами, стульями и креслами315. В магазине И. М. Ладыженского предлагали железные кровати, проволочные матрацы, тюфяки, бархатные матрацы, ковры, половики316. Большой выбор готовой мебели был в мебельном магазине К. Теплова317. Были популярны английские железные кровати, в том числе складные, которыми торговал магазин Гейтена. Горожане могли оформить заказ на металлическую и гнутую мебель венской фабрики братьев Тонет и Кон, которая изготавливала ее как по своим, так и по эскизам заказчиков318.
Мебельно-паркетная фабрика А. Ф. Крейчи в начале 80-х годов реализовывала паркет разных пород дерева, изготавливала комнатные и парадные двери, оконные рамы, переплеты, панели, плинтуса319. В те же годы местные магазины предлагали горожанам широкий выбор обоев: финские можно было приобрести в магазине господина Белло, отечественными торговали в лавке Д. Л. Новикова, в магазине З. П. Карыпи — на320. Малярная и живописная мастерская Яна Карловича Креслина производила роспись потолков и стен в разных стилях321.
Традиционные постельные принадлежности вытеснялись новыми товарами: ярославским полотном для белья, простынь, полотенец, тканевыми покрывалами, мебельными тканями. Фабрика непромокаемой одежды торгового дома Фельнштейн и Розенберг города Двинска развернула компанию “Долой пух и перья” и предлагала надувающиеся подушки из английского сатина и шелка322. Городские магазины предлагали зеркала, картины, багеты, витражи для окон, изящные японские вещи, бумажные фонари, золотые, серебряные, бронзовые и мраморные изделия для кабинетов, подсвечники, настольные и настенные лампы. Торговая фирма “Коджоянц” изготавливала монограммы и портреты на золоте и серебре323.
Традиционная кухонная утварь конкурировала с эмалированной, фаянсовой, хрустальной, серебряной. Берндорфский металлический завод Артура Круппа в Москве поставлял в город кухонную утварь, покрытую густым слоем чистого серебра, никелированную посуду324. Получили распространение ножи, вилки и ложки из мельхиора Фраже, мясорубки и др325. В магазине Гейтена продавали вазы из фарфора и майолики, чайные сервизы326. Московское стеклопромышленное общество реализовывало во Владикавказе изделия из зеркального стекла327. Были мастерские по изготовлению балконных решеток и ворот, замков, чугунных и винтовых лестниц328.
Городской рынок способствовал развитию гигиены жилого дома. Агентство “Экссикатор” предлагало средство против сырости в домах, предохранявшее дерево от гниения и грибков. Появились быстровысы- хающие масляные краски, разные сорта олифы, разнообразные “красильные” принадлежности. Фирма “Келер и К” предлагала порошки для мытья деревянных полов, лестниц, окон, санокрезоль — жидкость для дезинфекции от клопов и тараканов, “долматскую ромашку” — порошок от насекомых. Аналогичным товаром торговали провизоры московских фирм329. “Келер и К” предлагала масло, глянц-крахмал, синьку и поро
шок для чистки медных и деревянных предметов, средства для отбеливания постельного белья и т. п.330
В интерьер городского дома входили пальмы, фикусы, лимонные деревья и другие цветы331. Востребованность новационных элементов в повседневной культуре горожан определялась уже не этнической, а социальной принадлежностью.
Одежда. Как структура повседневности одежда является зримым отражением происходивших в городе этнокультурных процессов. Этническое многообразие городской одежды отмечали многие путешественники и бытоописатели. “Здесь встречаются представители “племен”, населяющих Терскую область и весь Северный Кавказ в своих национальных костюмах… Особенно почетное место занимает среди туземных нарядов черкеска, украшенная тонкой работы серебряными газырями и бешмет, бараньего меха шапка, а у пояса — кинжал, отделанный серебром, эмалированным затейливо-своеобразными узорами”,- это впечатление путешественника зафиксировано в газете “Терские ведомости”332. Побывавший во Владикавказе М. Владыкин удивлялся этнической пестроте одежды горожан: “… по бульвару идут дамы и мужчины, одетые по европейски, солдаты, офицеры в военной форме”. Далее перечисляются персы, татары, грузины, армяне в национальных костюмах. М. Владыкин приходит к заключению, что “в смеси одежды преобладают военные и горские костюмы”. Он описал и кавказский вариант мусульманского мужского одеяния: “как сейчас помню одного хаджи, в папахе, обвитой белой кисией, на подобие чалмы, и в красной чухе”333. Мужчины-персы и азербайджанцы носили архалук, подпоясанный кушаком, шальвары, бурки, низкие войлочные шапки, остроконечные папахи из черной или рыжеватой овчины. Перса можно было отличить еще по одной характерной детали: его борода была окрашена хной в огненно-рыжий цвет. Во многих источниках зафиксированы “персияне с крашенными красными бородами”334. В женском костюме сохранялась широкая присборенная длинная юбка, короткий архалук, верхняя распашная одежда с разрезами по рукавам. Ее, как правило, шили из бархата и украшали галуном.
Элементы национальной одежды долго бытовали у грузин. Мужчины сохраняли “чоху” белого, черного, бордового цветов, бурку “наба — ди”, рубаху с высоким воротом и множеством мелких близко посаженных пуговиц, шерстяные и шелковые пояса с серебряными пряжками. Самой консервативной частью одежды, как известно, является головной убор, менее всего реагирующий на изменения моды. Грузины носили высокие остроконечные папахи из черной овчины, позднее — из каракуля, войлочные шапки круглой формы. Мохевцы предпочитали небольшие шапки из войлока “куди”, зимой — меховые папахи. Из традицион
ной обуви горожане сохранили кожаные сапоги. Основу женской одежды составляло платье “къаба”, которое имело верхнюю часть с треугольной вставкой на груди, украшенной орнаментом из блестящих ниток. Пожилые женщины носили “къаба” темных цветов, обязательно с косынками или платками. Молодые женщины носили небольшие платки, а девушки — шапки “чихти-копи”. Неотъемлемой частью национальной одежды были шерстяные носки. В грузинских домах долго сохранялись прялки, чесалки и другие необходимые принадлежности для вязания носок. Девушек учили вязать носки, считая это умение одним из самых важных. Национальная обувь встречалась редко. Ее вязали, а подошву плели из кожаных ремешков (“татеби”). В городе были мастера по изготовлению грузинских чувяк из мягкой кожи335.
Из элементов традиционной армянской мужской одежды сохранялась рубаха с низким воротником и боковой застежкой, темных тонов шерстяные или хлопчатобумажные штаны, которые было принято заправлять в носки или сапоги, верхняя одежда с низким воротником-стойкой, архалук, шерстяная чуха типа черкески. Женщины предпочитали яркие тона тканей для традиционных рубах, длинных платьев с вырезом на груди и разрезами по бокам. Такое платье подпоясывали длинными шелковыми шарфами или дорогими серебряными и золотыми поясами. Армянский костюм отличался обилием украшений, на голову в торжественных ситуациях надевали ободки с монетами. Женщины носили маленькие шапочки, богато расшитые бисером или украшенные бусами. Серебряные, золотые или простые монеты нашивали на платьях. Реже встречалась традиционная обувь на кожаной подошве с матерчатым верхом, украшенным вышивкой.
Гораздо меньше элементов традиционной одежды принесли с собой в город греки, поляки, татары, русские, украинцы.
Понтийские греки носили фабричную одежду европейского образца. В женской греческой одежде престижным элементом считался передник, украшенный орнаментом, и туника, которую больше использовали в качестве домашней одежды. Фрагментом национальной одежды считался бархатный жилет, распашная куртка. Вариантом греческой одежды было приталенное платье или сарафан с круглым воротом. Сшитые из современных тканей, эти вещи вполне походили на европейскую одежду. Гречанки носили шерстяные платки с бахромой, вязаную одежду. Долго сохранялась понтийская традиционная кожаная обувь “чару- ши”. Греки-мужчины сохраняли как фрагмент традиционного костюма короткие куртки, теплые жилеты “гелании”, а в основном носили “городской” костюм — пиджак и брюки.
Татары носили национальные головные уборы: мужчины — тюбетейки “кепеч”, женщины — чалмообразные повязки и платки. Многие
женщины хранили фартуки — элемент праздничной одежды, украшенный вышивкой.
Одежда русских, украинцев и поляков не сохраняла этнической специфики. Исключения составляли молокане-мужчины, носившие суконные поддевки, картузы. Мужской городской костюм в указанных этнических группах состоял из элементов европейской и военной одежды336.
Городскую одежду отличали симбиотичные, паллиативные варианты. Европейские наряды сочетались с элементами традиционных. Появление “гуртовой” одежды вовсе не означало забвения национальной, некоторые фрагменты которой, напротив, приобретали престижно-зна- ковое содержание. В семьях представителей высших слоев общества они бережно хранились как символ этнической принадлежности. У осетинской, армянской, грузинской городской интеллигенции сложилась традиция фотографироваться в национальной одежде, выходившей из повседневного употребления. Для городских праздничных, увеселительных мероприятий многие горожане также предпочитали национальную одежду. В 1900 году корреспонденты местной прессы отмечали, что на народных гуляньях в городском саду “часто мелькали в толпе мужские и женские национальные костюмы горцев”337. У грузин было принято посещать спектакли грузинского драматического кружка, концерты и вечера, проводимые, как правило, в здании грузинской школы, в национальных костюмах. Армянская элита долго сохраняла национальную одежду, особенно женскую. Анализ фотоматериала и местной прессы свидетельствует, что и армяне предпочитали на городские праздники, вечерние прогулки надевать дорогую национальную одежду. В повседневном быту средних и малоимущих горожан сохранялись лишь отдельные фрагменты народного костюма и манера их ношения в различных возрастных группах. Пожилые люди носили национальные головные уборы, обувь, одежду темных тонов.
Масса паллиативных форм сложилась в одежде городских осетин. Они прослеживаются по фотоматериалу. Для мужской одежды было характерно сочетание европейских пиджаков, жилетов, рубашек и галстуков с каракулевой шапкой, осетинскими сапогами. Европейские брюки заправлялись в сапоги. Плащ европейского покроя, шляпа с полями или военная фуражка сочетались с осетинской рубашкой, отличающейся воротником-стойкой и застежкой на ряд мелких, обтянутых тканью пуговиц. Популярным видом мужской одежды была тужурка — военная двубортная куртка. Ее могли носить с осетинским головным убором, сапогами. Престижным элементом европейской мужской одежды были галстуки, жилеты. Мужчин из высшего общества выделяла и такая деталь как часы на цепочке, прикрепленной к одежде. Гораздо больше паллиативных форм сложилось в женской одежде. Основой традиционной одежды осетинок было платье “къаба”. Оно состояло из иагрудни —
ка, нижней юбки и надеваемого поверх них халата с треугольным вырезом на груди и распахивающимся к низу подолом. Горожанки стали делать верхнюю юбку цельной, оставляя вырез только на груди. Это приблизило “къаба” к европейскому платью. При этом сохранялся традиционный пояс и платок. Пожилые женщины носили платье темных тонов, молодые — пастельных. Традиционный костюм молодых осетинок подвергался большей модификации. В нем появились такие новации как сильно присборенный рукав, велюровые отделки — воротники и манжеты. Вместо традиционных нагрудных украшений из серебра или железа стали делать защипы на ткани. Эта модная деталь появилась также на рукавах и юбке традиционного костюма. Его стали шить из современных цветастых дорогих тканей. Вместо орнамента многие горожанки предпочитали вышивку по образцам из журналов мод. Наряду с осетинскими платками стали появляться яркие шелковые косынки. Европейское платье носили с осетинскими платками, осетинским поясом. Среди молодых женщин распространилась манера ношения традиционного костюма без головного убора, но с веером, зонтом, перчатками. В городской одежде прослеживается тенденция, вызванная появлением эмансипированных женщин из мещан и интеллигенции — работающих, учащихся. Социальной активностью отличались, в основном, русские и осетинки. Они отвергли пышные платья, корсеты, многослойную одежду, традиционные головные уборы. Эти женщины предпочитали простые в крое и практичные вещи — платья с воротником-стойкой, без головного убора, блузы с отложными воротниками или воротниками, переходящими в галстук, расклешенные и присборенные юбки. Вошли в моду ткани в клетку и в полоску. Особую популярность приобрели костюмы с юбками, расклешенными книзу (тайоры), жакеты. Курсистки стали носить кашемировые платья коричневых тонов. Обращают на себя внимание фотографии первых осетинских учительниц, носивших европейскую одежду с осетинским платком на плечах. Женщины-работни — цы носили “парочки” — сарафаны и кофты из одной ткани, юбки на бретельках, блузы с басками, свободного покроя платья из ситца, сатина, бумазеи. Нарядная одежда горожанок включала меховые воротники и муфты, которые носили не только зимой. Их надевали на атласные или шелковые платья и блузы с рюшами и оборками. Девочек наряжали в светлые однотонные платья с оборками, рюшами и бантами.4 Мальчиков часто фотографировали в матросках, в национальной одежде338.
Основной тенденцией в развитии городской одежды была ее европеизация. Подъем экономики, расцвет торговли и промышленности оказали прямое воздействие на одежду горожан. Качественные изменения городской одежды были связаны с большим открытием в истории мирового швейного дела — появлением швейной машины, которая получила распространение с середины XIX века. Ее усовершенствованный вариант, созданный И. Зингером, приобрел мировую славу. В Россию швейные машины импортировались из США и Германии. На рубеже XIX — XX веков их количество исчислялось сотнями тысяч, распространились они в основном в городах. Во Владикавказе тоже функционировал магазин “Зингер”. Его здание было облицовано зеленой плиткой, что считалось отличительным знаком этой компании. В магазине не только продавали машинки, но сдавали их в прокат и бесплатно обучали шитью и модным вышивкам на ней. Машины “Зингер” рекламировались на страницах местной прессы в течение многих лет.
Не менее важным событием, обусловившим развитие городской одежды, стало изобретение “жаккардовой” техники производства тканей, позволявшей получать полотно с любыми переплетениями нитей и сложным орнаментом339.
В 1880-х годах во Владикавказе был специализированный магазин Савельева по реализации тканей лучших российских фабрик. Магазин предлагал широкий выбор сукна — привиен, сатин-сукно, полусукно, драдедам. Текст рекламы местных компаний дает информацию о бытовавших видах касторовой ткани — энектораль, империал, корд, элястин, сатин-трико, репс, диагональ, а также о видах драпа — экстрофан, элек — тор&ль, бивер, трико, мельтон, твин. В этом магазине можно было приобрести “самородковое” и “гвардейское” сукно, “солдатский” твин. Этими услугами пользовались воспитанники многочисленных учебных заведений города и военные. Пользовались спросом “партикулярные”, “форменные” ткани, тюфель, корд и другие340. Сукно, драп, шелковые, шерстяные, полотняные и бумажные ткани предлагал магазин С. М. Каракозова и Б. Г. Оганова на Александровском проспекте341. Магазин Пе — ралова торговал ситцем, коленкорами, рюшами, кружевами, лентами, различными отделками, фурнитурой342. Как правило, магазины, торговавшие тканями, принимали заказы на пошив одежды или ее раскрой. В 1880-х — 1890-х годах в городе открывались новые белошвейные мастерские, принимающие заказы на пошив белья, помеченного гладью343. Магазин “Центральное депо” принимал заказы на пошив изделий из сукна и трико344. На углу Александровского проспекта и Петровского переулка находилась галстучная мастерская, где принимали заказы на пошив галстуков. Малоимущим горожанам предлагалась и такая услуга как перелицовка и переделка старых галстуков345. В 1902 году был открыт мануфактурный магазин И. Г. Швилева, где продавали ткани — шелковые, шерстяные, полотняные, бумажные и парчовые, а также принимали заказы на пошив военной, гражданской, штатской и ученической одежды346. В магазине 3. Дейкарханова также проводился прием заказов на пошив мужской, женской и детской одежды347. Такие же услуги оказывал магазин Савельева. Открывались “модные дамские мастерские”, развивалась система индивидуального пошива на дому. В 1903 году был открыт “Трудовой пункт”, где принимались заказы на изготовление дамских и детских нарядов, мужского и женского белья по самым умеренным ценам348. Горожане имели возможность заказывать ткани по почте. В 1908 году товарищество “А. Шлезингер и К” высылало из города Лодзь ткани — трико, шевиоты, тук-крепы на сюртуки и фраки, кастор для форменной одежды, отрезы на блузы — батист, шелк, полубархат, чесучу, ткани для дамских платьев — трико с рисунком, шерсть, сатин, сукно349.
Непосредственное воздействие на развитие городской одежды оказало издание и появление в городе журналов мод, формирующих вкус и умение одеваться. В 1890-х годах были популярны парижский журнал мод “Предмет”, иллюстрированные журналы для дам “Модный свет”, “Модный магазин”, “Модные выкройки”.
По отчетам отделения готового платья товарищества на паях “С. М. Киракозов и Б. Г. Оганов” за 1912-1914 годы можно составить представление о видах одежды, выполненной этим обществом на заказ. Женщины заказывали в эти годы манто — вельветовые, шелковые, репсовые, драповые, трикотажные, жакеты из сукна, кимоно, юбки, блузы и кор — сажы. Мужчины заказывали в этом товариществе пиджаки, жилеты, плащи, тужурки, рейтузы, халаты. Товарищество специализировалось и на пошиве архиерейского облаченья350.
В 1880-х годах во Владикавказе появилось немало магазинов готовой одежды. Магазин С. М. Киракозова и Б. Г. Оганова в течение многих лет предлагал большой выбор готового дамского платья “самых новейших фасонов”351. “Модный магазин” Лекаревой предлагал разнообразные дамские манто и шляпы парижских моделей, муфты, английские костюмы, корсеты, перчатки, чулки, головные уборы на все сезоны352. В магазине Ладыженского можно было приобрести шведские куртки353. Магазин “Центральное депо” также торговал готовой одеждой354.
Варшавский магазин готового платья И. Ф. Колдрасинского предлагал горожанам осенние и зимние дамские и мужские вещи, костюмы и брюки из английского трико, сюртуки и костюмы “черные комгарновые элегантного покроя, красиво сделанные”355. Большой выбор мануфактурных товаров был в магазине Ганжумова356. В магазине Отиева горожане могли приобрести французские корсеты, головные уборы различных фасонов, бижутерию, веера, шелковые и бумажные рюши, украшения из цветов357. Другие городские магазины предлагали горожанкам растягивающиеся кушаки из золотой проволоки с шелком, корсеты по моделям лучших домов Парижа и Санкт-Петербурга358.
В городе был открыт даже специальный магазин саратовских сарпинок “И. Я. Секаев и К”. Сарпинками (или сартинками), “сорти-де-баль” называли специальные накидки из дорогой ткани или меха. По правилам хорошего тона этот вид женской одежды был необходим для выхода “в свет” — на праздники, визиты и пр. В конце 1890-х годов магазин торговал не только традиционными шелковыми сарпинками, но и предлагал новинку — батистовые “сорти-де-баль”, а также сарпинский кашемир359.
В начале XX века жители крупных российских городов имели возможность ощутить преимущества прорезиненных пальто и плащей360. А горожане Владикавказа уже в 1890-х годах могли приобрести резиновую и викситиновую непромокаемую одежду высокого качества. Бесплатно прилагался специальный ремень для носки одежды через плечо. В 1899 году появилась новинка — непромокаемое платье из “вулканизи- рованно-прорезиненной” шерстяной ткани361.
Горожане со средним достатком и малоимущие тоже могли приобретать готовую одежду. Магазин Пералова часто объявлял “дешевки” — распродажи по сниженным ценам362. В “Парижском магазине” Д. Джапаридзе проходила распродажа по сниженным ценам по 10 дней ежемесячно363. Магазин 3. Дейкарханова торговал дешевой готовой одеждой365. На базаре было несколько лавок, в которых продавали поношенные вещи, а также принимали под залог за определенный процент одежду, обувь и другое. Заложенные вещи (или отобранные у нетрезвых лиц) можно было выкупить, но гораздо дороже. Такие лавки держали, главным образом, евреи365.
Самыми распространенными аксессуарами модной женской одежды были перчатки, веера и зонты. В магазинах Отиева, Пералова и других можно было приобрести замшевые, шелковые, кружевные, иногда без пальцев, перчатки-митенки, а также зимние шерстяные. Зонт кроме непосредственного функционального назначения выполнял роль изящного дополнения к платью или костюму. Ручки зонтов могли быть очень дорогими, их делали из кости, панциря черепах, из драгоценных металлов, из дерева. У горожан появилось обыкновение фотографироваться с зонтами, с веерами, в перчатках.
Несколько городских магазинов специализировались на продаже обуви. В 1880-х годах магазин Н. А. Гейтена предлагал женскую, мужскую и детскую обувь, в том числе вышитые бальные туфли. Такую обувь — бальные атласные или лайковые башмачки — носили только в больших городах и только по праздникам366. Во Владикавказе они были довольно популярны, их носили с белыми ажурными чулками из тонкой бумажной нити. Фотоматериал свидетельствует о бытовании бархатных сапожек, отороченных мехом, бот и высоких ботинок со шнуровкой367. Обувной магазин А. И. Шошиева торговал венской, варшавской, петербургской обувью368. Магазин Пералова предлагал варшавскую обувь, резиновые сапоги369. Магазин И. П. Лукьянова рекламировал “изящную, доступную и прочную обувь”370. В 1899 году был открыт новый магазин обуви Н. К. и В. К. Багдасаровых371. В городе была популярна варшавская обувь от поставщика Яна Каменского, который за качественную про-
«
Владикавказские грузины-рсмсслснники (ссдслыцики) (ОРФ СОИГСИ)
Владикавказские грузины (ОРФ СОИГСИ)
дукцию был удостоен бриллиантовыми подарками и заказами впрок “от их императорских Величеств”372.
Городские магазины предлагали и средства по уходу за обувью — глянцевый лак А. Венцеля, келерскую гибкую кожевенную аппретуру (крем для обуви) для придания коже черного и прочного блеска и непромокаемое™. “Незаменимо для дамской обуви, так как не пачкает платья. Превосходно обновляет и сберегает всякие кожаные изделия”, — гласила реклама373. В городе существовал сапожный цех, а также работали отдельные мастера, в основном армяне. Сшитая ими обувь была доступна по цене многим горожанам.
Представление о городской женской одежде дополняет информация о ювелирных украшениях. Прослеживается определенная этническая специфика в практике их ношения. Осетинки предпочитали носить золотые или серебряные цепочки и кольца в умеренном количестве, реже серьги и другие изделия. Грузинки носили “чапрази” — серебряные, медные, золотые серьги, бусы, колье. Большой популярностью у молодых девушек пользовались длинные бусы, особенно белого цвета. В то время не носили крестов или носили их под одеждой. Армянки и азербайджанки носили различные украшения в большом количестве, мужчины также носили массивные золотые или серебряные перстни374. Городской рынок ювелирных украшений нивелировал эту специфику, особенно среди молодых женщин. Ювелирные магазины предлагали широкий выбор изделий из золота, серебра, мельхиора. Магазин часов А. Тарноградского торговал, кроме часов, золотыми, бриллиантовыми и серебряными украшениями, очками, пенсне, биноклями375. В местных магазинах Шихмана, Коджоянца и других можно было приобрести модные венецианские броши из серебра с каменьями и эмалью, с мозаикой376. В торговой фирме Коджоянц работали граверы, ювелиры, чеканщики, у которых можно было заказать кулоны, колье, броши377. В магазине часов С. А. Дорошинского был также большой выбор золотых и серебряных вещей, часов378. В городе были известны мастера-ювелиры, выполнявшие заказы на дому, в основном евреи и армяне. Ювелирные изделия современного дизайна вытесняли традиционные украшения.
Для социальных, этнических и половозрастных групп горожан была характерна различная степень интенсивности в развитии одежды. Большей трансформации подвергалась одежда (обувь, аксессуары) городской элиты, особенно женщин. Мужская одежда была более консервативной, а в молодежной были менее всего заметны сословные различия.
Парфюмерия. Как правило, отечественные исследователи материальной культуры не рассматривают такие структуры как парфюмерия и косметика. Но они тоже характеризуют повседневность и определяют уровень бытовой культуры горожан. В 1880-х годах жительницы города активно пользовались средствами по уходу за кожей лица. Популярным средством был рафанистроль — редичное масло от угрей, лишая, веснушек, сыпи, от увядания лица, от морщин. Березовым кремом пользовались как средством для отбеливания кожи лица. В 1890-х годах новинкой в парфюмерии стал колд-крем Альдехид химика Бладио, который смягчал, отбеливал и предохранял от морщин, не оставляя жирных пятен и не содержав вредных веществ379. Товарищество “Брокарь и К” предлагало глицериновые сливки для смягчения кожи рук и лица. Известная массажистка мадам Шавердова учила массажу и сохранению лица от морщин, избавлению от веснушек и угрей380. Горожанам было известно множество сортов мыла: гигиеническое борно-тимоловое против загара, веснушек, пигментных пятен, излишней потливости, травяное “Мыло Венеры”, подсолнечное мыло из цветов подсолнуха, бензоевое, глицериновое, “мыло бухарских эмиров”, детское мыло из травы череды, туалетное жирное мыло “тридаст”, турецкое розовое, “жокей клуб”, фиалковое в красивых упаковках из фиолетового картона. “Брокарь и К” реализовывал туалетное мыло “высшего достоинства”: “парижская роза”, “белая сирень”, “кавказская лилия”, “ландыш”, “русская резеда”, семенное, вазелиновое, лечебно-туалетное381.
Большое внимание придавалось уходу за волосами. Для укрепления волос пользовались касторовой хной, редичным маслом. Магазин “Всеобщий европейский базар” предлагал “элеопат” — шведский бальзам для роста волос, мыльную эссенцию для мытья головы, эссенцию для уничтожения перхоти, предохранения волос от выпадения, укрепления корней волос, резорцино-салицило-серно-дегтярное мыло против перхоти, эссенцию О-де-Совер аналогичного действия. Активно рекламировалась косметическая вода для волос Captol, единственным фабрикантом которой был известный в России Ферд Мюльгенс Кельн из Риги382. Были доступны красящие средства для волос: французская моментальная краска доктора Ричардса для быстрого крашения волос и бороды, одобренная Варшавским врачебным управлением в ноябре 1896 года, краска Купчинского для седых волос, капиллярин — средство, возвращающее седым волосам прежний цвет383.
Важной частью парфюмерии и гигиены считались средства по уходу за полостью рта. Местная пресса рекламировала эликсир О. О. Бенедиктов аббатство в Сулях, изобретенный в 1373 году приором Петро Бурсо, награжденный золотыми медалями в Брюсселе в 1880 году и в Лондоне в 1884 году, который предохранял зубы от порчи, придавал им “белизну алебастра” и укреплял десна384. Провизор Л. Э. Адельгейм реализовывал средства для укрепления и сохранения зубов, уничтожения неприятных запахов, а в магазине Отиева продавали аннезин, зубной эликсир, зубные капли доктора Ипполита Маевского, анатериновый эликсир Доктора Поппа — всемирно известного австрийского придворного зубного врача. Аптекарский склад М. Пугачева продавал массу гигиенических средств, в том числе зубной эликсир “Одоль”385.
Городские магазины были переполнены французскими и английскими духами “разного запаха”, в импортных флаконах и “на разновес”. Были известны духи Аткинсона, Пина, Бейле, Любен, “рейнские букеты”: подснежник, жасмин, ландыш, резеда, рейнская роза, фиалка. Это были дешевые духи для платков в небольших флаконах. Духами “высшего качества” считались “ Шпир”, “Гелиотроп”, “Белая сирень”. “Модный парфюм великосветских кругов” выпускала первая русская парфюмерная фабрика “Северная флора”. В магазине Отиева был широкий выбор туалетной воды: “Придворная вода”, “Делис-де-Никон”, “Рафаэль Маркус”, “Одалиск”, “Вера Виолетта”, цветочных одеколонов рижской фабрики Кельна386.
Не столь разнообразной была косметика, представленная в местных магазинах лишь пудрой и помадой. Пользовались популярностью пудры “Делис-де-Никон”, “Лафериор”, “Секрет молодости”, “Велютин”, рисовая, а товарищество “Брокарь и К” предлагали свое изобретение — глицериновую пудру387. Новацией стало средство “Венус”, заменяющее белила и румяна, усовершенствованная губная помада от Келера388. В интеллигентных слоях городского общества активное использование косметики воспринималось как проявление плохого вкуса. В мещанской среде не было столь строгих ограничений, женщины не боялись злоупотребить белилами, румянами. Сохранялись и этнические обыкновения: например, у армянок было принято сильно красить глаза и брови, осетинки не пользовались косметикой. Степень потребления новационных элементов личной гигиены и парфюмерии зависела от материального достатка горожан.
В 1899 году Владикавказское общество потребителей заключило договоры о приобретении товаров по минимальным ценам с 8 фирмами города — мануфактурным магазином И. А. Ганжумова, галантерейным магазином Е. С. Зипалова, модным магазином “A la Cognette” Е. Г. Раменской, мастерской портного В. В. Гурьева, магазином белья Кузнецовым, обувным магазином Багдасаровых, аптекарским магазином М. В. Пугачевского, магазином часов, золотых и серебряных изделий и оптических товаров Тарноградского389. Эта акция сделала товары указанных фирм доступными по цене многим горожанам.
Пища. Пища является важным компонентом культуры жизнеобеспечения, который по определению Ф. Броделя отражает социальный ранг человека и окружающую его цивилизацию390. На фоне всеобщей стандартизации и нивелировки городской бытовой культуры сохранялись этнические модели питания и производство традиционных продуктов.
Городские осетины сохраняли национальную кухню. Повседневную пищу составляли продукты собственного хозяйства. На Осетинской слободке подсобные хозяйства имели почти все ее жители. Как правило, они держали коров, домашнюю птицу, обрабатывали небольшой приусадебный участок или арендовали его у городской управы. Сыр, кислое молоко, яйца, куры и другие продукты производили не только для собственного потребления, но и для продажи на рынке. Повседневной пищей был домашний хлеб, выпекаемый из кукурузной, пшеничной или ячменной муки, а также каша — супы. Городские магазины, лавки и базар вносили изменения в пищевой рацион. Низкие цены на многие продукты питания делали их доступными для жителей слободки и вытесняли необходимость производства некоторых традиционных продуктов. Сохранности элементов традиционного питания способствовала связь городских семей с селом. Ритуальная пища практически не претерпевала изменений и состояла из отварного мяса жертвенных животных (быков, баранов) и пирогов с начинками из сыра и мяса, которые рассматриваются как пищевое воплощение комплексного развития земледельческо-скотоводческих традиций. Все остальные начинки из картофеля, капусты, листьев свеклы, тыквы, фасоли являются новацией, результатом межэтнического взаимодействия и квалифицируются специалистами как суперстратный пласт традиционной пищи391. Фрукты и овощи все больше входили в пищевой рацион. Традиционные пироги с начинкой из овощей со временем заняли свое место в ритуально-престижной трапезе, что говорит об их адаптированное™ к местным вкусам. Жители Осетинской слободки продолжали изготовление в домашних условиях традиционного напитка араки и тем самым входили в конфликт с законом. Производство араки было запрещено по всей Осетии, правительство устанавливало штрафы, размеры которых доходили от 25 рублей до 800 и выше. Во Владикавказском окружном суде было множество дел по обвинению осетин в незаконном производстве араки392. Но оно было неотъемлемой частью обрядовой жизни, поэтому борьба правительства с этим и другими элементами традиционной культуры была безуспешной. В 1916 году Начальник Терской области продолжал ходатайствовать об издании специального постановления, воспрещающего производство араки393.
Городские армяне во многом сохраняли этническую специфику в питании. Из пшеничной муки они выпекали в тонире — круглом глиняном очаге — хлеб-лаваш, очень тонкий, овальной формы, сохраняющий свои вкусовые качества в течение нескольких месяцев. Из пшеничной муки готовили различные виды печенья, лапшу. Важное место в питании армян занимали молочные продукты — разные сорта сыра, масла, кислое молоко, “мацун” кисломолочный суп с пшеничной крупой. Армяне жарили шашлыки с овощами, из баранины готовили “толму” в виноградных, а позднее и в капустных листьях. Из говядины готовили “минджрум” (рубленое мясо), “хашпама” (вареное мясо), тушили ее со шпинатом. Мясо заготавливали впрок: вареную баранину или говядину заливали топленым маслом и хранили в герметически закупоренных кувшинах. Широко использовались различные виды пряной зелени, овощи и фрукты. Шиповник и некоторые другие виды душистых трав заваривали кипятком и употребляли в качестве повседневного напитка. Из винограда и тутовых ягод делали вино, водку и уваренный сладкий сок. Из сладких блюд чаще всего пекли пироги “гата” (слоеное тесто, пересыпанное смесью сахара и масла). Сохранялся и своеобразный режим питания. Прием основной пищи приходился на обед и ужин, причем ужин составлял 50-60% всего дневного рациона394. Сохранялась обрядовая, особенно праздничная пища395.
Повседневной пищей грузин были традиционными лепешки “мча — ди”, схожие с осетинским чуреком. Их употребляли в пищу с молоком, мацони (кислым молоком), сыром “сулугуни”. Бедные мохевцы пекли ячменный хлеб, кукурузные лепешки, делали сыр. Праздничным блюдом считались пироги с сыром “хачапури” и отварное мясо баранины. Под влиянием осетин они стали печь пироги с начинкой из рубленого мяса. Традиционные хинкали стали готовить не только из баранины, но и из говяжьего, свиного и смешанного фарша. Распространенным блюдом была фасоль, заправленная специями и зеленью, сациви — мясо с соусом из грецких орехов и пряностей, кукурузная каша в качестве самостоятельного блюда и гарнира. Городские грузины долго сохраняли такие сладкие блюда как “пеламуши” — кукурузный кисель из виноградного сока, “чурчхела” — орехи в сладком густом киселе, “када” — слоеный пирог. В повседневном быту грузин долго сохранялась традиционная выпечка — лаваш.
Греки тоже сохраняли многие элементы традиционной пищи. Широко были распространены “кушендю” — поджаренная мука, обданная кипятком и залитая растопленным сливочным маслом, “сирон” — пышки из теста, залитые кислым молоком с чесноком, “тиняхта” — отварная фасоль, приправленная оливковым маслом, лимоном, чесноком и зеленью, лаваш, “мировияс” — крапива, отваренная с рисом, “хавиц” — каша из кукурузной муки, овощные рагу, фаршированные баклажаны, помидоры, голубцы с овощными и мясными начинками. Часто греки готовили “кешкек” — пшеничную кашу с куриным мясом. Из заимствованных блюд греки сохраняли турецкий плов.
Повседневная пища татар состояла из различных каш — ржаной, овсяной. Из овощей более всего употреблялись тыква, редька, морковь. Пекли пироги с начинкой из пшена или риса с изюмом, жарили мелкие оладьи, варили маленькие по размеру пельмени с начинкой из мяса, смешанного с овощами, в основном, с тыквой. Из мяса готовили домашнюю колбасу “казы”. Пшеничный хлеб выпекали в форме каравая. Такой хлеб считался престижно-знаковым элементом, обязательным атрибутом обрядовой жизни. Празднично-свадебным блюдом был вареный гусь, тонкие сдобные лепешки, лапша из пресного теста, залитая медом “тош”. Из напитков были распространены отвары из сухофруктов, реже — медовуха396.
Городские немцы, в отличие от колонистов, сохраняли немного традиционных элементов в питании. Они готовили супы из свиных ножек, тушили овощи, из мяса готовили “трудели” (мясные рулеты), пекли рисовые пудинги. Свадебным блюдом считались сладкие пироги “кухе — ны”, вафли, пряники, сладкие супы из сушеных фруктов, “гусиный снег” — сладкое блюдо из теста и сахара397. У колонистов покупали домашнюю колбасу и ветчину.
Персы и азербайджанцы главным ритуальным блюдом считали плов. Его готовили с мясом, как правило, с бараниной, изюмом, курагой и различными специями. Другая разновидность плова — сладкий, с корицей, шафраном. Обязательным напитком на престижных трапезах был щербет. Сохранялась традиционная выпечка кондитерских изделий.
Сохраненные этническими группами элементы традиционной пищи входили в систему городского общественного питания. В середине 1880- х годов ресторан “Иверия”, в котором верхний этаж предназначался для “благородной публики”, а нижний — для “сброда”, предлагал посетителям блюда грузинской кухни398. Гостиница “Гранд-Отель” принимавшая заказы на организацию обедов, ужинов, свадебных вечеров, предлагала наряду с европейскими и национальные блюда, а в гостинице “Европа” ежедневно пекли русские блины399. Кавказские блюда готовили в городских столовых, духанах. В воспоминаниях О. Д! Григоровой-Менделее — вой, дочери Д. И. Менделеева, упоминается ужин из кавказских блюд — плова и чахохбили, поданный в “общей столовой”400. В систему общегородского питания вошло грузинское, особенно кахетинское, вино, грузинские и армянские лаваши, русские и украинские щи и борщи, пельмени, блины и оладьи, персидская халва разных сортов, осетинский и грузинский сыр, кислое молоко “мацони” и другие блюда.
Поступление продуктов питания в дома горожан осуществлялось главным образом через базар, магазины и торговые лавки. К концу XIX века на городском базаре значительно увеличилось число приезжих хуторян, колонистов, станичников и туземцев, привозивших “разного рода съестные припасы и продукты”401.
В городских магазинах и лавках можно было приобрести говяжье мясо, баранину, телятину, свиное сало, кур. Популярный среди горожан магазин “Колбасная либава” предлагал различные сорта колбасы, ветчины — варенную, копченную, вяленную402. В колбасном заведении
А. А. Басиева также торговали окороками, колбасой, ветчиной из свинины403.
.В рацион горожан входила и рыба, ее привозили из Ростова и Одессы. В “Магазине общества потребителей” всегда были балык, керченские и “королевские” сельди. В других магазинах продавали икру, сардины, рыбные маринады, копченые рыбцы, пузанки, маринованные и соленые сельди, тресковый рыбий жир404.
Значительное место в питании горожан занимали крупы. В магазинах можно было приобрести овсяную, пшенную, пшеничную, рисовую, перловую, манную и яичную крупы, а также персидский рис, горох405.
Важным компонентом системы питания были молочные продукты. Кроме собственного домашнего молока к концу XIX века стало известно “сгущенное, стерильное, цельное молоко Майера, без сахара, по швейцарской методе”, сгущенное и сухое молоко фирмы “Нестле”, которым торговал магазин Энкеля и Климовского406. Кроме местных домашних сыров горожанам стали известны сорта швейцарского сыра, которые привозили из Тифлиса и Кирша в 1880-1890 годах. К началу XX века в городских магазинах были разные сорта сыра407. Чрезвычайно разнообразными были сорта масла, получаемого из коровьего, овечьего и буйволиного молока. Горожане отдавали предпочтение сливочному и “сибирскому” топленому маслу. Были известны многие сорта растительного масла: подсолнечное, конопляное, маковое, ореховое, кунжутное, льняное, горчичное. Его можно было приобрести в городских магазинах, получавших значительную часть масла с Московского аптекарского склада К. С. Рымовича408. В дорогих магазинах можно было купить келерс — кое прованское масло, “приготовленное в Ницце по особому указанию… прессуется только в мае и только из свежесобранных, вполне спелых и отборных оливок”409.
Овощи можно было приобрести не только на базаре, но и в магазинах, торговавших отборным картофелем, свеклой, морковью, луком репчатым и зеленым, грибами, хреном, чесноком410.
Городские магазины предлагали широкий выбор самых изысканных пряностей: миндаль, корицу, гвоздику, имбирь, шалфей, горчицу, лавровый лист, перец, мяту, мятное масло, винный и хлебный уксус. Известная фирма “Келер и К” продавала черный и белый молотый перец в жестяных коробках с просевающей крышкой, а также в изящных граненных флаконах для стола. Отличалась и келерская соль — “химически чистая, не гигроскопичная и потому не образующая в солонке комков”. Келерская горчица в порошке, “вполне готовая для мгновенного приготовления из нее горчицы, превосходит все подобные произведения по тонкости вкуса, ароматности и дешевизне”. Со склада К. С Рымовича поступал натуральный виноградный уксус “Рококо”411.
Среди напитков основное место в повседневном употреблении занимали молоко, чай, а в привилегированных слоях города — кофе и шоколад. В начале 1880-х годов можно было приобрести шоколад и какао барона фон Либиха, приготовленные на паровой фабрике конфет, шоколада и чайных печений “Эйнем” в Москве. Местные провизоры активно рекламировали мальто-легуминозный шоколад и какао как “отличный питательный и вкусный напиток для лиц, страдающих слабым пищеварением, для золотушных и малокровных детей, для женщин, кормящих грудью, для слабых девушек”. Горожанам был известен пептоновый шоколад А. Лемана, шоколад “Ретаблиер С. СІУ и К” в жестяных упаковках, рассчитанных на 20 чашек, какао Ван-Гутена, из одного фунта которого получалось 100 чашек густого шоколада, какао без масла “минутного приготовления”412. Потреблялось кофе разных сортов. В магазине И. Ф. Яворского продавали кофе из отборного кавказского ячменя, в дорогих магазинах — жженый кофе в зернах (жжение способом Ле — тюрг де Розье), со временем появились его модификации — добавлялось больше ароматических веществ413. Чай поступал в престижные магазины со складов “придворных поставщиков Василия Перлова и его сыновей”. Ценился гамбургский чай, изобретателем и единственным поставщиком которого был фабрикант Фрезе, организовавший прямые поставки из Гамбурга414. Для приготовления в домашних условиях сладких напитков пользовались ягодными экстрактами Келера и Гартье, “ситрона — дом” и “оранжатом” Р. Келера — концентрированными соками лимонов и апельсинов “ с вполне сохраненным ароматом этих фруктов”. Они появились в городских магазинах в начале 1880-х годов, ими пользовались для приготовления лимонадов, мороженого, желе, пунша415. В магазине Рогозинского продавали минеральную воду “Боржоми”, привезенную из Москвы. Филиал Московского аптекарского склада К. С. Ры — мовича во Владикавказе также реализовывал минеральную воду416.
Эти напитки употребляли привилегированные слои горожан, а более простая публика посещала многочисленные пивные лавки, предпочитала квас — “суровец”, квас “красный”, дешевые сорта вина, самогон. Пивоваренный завод Г. Везера находился на Осетинской слободке, а заказы на пиво (ящиками) принимались в магазинах Бондаренко в центре города, так как слободка казалась горожанам очень отдаленным местом. Владикавказский пивоваренный завод “Надежда” И. И. Тертерова выпускал “Черное пиво”417.
Из алкогольных напитков самое широкое бытование получило вино. В городе было множество винных погребов. А. Киракозов торговал кахетинским вином, купленным “непосредственно у лучших садовладельцев Кахетии”. Предприниматели Ушверидзе и Хангулов имели в городе оптово-розничный склад кахетинских вин. Известный в городе торговец А. Сахиев держал винный погреб на базаре. У него горожане покупали недорогое кахетинское, кизлярское и дагестанское вино. Белые и красные дагестанские вина продавались в магазине Г. П. Бондаренко. Фирма “Алазань” делала большие скидки на натуральное кахетинское вино “ввиду необычайно богатого урожая”. Владикавказское общество потребителей в 1899 году открыло собственный погреб натуральных виноградных вин, в котором не было подделок и фальсификаций. Считалось, что качественным кахетинским вином торговал А. Вартазаров. Оно называлось “Кровь земли”. Паровой водочный завод А. М. Шаура во Владикавказе установил усовершенствованный аппарат для очистки вина, позволяющий уничтожать сивушный запах и придавать вину мягкий и приятный вкус. С 1883 года такое вино продавали в бочонках418. Городская элита предпочитала более дорогое вино, французские коньяки. Торговый дом Петра Арсеньевича Смирнова, поставщик Его Императорского величества и Его Императорского величества Великого князя Сергея Александровича предлагал импортные вина: портвейн, мадеру, херес, лафит, коньяк419. Санкт-Петербургское общество “Беман и К” предлагало сладкие и сухие шампанские вина “Полярная звезда”, “Карт — бланш”, “Карт-дор”, “Силлери гран муссе”, “Гран Вин” и другие. Известные французские и голландские заводы имели во Владикавказе своих провизоров, продававших коньяк, ром, “арак”. Паровой водочный завод торгового дома “Н. А. Шустов и сын” предлагал горожанам широкий ассортимент спиртных напитков: “северная настойка”, “мандариновая”, “горькая”, “крымский ликер”, “кавказский горный травный ликер”, “свежая листовка” (из листьев смородины), “яблочная”, “зубровка”, “фруктовый пунш”, “ананасная”, ликер “Виктория”, ягодные наливки в красивых фигурных графинах420. На владикавказском предприятии Д. З. Са — раджева изготавливали ректифиновое столовое вино, водку, наливки, коньяк, ром, ликер, винный спирт. В 1899 году здесь был построен ректификационный завод, на котором получали чистый спирт. Все наливки и ликеры готовились из свежих кавказских фруктов и ягод на качественном винном спирте421.
Определенное место в системе городского питания занимали фрукты. Основная масса горожан приобретала их на рынке, куда свозилась продукция из соседних регионов, из местных сел. Торговлю фруктами из алагирских садов организовал на рынке города Григорий Багдасаров. Фруктами, выращенными на арендованных земельных участках, торговали персы, главным образом в своих лавках. Персы скупали фрукты у местных садоводов и перепродавали, образовав своеобразную монополию на этот вид торговли. Но не всех горожан устраивали дешевые и не всегда свежие фрукты. Поэтому “магазин общества потребителей” с 1900 года начал торговлю фруктами высоких сортов. Местные садоводы стали поставлять этому магазину свежие фрукты и ягоды по умеренным ценам422.
Особый пласт в системе питания горожан составляли кондитерские изделия. Они были важной частью ритуально-обрядовой пищи многих этнических групп, а в условиях городской среды стали переходить из домашне-бытовой сферы в общественное питание. В конце 1870- начале 1880-х годов магазин “Варшавская пекарня” принимал заказы на изготовление тортов, пирожных, польских пончиков, куличей. Магазин Ивана Артемьевича Татузова на Александровском проспекте ежедневно предлагал свежие кондитерские товары: пирожные, печенье, желе, торты, мороженое. В магазине Н. А. Гейтена ежедневно готовили свежие “конфекты”, торты, пирожные, бабы, куличи. В кондитерской Василия Петровича Хасиева пекли пирожные “Наполеон”, торты “Патрие”, печенье “Сенаторское”, слоеные булки, пончики с кремом, подавали какао по-варшавски с куриным желтком и сливками. В персидских магазинах и лавках продавали национальные сладости: халву, “рахат-лу — кум” и другие. В грузинских и армянских пекарнях продавали кроме хлеба, лаваша традиционные сладкие слоеные пироги “гата”. Заказы на изготовление пасхальных баб и куличей принимали в частных домах, а также в магазине Гейтена423.
Городской новацией были импортные кондитерские изделия: французские печенья, конфеты фабрики “принцессы Ольденбургской”, елочные “конфекты”, карамель из трав “Кетти босс”, келерские сгущенные желе, кисели, мороженое, ароматические лепешки фабрики Глешке и Виднер в Санкт-Петербурге. Их подавали к крепким напиткам и лимонадам424. Эти изделия стоили дорого, они были доступны немногим горожанам.
Представители социальных низов города довольствовались домашней выпечкой, покупали на рынке патоку, мед разных сортов. Многие бытоописатели отмечали дешевизну продуктов во Владикавказе. Этим обстоятельством объяснялось и нежелание отставных военных покидать город.
Развивалась система внедомашнего питания — характерная черта городской жизни. В 1860-е годы в эту систему входили клубы, обед в которых обходился очень дорого, и кухермейстерские, где, по описанию очевидцев, готовили некачественно425. Со временем в структуру общественного питания стали входить рестораны, столовые, духаны, бары, кафе, чайные. Существовала и такая альтернатива общественному питанию: в частных домах готовили обеды и ужины, которые можно было брать “на вынос”426.
В структуре городского хозяйства значительное место занимали этнические группы, имевшие в нем определенные ниши. Залогом делового успеха была их корпоративность. В литературе распространено мнение о том, что общинность в условиях городской среды обречена на рудиментное состояние. Этот тезис представляется слишком категоричным427. Во Владикавказе даже в XX веке этнические группы находили способы укрепления общинности. Одним из них было создание национальных благотворительных обществ, которые наряду с обычными функциями по оказанию материальной помощи нуждающимся, предполагали и экономическую солидарность. Например, персидское благотворительное общество “Химмат”, созданное в 1906 году с целью “доставления средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных персидско-подданных” обязывалось не только оказывать помощь бедным и сиротам, но и содействовать “к приисканию нуждающимися занятий или службы, к приобретению им для работы материалов и инструментов и к выгодному сбыту изделий бедных тружеников”428. Аналогичные задачи ставили перед собой благотворительное общество рус — ско-подданных персов “Мурават” (1906 год), Владикавказское греческое благотворительное общество (1913 год) и другие429.
Внутриэтническая солидарность достаточно эффективно проявлялась и на межличностном уровне.
Вместе с тем, городское хозяйство было активной сферой межэтнического общения. Взаимозависимость, обусловленная этнической спецификой хозяйства, определяла позитивную сторону межэтнического общения. Но, естественно, была и другая сторона. Интенсивное общение носителей разных культурных систем и ментальных установок, к тому же в территориально ограниченном пространстве, сопровождалось столкновением интересов. На бытовом уровне активно действует характерный для соседствующих общностей социально-психологический механизм сравнения и противопоставления “своего” и “чужого”, который может вызывать этнические предубеждения. Например, когда армяне, евреи, персы, грузины заняли основные доходные ниши в экономике, менее предприимчивые русские горожане, упустившие свои шансы, активно высказывали свое недовольство даже в официальной прессе. “Мы, русские, по нашей скромной натуре, очень чувствительны ко всяким возвышенным чувствам, как будто даже стесняемся своего господствующего положения и всячески стараемся не обнаружить его. Пользуясь этим… армяне, евреи, персы забирают в свои цепкие руки все и становятся господами положения. Достаточно пройти по улицам, зайти в магазины, чтобы убедиться в этом”430. В местной прессе зафиксированы и такие признаки этнофобии, как употребление вместо этнонимов презрительных кличек, оскорбительных названий, унижающих национальное достоинство. “Разные оглы и аршаки позволяют себе глумиться над россиянами”, — возмущался корреспондент “Терских ведомостей”, упрекая торговцев-кавказцев в невысоком качестве обслуживания покупателей431.
Но основное содержание межэтнического взаимодействия составляли не бытовые конфликты и не складывавшиеся стереотипы, а позитивные тенденции, основанные на жизненно необходимых взаимосвязях. В условиях урбанизации принцип этнической специализации в экономике постепенно ослабевал. Ремесленные цехи, как и другие производственные коллективы, становились полиэтничными, а представители городских этнических групп активно приобщались к новым отраслям городской экономики, к нетрадиционным хозяйственным занятиям. В этом процессе большей мобильностью отличались русские и осетины. Очевидно, это следует объяснять отсутствием у них своих “национальных” ниш в городской экономике, постоянным увеличением их численности за счет миграций из российских губерний и осетинских селений.
Социально-экономическое развитие города вызвало трансформационные процессы в бытовой культуре. Традиционные национальные структуры повседневности постепенно уходили в прошлое. В быту городской элиты они сохранялись, главным образом, в качестве реликто — во-знаковых элементов. Материально-предметный мир владикавказцев во многом формировал городской рынок, а степень потребления европейских форм бытовой культуры определялась не этнической, а социальной принадлежностью горожан. Основными носителями традиционной культуры были средние и неимущие слои. Состояние материальной культуры горожан характеризовалось сочетанием традиционных, паллиативных и новых, урбанизированных форм.