а) Вайнахи. Два родственных народа — ингуши и чеченцы — объединены общим названием «вайнах» — «наш народ» (13, с. 164). В письменных исторических источниках это название не встречается и является современным. Здесь мы имеем один из примеров смены этнонимов в ходе исторического развития народов и изменения конкретных политических демографических условий. Наименование «вайнахи» в литературе часто встречается в усеченной форме «нахи», оба названия эквивалентны.
К сожалению, сведения о вайнахах в древних источниках почти отсутствуют, что объясняется удаленностью их страны от черноморских портов, посещавшихся античными писателями и путешественниками, а также обитанием вайнахов в изолированном от внешнего мира высокогорье, весьма труднодоступном. Без особых преувеличений можно сказать, что проблема происхождения и наиболее раннего этапа истории вайнахов остается окончательно не выясненной и дискуссионной, хотя их глубокая автохтонность на Северо- Восточном Кавказе и более обширная территория расселения в древности (в том числе в восточном Закавказье, особенно в горногрузинских районах Хевсуре — тии, Пшавии и Тушетии) представляются вполне очевидными. Не исключено массовое передвижение про — товайнахских племен из Закавказья на север Кавказа, но время, причины и обстоятельства этой миграции, признаваемой рядом ученых, остаются на уровне предположений и гипотез. Пропагандируемые рядом вай — нахских авторов престижные версии о происхождении указанных народов от древних египтян, этрусков, урар — тов, их связи с сарматами, некогда громадных «исконных» территориях и т. п. научной основы не имеют и не могут приниматься во внимание. В свете имеющихся в нашем распоряжении данных вайнахи представляются одним из древнейших автохтонных кавказских этносов, подобно адыгам.
Наиболее раннее и достаточно достоверное упоминание вайнахских народов содержится в «Армянской географии» VII в., приписываемой Ананию Ширака — ци. Последний свидетельствует, что в Азиатской Сар — матии (территории восточнее р. Дон, в том числе Северный Кавказ) среди множества других племен обитают нахчаматьяны и кусты. В первых определенно узнаются чеченцы (самоназвание «нохчо», «нохчи»), во вторых — ингуши («кисты», «кншты» грузинских источников). Отсюда можно сделать вывод, что уже в VII в. вайиахский этнический массив был дифференцирован на две отдельные части, соответственно с отдельными названиями и территориями. Однако в грузинских средневековых источниках (а Грузия непосредственно соседила со средневековыми вайнахами и была о них осведомлена) наряду с отдельным нахским племенем кистов встречаем общее для ингушей, чеченцев и горногрузинских бацбийцев название дзурдзуки (13, с. 135).
В эпоху раннего средневековья, до татаро-монголь — ского нашествия XIII в., вайнахскис племена занимали горные ущелья к востоку от верховьев Терека вплоть до территории Дагестана. Возможно, какая-то часть вай — нахов находилась и на предгорной равнине, но последняя была обжита и контролировалась ираноязычными пришельцами сарматами, с IV в. аланами. История отношений вайнахов с сармато-аланами изучена очень слабо, и здесь многое находится в области предположений и обсуждений. В частности, до сих пор не изучен с достаточной основательностью и спорен вопрос о возможном обитании населения вайнахского происхождения к западу от верховьев Терека (носители горной кобанской культуры I тыс. до н. э.)
В VIII-IX вв. дзурдзуки-вайнахи принимали активное участие в борьбе против арабов, захвативших значительную часть Закавказья и стремившихся прорваться на Северный Кавказ. По этим причинам арабский полководец Мерван, предав мечу Азербайджан, Армению и Грузию, «вступил в Дзурдзукетию, опустошил Дзурдзу — кетию (т. е. страну вайнахов) и Чартали», согласно грузинской летописи «Картлис Цховреба». В этой борьбе с арабами вайнахи выступали как союзники хазар и алан, что указывает на мирный характер их взаимоотношений.
С XI в. грузинские миссионеры насаждают в стране вайнахов христианство, охватившее современную горную Ингушетию. Но христианство здесь не привилось и не подавило традиционные языческие верования, основы которых сохранились до нашего времени. В материальной культуре они отразились, в частности, в погребальном обряде и сооружении надземных и полу — подземных склепов разных типов, которые в сочетании с высокими и стройными боевыми башнями составляют «каменную летопись страны вайнахов>>. В этих сооружениях вайнахские народные зодчие и строители проявили и запечатлели незаурядное мастерство. У адыгов на северо-западе Кавказа подобной строительной культуры нет, и в этом — специфика развития разных регионов Северного Кавказа.
В ходе длительных и сложных отношений с Россией вайнахские народы в конечном итоге, по отдельности вошли в состав Российской Империи: в 1810 г. русское подданство приняли ингуши, в 1859 г. — после окончания Кавказской войны на северо-восточном Кавказе — чеченцы. В конфессиональном отношении вай — нахи мусульмане — сунниты. В Чечню ислам пришел из Дагестана и стал распространяться с XVI в.
Ингуши. С глубокой древности занимали западную часть страны вайнахов, прилегающую к современной Военно-Грузинской дороге с востока. Скалистые ущелья горной Ингушетии заключают в себе реки Кистин — ка, Армхи, Асса, Фортанга. Страна ингушей невелика, как и численность народа: по последним данным около 250 тыс. человек. Исторической колыбелью ингушского народа считается Ассинская горная котловина в верховьях р. Ассы с ее селами Таргим, Эгикал, Мецхал, Хамхи, Фалхан, также Джерахское ущелье со старинными аулами Гоуст, Фуртоуг, Эрзи и др. Джерахское ущелье выходит своим устьем на Военно-Грузинскую дорогу, всегда имевшую важное значение как наиболее удобный и освоенный путь через Крестовый перевал в Грузию, и древние ингуши могли контролировать участок дороги севернее Дарьяльского ущелья. Это обстоятельство сыграло свою роль в тесных связях ингушей с Грузией, не только культурных, но и генетических. Известный кавказовед Е. И.Крупнов считал даже, что далекие предки ингушей и грузин находились в культурном единстве и языковом родстве. Он же приводит материалы, указывающие на переселение ингушей с южных склонов Кавказского хребта на северные склоны, причем указывает время появления ингушей на севере — XI-XII вв. (хотя в «Армянской географии» VII в., как уже говорилось, «кусты» или» «кисты» зафиксированы в Азиатской Сарматии, следовательно, значительно раньше). Но главный вывод Е. И.Крупнова о сугубо местном происхождении и развитии этнического ядра ингушей остается нспоколебленным (52, с. 42).
Связи с Грузией и заинтересованность последней в привлечении ингушей на свою сторону отразились в распространении христианской религии грузинскими миссионерами с XI в. Очагом христианства и грузинской церковной архитектуры стала Ассинская котловина (52, с. 106-107; с. 112-119). Но, как и в других регионах горного Кавказа, христианство здесь не пустило глубоких корней и не перекрыло традиционных языческих верований. Главное языческое божество ингушей — бог неба, молнии и грома Сели. Существовали бог подземного царства Дела-Эштр и обитавшее в реках женское божество Хинана (мать воды), бог охоты и охотников Елта. «Подобно всем народам мира, не достигшим подлинных ступеней цивилизации, ингуши верили в существование разных ведьм, колдуний, оборотней и прочей нечисти», — писал Е. И. Крупнов (52, с. 183). Из животных особо почитались олень и волк. В конце XVIII — начале XIX вв. ингуши приняли мусульманство суннитского толка, в современной идеологии ингушского общества эти верования преобладают.
В русских документах ингуши известны с XVI в. и называются галгаевцы (галгай), джераховцы (кисти — ны), галашевцы, цоринцы, назрановцы. Это территори — ально-родовыс группы или «общества» (тейпы) ингушского народа. Самоназвание народа в целом «галгай» — от имени галгаевцев, живших в верховьях Ассы. Современное название «ингуши» появилось в XVIII в. и происходит от названия села Онгушт — крупного на-
селенного пункта начала XVIII века в Тарской котловине, когда ингуши начали переселяться на предгорную равнину. Онгушт или Ангушт было одним из первых селений на равнине, и кабардинцы, раньше других познакомившиеся с его жителями, передали это наименование русским.
В 1817 г. в связи с организацией Сунженской линии и расселением здесь казаков ингуши были переселены в Назрань. Сюда же была переселена часть ингушей, оставшихся в горах. Назрань, таким образом, исторически превратилась в центр Ингушетии. Особенно интенсивное переселение ингушей на равнину происходило в первой половине XIX в., был создан Назра — новский округ Терской области. Переселение на рав — ~ нину и соседство с казачьими станицами и городом Владикавказом повлекло большие изменения в повседневной жизни ингушей, в частности, в домостроительстве. Очевидно и влияние кабардинцев, в зависимости от которых ингуши находились до XVIII в.
Присоединение ингушей и чеченцев к России не было одноактным явлением. В 1769 г. представители ингушского народа обратились к кизлярскому коменданту с просьбой принять их в русское подданство, а в 1771 г. ингушские старшины принесли присягу России. «Народ ингуши, известный также под именем кис — тов или киштинцев, обитающий между рек Терека и Сунжи, будучи трудолюбив и покоен, искал освободиться от притеснения кумыков (Аксаевских) и кабардинцев. Они взошли с просьбою о том к кизлярскому коменданту и по собственному их желанию приняты в 1769 году в российское подданство и дали аманатов», — писал об этих событиях известный кавказовед XIX в. П. Г. Бутков. Однако окончательной датой добровольного присоединения Ингушетии к России считается 1810 г., когда во Владикавказе был подписан официальный акт с представителями ингушского народа (54, с. 92).
В ходе Кавказской войны 1817-1864 гг. ингуши проявили лояльность по отношению к России и в войне НС
участвовали, в дальнейшем немало ингушей служило в Российской армии и принимало участие в боевых действиях, в частности, в русско-японской войне 1905 г.
Письменности ингуши до 1917 г. не имели, и уровень грамотности у них составлял лишь 0,5 % населения. По словам учителя М. Ч. Котиева, ингуши народ, «который веками живет в беспросветном мраке невежества». Письменность у ингушей появилась лишь в 1923 г., тоща же стала выходить ингушская газета «Сердало», а в 1925 г. вышла в свет первая грамматика ингушского языка З. К. Мальсагова. Без преувеличений можно сказать, что в годы Советской власти образование и культура в Ингушетии сделали большие успехи, во многом изменив лицо еще недавно отсталого народа. Но здесь следует сделать оговорку об «отсталости» горских народов, веками находившихся в состоянии естественной изоляции: в эпоху позднего средневековья (после XIV в.) ингуши выработали свой самобытный стиль в народном зодчестве, украсив горные аулы высокими и стройными башнями (52, с. 58-80; 203-249 и др.).
При Советской власти ингуши впервые в своей истории создали государственность, прошедшую несколько этапов развития. После распада Горской республики, где Ингушетия была округом, в 1924 г. создается Ингушская автономная область с центром в г. Владикавказе (где одновременно находился административный центр Северной Осетии). В 1936 году Ингушская АО объединилась с Чечней в Чечено-Ингушскую АССР с общим административным центром в г. Грозном.
Великая Отечественная война подвергла ингушский народ тяжелым испытаниям. В числе ряда других народов СССР ингуши были в феврале 1944 г. выселены в Среднюю Азию, ще находились в условиях особого режима 13 лет. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована. После разоблачения культа личности Сталина в 1956 г. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена (1957 г.), ингуши возвратились на свою родину. Распад СССР и «парад суверенитетов» в 1991-1992 гг. привел к отделению Ингушетии от Чечни и к созданию суверенной Республики Ингушетия с исполнительной президентской властью и собственным парламентом, что, безусловно, стало крупным событием в истории ингушского народа.
Чеченцы. Этот нахский народ с древности (первое его упоминание в «Армянской географии», как уже говорилось, относится к VII в.) живет в горных ущельях к востоку от ингушей в бассейнах рек Сунжа, Аргун и Аксай, на равнине занимая территорию до среднего течения Терека. Часть чеченцев — аккинцев живет в пределах Дагестана на границе с Чечней. Колыбель чеченского народа — Нохчимохк, с начала XIX в. Ичкерия или «Дальняя Чечня», т. е. восточная часть Чечни. До XVI в. чеченцы жили в горах, будучи издавна разделены на родовые группы — тейпы, такие как тейпы Беной, Центорой, Курчалой, Зандак, Аллерой, Эр — саной и другие. Нельзя понять историю чеченского народа и его менталитет без учёта активного действия тейповой (родовой) системы социальной организации общества, как в прошлом, так и в настоящем. Исследователь чеченского тейпа М. А. Мамакаев отмечает его устойчивость и сохранение принципов тейповой общины до нашего времени, что позволяет чеченцу гордо заявить: «…я свободный чеченец» (56, с. 7). В середине XIX в. чеченское общество состояло из 135 тейпов (57, с. 186). Тейпы были объединены в 9 фратрий или племенных союзов — тукхумов, каждый тукхум возглавлялся советом старейшин. Высшим органом управления чеченским обществом был совет страны «мех — кан кхел». Глубокий архаизм подобной социальной структуры очевиден, хотя Мамакаев и считает тейповую систему Чечни находящейся в стадии разложения и перехода к новым социально-экономическим отношениям. Вся жизнь тейпов регламентировалась обычным правом — адатами. Согласно нормам чеченских адатов, тейп мог объявить кровную месть другому тейпу за убийство и общественное оскорбление членов данного тейпа. Женщины в решении правовых вопросов не участвовали. В настоящее время в горах находится около 100 тейпов, на равнине живет около 70 тейпов, более урбанизированных, нежели горные.
Таким образом, как отмечает М. А. Мамакаев, чеченцы «создали законы, обычаи и уклад жизни, которые развили у них сильное чувство национальной индивидуальности и целеустремленности» (56, с. 40).
В чем причина столь длительного сохранения архаичных социальных структур в Чечне? М. А. Мамакаев справедливо связывает это явление с застойностью феодальных отношений в чеченском обществе, в котором долго и прочно господствовали натуральное хозяйство и вековая замкнутость в высокогорной изоляции (56, с. 82).
С XVI в. начинается переселение чеченских тейпов на предгорную равнину до правого берега Терека, на левом его берегу тогда же возникают казачьи станицы. Но массовое переселение чеченцев с гор на равнину, на плодородные земли, начинается с XVIII в., когда возникает аул Чечен (давший название народу в русских источниках). К концу XVIII в. равнина между Сунжей и реками Гехи и Хулхулау уже плотно заселена чеченцами, которые осваивают также среднее течение рек Аксай, Яман-су, Ярык-су, Акташ. Эта часть чеченцев получила название ауховцев. В целом же XVIII в. прошел под знаком переселения и освоения чеченцами предгорной равнины, что способствовало росту их хозяйства (в первую очередь земледелия), но не привело к ликвидации архаичной общественной структуры в лице тейпов. Последние существуют и сейчас, во многом определяя социальные ориентиры и поведение членов тейпов.
Письменных источников по истории чеченцев до XVI в. очень мало, и частично мы уже затрагивали их. В русских документах XVI-XVII вв. они упоминаются еще не как монолитный этнос, а по обществам: Мич — кизы, Шубут, Мсрсджой, Мулкой, Шатой и т. д. Характерно, что чеченцы не имели своих князей или беков, ханов, что указывает на слабость развития феодальных отношений у них и на сохранение устоев родового строя. «Существенные перемены в социальном облике Чечни произойдут позже, под влиянием Кавказской войны, а затем — капиталистической экономики России», — пишут современные историки М. М. Б лиев и В. В. Дегоев и далее отмечают устойчивость и консервативность тейповой системы: «наличие в Чечне тейповых колхозов и даже райкомов партии — весьма экзотическое свидетельство прочности тейпового общественного уклада» (43, с. 85). Указанная устойчивость и консервативность архаических социальных институтов в Чечне и активное воздействие идеологии мусульманства на этнопсихологию народа являются важными составляющими в понимании современной Ичкерии.
В ходе Кавказской войны Чечня активно участвовала в борьбе против Российской Империи, вместе с Дагестаном составляя этносоциальную среду этой борьбы на Северо-Восточном Кавказе и основу фанатичного мусульманского движения мюридизма (мюрид — последователь суфизма и сторонник «джихада», т. е. священной войны против неверных) (58, с. 41-111). Предтечей сопротивления русским властям и распространению на чеченцев русских законов и административных порядков послужило начавшееся в 1785 г. движение под водительством шейха Мансура (Ушурмы). Шейх Мансур призывал мусульман Кавказа подняться на «священную войну» и имел вначале успех: наряду с чеченцами к движению примкнули группы кумыков, кабардинцев, осетинский князь А. Дударов. Воинство шейха потерпело ряд поражений, движение стало рассыпаться, а сам вождь вынужден был бежать из Чечни в Закубанье, где в 1791 г. был взят в плен при штурме Анапы и умер в Шлисссльбургской крепости.
Установленная наместником Кавказского края А. П. Ермоловым военно-экономическая блокада горских обществ Северо-Восточного Кавказа с целью пресечения постоянных набегов горцев на земледельческие районы Северного Кавказа и Грузии (уже вошедшей в состав Российской Империи) в 1817 г. привела к крупному военному столкновению с дагестанским обществом Акуша-Дарго. Разросшийся конфликт охватил большую часть Дагестана, а затем и Чечню. Генерал Ермолов характеризовал чеченцев как народ «дерзкий и опасный» и неоднократно направлял в глубь Чечни карательные экспедиции, громившие непокорные аулы. Особого накала война достигла с выходом на авансцену легендарного вождя горцев, имама Чечни и Дагестана Шамиля (1798-1871 гг.). При нем был провозглашен «газават» — «священная война» против «неверных» христиан, а Шамиль, будучи талантливым организатором и политиком, создал свое военно-теократическое государство — имамат.
В 1840 г. восстание охватило всю Чечню. В июле этого года состоялось кровопролитное сражение чеченцев с русскими войсками при речке Валерик, в котором участвовал М. Ю.Лермонтов, писавший:
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили…
Чеченцы проиграли сражение при Валерике, но продолжали сопротивление. Под общим командованием Шамиля в 1841 — 1843 гг. они совместно с дагестанцами одержали ряд военных побед. В результате почти весь Дагестан и Чечня оказались под властью Шамиля. Это было время его наибольших успехов в ходе войны. Но с 1847 г. движение под руководством Шамиля пошло на убыль: русские войска планомерно продвигались в глубь Чечни и Дагестана, суживая кольцо вокруг Шамиля, а понявшие бесполезность сопротивления горцы стали переходить на сторону русских. Перешла и Малая Чечня. Дни имамата были сочтены. Загнанный в горы Дагестана Шамиль был взят в плен в ауле Гуниб 25 августа 1859 г. после ожесточенного штурма. Кавказская война на Северо-Восточном Кавказе закончилась.
Выше уже говорилось о массовом переселении в Турцию адыгов по окончании войны. В переселение включилась часть чеченцев, 22 тысячи человек влились в миграционный поток, но к 70-м годам 5857 чеченцев вернулись на Кавказ после мучительных лишений в Турции.
Присоединение вайнахских народов к России объективно следует оценивать как положительное событие в их истории. Во второй половине XIX в., и особенно после реформы 1861 г. и отмены крепостного права, в России начались процессы быстрого развития капиталистической экономики, формирования общероссийского рынка, подъем культуры. Народы Северного Кавказа неизбежно вовлекались в эти процессы. Известный историк-кавказовед В. В. Дегоев так оценивает их действие в целом: «Именно в составе России горцы начали быстро выходить из своего «естественного» состояния. Появилась устойчивая динамика развития (подч. В. В. Дегоевым). Народная энергия получила новое, небывало широкое поприще для работы — социальное, экономическое, духовное… Имперская цивилизационная плацента взрастила (во второй половине XIX — начале XX в.) первые поколения блистательной горской интеллигенции, представлявшей беспрецедентный феномен духовной истории Кавказа, ярчайший символ пробуждения или, если угодно, раскрепощения творческих сил народов» (61, с. 123). Указанные возможности и перспективы открылись и для чеченского народа. Сами за себя говорят демографические показатели: в 1867 г. численность чеченцев и ингушей вместе составляла 132449 человек, а по переписи 1897 г. дошла до 270533 человек, т. с. удвоилась за 30 лет. Отмстим, что численный рост чеченцев продолжался, и сейчас
это самый большой народ Северного Кавказа. По переписи 1979 г. их было 756 тысяч человек, за 9 лет, прошедших после переписи 1970 г., численность чеченцев выросла на 143 тыс. человек. В настоящее время численность чеченцев находится в пределах 1 млн. человек (57, с. 231).
В конфессиональном отношении чеченцы являются мусульманами-суннитами, принявшими мусульманство в XVIII в. и частично в XIX в. — во время существования имамата Шамиля. Тоща же в горах Чечни и І. Дагестана возникло упоминавшееся движение мюри — » дизма (или тариката), ориентировавшего правоверных на священную войну «газават» против «неверных», т. е. русских. Эта идеология непримиримой религиозной войны была как нельзя кстати для имамата Шамиля, идеологическим оформлением сопротивления. «Один день войны более ценится богом, чем целый месяц поста», — сказано пророком Мухаммедом. В своем призыве к чеченцам не покоряться русским, «пока будет существовать небесная твердь», Шамиль исходил из этих идей. Ненависть к русским как к «неверным» мюридизмом была возведена в ранг религиозно-политического догмата (59, с. 177 — 178).
Во второй половине XIX в. у чеченцев и ингушей появилась исламская секта зикристов — сторонников аскетического учения зикр («воспоминание о боге»). Основателем этой секты, существующей до сих пор, был шейх Кунта-хаджи из аула Элисхан-юрт Гудермесского района. Последователи Кунты проводили групповые сборы с исступленными плясками и песнопениями, в том числе воинственным круговым танцем.
Главным очагом и штаб-квартирой зикристов стало с. Шали (59, с. 159). В районе Шали Кунта-хаджи был схвачен 3 января 1864 г. и отправлен в ссылку в Новгородскую губернию. После поражения движение зикристов надолго ушло в подполье, став легальным при режиме генерала Джохара Дудаева.
После окончания Кавказской войны царские влас-
ти установили в Чечне и Ингушетии режим, официально именуемый военно-народным правлением. Образовались три параллельных суда: административный (установленный русскими властями), словесный горский и суд по адатам (обычаям). Решение административного суда не освобождало виновного, в случае тяжелого преступления, от кровной мести по адатам (62, с. 366). Глубоко архаичный обычай кровной мести, не преодоленный мерами «сверху», продолжает существовать в несколько стертых формах и сейчас одновременно с тейповой системой. В условиях активной криминализации современного чеченского общества сохранение обычая кровной мести, способной вызвать столкновение целых тейпов, является едва ли не главным сдер — — живающим фактором.
Здесь будет уместно вспомнить о башенной архитектуре чеченцев. Боевые башни «воу», отличавшиеся стройностью и элегантностью форм, достигали в высоту 20 м и имели до 4-х этажей, соединявшихся деревянными лестницами. Нижний этаж делался глухим, и, подняв входную лестницу на второй этаж, защитники башни оказывались в безопасности. Башни — характерная и неотъемлемая черта как чеченского, так и ингушского ландшафта. В них укрывались в случае любой опасности, и часто при кровной мести. Некоторые башни с окружающими их пристройками и стенами составляют подлинные средневековые замки (Па — коч, Алдам-Гези, Аршауг, замок Евлоевых в Ингушетии и др.). Интересны иные виды вайнахского народного зодчества — каменные языческие святилища и склспо — выс некрополи, иногда составляющие целые «города мертвых» (Малхиста, Майсты и т. д.). Вайнахские строители башен получили известность на Кавказе, и их приглашали строить боевые башни на территории Ту- шетии, Хсвсурстии, на Военно-Грузинской дороге (Ана — нури). Характерная черта вайнахских построек — пирамидально-ступенчатые перекрытия (52, с. 59-80; 55, с. 236-253).
После Октябрьской революции 1917 г. Чечня вошла в состав провозглашенной 20 января 1921 г. Горской республики, но 1 декабря 1922 г. вышла из Горской республики и образовала Чеченскую автономную область. В декабре 1936 г. Чечня и Ингушетия были объединены в Чечено-Ингушскую АССР, ликвидированную в 1944 г. в связи с массовой депортацией вайнахов в Среднюю Азию. Вопрос о причинах депортации вайнахов, а также балкарцев, карачаевцев и калмыков в разгар Великой Отечественной войны, до сих пор объективного освещения и адекватной оценки в историографии не получил. Существующие в местных публикациях выводы о геноциде этих народов представляются односторонними и не показывающими подлинной картины событий: в печати прошли данные о том, что ещё в 20 — 30-х годах в Чечне и Ингушетии приходилось проводить полномасштабные военные операции против формирований боевиков. В ходе битвы за Сталинград в 1942 г. несколько дивизий (очень нужных на фронте) приходилось держать в Чечне (63, с. 17). Проблема устойчивой чеченской оппозиции по отношению к России сложна и неоднозначна и требует специального комплексного, строгого исследования, которого в историографии до сих пор нет. Возвращение чеченцев на родину и восстановление республики состоялись в 1957 г. Без преувеличений можно сказать, что с этого времени началось наиболее интенсивное развитие Чечни — как экономическое, так и культурное. На высоком уровне находились добыча высококачественной нефти и производство нефтепродуктов, уже в 1958 г. общий объем промышленной продукции Чечено-Ингушетии по сравнению с 1940 г. увеличился в 2,5 раза. Быстрыми темпами отстраивалась и перестраивалась столица республики г. Грозный, ставший не только экономическим, но и культурным центром с национальным университетом, театром, издательствами, творческими и научными организациями и т. д. Сформировалась чеченская интеллигенция, ликвидирована массовая неграмотность (в 1920 г. грамотных в Чечне было 0,9%) (62, с. 371).
Качественно новый этап в истории Чечни начался летом 1991 г., когда на фоне «парада суверенитетов», приближающегося распада СССР в условиях тяжелого системного кризиса, на общенациональном съезде (конгрессе) чеченского народа было объявлено о выходе Чечни из СССР и Российской Федерации. Высшим органом власти стал исполнительный комитет ОКЧН во главе с его председателем отставным генералом Джохаром Дудаевым. В начале сентября вооруженные гвардейцы Дудаева захватили здания Совета Министров, радио и телецентра, а 6 сентября силой разогнали Верховный Совет республики. Фактически это был государственный переворот, вскоре узаконенный поспешно проведенными выборами парламента и президента Чечни в условиях военного положения. Президентом стал Д. Дудаев. Решение съезда народных депутатов РСФСР о непризнании этих выборов уже не имело для Чечни никаких последствий: режим Дудаева, не признанный «де юре», стал независимым от Москвы «де факто». Президент РСФСР издал указ о введении на территории Чечни с 7 ноября 1991 г. чрезвычайного положения. Понимая, что реализация данного указа поведет к войне, Верховный Совет РСФСР указ отверг. Война не началась. Но она была лишь отсрочена.
В 1992 г. Чечня находилась в тисках жесточайшего экономического кризиса: добыча нефти по сравнению с 1980 г. сократилась вдвое, а общий объем производства за год упал почти на 60 %. Из республики выехало много русских, в основном занятых в промышленности. Резко возросла и без того высокая безработица среди чеченского населения, не находившего себе применение. Отсутствие легальных источников существования для массы населения, и в первую очередь молодежи, обусловила резкий рост криминальных явлений в чеченском обществе. Они вышли за админи — стративныс границы «суверенной» Чечни, переименованной в Ичкерию. Чечня превратилась в своего рода отстойник для криминального мира всей Российской Федерации, где можно было укрыться от уголовного преследования: законы РФ на территории Ичкерии не признавались и не действовали. Чечня стала опаснейшей болевой точкой РФ, угрожающей се политической и экономической стабильности. Попытки центральных властей вступить в переговоры с дудаевским режимом были провалены.
В декабре 1994 г. Б. Н. Ельцин издал указ о «наведении конституционного порядка» в Чечне. Навести «порядок» предусматривалось с помощью федеральных войск, вступивших в Чечню. Война началась. В России она была непонятной и крайне непопулярной, в Чечне вызывала волну национал-патриотического подъема, укрепившего режим Дудаева и его лично, как непримиримого вождя чеченского сопротивления. Результаты двухлетней войны 1994-1996 гг. известны: федеральные войска были выбиты из Грозного и потерпели поражение (57, с. 13), опыт затяжной и бесславной войны в горах Афганистана российских политиков и генералов ничему не научил, тяжелые жертвы оказались напрасными. Россия получила на своем юге мятежную территорию и целый узел политических и экономических проблем, мирное решение которых в близком будущем не просматривалось. От имени правительства РФ А. Лебедь подписал документ об «отложенном» до 2003 г. суверенитете Чечни, что явилось полупризнанием чеченского режима. После гибели в ходе войны Д. Дудаева президентом Чечни стал А. Мас- хадов. Не вызывало особых сомнений стремление нового президента к обузданию преступности, установлению государственного порядка и созданию более привлекательного облика Чечни для международного сообщества и инвесторов (особый удар по их восприятию Чечни был нанесен в 1998 г. зверским убийством четырех англичан, осуществлявших в Чечне гумани-
тарную помощь (64), и взятием в заложники француза Коштеля). Но режим Д. Дудаева и два года войны преобразили Чечню и вывели на поверхность такие силы, преодолеть которые даже легитимной власти оказалось чрезвычайно сложно.
В плане политическом — это проблема так называемых полевых командиров, имеющих свои хорошо вооруженные, обладающие боевым опытом формирования. Это реальная сила, с которой приходилось считаться А. Масхадову, и она не была склонна подчиняться президенту, а президент и правительство были не в состоянии овладеть ситуацией в своем государстве. Ярким примером сказанному может быть небезызвестный С. Радуев. Другой неразрешимой политической проблемой Чечни-Ичкерии является ее непризнание мировым сообществом.
В плане экономическом положение еще более сложное. Хозяйственная разруха не преодолена и не может быт преодолена без мощных инвестиций Москвы, но последняя предоставить их была не в состоянии. Незанятость населения дала новые импульсы росту криминальности, к чему следует добавить массу оружия на руках свободных после войны боевиков, привыкших воевать. В печати есть сведения о том, что в мае 1992 г. министр обороны Российской Федерации П. С. Грачев приказал командующему Северо-Кавказским военным округом выделить 50% оружия, имеющегося в Чечне, в распоряжение Д. Дудаева. На деле же в руках Дудаева оказалось 90% оружия российских войск. Так Москва собственными руками произвела милитаризацию Чечни, хотя было нетрудно предвидеть, что милитаризация и создание в Чечне своей армии будут направлены против российских интересов (57, с. 16). Но, как известно, за эти антигосударственные акции ответственности никто не понёс: новому московскому режиму была нужна маленькая победоносная война. Но она не получилась, и получиться не могла.
Государственные законы в Чечне не действовали, а восстановленный шариатский суд, существовавший еще во времена Шамиля, неконституционен и несет в себе идеи шариата, в том числе священной войны против «неверных». В начале февраля 1999 г. под давлением полевых командиров «бячча» и лидеров тейпов «тай — пан хьалханча» А. Масхадов ввел в Чечне шариатское правление, отменив этим парламент и конституцию, принятую при Д. Дудаеве. Таким образом, продолжался отход от принципов строительства светского государства, и движение Чечни к принципам военно-теократического государства, основанного на архаичных средневековых нормах права и общественной жизни. Это — движение вспять.
В связи со сказанным в современном чеченском обществе произошла феноменальная реанимация обычаев и традиций. Ранее существовавшая в более или менее латентной (скрытой) форме тейповая система организации внутренней жизни и обычай кровной мести обрели «второе дыхание». Возродилась так называемая «набеговая система» как своеобразная форма экономики — набеги на поезда, соседей с целью грабежа и угона скота и т. д. — система, в свое время породившая военно-экономическую блокаду Чечни и Дагестана со стороны царской России и приведшая к Кавказской войне. Историк Д. А. Напсо приводит следующую статистику: только в 1993 г. чеченскими мародерами было совершено нападение на 659 поездов, разграблено около 4 тыс. вагонов и контейнеров на общую сумму 11,5 млрд. рублей. При помощи фальшивых авизо и иных способов в России похищено денежных средств почти на 4 триллиона рублей. За 1991 — 1994 гг. из России в Грозный перекачано от 20 до 30 млн. тонн нефти на переработку. Половина этой нефти перекачана за рубеж, откуда Дудаеву шли доллары (65, с. 180).
По признанию других авторов, «В Чечне не сложилось даже зачатков гражданского общества… оппозиция сдавала свои позиции, уезжая в другие регионы
России, преимущественно в Москву… специфика социального устройства чеченского общества заключается в его традиционном, патриархальном характере. Главное не кто ты, а чей ты (речь о тейпах. — В. К.). Этническое поглотило социальное» (66).
Мало того, возродился дикий средневековый промысел захвата людей для их последующей продажи через денежный выкуп, что мало чем отличается от работорговли. Факты общеизвестны. Все это приводит к выводу о глубоком и непреодоленном консерватизме и традиционализме значительных слоев чеченского общества, о сохранении архаичных общественных институтов и — в общецивилизационном плане — об отсталости этого общества и, к сожалению, живучести в нем норм трайбализма. Возможно, сюда же следует относить и культ силы и оружия, воинской неустрашимости и доблести «рыцарей Кавказа». Не случайно в виде государственного символа Чечни избрано изображение волка. Трайбализм как норма внутренней структуры современного чеченского общества сформулирована современным чеченским идеологом и бывшим вице-премьером Чечни в правительстве 3. Яндарбиева Хож-Ахмедом Нухаевым (живущим в эмиграции). Согласно Нухаеву, Чечня должна быть разделена на равнинную и горную части. В равнинной части будут жить чеченцы-прагматики, ориентирующиеся на Москву, в горной части будут жить нох — чи — независимый народ, состоящий из тейпов и тукху — мов и подчиняющийся только своим архаичным традициям и нормам Корана (67; 68, с. 168 — 189). Таким образом, чеченский народ или значительная его часть зовут не вперед по пути интеграции в мировое сообщество, а назад и фактически — в изолированную горную резервацию, в первобытную архаику!
Чеченский народ переживает сложный и во многом трагичный период своей истории. Специфика этой истории, особенности чеченского менталитета и этнопсихологии должны учитываться при решении любых вопросов, связанных с мятежной республикой РФ. Ка — жстся очевидным, что путь в лучшее будущее чеченского народа ничем не отличается от пути, которым идут все — только через просвещение, культуру, науку, через включение в российскую и мировую экономику и цивилизацию может быть создана миролюбивая и стабильная Чеченская республика.
б) Народы Дагестана. Наиболее характерная черта Дагестана, прилегающего к Каспийскому морю — его полиэтничность, здесь живет более 30 народностей и этнографических групп, говорящих на различных языках с многочисленными диалектами и говорами. Видимо, по этим причинам Дагестан издавна был известен как «страна гор» «гора языков». Население Дагестана по переписи 1979 составляло 1,657 тыс. человек. Наиболее крупные народы — это аварцы (577 тыс. чел.), лезгины (250 тыс. чел.), даргинцы (332 тыс. чел.) и кумыки (267 тыс. чел.), тогда как цахуры насчитывают всего 6,3 тыс. человек, агулы — 12 тыс. человек (69, с. 24; 70), а кубачинцы населяют один аул Кубачи. В языковом отношении народы Дагестана могут быть разделены на три группы: народы иберокавказской языковой семьи, носители тюркского и иранского языков. Численно преобладают народы первой группы. Это аварцы, даргинцы, лезгины и лакцы, их языки считаются родственными. Интеграции и консолидации народов Дагестана издавна мешали естественно-географические условия высокогорной изоляции и экономической неразвитости при почти полном господстве натурального хозяйства. Процесс этнической консолидации ускоренным темпом наблюдается в советский период, когда основой данного процесса выступили аварцы — вокруг них консолидировались народности андийской-дидойской этнических групп (андийцы, ахвахцы, ботлихцы, бежтинцы, дидойцы и др.). Вокруг Даргинцев происходила консолидация кайтагов и ку — бачинцсв, к лезгинской группе примыкают языки агу — Лов, рутульцев, табасаранцев и цахуров.
Тюрки Дагестана представлены кумыками, в районе Дербента азербайджанцами и ногайцами в Бабаюр — товском районе. Ираноязычной народностью являются горские евреи таты.
Этническая раздробленность и изолированность столетиями порождали не только экономическую отсталость, но и политическую разобщенность. В XVII-XVIII вв., т. с. к началу Кавказской войны и завоевания Дагестана Российской Империей, Дагестан не представлял единой политической системы. Он состоял из ряда феодальных образований (Эндреевскос владение, Тарков — ское шамхальство, Кайтагское уцмийство, Аварское и Дербентское ханства и др.) и множества относительно независимых союзов сельских общин («вольных обществ»), что облегчило покорение Дагестана Россией. Уровень развития феодальных отношений в разных районах страны был неодинаков. Живучи были пережитки родового строя, прежде всего выражавшиеся в сохранении кровного родства в тухумах — родах (см. выше у чеченцев).
С началом Кавказской войны в 1817 г. началась политическая консолидация народов Дагестана, диктуемая напряженной борьбой с внешней опасностью завоевания Россией. Она воплотилась в создании военно-теократического государства под зеленым знаменем ислама-имамата, возглавляемого имамом Чечни и Дагестана Шамилем. Шамиль по сей день у горцев считается легендарной личностью, и, следует заметить, — по праву. После своего пленения в 1859 г. в ауле Гу — ниб Шамиль жил в г. Калуге под надзором русских властей и особенно сблизился с семьей Чичаговых. М. Н. Чичагова, хорошо знавшая Шамиля, говорила о нем: «Жизнь этого героя, так храбро и стойко выдержавшего двадцатилетнюю борьбу с могущественною Россией, полна изумительных эпизодов отчаянной храбрости, тяжких испытаний и лишений. Одаренный гениальным умом, он управлял своим диким народом не только с беспощадной строгостью, которую он считал необхо — димостыо, но имел сильное нравственное влияние на него, служа ему примером безукоризненной честности и строгой нравственности. Его подданные боялись его, страшились его гнева, но веровали в его непреклонную силу воли, удивлялись его мужеству, его обширному уму» (60, с. 8). Несомненно, Шамиль был истинно харизматическим вождем для горцев. После разгрома Шамиля вместо ханско-бскского управления царское правительство ввело в Дагестане военно-народное управление. Народы Дагестана втягивались в русло российского капиталистического развития и рынка. В то же время продолжали сохраняться архаичные общественные семейные порядки, основанные на обычном праве — адате и нормах шариата.
После Октябрьской революции 1917 г. начался новый этап в развитии государственного устройства Дагестана: 20 января 1921 г. образована Дагестанская АССР в составе РСФСР с центром в г. Махачкала. В Дагестане, наряду с экономическим подъемом, произошла подлинная культурная революция. Почти полностью ликвидирована неграмотность, на основе русского алфавита создана письменность на аварском, даргинском, лакском, лезгинском, табасаранском языках. Функционируют местные издательства и периодическая печать на основных национальных языках, открыты национальные театры, сформирована национальная интеллигенция. В 1949 г. был открыт Дагестанский филиал Академии наук СССР, в 1957 г. — Дагестанский госуниверситст (62, с. 414 — 416).
В настоящее время Дагестанская АССР переименована в Республику Дагестан, сохраняющую территориально-административное единство в составе Российской Федерации. Однако в последнее время в Дагестане проявились политические течения крайне экстремистского толка, призывающие к «освобождению» от «русско-фашистского ига» и войне под руководством нового имама против России. Наиболее радикальным и агрессивным идеологом необходимости новой Кавказ — ской войны выступил некто Магомет Тагасв — автор изданной в Киеве книги «Наша борьба» (71). Если к этому добавить факт проникновения и распространения в Дагестане мусульманского движения ваххабитов из Саудовской Аравии, сложность и неоднозначность общественно-политической ситуации в республике становится очевидной.
Рамки предлагаемой работы не позволяют даже кратко характеризовать все народы и этнографические группы Дагестана. Остановимся на трех наиболее крупных народах — аварцах, лезгинах, даргинцах, и коснемся маленькой, но исторически интересной этнографической группы кубачинцсв. Все они принадлежат ибе — ро-кавказской языковой семье.
Аварцы. Наиболее крупный народ Дагестана, населяющий горную часть республики. Кроме того, аварцы (40-50 тыс. чел.) живут в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана. Аварцы — древний автохтонный народ Дагестана, уже в VII в. упоминаемый в «Армянской географии» Анания Ширакаци под именем савиров (такая точка зрения существует (72, с. 31), хотя доказанной и принятой ее считать нельзя). Разноречивые мнения в литературе высказаны и относительно возможного древнего родства современных аварцев со средневековыми тюркоязычными кочевниками-авара — ми. Дагестанские аварцы не тюркоязычны, и речь может идти только о сходстве этнонимов.
Раннссрсдневековые арабские писатели знали о стране Сарир в горном Дагестане с центром в Хунзахе. Правителя этого царства источники называют Сахиб — ас-Сарир («обладатель царства трона», «владетель трона») или «малик Авар». Имеется в виду не название народа (самоназвание «маарулал» — горцы), а название правящей династии, постепенно перешедшее в название всего народа. Царство Сарир в ІХ-ХІ вв. было сильным, находилось в союзе с царством Алан и воевало с Хазарисй. Нет особых сомнений в том, что имен-
но жители царства Сарир были предками современных аварцев.
По сообщению ширванского историка Мухамеда Рафии, описавшего историю Дагестана X-XIV вв., владетель области Авар — «сильнейшего из городов Дагестана» — собирал дань с жителей всего Дагестана «различного рода имуществом — наличными деньгами, зерном, баранами, крупным рогатым скотом, тканями, плодами и другими продуктами, даже куриными яйцами» (73, с. 98). В XIII-XVI вв. начались притязания Ирана и Турции на господство в Дагестане, но аварские ханы сохраняли свою независимость. Наиболее крупным ханом Аварии конца XVI — начала XVII вв. был Умма-хан.
В XVI в. Авария вступила в связи с Россией, но Кавказская война надолго эту связь нарушила. Авария стала фактически базой движения Шамиля. Сам Шамиль был по происхождению аварцем и родился в 1797 г. в ауле Гимры. Но Авария не сразу полностью подчинилась Шамилю и примкнула к его движению: за неповиновение правившая тогда в Аварии ханша Паху-Бике и двое ее сыновей были убиты во дворце в Хунзахе, а аулы Хунзах, Чох и другие разорены. Сколоченный железной рукой и волей Шамиля имамат стал государством с неограниченной светской и духовной властью имама, со своей администрацией, налогами, наградами и т. д. В течение почти 25 лет, то одерживая победы, то терпя жестокие поражения, Шамиль со своими наибами и мюридами стойко боролся с огромной Российской Империей. В августе 1859 г. русские войска штурмом взяли высокогорный, казавшийся неприступным аул Гуниб и пленили Шамиля, как говорилось выше. Со своей семьей он был выселен в Калугу. Память о Шамиле жива в Дагестане и сегодня; впрочем, и в России любой образованный человек знает его имя, несмотря на попытки советской конъюнктурной историографии 50-х годов объявить его «английским агентом».
Аварский язык состоит из многих говоров, объединяемых в североаварскос и южноаварское наречия. В основу аварского литературного языка лег так называемый болмац — «войсковой» или «общественный» язык (62, с. 440). Вторым языком аварцев, как и других дагестанских народов, стал русский язык — инструмент международного общения. В результате культурной революции сложилась аварская литература, основоположником которой признан по праву Гамзат Цадаса, а наиболее ярким представителем является знаменитый поэт Расул Гамзатов — носитель народной мудрости и тонкий лирик.
Аварцам этнически близки 13 горных этнографических групп, проживающих также в западной части Дагестана. Эти группы малочисленны: наиболее крупная группа андиев насчитывает 8 тыс. человек, численность дидосв или бежтин — от 1 до 3,5 тыс. человек. Названные 13 групп отличаются друг от друга по языку, но, как было сказано выше, — они консолидируются вокруг аварцев и в относительно недалекой исторической перспективе сольются с ними.
Лезгины. Второй по численности народ Дагестана, проживающий в юго-восточной части республики и в сопредельных районах Азербайджана (Кубинский и Ку — сарский районы). Самоназвание народа «лезгаяр». Лезгины — один из древних аборигенных народов Кавказа: уже вів. н. э. греческий географ Страбон знал «скифское» племя легов, живущих между амазонками и албанцами (12, с. 477; Кавказская Албания соответствует современному Азербайджану, следовательно, леги помещались севернее последнего). Арабские источники ІХ-Х вв. помещают в верховьях р. Самур и южнее племена лакз, «царство лекзов», а в «Армянской географии» VII в. рядом с дидойцами упомянуты леки (впрочем, представители этого племени могли быть отдаленными предками не только лезгин, но и лакцев). В ходе арабского нашествия на Дагестан в VIII в. лезгины были обращены в ислам, арабские куфические надписи (например, в с. Ахты — 74, с. 68) свидетельствуют о прочности позиций ислама и бытовании арабской письменности не позже XIV в. Надписи говорят также о древности многих дагестанских горных селений, насчитывающих долгие века своего существования.
Находясь на южной границе Дагестана, лезгины постоянно подвергались внешней опасности. В XVI-XVII вв. им пришлось бороться против персидской и турецкой агрессии, особенно против вторжений персидского шаха Надира в XVIII в. Это противостояние усугублялось тем, что в политическом отношении лезгины не были объединены и преимущественно входили в независимые «вольные» общества Дагестана. Лишь в начале XIX века в долине Курах-чая и низовьях Самура образовалось самостоятельное Кюринское ханство с центром в с. Курах. В 1812 г. это ханство вошло в состав России. Тогда же российское подданство приняли и верхне-самурские «вольные» общества лезгин. В ходе Кавказской войны Шамиль делал неоднократные попытки привлечь лезгин на свою сторону, в 1848 г. он вторгся в долину р. Самура, но был отбит русскими войсками и лезгинами.
С лезгинами и аварцами связано возникновение в XVII в. такого характерного для Дагестана и Чечни явления, как так называемая набеговая система — налеты вооруженных конных отрядов горцев на земледельческие районы Восточной Грузии (Кахстии) с целью грабежа и захвата заложников для последующей их продажи. В Грузии это явление получило название «лекианоба». Типичным примером «лекианобы» может послужить набег горцев на имение Цинандали в 1854 г., когда в заложники были захвачены княгини А. И.Чав- чавадзе и В. И. Орбслиани с детьми (75, с. 183 — 188). В условиях разложения родового строя и наличия отношений типа «военной демократии» набеговая система как формационное явление стала своеобразной формой экономики. Согласно современным исследованиям историков М. М. Блисва и В. В. Дегоева, перене — ссние действий набеговой системы из Закавказья на север Кавказа, где появилось русское население, послужило глубинной причиной начала Кавказской войны (хотя, очевидно, не единственной).
Язык лезгин относится к лезгинской группе дагестанских языков. В нес входят также языки табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, хиналугский. Культурная революция в советский период привела к созданию лезгинской письменности на русской графической основе и к возникновению лезгинской литературы. Классиком ее стал народный поэт Сулейман Сталь — ский. Создан лезгинский национальный драматический театр, сформировалась лезгинская интеллигенция.
Даргинцы. Согласно лингвистической классификации, в этом консолидирующемся из собственно даргинцев, кайтагов и кубачинцев народе различаются соответственно даргинский, кайтагский и кубачинский диалекты (62, с. 467). Собственно даргинский язык имеет ряд наречий: акушинское, урахинское, цудахар — ское. Акушинское наречие положено в основу современного даргинского литературного языка, им пользуются кайтаги и кубачинцы как языком школы, письменности и литературы. Самоназвание даргинцев — дарганти (ед. число — дарган).
Территория обитания даргинцев — средний Дагестан, обладающий весьма пересеченным ландшафтом (районы Акушинский, Ссргокалинский, Дахадаевский, отчасти Левашинский и Цудахарский районы). Западная граница территории даргинцев пролегает по реке Казикумухскос Койсу. Наиболее высокогорные селения находятся на высоте до 2000 м над уровнем моря (напр., селения Чирах, Ургани, Бугри), селения Цуда — хар, Акуша, Ходжал-Махи на высоте 1100-1300 м. Соседями даргинцев являются: на западе аварцы и лакцы, на востоке и севере кумыки, на юге лезгины.
Современный даргинский этнос впервые упоминается в раннссредневсковых арабских источниках под
именем «хайдак» или «кайтаг». Крупный востоковед В. Ф. Мииорский полагал, что это название происходит от названия высшего класса общества, состоявшего из пришельцев, и восходит к ІХ-Х вв. Тогда же, при арабах, владетели Кайтага основали Кайтагское уцмийство, просуществовавшее до присоединения Дагестана к России. Столицей уцмийства стало селение Калакорсйш, но в XIV в., когда уцмийство усилилось, столица была перенесена в Маджалис. Находившиеся в большей или меньшей зависимости от уцмиев высокогорные «вольные общества» часто соединялись в военные союзы. Наиболее значительными союзами были Акуша-Дарго, Уцуми-Дарго, Каба-Дарго, Сиргха (62, с. 469). Наиболее сильным и независимым объединением даргинцев был союз Акуша-Дарго, одним из первых вступивший в Кавказскую войну в 1817 г. при установлении военно — экономической блокады Дагестана царской Россией. Поскольку даргинцам не хватало пахотных земель и пастбищ, жизнь заставила их развивать местные кустарные производства, специализированные по отдельным селениям. Используя исключительно ручной труд, горцы достигли высокой степени технологического и эстетического совершенства в обработке металлов, камня, дерева, кожи, изготовлении войлочных и тканевых изделий, изящных вышивок в стиле национального орнамента и т. д. Здесь в качестве примера уместно назвать знаменитое селение Кубачи с его традиционной ювелирной металлообработкой.
Кубанипцы. Этнографическое подразделение даргинцев со своим диалектом и в древности, очевидно, бывшее самостоятельной племенной группой. Самоназвание — урбуган. Кубачинцы — древний аборигенный народ Дагестана, в восточных источниках известный как Зирихгеран («мастера кольчуг»). Арабский автор X в. ал-Масуди говорит, что владение Зарикаран называется так потому, что «большинство из них делает кольчуги, стремена, уздечки, мечи и другие роды оружия
65 |
3 Заказ № 1610
из железа. Они исповедуют различные религии: ислам, христианство и иудейство. Их страна гористая, и это защищает их от соседей» (26, с. 203). Другой арабский писатель XII в. ал-Гарнати к приведенному ассортименту изделий кубачинцев добавляет «различные виды медных изделий», причем уже тогда отмечает профессиональную специализацию всех жителей села: «Жены их, дети их, слуги и служанки их — все они заняты в производстве этих изделий и нет у них обрабатываемых земель (пашен) и садов».
Благодаря узкой специализации кубачинцы выработали традиции мастерства и свой самобытный стиль, передаваемые из поколения в поколение и дошедшие до нашего времени. Высокое качество продукции про-. славило Кубачи, и есть сведения о том, что во время итальянской экспансии на Кавказ в XIII-XV вв. генуэзские купцы с побережья Каспия проникали в Кубачи — возможно, для закупок местных изделий из металлов и их вывоза на Запад. Кубачинскис изделия, покрытые чеканным узором с применением гравировки по металлу, чернения и золочения, украшают экспозиции и фонды многих музеев России и Европы. Технологические приемы и искусствоведческие оценки ку- бачинского ювелирного производства приведены в специальных исследованиях этнографа Е. М.Шиллинга и искусствоведа Э. В. Кильчевской (77).
В конце XIV — начале XV вв. Зирихгеран-Кубачи попал под влияние Кайтага и стал его частью. Высокое мастерство кубачинцев продолжало развиваться после вхождения в состав Российской Империи, когда их продукция стала выходить на общероссийский, а после революции 1917 г. на всесоюзный рынок. В 1923 г. в Кубачах основана артель, затем производственный комбинат «Художник», неоднократно участвовавший в крупных художественных выставках. Ажурная и изящная продукция кубачинских мастеров по металлу неизменно вызывала восхищение, а великий и мудрый поэт Дагестана Расул Гамзатов писал:
Тайну кубачипского искусства Не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства В сердце кубачинцы — мастера.
Говоря о Дагестане, мы не можем не упомянуть о «воротах ворот», «железных воротах» средневековых писателей — городе Дербенте. Он был основан в V — VI вв. и принадлежит к числу самых древних городов Российской Федерации. Могучую крепость Дербента в VIII в. завоевали арабы, и с тех пор этот город стал очагом распространения ислама в Дагестане. В 1722 г. Дербент во время персидского похода посетил царь Петр I. Сейчас Дербент — настоящий город-музей и историко-культурный заповедник (78, 79).
Мы кратко познакомились с народами иберо-кав — казской языковой семьи — коренными насельниками Северного Кавказа. Их корни уходят в глубочайшую древность и прослеживаются (хотя и пунктирно) до III тыс. до н. э., но теоретически не исключено, что они со временем будут углублены до эпохи неолита. Здесь обширное и увлекательное поле деятельности для археологии и палеоантропологии — наук, на Северном Кавказе развитых еще недостаточно. Но уже сейчас выдающимся антропологом В. П. Алексеевым сделано принципиально важное заключение: на Кавказе «элементарные единицы расового членения совпадали с языковыми и этнокультурными, а все процессы этногенеза были процессами автохтонной дифференциации» (80, с. 142). Сказанное относится к тем кавказским народам, о которых шла речь.