Земля и хлеб

Проблемы тяжелого положения ингушей во второй половине XIX и
в начале XX веков, непосредственно связанные с хозяйственным строи-
тельством ингушского общества той поры, т. е. с вопросами земледелия,
скотоводства и так далее, требуют более предметного и содержательного
рассмотрения.

Следует выяснить, не только какова была наличная земля в горах и
на равнине, но и как она обрабатывалась, какие культуры выращива-
лись и т. д.

Еще Вахушти Багратиони, автор первой трети XVIII века, отмечал,
что у кистинцев (горных ингушей) горы скудные и малопроизводитель-
ные, выращивают на них лишь зерновые злаки (пшеницу, ячмень и овес).
(14, 73) О том, что именно ячмень был в древности у ингушей наиболее
изначальным и более распространенным, говорит за себя хотя бы то, что
ингушское слово хлеб — «маькх» напрямую восходит к ингушскому на-
званию ячменя — «мукх». В горах лето бывает капризным и менее продол-
жительным, чем на равнине, потому-то с наибольшим преимуществом
употреблялись довольно неприхотливые и имеющие непродолжитель-

ный срок вегетации ячмень и реже,
в силу его меньшей урожайности,
овес.

По статистическим данным, при-
веденным Г. Вертеповым, в горной
Ингушетии на душу мужского пола
приходилось «удобной и неудоб-
ной» земли всего 1,8 десятины, на
равнине же этот надел составлял
уже 4,3 десятины (10, 168), к тому
же здесь не учитывается качество
земли, которое на черноземной рав-
нине было значительно выше. Одна-
ко это не означает, что у равнинных
ингушей было все благополучно,
ведь 4,3 десятины — это намного
меньше, чем определенные самой
местной администрацией за норму
11 десятин, т. е. норма земельного
надела равнинного ингуша была в
два раза ниже требуемой.

Земля и хлеб

‘ „

*• .

Земля и хлеб

В горах полезная земля, при всем том, что ее было мало, являлась частной собственностью отдельных патриархальных семей. Причем часто случалось, что эти семьи, состоящие из двух-трех поколений («ц! а» — по ингушски), не могли разделиться. Совсем другой порядок землепользования существовал на равнине. Об этом Г. Вертепов сказал следующее:

«Каждое ингушское селение на плоскости составляет отдельную общину. Земля, принадлежащая селению, считается общественным до­стоянием всего населения его. Распоряжается землею общественный сход, состоящий из представителей всех наличных домов (дворов). Пользование землею состоит в следующем: весь сельский земельный надел делится на части; одна часть предназначается под распашку, дру­гая — под сенокосы, третья — под выпас скота. По истечении некоторого промежутка времени, обыкновенно 3-6 лет, сенокос идет под выгон, вы­гон под распашку, а пахота под сенокос».

Далее автор приводит довольно интересные сведения о том, как же эта земля распределялась уже среди самих общинников:

«Вся пахотная земля делится на подворные участки (паи) по числу дворов каждого селения, платящих государственную подымную подать и другие повинности. Каждый такой двор, будь он из 4-5 работников или только из одной вдовы с малолетними детьми, пользуется равным паем. Паем не пользуются только дворы тех сыновей, которые само­вольно отделились от своих родителей… Сам процесс деления пахот-

tta рубеже столетий

ной земли на отдельные паи совершается так: вся сельская пахотная земля делится в присутствии всех наличных пайщиков (представителей от каждого правоспособного двора) на кварталы, по числу кварталов селения, или на десятки; участки отдельных кварталов, или десятков, распределяются по жребию, вынимаемому выбранными для этого ли­цами от каждого квартала, или десятка. Затем уже каждый квартал, или десяток, делит свой участок на равные паи, в первом случае — по числу дворов, входящих в каждый квартал, и во втором — на 10 равных паев. Паи распределяются между членами квартала, или десятка, опять-таки по жребию. Величина пая определяется обыкновенно раньше, назна­ченная к переделу земля предварительно измеряется избранными от сельского общества депутатами, которые тут же и вычисляют величину надела на каждый платежный дым. В среднем на дым пахотной земли приходится три-четыре загона (полосы), что составляет около 4,7 деся­тины, или 1,7 десятины на наличную душу мужского пола. Кроме того, многие арендуют землю под распашку у казаков соседних станиц». (10, 172-173)

Из всего сказанного видно, что пользование землею было общин­ным, при этом соблюдался демократический принцип уравниловки: даже вдова с детьми участвовала на равных в дележе земли. Хотя паи и были одинаковыми, однако силы семей (количество рук, наличие рабочего скота) не у всех были одинаковы, и потому «безлошадные» попадали в зависимость от тех, кто мог помочь им в обработке земли. Существовала на селе и форма взаимопомощи при пахоте, при сборе урожая. Однако эта помощь существовала не как правило, а как ис­ключение. Отрицательной стороной общинного распределения земли являлось то, что общинник не был особенно заинтересован в поддер­жании плодородия достававшегося ему пахотного надела, ибо через несколько лет этот участок, как правило, переходил в собственность другого пайщика.

Известный исследователь Ингушетии советский историк Е. И. Круп­нов[1] отмечал, что после образования (после 1858 года) больших ингуш­ских сел и определения размера общего земельного владения для всего села «.русское правительство установило ту же форму сельскообщин — ного владения землей, какая наблюдалась до революции у терских и кубанских казаков, у которых вся станичная земля являлась обществен­ным достоянием, периодически делилась на участки, поступающие в подворное пользование». (21, 157)

Сакля в с. Средние Ачалуки. Фото А. Вильямса

Земля и хлеб

Земля и хлеб

Е. И. Крупнов отмечает, что общинно-передельная земельная соб­ственность была искусственно насаждена и узаконена среди ингушей царским правительством.

В предреволюционный период (до 1917 г.) форма общинного рас­пределения земли стала себя изживать: ранее на несколько лет за­крепляемые за пайщиками участки перестали перераспределяться и начинали постепенно переходить в их частную собственность. Это обстоятельство уже само по себе обусловливало возможность продажи или дарения земли, что способствовало обезземеливанию маломощных крестьянских хозяйств, вынужденых продавать часть своей земли, и усилению довольно крупных землевладельцев (т. е. кулаков), которые уже имели возможность использовать наемную силу.

Иногда имели место случаи освоения участков ничейной земли: це­линных неугодий, лесных участков, где вырубали лес, унавоживали по­чву и т. д. Такой освоенный ранее целинный участок назывался «ирзу» и являлся собственностью тех, кто его освоил.

У горцев хозяйство было скотоводческо-земледельческим, а у жи­телей равнин оно имело характер земледельческо-скотоводческий.

Ценность земли определялась и ее расположением: земля, находящая­ся вблизи села, ценилась дороже, т. к. легче было ее удобрять и осу­ществлять над нею надзор. Особенно в горах, а отчасти и на равнине, ценился навоз крупного и мелкого рогатого скота. Обычно навоз из­мерялся корзинами определенного размера. В связи со скудостью по­чвы большего и постоянного удобрения требовали горные земельные наделы. Они часто состояли из тонких пластов, лежащих на скальной породе, и потому были весьма ранимы и быстро теряли свое плодоро­дие. В редких случаях в качестве удобрения употребляли и древесную золу.

Вспашка земли в горах также имела отличие от равнинной. Так, в горах из-за того, что земляной покров был неглубок, невозможно было применять плуг, потому что он вместе с выворачиванием земли выносил и камни, или же лемех плуга цеплялся за скальную основу. Об особенностях пахоты в горной зоне Е. Крупнов писал:

«Пахали обычно в конце апреля горской деревянной сохой, впря­гая в нее по нескольку пар волов. Вспашка была неглубокой. Непо­средственно после пахоты следовал сев, причем никаких орудий для этого не существовало. Орудием заделки сева являлась горская борона-волокуша из терновника. Прополке подвергалась вся пашня с помощью мотыги, а чаще всего просто руками, не менее двух раз до уборки урожая. Жали хлеб серпом или косили косою в августе и сен­тябре. Молотьба проводилась копытами крупных животных (быков и лошадей), которых прогоняли по току, а очистка и сортировка зерна — с помощью лопаты и деревянного лотка путем веяния на ветру». (21, 121-122)

Горцы в меру своих сил как-то пытались эстетизировать свой тяже­лый труд. Это касается, в частности, трудовых песен. Вот одна из них, исполнявшаяся при севе зерна:

Когда бросаем в землю,

Тебя (зерно) мы измеряем «гирдами»*,

Когда будем жать тебя,

Да будем измерять большими арбами.

Пусть из каждого «гирда» будет арба,

Как за бороздою идет борозда.

Пусть так за арбою идет арба,

И пусть в согласии живет вся наша семья. (2, 197)

По рассказам старожилов, подобную песню припевал сеятель при разбрасывании по полю зерна, которое он доставал из лукошка.

*Гирда — мера сыпучих тел (от 9 до 12 кг). Равнялась 24 горстям — «кана».

Земля и хлеб

.

И при пахоте, и при жатве также исполнялась небольшая трудовая песня-пожелание:

Пусть много будет зерна, чтоб мерками его мерить,

Пусть поровну приходят ненастные и солнечные дни,

Пусть хлеба у нас всегда вдоволь будет,

Пусть мир и согласие в доме царят. (1, 198)

Тяжелый труд прополки также пытались скрасить трудовой песней следующего содержания:

«Чарх-чарх» (звукоподражание) — пусть ударяет мотыга, «Чарх-чарх» — пусть рубит корни травы,

Убирай с поля сорняки.

Пусть ядрится гордая кукуруза,

Пусть будет в доме достаток,

Пусть благодать не иссякает,

А когда везем урожай — от натуги Пусть волы тяжело вздыхают,

Да будет так, пусть так и будет,

Пусть так и будет, пусть так и будет… (2, 198)

Эти песни исполнялись в ритме работы. Они как-то скрашивали однообразный труд земледельца. Примечательно, что во всех приведен­ных трудовых песнях настойчиво звучит пожелание большого урожая, семейного благополучия и хорошей погоды, которая в горах бывает иногда весьма капризной. Имеются рудиментарные записи трудовых песен-пожеланий, исполнявшихся при молотьбе, помоле зерна, при из­готовлении конопляной пряжи, при взбивании масла и т. д.

Продолжая свое исследование о характере земледелия у ингушей, Е. Крупнов далее отмечает: «Совсем иное положение стало наблюдать­ся в связи с переселением горных ингушей на плоскость. В конце XIX века земледелие становится главным занятием населения, развивалось главным образом у плоскостных ингушей, у которых позднее начинают развиваться садоводство и огородничество». (21, 122)

На равнине, вероятно, была глубокая вспашка плодородных черно­земных земель. Первоначально применялись деревянные плуги с желез­ным навершием, призванным разрезать земельные пласты. Со второй половины XIX века в равнинной части Ингушетии появился железный плуг заводского производства, что не только облегчило труд пахаря, но и способствовало более глубокой вспашке и лучшему отвалу земляного пласта.

Вместе с железным плугом в культуре земледелия, уже на рубеже указанных веков, стали применяться более совершенные, фабричного изготовления орудия труда: зазубренные серпы, косы, соломорезки, бо­роны, сенокосилки.

Они сменили дере­вянные лопаты, глад­кие серпы, короткие косы, деревянные волокуши-бороны.

Традиционными культурами были ячмень, овес, про­со, а затем кукуруза, пшеница, фасоль.

Особенно заметную роль в местном зем­леделии сыграла позднее других зла­ков появившаяся кукуруза. Несколько уступая по своим питательным свойствам пшенице, она значительно выигрывала по урожайности, что постепенно выдвинуло ее на первое место среди злаковых культур. Из кукурузы готовили хлеб — чурек, а также использовали ее в ка­честве прекрасного корма для скота и птицы. Исключительная лю­бовь ингушей к этой культуре выразилась в том, что ей придали осо­бую святость уже в самом имени. Кукуруза по-ингушски называется «хьажк! а», что в переводе означает «пшеница из (места) исламского паломничества». Имеется даже небольшая легенда следующего со­держания:

«Пятимат была дочерью пророка Мухаммеда и женою богатыря Али. Как-то сидела Пятимат, и на землю упало две капли ее грудно­го молока. На том месте, куда капнуло молоко, выросли два стебля кукурузы. Оттуда и пошло кукурузное семя. Так как оно пошло из дома пророка Мухаммеда, кукурузу и назвали «хажк! а» — пшеница из места паломничества». (5, 307)

На рубеже ХК-ХХ веков незначительно в горах, но весьма успешно на равнине стало развиваться огородничество. Тут пре­имущественно использовался женский и детский труд. Огороды рас­полагались обычно на приусадебных участках. Выращивали лук, чеснок, огурцы, затем стали внедряться подсолнечник, картофель, позднее всех — помидоры. По рассказам старожилов, в первой чет­верти ХХ века помидоры вначале выращивали как декоративные (на­равне с цветами) растения, а не ели потому, что при надкусывании они забрызгивали одежду, и потому их называли «неблагородными» («эзди йоацараш»).

В начале ХХ века в Ингушетию стали проникать капиталисти­ческие отношения. Так, ингуши приобретали предметы фабрично­заводского производства, что значительно ущемляло их кустарные промыслы. Зажиточные крестьяне стали использовать наемных рабочих-батраков, особенно при уборке урожая, сенокошении, пасть­бе скота. Стали появляться ссыпные склады, в которых накаплива­лось товарное зерно. Интересные сведения в этом плане приводит известный историк Ш. Э. Дахкильгов:

Земля и хлеб

«В памяти старожилов сохранился факт, когда в 1894 году здесь, у железнодорожного вокзала «Назрань», впервые поставили «тараз» — весы для взвешивания кукурузы, скупаемой у окрестного крестьянства. Идиг Илдарович Кетиргов (Гелисханов) вскоре стал одним из богатей­ших в округе гильдейским купцом. Уже в 1901 году пристанционный поселок превратился в торгово-экономический центр Ингушетии, где функционировали 33 торгово-промышленных заведения, 8 ссыпных амбаров, две сушилки кукурузы, два керосиновых бака большой ем­кости, принадлежавшие назрановским купцам». (38, 276) Эти данные Ш. Дахкильговым были взяты из «Терского календаря» на 1901 год (Владикавказ, 1900, с. 128-129).

Как видно, зажиточные сельские жители имели излишки товарного зерна, чем не преминули воспользоваться представители торгового ка­питала.

Отношение народа к вопросам земледелия наглядно предстает в его пословицах:

«Тот не живет настоящей жизнью, кто зерно не растит»,

«Пахарь всегда ждет хорошей погоды»,

«Сказанное весною услышали осенью»,

«Во время пахоты руками не машут»,

«Лучше свою голову держать в поле, чем у поля вешать лошадиный череп от сглаза»,

«Тот, кто хватается за землю, тот заполнил сапетку»,

«Рука, привыкшая к плугу, сильнее руки, привыкшей к кинжалу», «Сказанное при пахоте нашлось при жатве»,

«Телок кормится выменем, человек кормится землею» и др.

Второй важнейшей отраслью народного хозяйства ингушей было скотоводство, причем его горные и равнинные формы ведения значи­тельно отличались друг от друга. Уже было отмечено, что сельскохо­зяйственное производство у ингушей имело свои специфические осо­бенности, исходя из земельных и климатических условий. Так, в горах было значительно меньше удобной земли, причем она располагалась на сложном рельефе. Также в горах позднее приходила весна и раньше на­ступали зимние холода, из-за чего вегетативный период у растений был короче, чем на равнине, а значит, были разными условия содержания скота и обеспечения его кормами. Из-за сложности рельефа местности в горах было затруднено содержание крупного рогатого скота, кото­рый в силу своей массы трудно удерживался на горных склонах, тогда как овцы и козы, имея значительно меньший вес и довольно острые и цепкие копытца, могли пастись и в труднодоступных местах. В горах крупный рогатый скот был намного ниже и массивнее такого же, пасу­щегося на равнине. Но и на равнине, и в горах крупный скот использо­вался как тягловая сила, хотя в мясомолочном отношении он во многом выигрывал. Кроме того, для его содержания требовались значительные пастбищные угодья. Недостаток же мяса и молока в горах возмещался получением этих продуктов от овец и коз. Их молоко было более пи­тательным, чем коровье, а овечьи сыры пользовались большой славой, как продукт, укрепляющий организм человека, особенно его мышеч­ную систему.

Равнинные жители улучшали породы своего крупного рогатого ско­та путем его скрещивания с карачаевскими, кабардинскими, казачьими породами. Также на равнинной и в предгорной местности стали ис-

пользовать буйволов, которые были сильнее волов и давали более каче­ственное молоко, чем коровы. Но недостатками содержания буйволов являлось то, что они имели крутой норов, небольшие надои, а их мясо плохо поддавалось термической обработке. Буйволы были довольно плохо приспособлены к горной местности, и потому там их предпочи­тали не разводить. К тому же для крупного скота требовалась обильная кормовая база, которая в горных условиях, как известно, довольно скуд­на.

Мелкий скот, овцы и козы, более неприхотливы к корму. Они могут пастись не только на крутых слонах, но и быть на подножном корму. Их содержали как при домашнем хозяйстве, так и в кошарах, кото­рые часто находились вдали от аулов. Кошары назывались «метт», или «мотт», — овечья стоянка, в отличие от «доахан мотт» — стоянка круп­ного рогатого скота, которые практиковались в ограниченных случа­ях. Обычно «мотт» (кошара) представляла собой огороженный часто­колом загон, который охранялся пастухами и овчарками кавказской породы, смело вступавшими в единоборство с волками — главными врагами скотоводов.

Издревле и до сего дня горцы используют пещеры, в которые они на ночь, а нередко и на зиму сгоняют овец и коз. Содержание мелкого скота в пещерах специально было значительно безопаснее. К тому же некото­рые пещеры специально оборудовались: вход в них перегораживали ка­менной стеной, оставляя проход, закрывающийся на ночь и в непогоду.

К примеру, выход «пещеры Калой Канта», находящейся на горном пла­то повыше аула Эгикала, перегорожен большой каменной стеною, сло­женной на крепком известковом растворе. Немало пещер, пригодных для содержания мелкого скота и лошадей, имеется на северных склонах «Маьтлоама» — Столовой горы. В таких пещерах иногда, если позволяла площадь, хранили сено, заготовленное впрок на зиму, а также делались загородки для содержания молодняка (ягнят).

Отгонное животноводство — перегон мелкого скота зимой на равнин­ные земли ингуши-горцы не практиковали, они предпочитали его полу — стойловое содержание. В благоприятные зимние дни овец выпасали на южных склонах гор, на которых снег быстрее таял.

Издревле и до сего дня наиболее распространенной породой овец в горах Ингушетии является так называемая «тушинская» порода по — лугрубошерстных, довольно неприхотливых овец. Они белошерстные, с черными головами. Еще жрецы при принесении в жертву древним богам овцы произносили, обращаясь к богу Дяла:

«Ты видишь этих черноголовых, а телом чистой, белой шерстью по­крытых овец.

Их привели мы тебе.

О-о, великий, могучий наш Дяла!» (2, 186-187)

Помимо этой породы, ингуши разводили и овец черного окраса, мясо которых отличалось высокими вкусовыми качествами, а грубая шерсть

Земля и хлеб

Земля и хлеб

Земля и хлеб

Земля и хлеб

шла на изготовление бурок. Ис­следователь Ш. Ахмадов также отмечал, что в местном крае «славились черкесская и кал­мыкская породы овец». (27, 26) Хорошей славой пользовались овцы балкаро-карачаевской породы, шерсть которых была более тонкой и нежной, чем у местных пород. На равнине ингуши практиковали разведе­ние заимствованной у казаков тонкорунной породы, здесь же разводили и курдючную поро­ду овец. По рассказам старо­жилов, у некоторых особей этой породы курдюки дости­гали таких размеров, что под ними сооружались различные приспособления (колесики, во­локуши), чтобы курдюки не волочились по земле.

Из-за строптивого характера коз содержать было труднее. Разводи­ли их в ограниченном количестве для получения пуха и для использо­вания в качестве поводырей овечьих стад. В давние времена домашние и дикие (так называемые «туры») козы были высоко почитаемы. Одно из местных божеств «Тамаш-ерда» виделось в облике козла, в облике тура мыслилось и охотничье божество «Хагар-ерда». При празднова­нии Нового года обязательным было заклание козла или козы. С этими животными связывали плодородие земли и скота. С принятием ислама все эти обычаи с середины XIX века стали исчезать.

Весьма важной и нужной отраслью скотоводства являлось коневодство. В народе различались скаковой (для верховой езды) конь («ды»), обычная лошадь («говра») — для езды в качестве тягловой силы, рабочая лошадь, «алача» — холощеный жеребец. К концу XIX века продолжали еще по тра­диции использовать «вирб! арза» — мула, лошака, которых предпочитали завозить из Грузии. Хотя мулы отличались физической выносливостью и неприхотливостью, качествами, унаследованными от лошади и осла, их использование в начале ХХ века было уже малозначительным.

В качестве тягловой силы нередко держали ослов (в просторечье — ишаков). Эти животные экономически весьма выгодные: они могут пи­таться сорной травой, колючками; физически весьма выносливы. Но

почему-то в народе они стали символом глупости и упрямства. Никог­да ни один ингуш не использовал это животное для верховой езды — дабы не навлечь на себя общественное непонимание. Лишь дети, и то в отсутствие взрослых, могли себе это позволить. На равнине ослов — ишаков предпочитали не содержать, в горах — другое дело, ибо это жи­вотное может протащить довольно большой груз по таким крутым и узким тропам, по которым не всякий конь пройдет. Но и в горах ослы использовались исключительно в качестве вьючных животных.

Известно, что в середине XIX века в Ингушетии, по примеру Кабар — ды, начали было создаваться конезаводы. Так, известно, что основатель и первый старшина селения Долаково по имени Долак занялся этим промыслом и разводил коней на продажу. Однако развившееся в крае конокрадство сделало невыгодным этот бизнес. Но для собственных нужд (изредка — на продажу излишка) довольно сильные крестьянские хозяйства занимались разведением коней. Большая часть этих живот­ных закупалась в соседней Кабарде. «Лошадь с клеймом кабардинских конезаводчиков пользовалась большой популярностью не только на Кавказе, но и в России, и даже за рубежом… Лошадь карачаевской поро­ды не так высока и красива, но не уступала кабардинской в резвости и экстерьере. Она отличалась неприхотливостью в содержании, подвиж­ностью под седлом и была незаменимой как вьючное животное в усло­виях горного бездорожья. Карачаевскую, как и кабардинскую, лошадь не подковывали и не запрягали». (20, 65-66)

Особенно у ингушей славились кони, выводившиеся кабардинскими князьями Шолоховыми. Также славились кони серой масти в яблоках и с черными коленями — «гош! аьржа сира ди». Ингуши считали, что знаме-

Земля и хлеб

X I X

Земля и хлеб

Земля и хлеб

нитые кабардинские кони ведут свою родословную от ногайской породы. (18, 417) Покупные дорогие кони приобретались ис­ключительно для верхо­вой езды, иметь их было престижно. Одним из ве­дущих признаков настоя­щего мужчины являлось наличие у него верхового коня. Иногда считалось, что весьма примечатель­ный конь приносит славу своему наезднику.

Для повседневных хозяйственных нужд ис­пользовались кони мест­ной породы. Содержание коней было делом нелег­ким, т. к. это животное нуждается в обильном и калорийном корме. Летом коней выгоняли в ночное (пасли сельский табун ночью). А вот как в этом плане использовалась знаменитая гора Мятлоам, сообщает Л. Семенов. Он пишет, что на этой горе «лошади сильно дичают на воле, бродят табунами по обрывам и в лощинах, купаются в котловане, наполненном мутной водой, пугливо разбегаются при появлении человека». (31, 35)

Известно, что к началу ХХ века «от роста посевных площадей и уменьшения пастбищ пострадало также коневодство, которое нужда­лось в обширных пастбищах». (20, 390)

Содержание скота почти исключительно зависело от кормовой базы. А она, особенно в горах, была весьма скудной. К примеру, Н. Грабов — ский пишет, для того чтобы подготовить покосное место, «прежде все­го, нужно было крутые покатости гор очистить от камня; но так как величина многих из этих камней не позволяла людской силе сдвинуть их, то покосные места должны были остаться между ними. Здесь-то, под палящими лучами солнца, горец работает косою и сгребает нако­шенную траву в небольшие копны. Непривычный человек едва ли бы сумел свободно ходить по этим покосным местам». (15, 113-114)

Некоторые покосные места в горах бывали на такой крутизне, что по ней невозможно было пройти даже просто пешему человеку. В таких местах горец обычно один конец длинной веревки привязывал навер­ху склона к камню, дереву или кустарнику, другой конец плотно при­креплял к поясу, а затем всю веревку наматывал на себя. Сделав такое приспособление для самозащиты, горец приступал к сенокошению, постепенно разматывая веревку. Можно себе представить, сколько вра­щательных движений приходилось делать горцу и при косьбе, и при сгребании сена, при доставке его на сравнительно удобное место. Из-за крутизны местности и частых осенних ветров в горах сено не скирдо­валось, а копнилось. Причем под копну часто подкладывалась большая разлапистая ветвь дерева. В зимнее время, по мере необходимости, го­рец впрягал в эту ветвь какое-либо тягловое животное и с его помощью волоком доставлял копну к кутану или к жилищу. Часто такая волокуша («токхор») могла состоять из 2-3 копен. Поскольку в горах все же не хватало сена для прокорма скота, горцы также делали запасы из листьев и веток деревьев (ветошный корм).

Г. Вертепов, изучив различные статистические материалы, пришел к выводу, что в начале ХХ века «недостаток сена у ингушей выражается цифрой 633450 пудов, т. е. значительно больше половины всего необхо­димого для них количества. Однако, несмотря на это, около пятой доли

всего собираемого ими сена вывозится на продажу. Неприхотливые в пище сами, ингуши, тем не менее, заботятся о скоте и недостаток сена пополняют, с одной стороны, суррогатами его… а с другой тем, что скот более чем следует ходит на подножном корму». (10, 184-185)

Чтобы иметь хотя бы какие-то средства для приобретения сельхоз — инвентаря, ткани, керосина и других крайне необходимых вещей, жи­тели должны были продавать излишки своего производства. Но, как ви­дим, на продажу шли не только излишки, а и то, что необходимо было сохранить в хозяйстве: дрова, сено, скот, птица, молочные продукты. Часто земледелец и скотовод вынуждаем был все это отрывать от себя самого.

Некоторым подспорьем в хозяйстве ингуша была аренда покосных участков и лесных угодий у казаков, многие из которых из-за возложен­ной на них тяжелой воинской повинности не в состоянии были полно­стью эксплуатировать имевшийся у них земельный фонд.

Луговодством и травосеянием ингуши не занимались. Лишь в горах, из-за того что тонкий земельный слой быстро истощался, горцы иногда вынуждены были унавоживать покосные места. В горах имели место случаи применения орошения как посевов, так и сенокосных угодий. Притом что на равнине покосы были обширнее и продуктивнее, тем не менее, горское сено славилось своими более высокими питательными свойствами.

Говоря о скудости кормовой базы для скота, Е. Крупнов отмечал: «Кормовой кризис, который всегда остро ощущался в горах, вызвал в нагорной Ингушетии своеобразный вид договора между владельцем скота и пастухом — «фоат». (21, 125) Это была своеобразная форма экс­плуатации: богатый скотовод отдавал на определенный срок какое-то количество скота в наем нуждающемуся горцу с условием, что по ис­течении срока договора наемщик возвращал владельцу весь арендован­ный у него скот, плюс — половину приплода. Наемщик за свои труды получал другую половину приплода.

Значение скотоводства в жизни рядового крестьянина наглядно от­разилось в народных пословицах и поговорках:

«У пастуха, который рано встает, овца двойню приносит»,

«У кого ноги бывают в навозе, у того руки бывают в масле»,

«В хлеву скот — на столе достаток»,

«У кого на поле пасутся овцы, у того в доме не иссякает благодать», «Хорошей хозяйке корова молока больше дает»,

«Имеющий дойную корову имеет сытную пищу»,

«Не иссякнет благодать в доме косаря»,

«Не было овец у того, кто волков боялся»…

tta рубеже столетии

Земля и хлеб

Садоводство в горах практически не было развито, и тому имеются свои причины: во-первых, горец не мог себе позволить пахотную зем­лю отводить под сады, а во-вторых, горец щедро пользовался лесными дарами и ягодами: лесными грушами и яблоками, алычой, мушмулой, тутовником, орехами (фундук), диким чесноком (черемша), лесными ягодами — «дитта комараш», полевыми ягодами — «мангал комараш» и др. Все это служило хорошим дополнением к пищевому рациону, а заготовленное впрок в зимнее время восполняло витаминную не­достаточность. Например, в больших емкостях на зиму замачивали груши. Также груши сушили, а затем с добавлением слегка прожарен­ного зерна мололи и заготавливали особую муку — «цу» наподобие рус­ского толокна, которая сохранялась всю зиму. Вообще, груша у ингу­шей считалась почитаемым деревом; ее нельзя было рубить (пока не засохнет), при ней запрещалось ругаться и произносить проклятия и т. д.

М. М. Зязиков

Из грушевого толокна на то­пленом масле делались «ма- жаргаш» (колобки), которые обычно брали в дальнюю до­рогу или на охоту, т. к. они не портились и были высокока­лорийными.

С выходом на равнину, ког­да лесных даров стало мень­ше, бывшие горцы стали за­ниматься садоводством. Во многом этому они научились у русских (казаков) и отчасти у кабардинцев. Ингуши до­вольно быстро освоили раз­ведение культурных пород яблонь, груш, слив, грецкого ореха и др. В Ингушетии уме­ли, скажем, на дикую грушу привить грушу садовую и т. д. Была осво­ена и обрезка деревьев, особенно успешно садоводство развивалось в селах, расположенных в поймах рек Ассы и Камбилеевки. Частич-

Земля и хлеб

но внедрялось и виноградарство, но из-за почвенно-климатических условий широкого распространения оно не получило.

Основным препятствием для успешного развития садоводства яв­лялось то, что крестьянин не мог позволить себе такую щедрость, как выделение земли под сады, когда эта земля могла бы дать так необходимый хлеб насущный.

Сочетание лесных даров и садоводства удовлетворяло потребно­сти населения во фруктах.