Элита

Чтобы лучше разобраться в социальной природе сельскообщинной верхушки, необходим небольшой экскурс в прошлое.

Известно, что жители башенных комплексов Эгикала, Таргима, Хамхи образовывали так называемый «Галгаевский двор» («Палг1ай коашке») и все вместе назывались галгаевцами. Они имели сравнительно лучшие угодья, получали пошлину с провозимых по Ассинскому проходу товаров и облагали данью некоторые племена. Историк Т. Мартиросиани отме-

Элита

Анзор Дудаевич Боров, участник русско — турецкой войны 1887-1888 гг., проявил доблесть и отвагу в знаменитом сраже­нии на Шипке

чал: «Эти семьи, принадлежащие к родам, владевшим входом в Ас — синское ущелье (роды общества Галга), само собою разумеется, извлекали немалые выгоды из своего положения.

Они производили обмен своих продуктов на привозные предме­ты иноземной промышленности (украшения, ткани, металличе­ские изделия и т. п.) и затем сбы­вали товары среди соседних пле­мен: фяппинцев, чулихоевцев,

цоринцев и др.». (24, 65)

Возвышение общества Галгай достигло того предела, когда его члены уже стали подумывать об избрании князя из своей среды. Избрание князя сорвалось, но все же видно, что в определенный пе­риод ингуши подошли к тому, что­бы образовать в своей среде некие феодальные формы правления. Хотя форма княжения так и не была создана, но некую организующую роль среди своих соседей ста­ли занимать представители именно Галгаевского общества. Это видно и из другого предания, действие которого предположительно относится к XVI-XVII вв.: «Некогда именитые мужчины фяппинцев, чулхоев, галга — ев и цхоев собрались у Места трех крестов. Все они с сожалением гово­рили, что каждый шахар (общество) определился жить обособленно, что нет между ними согласия.

В то время в Фяппинском обществе мужчин называли «хурхал», а женщин «гарбаш».

О многом говорили собравшиеся, потом от галгаевцев сказал слово некий умный мужчина. Он был хорошо одет. Подпоясывался ременным поясом, а фяппинцы поверх таких же поясов носили еще и широкие ма­терчатые пояса (кушаки). Галгаевец говорил очень толково и убедитель­но:

— Из-за того что мы разобщены, враги часто нападают на нас; если мы объединимся, то каждый из нас станет сильнее; нам нужно забыть слова «хурхал», «гарбаш»; нужно убрать широкие матерчатые пояса; если мы

объединимся в один народ, то, подобно другим, сможем поселиться на плоскостных землях. — О многом таком говорил он.

После его слов все, кто был на Месте трех крестов, решили забыть слова «хурхал» и «гарбаш», убрать широкие матерчатые пояса и всех называть одним словом «галга». На память об этом событии они и уста­новили эти три каменных креста.

Вскоре на этом месте состоялось объединение всей страны. И люди в полном согласии стали обживать равнинные земли». (18, 339-340) Памятник «Место трех крестов» в народной памяти символизиру­ет единение галгаевского, цоринского, чулхоевского и фяппинского обществ*. Из преданий становится ясно, что фяппинцы, в отличие от галгаевцев и других ингушей, скрывали свои кожаные пояса под куша­ками, являвшимися, видимо, символом свободного человека. Звучат в этом предании и мотивы признания всех упомянутых обществ равно­правными членами консолидируемой национальной общности.

Инициаторами исторического освоения предгорно-равнинных земель, как уверенно говорят предания, выступали галгаевцы. Именно в XVII веке началось продвижение галгаевцев и фяппинцев на предгорные зем­ли, на которых образовалось новое общество — так называемые «Боль­шие ингуши», с центром в селе Ангушт, а позже и «Малые ингуши», с центром в селении Шолхи. Фамильное деление на первых порах продол­жало сохраняться и вне гор. Это видно из того, что в Ангуште имелись два кладбища: одно — для представителей фяппинцев, другое — для галга­евцев (с ними же в единстве считались цоринцы и чулхоевцы).

Представители Галгаевского общества оказались весьма предприим­чивыми и мужественными людьми, именно они выступили пионерами в освоении равнинных земель по берегам рек Камбилеевка и Назранка. Ориентировочно освоение Назрани произошло в 1781 году. Представи­телем этих колонистов выступил Карцхал Орцхоевич Мальсагов, пред­ки которого являлись выходцами из аула Таргим Галгаевского общества. О том, что именно галгаевцы были инициаторами и предводителями возвращения горцев на земли предков, сначала на предгорные равнины, а затем и на земли далее к северу, красноречиво говорит присяга вновь образовавшегося Назрановского общества о принятии российского под­данства. Начинается она словами:

«По взаимному и обоюдному е. и.в. (его императорского величества) всероссийского г. и. (государя императора) и кр. Владикавказской комен­данта Дельпоцо и всего ингушевского народа соглашению, мы, нижепо-

*К сожалению, в 80-х гг. ХХ века при прокладке автомобильной дороги этот памят­ник был снесен.

Элита

Аул Лялах, горная Ингушетия. Фото Дж. Бэдли, 1901 г.

Элита

именованные шесть фамилий ингу- шевского вольного и никому не под­властного народа, лучшие и почетней­шие люди, с каждой фамилии по 10 че­ловек, с доброй на­шей воли и общего согласия между со­бою условились и согласились е. и.в. Всероссийскому г. и. вступить вечно на верность поддан­ства…» (1, 84-90)

Как бы в народе и в некоторых записях различных авторов, побы­вавших в Ингушетии, ни культивировался миф о том, что ингуши все равноправны, факты свидетельствуют об обратном. Хотя феодальные отношения, завязавшиеся в горах, стали расшатываться с выходом на­рода на равнины, все же, как красноречиво об этом говорит прися­га назрановцев от 1810 года, верховодящими в народе предстают не какие-то общенародно признанные люди, а именно «древние» фами­лии общества Галга. Так, и в течение всего XIX — начала XX веков эти фамилии, правда уже по инерции, продолжали считаться почет­нейшими. Не зря, когда в 1858 году стали создаваться крупные села, старшинами в них назначались именно представители тех же шести родов.

В конце XIX — начале XX веков представители этих фамилий во­шли в наиболее тесные взаимоотношения с местной властью. Боль­шая часть воинской элиты из ингушей состояла из них, хотя уже было много в ней и выходцев из других известных родов. Со второй поло­вины ХХ века первенство отдельных фамилий начало сходить на нет — они уже не верховодили в общественных делах, хотя с ними счита­лись, особенно при заключении родства.

На рубеже XIX — XX веков огромный авторитет среди ингушей имели представители родов, отличившиеся своими примечательными качествами — благородством и любовью народа, такие, как Магомет и Висангирей Джабагиевы, Эльберд Нальгиев, Заурбек Боров и его сы­новья Султанбек и Исмаил, Мурцал Шадиев, Ахриевы (Чах, Саадул и

В большинстве своем ингуши рубежа XIX — XX веков были кре­стьянами. Небольшой слой составляли духовенство, офицерство и еще меньшую часть — чиновничество. В этот период развивалось отходни­чество. Ингуши, работая на фабриках и заводах крупных городов Рос­сии, на промыслах Баку, нанимались охранниками. Причем сторожа из ингушей настолько славились своим мужеством и честностью, что их охотно брали на эту работу.

Всем народам Северного Кавказа царская историография на все лады приписывала хищничество. Действительно, отдельные факты набегов на табуны, стада и на «царскую почту» имели место, впрочем, как и по всей России. Но глубоко ошибались эти историографы, когда начинали

Гапур), Мустаби и Мурцал Куриевы, Шаухул Зязиков, Султан Дудаев, Хизир Орцханов, Заам Яндиев и многие другие.

Уже в советское время фамильно-родовое деление в общеингуш­ских делах стало анахронизмом и продолжало существовать лишь в народной памяти. Но во внутрисемейных делах фамильное братство еще продолжает существовать и поныне, хотя оно уже далеко не так прочно, как в стародавние времена.