Взаимоотношения Балкарии и Кабарды

История взаимоотношений между Кабардой и Балкарией не знает ни­каких сколь-нибудь серьезных межэтнических столкновений или войн. Границ между ними, в нынешнем значении этого понятия, никогда не су­ществовало. Они определялись мирными взаимоотношениями, носили прозрачный характер. Кабардинцы и балкарцы свободно передвигались и в Кабарде, и в Балкарии. Взаимоотношения между народами носили мирный, дружелюбный характер, что обусловливало множество кровно­родственных связей, межэтнических браков. Причем подобные браки за­ключались как между княжескими фамилиями, так и среди простонародья. В результате этих контактов в Кабарде появилось множество балкарских фамилий: Кушховы, Балкаровы, Келеметовы и др., а в Балкарии — Черкесо­вы, Кабардоковы и др.

Возникавшие между Балкарией и Кабардой или между отдельными лицами и семьями споры решались при обоюдном согласии советом ста­рейшин по обычному праву балкарцев и кабардинцев. В случае отдельных раздоров внутри Кабарды или Балкарии многие находили приют у своих соседей — в Балкарии или Кабарде. Иногда возникали распри между отдель­ными родами Балкарии и Кабарды, но они никогда не приводили к войнам.

Широкие рамки приобретали мирные и дружеские отношения между отдельными семьями и родами. Такие тесные контакты устанавливались между Абаевыми и Кайтукиными, Атажукиными и Балкаруковыми, Урус — биевыми и т. д. На Кавказе мирно соседствующие народы отдавали своих детей на воспитание (в аталыки) своим близким друзьям. Так, например, известно, что в 1747 г. «емчеком» — молочным братом — князя Большой Ка­барды Касая Атажукина был балкарский князь Азамат Абаев. Документы отмечают, что в 1768 г. таким же молочным братом кабардинского князя Казыя Кайсынова был балкарский князь Мухаммат Биев. Многовековые мирные контакты отразились и на развитии экономики Балкарии и Ка — барды. Кабардинцы свободно могли пасти свои табуны в Балкарии, полу­чать отсюда и горные руды, лес и камень для строительства, меха и шкуры диких зверей и животных. Балкарцы в особо холодные годы арендовали зимние пастбища и стойбища в Кабарде. Некоторые ученые пытаются эти арендные отношения выдать за политическую и экономическую зависи­мость Балкарии от Кабарды. Подобные попытки не имеют под собой ни­какой почвы и строятся на поверхностных взглядах путешественников XIX в., которые не могли и не хотели вникать в действительную сущность арендных отношений между кабардинцами и балкарцами. Если за аренду зимних стойбищ балкарцы платили определенную цену, то какая же это дань или зависимость? Этот момент всегда надо иметь в виду, когда речь заходит о взаимоотношениях между двумя народами.

Взаимоотношения Балкарии и Кабарды значительно способствовали развитию экономики и той и другой стороны. В Кабарде Балкария закупа­ла недостающий ей хлеб, соль, через Кабарду она выходила на российский рынок, откуда поступали ткани, предметы утвари, украшений, фабричные изделия и т. п.

Балкаро-карачаево-грузинские отношения

Сложившиеся еще в Средневековье взаимоотношения с Грузией с каж­дым последующим веком все более крепли и расширялись. В это же вре­мя углублялись и кровно-родственные контакты, основу которых заложил еще в те далекие времена брак царицы Тамар с сыном асской принцессы и киевского князя Андрея Боголюбского. В то же время надо иметь в виду, что не всегда эти отношения были столь безоблачными. Живым примером тому является упомянутый выше Цховатский крест.

Особенно тесные контакты балкарцы и карачаевцы имели с Имеретин­ским царством Грузии, с Мингрелией и Сванетией. Из Сванетии ведут на­чало несколько патронимических подразделений балкаро-карачаевцев: Отаровы, Рахаевы, Эбзеевы и др. В города Рачи и Они балкарцы и карача­евцы съезжались на еженедельные рынки, продавали здесь свои изделия из шерсти, кожи, продукты животноводства: масло, сыры, мясо и др.

Балкарцы и карачаевцы были своего рода связующим звеном во взаи­моотношениях Грузии с Россией в XVII в.