В XVI-XVII вв. и позднее всю свою политику с кавказскими народами и государствами Россия проводила через Кабарду, которая к тому времени занимала самую важную, стратегическую, центральную часть Северного Кавказа. Кабардинские князья умело приспосабливались к этой ситуации и пользовались всяческими поощрениями со стороны России, получая почести, титулы и деньги за поддержку политики России на Кавказе.
Однако для успешного продвижения в своих контактах с Закавказьем, с Грузией в первую очередь, России необходимо было налаживать связи с Балкарией, которая к тому времени представляла собой вполне оформившуюся политическую общность, называемую «Беш тау эль», т. е. «Пять горских обществ», каждое из которых имело свою верховную власть в лице народного собрания — Тёре. Каждое из этих малых Тёре подчинялось единому верховному общебалкарскому Тёре во главе с верховным правителем — олием.
Впервые в русских документах имя балкарского народа появляется в 1629 г. В январе терский воевода И. А. Дашков сообщает в Москву, что в местности, где живут «балкары», имеются залежи серебряной руды, владеют этой землей сыновья сестры кабардинского князя Пшимахо Камбу — латовича Черкасского Данный документ подтверждает давние кровнородственные связи балкарцев, карачаевцев и кабардинцев: сестра Пшимахо была замужем за балкарским владетелем. Местностью «Балкар» владели ее сыновья Апши и Абдулла (иногда упоминается их фамилия — Тазрековы, но насколько это верно отражено, трудно судить. — И. М.).
В 1636 г. имеретинский царь Леван II посылает посольство к русскому двору, а в ответ на это в 1639 г. в Имеретию отправляются послы Москвы — Павел Захарьев, Федот Елчин. При подобных посольствах русский царь направлял посольские грамоты балкарским владетелям, через земли которых надо было идти послам. Такие грамоты выдавались и кабардинским и иным князьям, что говорит о самостоятельности балкарских князей в международных отношениях на Кавказе и с Россией.
Показав свои посольские грамоты, Елчин и Захарьев пробыли 15 дней в гостеприимной семье карачаевских князей из рода Крымшаухаловых, у младших братьев Камгута — Эльбуздука и Гиляксана, которые жили недалеко от места расположения современного города Тырныауза, в Баксан — ском ущелье в ауле Эль-Джурт. Здесь же располагается мавзолей Камгута и башня его жены Гошаях-бийче. Отсюда русские послы отправились и Сва — нетию и далее к имеретинскому царю. Следующее посольство русского царя прошло в Грузию в 1651 г. через Верхнюю Балкарию, по реке Сукан — су и далее. Послов Н. С. Толочанова и А. И. Иевлева радушно встречал и снабдил провиантом, вьючными животными и проводниками балкарский князь Артутай Айдаболов, предки которого уже упоминались в документе 1629 г.
В следующем документе 1653 г. говорится о том, что имеретинский царь Александр приглашал русских послов Жидовинова и Порошина посмотреть, «как он будет крестить Женбулата, сына балкарского владетеля Айдарболова» (Айдаболова. — И. М.). Кстати сказать, из Грузии христианство проникало в Балкарию уже с XII в., о чем говорят развалины церкви у сел. Хулам, на стенах которой были открыты христианские фрески.
В 1658 г. в Москву направлялось посольство во главе с грузинским царем Таймуразом для налаживания русско-грузинских связей. Путь Таймураза пролегал через Балкарию, где к его свите примкнула балкарская депутация во главе с уже упомянутым князем Артутаем Айдаболовым. В Москве он был радушно принят и наравне с Таймуразом вознагражден подарком в 40 соболей. Артутай пробыл в Москве около года.
Через 35 лет после этих событий в Москву пробирается опальный имеретинский царь Арчил. Как только он из Балкарии проехал на равнину, по дороге в крепость Терки на него напали отряды тарковского шамхала Бу — дая и князя Малой Кабарды Кульчука Келембетова. В сложной международной обстановке того периода Будай придерживался персидской, а Кульчук крымской ориентации. Каждый из них хотел выдать Арчила своему патрону. Арчил находился в плену у Кульчука с сентября по ноябрь 1693 г. Однако, как свидетельствуют документы, «красота Арчила и его мужество сделали такое впечатление на жену Кульчука, что ночью она доставила ему средство к побегу: он скрылся в Басян (Басиан. — И. М.), а его люди ушли в Дигор». 28 ноября 1693 г. стало известно русскому начальству в Астрахани, что Арчил был пленен, а затем скрылся в «страну Балкар при истоках Малки». В своем письме от 15 апреля 1694 г. Арчил писал терскому воеводе, «что находится в Балкаре и чтобы его оттуда вывели». В письме от 20 мая 1696 г. Арчил подробно описывает великим наследникам-самодержцам России Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу, как все с ним случилось. В сентябре Арчил был вывезен из Балкарии.
Со второй половины XVII в. сведения о балкарцах и карачаевцах все чаще попадают в письменные источники. Среди авторов, писавших о них, следует отметить Арканджело Ламберти (1654), Николая Витсена (1692), Энгельберта Кемпфера (1651-1716), Абри де ла Мотрэ (1674-1743) и многих других. Еще больше сведений о карачаевцах и балкарцах содержат документы XVIII-XIX вв.