Народы славянской группы

Славяне являются крупнейшей в Европе группой родственных по происхождению народов, говорящих на славянских языках. Общая их численность более 270 млн. человек, из них на территории бывшего Со­ветского Союза проживает около 190 млн. человек. Славяне делятся на три большие общности: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные сла­вяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные славя­не (болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, маке­донцы). Русские, украинцы и белорусы генетически восходят к некогда единой древнерусской народности, образовавшейся в X-XII вв. и составившей население Киевской Руси. После ее падения и татаро-монгольс — кого нашествия XIII в. древнерусская народность рас­падается на три современных народа со своими терри­ториями и языками: русским, украинским и белорус­ским.

Русский народ сформировался в XIV-XY вв. в цен­трально-русских землях ссвсро-запада, имея центром притяжения и консолидации выгодно расположенную Москву. Особую роль при этом сыграло русское цент­рализованное государство, включившее в свои расши­рившиеся пределы многие неславянские народы, что и придало Российскому государству столь для него ха­рактерную многонациональность. Отсюда такая черта русского менталитета, как склонность к мирному доб­рососедству и взаимоуважительным отношениям с дру­гими народами. Вырабатыванию указанной этнопсихо­логии способствовала и динамичность русских, в срав­нительно короткие исторические сроки расселившихся на огромной территории Евразии вплоть до Кавказско­го хребта и побережья Тихого океана. Движение рус­ских на юг и восток, активно шедшее уже в XV-XVI вв., большого размаха достигло в XVIII-XIX вв. Все это приводило к новым контактам с новыми народами, а самих русских — к известному территориальному обо­соблению и сложению этнографических групп со сво­ими локальными отличиями в говоре, быте, культуре. Так постепенно оформились группы поморов на Севе­ре и казаки на юге и востоке страны (донские, кубанс­кие, терские, оренбургские, сибирские и др.), представ­ляющие, говоря научным языком, субэтносы русского народа. Они сохранились до настоящего времени, в том числе и на Северном Кавказе. Ниже они рассматрива­ются именно в качестве таких субэтносов русских, но не отдельных народов (хотя мнения о том, что казаки представляют отдельные народы, и звучали, под подоб­ными явно конъюнктурными «патриотическими» заяв­лениями нет никаких оснований).

Терские казаки. История Терского казачьего вой­ска тесно связана с казачьим Доном, освоенным рус­скими в первую очередь (территориальная близость) в XV-XYI вв. Донское казачество, несмотря на прави­тельственные запреты, рекрутировалось преимуществен­но из беглых от крепостной неволи крестьян, а также посадских людей и «гулящих», уходивших в неподвла­стные государству земли на его дальние степные рубе­жи. «Вольный Дон» быстро стал центром казачества. Отсюда часть казаков стала переселяться на Яик и Терек, еще более удаленные от царских властей и по­тому более вольные. К середине XVI в. донские степи до Волги полностью контролировались донскими каза­ками. Это сделало положение их, как и казаков тер­ских и яицких, весьма выгодным для государства. Цар­ское правительство стало стремиться использовать ка­заков для охраны границ и использовать их в войсках — отменные боевые качества казачьей конницы стали широко известны. В XVIII в. казачество государством было подчинено, но превращено в своеобразное приви­легированное военное сословие. Казачьи войска стали элитными частями русской армии и неоднократно от­личались в войнах России (92). К 1916 г. казачье население насчитывало всего по России свыше 4,4 млн. человек, владевших более 63 млн. десятин зем­ли. В I мировой войне участвовало 300 тысяч каза­ков; батальные сцены этой войны можно найти на стра­ницах романа М. Шолохова «Тихий Дон» и рассказов Н. Гумилева. В 1920 г. все казачьи войска, в том числе и Терское, были расказачены и ликвидированы как со­словие самодержавного строя, но сейчас все они вос­становлены и внесены в государственный реестр.

Время появления первых русских поселенцев на Тереке точно не установлено. Раннее их название — гребенцы, потому что они поселились в первой полови­не XVI в. на гребнях Терского хребта (93, с. 24-25). Официально Терское казачье войско существует с 1577 г., а в 1860 г. оно было выделено из Кавказского линей­ного казачьего войска, центром его был определен и остается до сих пор г. Владикавказ. К началу I миро­вой войны терское казачество («терцы») насчитывало около 260 тыс. человек, владевших 2,1 млн. десятин земли. Следует подчеркнуть, что терское казачество было полиэтничным и кроме русских включало в себя немало представителей местных горских народов, пре­имущественно вайнахов и осетин. Терское казачество защищало границы Русского государства от набегов крымских татар и кочевников, участвовало в Чигирин­ском, Крымском и Хивинском походах XVII-XVIII вв.

В 70-х годах ХУІІІ в. правительством Екатерины II была создана Кавказская кордонная линия от Моз­дока до Азовд и поставлены 10 крепостей, в том числе Ставрополь и Георгиевск на р. Подкумке. Для заселе­ния крепостей были переселены казаки Волжского ка­зачьего войска, затем три полка донских казаков. В 1825 г. образована станица Кисловодская, затем ста­ницы Бургустанская, Ессентукская, Горячеводская. Так было положено начало городам Кавказских Минераль­ных Вод.

Внутренняя социально-экономическая жизнь про­текала и регулировалась в рамках казачьих общин с собственным самоуправлением. Основой самоуправле­ния был станичный сход или войсковой круг, в котором участвовали только лица войскового сословия. Испол­нительную власть в станице осуществлял атаман, на­значаемый на 3 года. Община обладала и судебной вла­стью — ее осуществлял станичный суд, состоявший из избираемых сходом казаков (94).

Интересна и своеобразна этнографическая, бытовая характеристика терских казаков. Близкое соседство и общение с кавказскими горцами, принятие групп гор­цев в состав казачьего войска и смешанные браки сти­мулировали усвоение многих элементов кавказской культуры терскими казаками. Наиболее заметное за­имствование от горцев — одежда и вооружение тер­цев: тс же черкески с газырями, бешметы, папахи и т. д., кавказские кинжалы на поясе. Жизнь терского казака на беспокойном порубежье была постоянно на­пряженной и опасной. Набеги горцев, особенно с раз­витием так называемой набеговой системы, упоминав­шейся выше, были частыми. Все это вырабатывало в казачьих поколениях специфический воинский стиль поведения и молодецкую отвагу, хорошо показанные Л. Н. Толстым в повести «Казаки». Так, он пишет: «Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чечен­скими и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера… Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее ору­жие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знани­ем татарского языка и разгулявшись, даже с своим бра­том говорит по-татарски».

Знаменитый французский романист А. Дюма в своей книге «Кавказ» пишет: «Линейные казаки — бесподоб­ные солдаты» и рассказывает о схватке казачьего сек­рета во главе с Баженюком с чеченцами, захвативши­ми в плен казачку с маленьким ребенком на реке Ак — сай. Подобные схватки были постоянным и привычным для терцев делом. Осмысливая вражду горцев и каза­ков, М. Ю. Лермонтов писал:

Жалкий человек.

Чего он хочет? Небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?

Как было сказано выше, сейчас казачьи войска вос­становлены официально и занимаются самовозрожде — нием. Это непростой путь, требующий государственной мудрости в решении казачьих проблем. В совершенно изменившихся новых исторических условиях полное восстановление былых дореволюционных привилегий и социально-экономического положения казачества не­реально. Прежде всего это касается землевладения и землепользования — мы уже отмстили выше количе­ство земель, находившихся в руках казаков. На Кав­казе земельный вопрос всегда был наиболее острым, здесь никогда не было «под небом места много всем» — земли не хватало. После расказачивания терцев их земля была перераспределена и теперь находится в других руках. Совершенно очевидно, что попытки но­вого передела земли и ее возвращения терским каза­кам в прежних объемах чреваты новыми столкновени­ями и тяжелыми конфликтами, новым обострением меж­национальных отношений на Северном Кавказе. В интересах государства и самих северокавказских на­родов (в том числе и казаков) не доводить возрожде­ние казачества до опасной черты, за которой начинает­ся абсурд самоуничтожения. Думается, что в новых условиях необходим поиск новых форм возрождения и функционирования казачества.

Кубанские казаки. История кубанского казаче­ства (кубанцев) не менее сложна и насыщена яркими событиями и фактами, нежели история терцев (95). Укажем только некоторые, наиболее существенные для понимания общего процесса.

После русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и побе­ды в ней России был заключен уже упоминавшийся Кучук-Каинарджийский мирный договор. Границей Рос­сии на Северо-Западном Кавказе стала река Кубань. С 1777 г. развернулось строительство Кавказской укреп­ленной линии от Азова до Моздока, но наличных сил для защиты линии от набегов закубанских горцев не хватало. Учитывая это и зная о свободных землях на правобережье Кубани, казаки Черноморского войска (бывшая Запорожская Сечь, упраздненная в 1775 г.) обратились к правительству с прошением об их пересе­лении с Буга на Кубань. Черноморскому войску 2 июля 1792 г. была дана правительством Екатерины II жало­ванная грамота и возложена задача охраны границы России по р. Кубани «от набегов народов закубанских». В 1792-1793 гг. состоялось массовое переселение укра­инских казаков на новые земли. Так было создано но­вое Черноморское войско, во многом сохранившее тра­диции славной Запорожской Сечи: ее знамена и регалии, форму одежды, деление на курени и т. д., но утратившее прежнее самоуправление.

В дальнейшем войско пополнялось за счет пересе­ления как украинского, так и русского населения из глубин России. Восточнее р. Большой Лабы, на так называемой Старой линии, были поселены донские ка­заки.

В 1860 г. было образовано Кубанское казачье вой­ско. В него вошли как «черноморды» — потомки запо­рожцев — так и «линейные» казаки из донцов. Объеди­ненные единой военной организацией, черноморцы и ли­нейны образовали ядро кубанского казачества, продол­жавшего пополняться переселенцами из России и Ук­раины. Приток населения на Кубань усилился после окончания Кавказской войны в 1864 г. и массовой миг­рации адыгских племен в Турцию, освободивших боль­шие земельные площади в плодородном Закубанье. Многие переселенцы зачислялись тогда в казачье со­словие, но к началу XX в. эта практика была прекра­щена. Казачество превратилось в замкнутое сословие со своими особенностями в быте и традициях. Смеше­ние русских и украинцев породило своеобразный ку­банский говор и фольклор, ще элементы русские обога­щены и расцвечены множеством украинизмов. В то же время, подобно Тереку, в этнографический быт кубан­цев вошли и упрочились элементы кавказской культу­ры — в первую очередь те же одежда и оружие во главе с неизменным кинжалом на поясе:

Наезднику в горах служил он много лет,

Не знал платы за услугу:

Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу.

(М. Лермонтов).

Историк кубанского казачества И. Я. Попко в сере­дине XIX в. засвидетельствовал то же, что мы видели у терцев: «Черкесская одежда и сбруя, черкесское ору­жие, черкесский конь составляют предмет военного щегольства для урядника и офицера. Вообще все чер — кссскос пользуется уважением и предпочтением между казаками» (96, с. 199).

Центром Кубанского казачьего войска стал г. Ека- теринодар, ныне Краснодар, заложенный как крепость в 1793 г. К 1916 г. Кубанское войско насчитывало 1,37 млн. человек, владело 6,8 млн. десятин земли. В I мировую войну кубанцы поставили фронту 37 кон­ных полков, более 50 сотен, 6 батарей. В годы граж­данской войны кубанское казачество, дорожившее сво­ими сословными привилегиями, в основном ориентиро­валось на поддержку старого режима и Белой Армии, как и остальные казачьи войска. Кубанское войско было упразднено в 1920 г., кубанцы подверглись расказачи­ванию и репрессиям. Но в годы Великой Отечествен­ной войны казачьи воинские формирования — кубанс­кие, донские и терские — были восстановлены и в каче­стве кавалерии (в том числе гвардейский Кубанский кавалерийский корпус) участвовали в боях с немецко- фашистскими войсками. В наши дни идет возрожде­ние кубанского казачества.

Русские. Крестьянская колонизация Предкав­казья. Вслед за казаками на освоение Предкавказья двинулось русское крестьянство. В 1782 г. был издан указ Екатерины II о разрешении заселения края граж­данским населением. Уже через два года в Предкавка­зье появилось 14 казенных поселений, а после созда­ния Кавказского наместничества в 1785 г. основано 36 сел. Первыми переселенцами были крестьяне из Курской, Орловской, Воронежской, Харьковской, Там­бовской, Екатсринославской, Полтавской губерний. Ос­ваивались как восточные районы Предкавказья вдоль р. Кумы, так и западные районы нынешнего Ставро­польского края (97, 98). Несколько русских сел было основано вдоль Черкасского тракта, соединявшего центр России с Кавказом. В 1777 г. в центре равнинного Предкавказья заложен г. Ставрополь, сыгравший важ­ную роль в русской колонизации края (99).

В 1833 г. 31 село было переведено из гражданского ведомства в казачество, что объяснялось условиями Кав­казской войны и набегами горцев. Но число казенных крестьян возрастало, и в 1845 г. их насчитывалось 162549 человек. В меньших размерах проходила по- мещичье-крспостническая колонизация Предкавказья: царское правительство раздавало земли Предкавказья помещикам, в начале XIX в. было роздано более 400 тыс. десятин. На новые земли помещики переселяли своих крепостных крестьян. Так возникли крупные помещичьи села Владимировка, Бургун-Маджары, Мас­лов Кут, Воронцово-Александровское. К отмене крепо­стного права в 1861 г. крепостные крестьяне состав­ляли 2 % от всего населения. Расселение русского крестьянства сопровождалось огромными лишениями и жертвами. Обычным явлением в новых местах с непривычным климатом были эпидемии. В 1812 г. в казачьих станицах и казенных селениях свирепство­вала занесенная из-за Кубани чума. Только в 1847 г. от эпидемии холеры умерло до 9 тысяч казаков. На­казной атаман Кавказского линейного войска в 1843 г. отмечал, что из 6 тысяч человек, прибывших в 1836 г. с Украины, многие были «в такой крайности, что не имели ни пищи, ни одежды и оттого в течение года умерла их по крайней мерс четвертая часть». Часто смертность превышала рождаемость.

Так, в самых общих чертах, шла русская крестьян­ская колонизация степного Предкавказья, основатель­но изменившая этническую и политическую картину региона. Новый прилив переселенцев вплоть до Чер­номорского побережья был стимулирован окончанием Кавказской войны в 1864 г. и так называемым (в ста­рой литературе) «замирением» кавказских народов.

Одновременно для освоения Предкавказья русское правительство привлекло иностранных колонистов. В основном это были немцы, меньше англичане и шот­ландцы. В 1802 г. шотландские миссионеры посели­лись «в районе Бештовых гор в Султанском ауле», те­перь это бывшая колония Каррас — поселок Иноземце — во. С 1809 г. к шотландцам стали подселяться немец­кие переселенцы из Саратовской губернии, и Каррас стал колонией смешанного населения. Хозяйство ко­лонии было ориентировано на продовольственное снаб­жение развивающихся городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, в первую очередь Пятигорска.

История городов Кавминвод начинается со строи­тельства русских крепостей Константиногорск (1780 г., 100, с. 7) у Подножья горы Машук, у источника Нар­зан (1803 г.) и редута при впадении р. Ессентук в р. Подкумок (1798 г.). Это будущие города Пятигорск, Кисловодск и Ессентуки. Начало же преобразованию района КМВ в курортную зону России было положено рескриптом Александра I инспектору Кавказской ли­нии князю П. Д. Цицианову от 24 апреля 1803 г. о признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства (101, с. 5). «Между тем от медицинской коллегии вслед за сим определен будет туда один из искуснейших вра­чей и помощник», — говорилось в документе. Возник­новение государственной курортной зоны КМВ, ее уни­кальные лечебные возможности привлекли сюда ак­тивный приток переселенцев из России. Несомненно, район Кавказских Минеральных Вод сыграл большую роль в русской колонизации Предкавказья XIX в.

Общая численность русского населения Северного Кавказа составляет более 6 млн. человек (по данным 1997 г. население Ставропольского края составляет 2638 тыс. человек, из них русских — 85,5 %; населе­ние Краснодарского края — 4984 тыс. человек, из них русских и украинцев — более 90 %). Можно уверенно говорить о том, что расселение русских на Северном Кавказе имело большое позитивное историческое зна­чение для коренных народов региона, особенно для запертых в горных теснинах горцев. Большая часть этих народов переселилась на плодородную равнину и коренным образом изменила свои экономику, быт и культуру, включившись в общероссийское экономичес­кое и культурное пространство. Это факты очевидные. Тем не менее, в ряде республик Северного Кавказа в последнее время наблюдается явление русофобии (под­час связанной с провалами в национальной политике федеральных органов власти), в результате чего рус­ское и так называемое русскоязычное население этих республик проявляет тенденцию выезда и миграции в российские регионы. Впрочем, открытая и скрытая дис­криминация русских наблюдается не только на Кав­казе, но и в других республиках бывшего Советского Союза. Наиболее массовый отток русского населения произошел в 90-х годах из Чечни, как результат необъявленной войны федерального центра со своим субъектом.