Национальная духовность и народное творчество

человека. Но в описываемую эпоху на «чуртах» — надмогильных па­мятниках, изображались газыри, оружие, часы и прочее, если был по­хоронен мужчина. На женском памятнике можно встретить женское на­грудное украшение, ножницы, иногда гармонь. На этих надмогильных

стелах иногда высекались и родовые тамги. На со­временных стелах все эти изображения, кроме тамги, уже отсутствуют. Особого развития камнерезное ис­кусство не получило, но вот изготовление войлочных ковров имело самое широ­кое распространение. О нем исследователи отмечают: «Колорит войлочного ков­ра всецело зависел от места его изготовления, расти­тельности, произраставшей там, и являлся выражением эстетического взгляда ма­стерицы, общества, народа. Излюбленными цветами

войлочных ковров у чеченцев и
ингушей являлись: ярко-желтый,
оранжевый, красный, зеленый,
черный, синий… Мотивами для
коврового узора служили оленьи
рога, символическое изображе-
ние солнца, полумесяца, орна-
мент растительного характера».

(41, 6-7)

Также чисто женским ис-
кусством считалось богато ор-
наментированное изготовление
различных футляров (для ча-
сов, молитвенника, предметов
шитья…), кошельков, кисетов;
обшивание женской и мужской
одежды тесемками, различные
вышивки женских тапочек, при-
спущенных рукавов, шитье би-
сером и т. д. Женщины умели
производить краски из разных
растений, но в ХХ веке все чаще
стали употреблять покупные
краски фабричного производ-

ства. Также покупными были шелковые, золотые и серебряные нити,
тесьма.

Орнаментированием изделий из металла и кости были заняты
оружейники и кузнецы. Металлическая посуда окантовывалась рас-
тительным и геометрическим орнаментом. Богато инкрустировалось

позолотой и чернью
по серебру холодное
и огнестрельное ору-
жие. Делались узор-
чатые накладки из
кости. Наряду с тра-
диционными, чаще
растительными, узо-
рами стали инкрусти-
ровать и надписями
арабской вязью.