Музыкантов. и хореографическое искусство

Музыкальное и хореографическое искусство, пожалуй, предстает
наиболее интернациональным в рамках северокавказского региона. Ку-
начество, побратимство, торговые связи, взаимные миграции обуслови-
ли схожесть музыкальных мелодий и рисунков танцев, но вместе с тем
немалосущественными были и местные национальные особенности. К

древнейшим относятся
духовые инструменты:
свирель — «шедолг»,
рожок — «муі», зурна —
«зурма». Из струнных
инструментов наиболее
почитаемой была скрип-
ка — «чіондарг», но часто
употребляемым был ин-
струмент типа балалай-
ки («дахчан пандар») —
деревянная гармонь. Из
ударных инструментов

некогда были распространены трещетки («хьалтіамаш») — «галушки»,
но со временем их заменили мужские хлопки. С конца XIX века повсе-
местно завоевала популярность обыкновенная гармонь.

Ингушское музыкальное исполнение можно условно подразделить
на три вида:

— музыка для прослушивания («ладувгїа йиш»), когда присутствую-
щие заняты исключительно прослушиванием какой-то мелодии;

— танцевальная музыка («халхара йиш»);

— речитативная мелодия, обычно сопровождающая какое-нибудь
эпическое сказание.

Некогда существовало отдельно мужское и женское хоровое испол-
нение песен, когда солист запевал на высоких нотах, а другие подпе-
вали ему более низким голосом. Женское хоровое исполнение исчезло
и осталось лишь сольное. Мужское хоровое исполнение героических
песен сохранило свою песенную форму, но по содержанию стало рели-
гиозным.

Как отмечают исследователи, в частности, И. Бларамберг, еще лет
150 назад у ингушей существовал массовый танец: юноши и девушки,

взявшись за руки и образовав круг, танцевали. Одновременно в сере­дине круга исполнялись и сольные танцы. Об этом танце сохранились лишь воспоминания из-за разного рода запретов. На стыке ушедших веков и вплоть до сегодняшнего дня ингушский танец является парным. Первой в круг выходила девушка, она же первой и покидала его. Юно­ша обязан был умело водить девушку по кругу. В процессе танца он, никоим образом ее не касаясь, движениями рук указывал девушке идти по кругу вперед, назад, кружиться на месте. При каждом из этих дви­жений юноша возгласами (обычно «ворс-гіох») давал понять девушке, в каком направлении ей двигаться в танце. Иногда юноша придерживал напарницу то перед старшими, то перед своими сверстниками, стоящи­ми по кругу. Девушка в этот момент обычно кружила в танце. Пройдя в танце с девушкой пару кругов, юноша возгласом и руками давал на­парнице понять, что теперь они пойдут кружиться в обратном направ­лении. Иногда, издав очередной возглас, юноша начинал танцевать, пя­тясь назад; теперь уже девушка в танце как бы наступала на него. Если в танце снижался темп и хлопки становились слабыми, танцор мог, не прекращая танца, крикнуть, обратившись к молодежи: «эйде!» (в смыс­ле: «задайте темп!»).

Продолжительность танца зависела от девушки. Она не должна была слишком затягивать танец, учитывая физические возможности напар­ника. Он же всячески демонстрировал свою стойкость, энергичность и неустанность. Если танцор видел, что девушка собирается раньше вре­мени покинуть круг, он рукою указывал ей двинуться дальше по кру-

гу. Если же какая-либо из напарниц, разошедшись, не покидала круг, а возможности танцора были на исходе, то он начинал притеснять ее к группе девушек, тем самым давая ей понять, что пора завершать танец. Когда девушка покидала круг, танцор благодарил ее легким кивком го­ловы. Принадлежащие к воинскому сословию танцоры при этом ввели в моду отдавать девушке в благодарность воинскую честь. В отличие от других народов ингушские девушки обязательно танцевали, как и муж­чины, «скользящим шагом» («ког шершабеш»). Впрочем, весьма ред­ко, но случалось, что некоторые проказницы никак не покидали круга, желая тем самым за что-то досадить своему напарнику. Все понимали, что это делается неспроста. Иногда девушка выходила в круг вместе с гармошкой, и в этом проявлялся некий шик.

Одним из требований к танцору было его умение держать свой стан прямо: руки, ноги могли делать разные движения, но осанка непремен-

но должна была быть прямой. В ингушском танце никогда танцор не становился на колени. Это новомодное введение в профессиональный танец в новейшее время. Обычно у каждой из девушек на вечеринках имелся свой сопровождающий (обычно один из младших братьев), ко­торый незаметно находился в толпе, но зорко следил, чтобы как-нибудь не была затронута честь девушки. Как и всегда, на танцах было стро­жайше запрещено парню прикасаться к девушке. Это приравнивалось к посягательству на ее честь и могло иметь печальные последствия.

В танце ценились грациозность, строгость, достоинство, умение че­редовать плавные и быстрые телодвижения. Кстати, последним не при­давали особого значения, а наоборот, осуждали так называемое «чрез­мерное кривляние» («дукха сетташ»).

На вечеринках хорошие организаторы делали все для того, чтобы все, особенно девушки, станцевали хотя бы по одному разу. Случалось, что, по просьбе зрителей, просили станцевать повторно особо отличившуюся пару. Для девушек в этом выражалось высшее проявление чести.

На ингушские вечеринки музыкантов не приглашали хотя бы пото­му, что профессионально музыкальным искусством занимались немно­гие. Зато для девушек было обязательным умение играть на гармошке. Обычно на вечеринках девушки гармонь передавали из рук в руки. Це­нились особо талантливые исполнительницы, и их имена становились широко известными.

Танцы практиковались на вечеринках и свадьбах. Участвовать в них могли все мужчины, достигшие совершеннолетия, независимо от того, мужчина холост или женат. Но со стороны женщин в танцах могли участво­вать исключительно девушки. Ни вдовы, ни тем более замужние женщины в танцах участия не принимали. Такое привилегированное отношение к девушкам в данном случае объясняется вполне естественной причиной: девушке необходимо было выйти замуж и завести свою семью.