|
утверждать, что это так называемое «хищничество» являлось основой жизнедеятельности всех кавказских горцев. Эти искусники пера, в силу своей настроенности, не могли, да и не хотели видеть, что некая часть горцев была вынуждаема становиться на этот очень скользкий путь в силу своей экономической безысходности. И, тем не менее, официальная статистика говорит, что преступность в Терской области была ниже, чем в среднем по империи, за исключением одной графы: «Умышленное убийство». Главным мотивом убийств служила среди ингушей, как и среди других горцев Кавказа, кровная месть — подлинный бич общества, втягивающий сотни и тысячи семейств в кровавую вендетту. Наиболее ущемленными на Северном Кавказе оказались ингуши, остро страдавшие от малоземелья. Известный ученый Н. Яковлев отмечал: «Часть ингушских земель была несправедливо отобрана, и жизнь ингуша сделалась очень тяжелой. Земли, годной для обработки, стало меньше, а кормиться на ней должно было то же число ингушей, что и прежде». (37, 196) Голод и нищета, доводившие людей до последней черты, обусловили то обстоятельство, что некоторая часть молодежи, хотя и редко, но уходила в абреки. Эти люди становились изгоями в обществе, отсюда, видимо, и пошла пословица: «Абреки никогда села не создают» («Эбаргаша юрт йиллаяц»). Н. Ф. Грабовский в своей работе «Экономический и домашний быт жителей горского участка Ингушского округа» отмечал следующее: |
«Вблизи жилищ встречаются искусственно устроенные террасы для посева хлебов. Нужно видеть эти террасы, чтобы судить о громадности труда, потребовавшегося на устройство их; они находятся обыкновенно на таких местах, где сама природа отказалась дать что-либо. Чтобы устроить площадку в 10-12 аршин длины и в 5 ширины (приблизительно 7-8 метров на 3-4 метра), необходимо было горку расчистить и сравнять выбранную для этого местность; но так как и после этого площадка, кроме камня, ничего другого не представляла, то понадобилось натаскать туда земли и вообще удобрить ее настолько, чтобы она могла приносить желаемую пользу…» «Человеку, первый раз попавшему в горы, придется бесконечно удивляться тем нечеловеческим усилиям, которые прилагал горец для того, чтобы находящиеся в его распоряжении скудные клочки земли служили ему подмогою в средствах для жизни. Приготовить покосное место в горах и потом собрать с него сено так же трудно, как и приспособление полей для посевов». (15, 112113) Позднее Н. Грабовского, уже в самом конце XIX века, Г. Вертепов в статье «Ингуши. Историко-статистический очерк» приводит данные о размерах земельных владений ингушей равнинной и горной ее частей: «Для 20344 душ мужского пола, принимая высшую рабочую норму, т. е. по 11 десятин на душу, требуется 223784 десятин земли, между тем как действительный надел всех ингушских селений, горных и плоскостных, достигает всего лишь 76189. Таким образом, все население ингушей терпит недостаток земли в количестве 147595 десятин, т. е. недостаток земли почти в 2 раза превышает действительный надел. В частности, горные ингуши терпят более значительный недостаток земли, чем плоскостные. Для 3418 душ мужского пола горных ингушей требуется 37598 десятин земли, а наличный земельный надел их простирается всего на 6462 десятины, т. е. все население горных ингушей терпит недостаток земли в количестве 31136 десятин. Таким образом, недостаток земли у горных ингушей почти в 5 раз превышает наличный их надел». (10, 170-171) Статистика со всей своей беспристрастностью свидетельствует об ужасающем земельном голоде. При этом надо помнить, что фабрик и заводов в Ингушетии не было, что кустарные промыслы не могли уже конкурировать с фабрично-заводскими изделиями и едва лишь покрывали внутренние потребности. Единственной кормилицей ингушей была земля. Естественно, что результатом крайне бедственного положения с землей являлось предельное обнищание населения. Как бы |
|
глотком воздуха из этого безысходного состояния представала для горцев аренда земли, ранее являвшейся их собственностью и отобранной царской администрацией. Некоторой материальной подмогой для ингушей являлось их добровольное и очень успешное участие в войнах России: в 1877-1878 гг. — на Балканах против Османской империи, в 1903-1904 гг. — в Манчжурии против японских милитаристов, в 1914-1917 гг. — в Первой мировой войне. Многие Хаджимурат Местоев, полный Георгиев — ингуши стали Георгиевскими ский кавалер (слева) и Асланбек Зязиков, кавалерами, ингушские полки общественный деятель награждались Георгиевскими штандартами и личными благодарственными посланиями государя императора. О храбрости и мужестве ингушей в самом конце XIX века писал и Г. Вертепов: «Вообще галгаевцы (ингуши) были очень воинственны, и соседи нанимали их часто на военную службу или платили им дань за защиту своих владений от неприятеля». (10, 159) Особенно эта национальная черта ярко проявила себя в период падения царизма и установления на Северном Кавказе основ нового государственного устройства. Самое активное участие в этих делах ингушей, конечно же, объясняется тем, что они были самыми обездоленными среди других народов, героическая борьба ингушей за сохранение себя как самобытного этноса в итоге обусловила и создание самостоятельной (в рамках России) государственности в виде национальной автономии. С предельной точностью об этом писал тот же Н. Яковлев: «И надо им (ингушам) отдать справедливость, своей упорной волей к жизни в течение многих десятилетий они сами добились этого, такая необычайная энергия, такое упорство в борьбе за поставленные цели и выдвинули ингушей на одно из первых мест в ряду превосходящих их численностью и отчасти и уровнем культурного развития соседей (тут автор имеет в виду образование). Остается только пожелать, чтобы героическая борьба этого народа за лучшее будущее нашла своего добросовестного историка-летописца». (37, 199) |