На Северном Кавказе живут многочисленные диаспоры, усиливающие картину этнической пестроты и чересполосицы населения. Не имея возможности говорить обо всех, кратко остановимся на двух наиболее значительных диаспорах — армянской и греческой. Языки этих народов относятся к индоевропейской языковой семье, поэтому их размещение в данном разделе закономерно.
Армяне. Самоназвание армян «гай». Армянский язык представляет отдельную ветвь индоевропейской языковой семьи и имеет собственную письменность, созданную в начале V в. монахом Мссропом Машто- цем на основе форм североарамейского письма. Культурный подвиг Маштоца сделал армянскую письменность наиболее древней у народов Кавказа. Прародиной армян является Армянское нагорье — с Араратской долиной. Общая численность армян в мире около 8 млн. человек, в Армении — около 2 млн. 800 тысяч человек. Таким образом, большая часть армянского на-
рода живет за пределами своей исторической родины и рассеяна в виде диаспор по многим странам мира. На Северном Кавказе армянская диаспора насчитывает более 600 тыс. человек, являясь наиболее крупной.
Армянские поселения на севере Кавказа достоверно появляются в XVIII в. по мере продвижения России на Кавказ и роста городов как торгово-экономических центров. После основания в 1736 г. крепости Кизляр и формирования города Кизляр армяне в нем становятся преобладающим населением. То же самое происходит с Моздоком, основанным в 1762 г. В 1749 г. возникает город Ростов-на-Дону, и в 1778 г. переселившиеся из Крыма армяне населяют пригород Ростова Нахичевань. В самом конце XVIII в. армяне основывают город Святой Крест на р. Куме — современный Буденновск, в 1839 г. на Кубани возникает армянский аул Армавир, первыми жителями которого были так называемые черкесо-гаи (армяне, поселившиеся сначала на землях черкесов и очеркесившиеся (102, с. 177-178)). С 60 — 70-х годов XIX в. началось массовое движение армян на Черноморское побережье и на Кубань. Новая волна армянских мигрантов на Северо-Западный Кавказ устремилась после турецкого геноцида 1915 г., только в Майкопском отделе возникло около 70 армянских населенных пунктов (103, с. 28).На этой этнической основе в 1926 г. в составе Майкопского округа был выделен Армянский район. Другой национальный армянский район был тоща же создан на Дону с центром в Нахичевани.
Говоря о менталитете армян Северного Кавказа, Н. А. Аветисян и Б. Т. Ованесов подчеркивают, что «в национальном самосознании армян Россия выступает как самообразующая ценность их национального менталитета. Для них Россия — это духовно-культурное пространство во всех исторических проявлениях — в литературе, языке, архитектуре, в быту, обрядах». К этому надо добавить принадлежность русских и армян к христианству и факт их единоверия как сближающего
начала. Национальный менталитет армянской диаспоры тяготеет к занятиям предпринимательством, торговлей и ремеслом, военной и государственной службе. Другой важной чертой армянского менталитета можно считать способность адаптации к изменившимся жизненным условиям, что очевидно восходит к традиционной практике массовых миграций армян на территории других этносов. Последним подобным фактом является поток армянских мигрантов на Северный Кавказ в ходе армяно-азербайджанской войны за Нагорный Карабах.
Грузины. Самоназвание «картвели». Основное население ныне суверенного грузинского государства, численность грузин в Грузинской ССР в 1970 г. составляла около 3200 тыс. человек, на настоящее время в нашем распоряжении статистических данных нет, в том числе и для грузинской диаспоры на Северном Кавказе. Можно отметить лишь, что грузинская диаспора здесь относительно (и сравнительно с армянской) немногочисленная и рассеяна. Грузинский язык относится к картвельской группе иберо-кавказской языковой семьи, имеет свое письмо, генетически связанное с разновидностью восточно-армянского письма. Наиболее ранние памятники грузинского письма датируются V в. н. э. и одновременны образованию автокефальной грузинской церкви, ставшей самостоятельной с 484 г. Отсюда попытки христианизации соседних горцев Северного Кавказа с IX-X вв., сопровождавшиеся строительством грузинских храмов (Тхаба-Ерды, Таргим и др.) и появлением грузинских священников и проповедников. Заключаются династические браки между правителями правящей феодальной верхушки Грузии и Осетии, что способствует их сближению. Но грузинская диаспора формируется на Северном Кавказе только с объединением с Россией и появлением городов Владикавказ, Грозный, Пятигорск, Ставрополь, Моздок и др.; многие представители грузинской диаспоры добиваются
выдающихся успехов в экономической, военной, культурной сферах общественной жизни (напр, режиссер Евгений Вахтангов, граф М. Т.Лорис-Меликов и др.).
Греки. Греческая диаспора Северного Кавказа является наиболее многочисленной (около 90 тыс. человек) диаспорой греков в Российской Федерации. Греки — создатели великой цивилизации древности, сыгравшей огромную роль в сложении современной европейской и мировой цивилизации. Самоназвание греков «эллинес». Они не представляют коренного аборигенного населения Восточной Европы и Северного Кавказа, но, безусловно, могут быть отнесены к числу самых старожильческих этнических элементов указанной территории. Греческая колонизация Северного Причерноморья и Азово-Черноморского побережья началась в VII в. до н. э., когда греческие города Ольвия, Херсонес, Боспор, Фанагория, Гермонасса, Диоскуриада и другие выросли йа берегах моря (104), началась оживленная торговля с племенами скифов и сарматов, а к III в. до н. э. греческие торговые фактории и другие археологические памятники с античной культурой появились в глубине Предкавказья (напр., Грушевское городище у Ставрополя (105, с. 317). Возможно, что группы греков уже тогда образовали древнюю греческую диаспору в регионе, тяготеющую к торговым путям. С возникновением Восточной Римской Империи — Византии, основным этносом коей были греки-ромеи, связи с Северным Кавказом особенно активизировались: византийцы использовали племена Северного Кавказа в качестве своих военных союзников, а в начале X в. обратили в христианство алан. Присутствие греческого элемента на Северном Кавказе вплоть до XV — XVI вв. не вызывает сомнений и подтверждается археологически.
Наиболее массовая миграция понтийских греков, живших в Турции и подвергавшихся постоянной этни — : ческой и религиозной дискриминации, имела место в XVIII — XIX вв. (106, с. 6 — 23; 107, с. 128 — 129).
Исследователи этой проблемы (Г. С. Рудянов) выделяют четыре волны греческой эмиграции: после русско — турецкой войны 1768 — 1774 гг. и заключения Кучук — Кайнарджийского мира; переселение греков из Крыма в Приазовье в 1779 г.; после подписания Адриано — польского трактата 1829 г. поток в Грузию; переселение греков в 1862 г. и позже, на основании закона о переселении турецких христиан в Россию. Расселявшиеся на Северном Кавказе греки наделялись теми же правами и привилегиями, что и переселенцы из внутренних губерний России. К началу XX в. на Северном Кавказе существовало 25 греческих селений с числом жителей более 30 тыс. человек.
Подобно представителям армянской диаспоры профессиональная ориентация греков направлена на торговлю, предпринимательство, интенсивное растениеводство (табаководство, виноградарство), услуги. Им также присущ высокий уровень возможностей адаптации к иноэтничному окружению, миролюбие и толерантность в отношениях с соседями при сохранении четкого этнического самосознания. В годы Великой Отечественной войны, тем не менее, греки оказались в числе депортированных с Кавказа народов. Сейчас они полностью реабилитированы и возвращены на места проживания.