СКИФЫ / СКОЛОТЫ — ТЮРКИ

От решения «скифской» проблемы, определения этнической принад­лежности скифов и их прямых потомков зависит в огромной степени ре­шение вопроса этногенеза тюркских народов, поэтому более подробно остановимся на этой проблеме. Мы старались исследовать проблему, при­влекая обширный материал, как того требовал крупнейший кавказовед и скифолог Б. Б. Пиотровский.

Он писал: «Подойти к правильному разрешению скифской проблемы мож­но, лишь изучая древнее общество VII-VI вв. до н. э. на широкой территории, включая в нее Закавказье и Среднюю Азию (Пиотровский, 1949, с. 130).

Наукой давно установлено, что прямыми генетическими продолжате­лями культуры древнеямников были племена — носители срубной куль­туры, а через них и культуры скифских племен (Граков, 1977, с. 151-153). Если археология предоставляет возможность проследить на протяжении III-I тыс. до н. э. эволюцию культуры древних кочевников, значит, есть та­кая же возможность проследить эволюцию самой скифской культуры и ее продолжение в культуре средневековых кочевников Евразийских степей.

Анализ показывает, что весь комплекс этнокультур средневековых ко­чевников Евразийских степей восходит к культуре скифов. Следователь­но, эти кочевники — прямые генетические продолжатели культуры древ­них кочевников — древнеямников. Об этом свидетельствуют:

1) подвижной, кочевой быт, разведение в основном мелкого рогатого скота и лошадей, употребление в пищу конины, кумыса, айрана и т. п.;

2) комплекс погребального обряда: курганная насыпь, сопровождение умершего трупами жертвенных лошадей, погребальные деревянные сру­бы и колоды;

3) масса скифо-тюркских языковых, этнографических и других схожде­ний.

Обо всех этих параллелях мы писали в ряде своих предыдущих работ, поэтому, отсылая читателя к ним, не считаем необходимым сейчас все это повторять. Вместе с тем считаем необходимым осветить в свете новейших достижений науки отдельные вопросы проблемы, в особенности самый острый из них — вопрос о языке скифов.