Категория национальною характера

В

есьма сложной и трудно поддающейся исследованию яв­ляется категория национального характера, или, как стали говорить в последнее время, менталитета. Тут исследо­ватель натыкается на множество едва уловимых нюансов и тонкостей, которые человеку иной национальной среды нередко малопонятны и не­редко кажутся противоречивыми. Например, в далекое время некое важ­ное административное «лицо» назвало ингушей льстецами лишь толь­ко на основании того, что, когда это «лицо» садилось на коня, ингуши бросились поддерживать стремена. Откуда было тому «лицу» знать, что тут имел место самый обыкновенный обязательный обычай проявления внимания к гостю. Откуда было этому «лицу» знать, что в ингушском народе одними из самых презираемых качеств являются лесть и угод­ничество — качества, свойственные рабской натуре. Даже на простую похвалу ингуш скуп, и об этом он говорит в своей пословице: «Похвали человека с кончик иглы, как он тут же начнет портиться у тебя на гла­зах».

А насколько объективно опишет характер народа человек, сам являю­щийся выходцем из него? Ведь некоторые черты характера своего наро­да ему настолько привычны, что он их просто не замечает. Один и тот же обычай может оказаться в совершенно разных плоскостях оценок, в зависимости от того, кто взял на себя смелость описать столь слож­ную и капризную категорию, как национальный характер. Впервые о нем заговорил Чах Ахриев в небольшой статье «О характере ингушей». Исследователь отмечает, что характер ингушей сангвинический, что ин-

Категор и национальною характера

Чах Ахриев (1850 -1914) — выдающийся ингушский ученый-этнограф

гуш весьма восприимчив и впечатлителен. Посторонний наблюдатель, как отмечает Ч. Ахриев, «…может быть в восторге от ингушского гостеприимства, ему удастся приобрести нескольких приятелей между ингушами, но, вместе с тем, для него будет очень трудно узнать подробности семейно­го и хозяйственного быта своих кунаков… Ингуши, по природе своей, как и большая часть кавказских народов, очень общи­тельны, доверчивы и гостеприимны…» И далее: «Климатические и вообще физиче­ские условия местности, занимаемой ингу­шами, весьма благоприятны для развития крепкого телом и духом племени». (7, 169) Также Ч. Ахриев отмечает, что приветли­вость и добросердечие ингуш проявляет к любому человеку, какой бы веры и национальности он ни был. (7, 170).

Эта черта характера ингуша и сегодня является одной из доминантных его менталитета. Ч. Ахриев далек от приписывания своему народу каких — то исключительных качеств характера, — как уже отмечено, он его сбли­жает в основных чертах с характером других северокавказских народов. В названной статье исследователь справедливо отмечает, что на характер народа влияют не только окружающая физическая составляющая, а так­же социально-экономические условия жизни и исторически обусловлен­ные взаимоотношения с другими народами, как в положительном, так и в отрицательном плане. Для молодого человека, а Чаху Ахриеву было всего 20 лет, когда он писал эту статью, данные наблюдения довольно точны и приемлемы.

Однако при этом талантливый ученый отмечает, что ингуши до без­рассудства могут быть подвержены инонациональным и иноконфессио — нальным влияниям, которые представляются им значимыми. Так, доволь­но массовое обращение ингушей к суфийскому учению Кунта-Хаджи в 60-х гг. XIX века исследователь объясняет «легковерностью» ингушей. Учение шейха как раз отвечало широким народным чаяниям, призывало к миру, самоограничению и культовой чистоте. По-разному оцениваются исследователями и события Назрановского возмущения 1858 года. Из­вестно, что в тот год местная администрация решила сгруппировать в селения численностью порядка 300 дворов многочисленные ингушские хутора, возникшие по родовому принципу. Это мероприятие в корне под­рывало имеющееся хозяйственное устройство ингушей. Они были вы-

нуждены существенно поменять сложившиеся экономические условия и затем переходить на ранее неизвестный им общинно-передельный, свой­ственный для России, уклад ведения хозяйства.

Такая ломка социально-экономических отношений, конечно же, вы­зывала в народе стихийный протест, который, впрочем, не имел далеко идущих последствий (это отметил и сам Чах Ахриев).

Однако в этом народном протесте отдельные исследователи увидели не социально-экономические корни, а чрезмерную «доверчивость» ингу­шей оппозиционному к царскому правительству духовенству, ведущему свою пропаганду среди народа. Конечно же, такое определение некото­рых черт национального характера можно объяснить молодостью и отне­сти к недостаточному житейскому опыту практически всех начинающих исследователей того времени.

Темы национального характера ингушей, помимо Чаха Ахриева, кос­нулся и историк Мурат Базоркин (8, 82-83), но она не успела получить у него достаточного освещения.

Совершенно очевидно, что категория национального характера ин­гушей и обыденная жизнь народа в конце XIX — начале XX веков мало привлекала к себе внимание исследователей, скорее всего, из-за увле­ченности другими, традиционными для исторической науки вопросами и неразработанности методики избранных нами проблем. Вместе с тем

Категор и национальною характера

Научная экспедиция в горах Ингушетии, 1928 год. О. Мальсагов, Е. Крупнов,

М. Базоркин, Л. Семенов и др.

Категор и национальною характера

Генерал-майор Эльберт Нальгиев

Категор и национальною характера

большая заслуга в изучении истории и фольклора ингушского народа принадлежит великим русским ученым-кавказоведам Л. Семенову (31), Н. Яковлеву (37), Е. Крупнову (21), а также иностранным ученым, иссле­дователям из числа народов Северного Кавказа, в том числе и ингушей. Но именно русские ученые с огромной любовью и трепетом относились к богатейшей и самобытной культуре ингушей.

Совершенно не ставя себе целью дать полное и исчерпывающее опи­сание национального характера ингушей, попытаемся осветить некото­рые его черты.