Народы индоевропейской языковой семьи

Это самая крупная языковая семья мира. Около 20 лет назад в ней насчитывалось почти 1,5 миллиар­да человек из трех миллиардов 69 миллионов населе­ния Земли. Таким образом, к индоевропейской семье принадлежит каждый второй житель нашей планеты. Лингвист X. Петерсен выдвинул гипотезу о генети­ческой связи нескольких языковых семей, считавших­ся неродственными, и назвал эти языки «ностратичсс — кими» («ностра» — лат. «семья»). В их число входили и языки индоевропейской семьи. Исследования талант­ливого советского ученого В. М. Иллич-Свитыча пока­зали обоснованность объединения индоевропейских, семито-хамитских, уральских, алтайских и некоторых других языков в большую ностратическую языковую макросемыо (81). Допустимо, что эта макросемья мог­ла оформиться в эпоху позднего палеолита, т. е. древ­него каменного века приблизительно в ХИ-Х тыс. до н. э. Наиболее крупная индоевропейская общность сфор­мировалась, как считают специалисты, в Юго-Запад­ной Азии, а в III тыс. до н. э. индоевропейцы рассели­лись уже в Северном Причерноморье. В настоящее время народы индоевропейской семьи живут на ог­ромной территории от Балтики до Берингова пролива.

На бывшей территории СССР представлены семь групп индоевропейской языковой семьи: славянская, иранская, романская, балтийская, германская, индийс­кая, и отдельную группу составляет армянский язык. Из них на Северном Кавказе живут носители иранс­ких и славянских языков, а также армянского языка. По отношению к народам иберо-кавказской семьи, как исконным автохтонам Кавказа, индоевропейские наро­ды представляют более поздних насельников региона. Первыми здесь появились народы иранской группы, сначала занявшие степи и равнины Северного Причер­номорья и Предкавказья, а затем начавшие продвигаться в горные ущелья Центрального Кавказа.

Народы иранской группы

Понятие «иранские языки» включает в себя род­ственные языки, происходящие от общсиранского язы­ка — основы. Это не означает, что данные языки обра­зовались, как и народы, на территории современного Ирана — название последнего, как и название всей этноязыковой группы, восходит к этнониму <<арий>> — самоназванию древних индоиранских (арийских) пле­мен. Предполагается, что первоначальное ядро индо­иранской общности сложилось в III-II тыс. до н. э. в южнорусских степях, а к началу I тыс. до н. э. арий­ская общность распалась на две ветви — индоарийс­кую и иранскую. В начале I тыс. до н. э. иранская ветвь, в свою очередь, распалась на киммеро-скиф — скую и протоперсидскую. Древние арии не имеют ни­какого реального отношения к расовой теории пре­восходства арийских народов над «низшими» народа­ми, теории, культивировавшейся в нацистской Герма­нии и принятой на идеологическое вооружение фа­шизмом (82, с. 43).

Среди древних иранских языков укажем скифские языки (диалекты), принадлежащие скифским племе­нам, к середине I тыс. до н. э. расселившимся на ог­ромной территории от Черного моря до Алтая и вед­шим подвижный кочевой образ жизни. Понятие «скиф­ский язык» в науке применяется к северозападной груп­пировке древних иранцев, обитавших в Северном При­черноморье, Приазовье и в степях Северного Кавказа. Именно эта группировка древних иранцев и их язык связаны с современным ираноязычным народом Север­ного Кавказа — осетинами.

Осетины. На Северном Кавказе живут два ира­ноязычных народа: осетины и таты. Последние немно­гочисленны (более 20 тыс. человек) и в основном оби­тают в Азербайджане, лишь небольшая их группа на­ходится в окрестностях Дербента и Кайтаго-Табаса — ранском районе Дагестана. На них мы не останавли­ваемся.

Численность осетин — более 600 тыс. человек (в РСО-А 335 тыс. чел.) с учетом многочисленной осе­тинской диаспоры, живущей за пределами своей этни­ческой территории. Особенностью истории этого наро­да является то, что он в течение многих веков разде­лен на две части: северную и южную (83). Северная часть осетин составляет основное население Респуб­лики Северная Осстия-Алания с центром в г. Влади­кавказе и входит в состав Российской Федерации. Южная часть осетинского народа живет на южных склонах Кавказского хребта (около 80 тыс. человек), центр Южной Осетии в г. Цхинвали (84). Админист­ративно-политически Южная Осетия входит в состав Грузии, но в значительной степени формально: после объявления Южной Осетией о своем статусе республи­ки в 1991 г. началась война между Грузией и южными осетинами. Война закончилась с помощью миротвор­ческих сил России, но установившийся мир хрупок, ибо конфликтующие стороны его результатами не удовлет­ворены. В частности, Южная Осетия как республика с самостоятельной президентской исполнительной влас­тью стремится к воссоединению с Северной Осетией в рамках единого осетинского государства в составе РФ. Эта политическая тенденция имеет латентную форму и иллюзорна, поскольку правительство России вряд ли пойдет на подобную акцию из-за незаинтересованнос­ти в остром конфликте с Грузией — принцип недели­мости и территориальной целостности государства весьма актуален для самой России.

Таким образом, современный осетинский народ, еди­ный по своим генетическим корням и самосознанию, исторически и географически оказался разделенным на две части, постепенно обособившиеся и обретшие язы­ковую и культурную (вплоть до менталитета) специ­фику. Нет сомнения в том, что на севере эта специфи­ка определялась вхождением Северной Осетии в 1774 г. в Россию и глубоким влиянием се на осетин севера, в то время как южане издревле (не позже XIII в.) рас­селились в Грузии и испытывали устойчивое грузинс­кое влияние. Определились диалектные различия в языке. Поэтому некоторые осетинские ученые выска­зывают осторожную мысль о том, что ссвсрянс и южа­не в настоящее время превратились в два родствен­ных, но разных народа, подобно трем адыгским наро­дам: адыгейцам, черкесам и кабардинцам. Таким обра­зом, проблема разделенных народов на Северном Кав­казе реально существует.

В отличие от глубоко аборигенных народов иберо — кавказской семьи, развивавшихся на своей территории в течение тысячелетий в условиях достаточно стабиль­ного континуитета (непрерывности), осетинский народ прошел более сложный путь этнического развития. Основная сложность данного пути видится в том, что в формировании современного осетинского этноса и его культуры приняли активное участие два ведущих эт- нообразующих компонента: пришлый степной ираноя­зычный (скифы, сарматы и аланы) и аборигенный гор — но-кавказский, понимаемый как носители яркой кобан — ской археологической культуры I тыс. до н. э. Встреча, взаимодействие, а затем взаимопроникновение тех и других в рамках ограниченной территории привели к смешению и длительному периоду языкового и куль­турного синтеза. В результате в сфере языка победу одержал язык иранского (аланского) суперстрата, обо­гатившийся за счет влияний кавказских языков, в сфере генетико-антропологической и материальной культуры победил кавказский субстрат, т. с. местная основа (85, с. 11; 86, с. 18-19). По своему языку современные осетины продолжают языковую традицию древних северных иранцсв-скифов, сарматов, алан; антрополо­гический (физический) тип осетин в то же время ха­рактеризуется антропологами как типичный для кав — касионской группы популяций. Кавкасионский антро­пологический тип антропологом В. П. Алексеевым рас­сматривался как реликтовая форма антропологичес­кого пласта эпохи неолита и даже позднего палеолита, сохранившаяся почти без изменений до современности в условиях высокогорной изоляции (87, с. 154, 169; 80, с. 197-200). В этом сочетании развитых языков ски — фо-сарматского степного мира, контактировавшего с древними цивилизациями Ближнего Востока и Среди­земноморья, с древнейшими кавказскими этнокультур­ными пластами и их архаикой, заключается особый интерес изучения осетин. Таким образом, осетины — народ ираноязычный и индоевропейский по языку и кавказский по физическому облику и многим элемен­там культуры. Представления о том, что осетины есть дожившие до нашего времени скифы или аланы (тем более арии!), притом в «чистом» виде и без инородных примесей, не имеют под собой научной основы, хотя и существуют в самоидентификации части осетинской интеллигенции. Наглядным доказательством тому слу­жит переименование в октябре 1994 г. Северной Осе­тии в Аланию (хотя эти понятия далеко не идентич­ны). Раздавались голоса о переименовании осетинс­кого языка в аланский язык (но они так же не иден­тичны).

Северные осетины состоят из двух подразделений — дигорцев и иронцев. У каждого из них свой диалект, очевидно восходящий к тем временам, когда дигорцы и иронцы были отдельными племенами в составе аланс­кого союза племен, затем (с X в.) раннефеодальной государственности Алания. Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинс­кого литературного языка, на нем творил великий осе­тинский поэт-демократ К. Л. Хстагуров (1859-1906). Обращает на себя внимание широта миропонимания поэта, писавшего:

Весь мир — мой храм,

Любовь — мол святыня,

Вселенная — Отечество мое.

Северная Осетия добровольно вошла в состав Рос­сийской Империи в 1774 г. и не принимала участия в Кавказской войне на стороне Шамиля. Как это, так и прорусская ориентация в целом, были обусловлены, с одной стороны, христианской верой осетин (у алан с начала X в.; 53, с. 39-44), хотя и сильно стертой и перекрытой возродившимся традиционным язычеством, с другой стороны, — физическим вымиранием осетин в бесплодных горных теснинах и безземельем. Для вы­живания народа был необходим выход на предгорную плодородную равнину, и обеспечить этот выход в XVIII в. могла только Россия, особенно после победоносной войны с Османской Турецкой империей и подписания Кучук — Кайнарджийского мирного договора 1774 г. — Боль­шая и Малая Кабарда окончательно присоединились к России, и осетины получили возможность переселения на равнину под прикрытием русской крепости Влади­кавказ (основана в 1784 г.). Переселение на равнину в конце XVIII — начале XIX в., по словам историка этого процесса Б. П. Березова, стало «новым возрожде­нием» (прежде всего демографическим) осетинского народа (88, с. 4). Понятно, что расселение на равнине, коренным образом изменившее жизнь осетин, непос­редственное соседство с русскими селениями усилили доверие к России и открыли осетинам дорогу к образо­ванию, русской культуре, государственной службе. В самом начале XIX в. академик Ю. Клапрот писал: «Осетины являются, вероятно, наиболее поддающимся цивилизации народом Кавказа, и путешественнику сле­дует изучить их и с этой точки зрения; необходимо установить, что до сих пор задерживало их развитие и что надо сделать для ускорения приобщения их к ци­вилизации» (89, с. 105). Сотни осетин влились в офи­церский корпус Российской армии, выдвинув плеяду заслуженных генералов. После завершения строитель­ства железной дороги Ростов-Владикавказ в 1875 г. Северная Осетия активно включается в общероссийс­кий капиталистический рынок, формируется нацио­нальная интеллигенция — носитель либеральной обще­ственно-политической мысли. Экономическим, админи­стративным и культурным центром Северной Осетии и всей Терской области становится город Владикавказ. Северная Осетия прочно входит в государственную систему Российской Империи, играя в этой системе ключевую геополитическую роль на Кавказе: три луч­ших перевальных пути в Закавказье находятся в го­рах Северной Осетии (перевалы Крестовый, Рокский и Мамисонский). Без преувеличения можно сказать, что указанная ключевая роль Осетии в самом центре Кав­каза на трассах Военно-Грузинской и Воєнно-Осетин­ской дорог сохраняется и сейчас.

После Октябрьской революции 1917 г. в составе Горской республики был образован Осетинский округ (январь 1921 г.), 7 июля 1924 г. он был преобразо­ван в Автономную область в составе РСФСР, а в де­кабре 1936 г. была создана Северо-Осетинская АССР, в начале 1990-х годов преобразованная в Республи­ку Северная Осетия — Алания с президентским прав­лением и разграничением полномочий между респуб­ликой и федеральным центром. В последние 10 лет осетинскому народу выпали наиболее серьезные ис­пытания в связи с территориальным спором с сосед­ней Ингушетией из-за Пригородного района. После выселения из гор на предгорную равнину в XVII-XVIII вв. ингуши жили на территории Пригородного района, в районе с. Тарского находился их аул Ангушт, откуда и пошло современное название ингушей. В результа­те массовой депортации ингушей в феврале 1944 г. Пригородный район опустел и был заселен осетина­ми. По возвращении из Средней Азии в 1957 г. ингу­ши вновь расселились в Пригородном районе (поряд­ка 40 тыс. человек) и в г. Орджоникидзе-Владикав — казе (17 тыс. человек), столкновений на почве меж­национальных отношений не было. Перспектива доб­рососедских отношений между осетинами и ингушами казалась прочной.

Но к концу 80-х годов в Ингушетии сложились экстремистские силы, настроенные на территориаль­ный реванш и передел сложившихся границ в пользу Ингушетии, т. е. возвращения Пригородного района вместе с частью г. Владикавказа. Политический кон­сенсус найден не был, и вскоре после принятия Вер­ховным Советом РСФСР закона о реабилитации реп­рессированных народов (в том числе и территориаль­ной, что было ошибкой) в конце октября 1992 г. ин­гушские вооруженные формирования вторглись в При­городный район. Несколько дней боев закончились вытеснением ингушей за пределы Пригородного райо­на, восстановлением статус-кво. Но большая часть ин­гушей была вынуждена покинуть территорию Север­ной Осетии и превратилась в массу бедствующих бе­женцев и горючий материал для новых столкновений. За прошедшие годы ни местные политики, ни феде­ральные власти, несмотря на усилия, не смогли найти полного и взаимоприемлемого решения этой острей­шей проблемы, фактически представляющей борьбу за землю и жизненное пространство. На Кавказе борьба за землю всегда носила ожесточенные и бескомпро­миссные формы, ни одна из конфликтующих сторон не собирается отступать и имеет свои аргументы. По­этому очаг конфронтации с ингушами для осетин не погашен по сей день и постоянно напоминает о себе. Отношения Осетии и Ингушетии после событий 1992 г. стали одной из наиболее болевых точек в межнацио­нальных отношениях внутри Российской Федерации и чреваты крупными неприятностями для государства, не занявшего в вооруженном конфликте двух своих субъектов принципиальной политической и правовой позиции.

Как уже говорилось, в религиозном отношении осе­тины в основном считаются православными христиа­нами, и лишь несколько селений приняли ислам, оче­видно, в XVIII в. проникший из Кабарды. Но в дей­ствительности в верованиях осетин преобладают тра­диционные языческие культы, уходящие своими кор­нями в глубь веков и демонстрирующие огромную живучесть и устойчивость (90, с. 32-85). Наиболее популярным в Осетин божеством является бог мужчин, воинов и путников, патрон Осетии бог-всадник Уас — тырджи, представляющий своеобразный слепок с хрис­тианского св. Георгия Победоносца — также воина — всадника. Существует множество дзуаров (святилищ), посвященных Уастырджи. Главный и наиболее импо­зантный среди них — деревянное святилище Реком в Цейскомущелье (91, с. 5-49).

Осетинский народ выдвинул из своей среды выдаю­щихся деятелей литературы, науки, искусства, техники, военного дела и т. д. Не только на Кавказе и в России, но и в мире известны имена великого осетинского по­эта Коста Хетагурова, писателя Г. Газданова, ученого — филолога В. Абаева, народного артиста СССР В. Тхап — саева, выдающихся дирижеров В. Гергиева и В. Дуда­ровой, капитана атомохода «Арктика» Ю. Кучиева, дваж­ды Героя Советского Союза генерала армии И. Плиева. Многие другие осетины также прославили осетинский народ и Россию.