К концу XIX века Северный Кавказ все более и более входил в сферу российского фабрично-заводского производства. Местные промыслы довольно успешно продолжали с ним конкурировать. Тут сказывалась и традиция кустарного производства, и материальные затруднения рядового труженика, не имевшего лишних средств. Большая часть потребностей населения удовлетворялась более доступными и недорогими предметами кустарного производства. Особым уважением у населения пользовался «пхьар» — мастеровой. Основой этого слова является архаизм «пхьа» (тетива лука, стрела), который в зависимости от контекста мог означать «поселение», «мастерскую», а также иносказательно «кровную месть». Родство слов «мастер-умелец» и «поселение» — как плод деятельности человека-умельца — вполне может навести на мысль, что слово «пхьар», определяющее человека, умеющего что-то сотворить своими руками, восходит к глубокой древности. У ингушей сохранились термины «аьш — ка пхьар» — мастер по железу, кузнец, «дошо пхьар» — мастер по золоту, «дото пхьар» — мастер по серебру, «дахчан пхьар» — мастер по дереву, плотник. К слову «пхьар» по значению примыкает термин «говзо», или «говзанча», т. е. «умелец». Так, строителей башен, храмов, усыпальниц и других сооружений каменного зодчества называли «гіоговзанча» — умелец (мастер) по камню.
г 55 |
К рубежу XIX — ХХ веков искусство инкрустирования предметов золотом и серебром сохранилось лишь в воспоминаниях. Объяснить это можно и дороговизной самого материала, и конкуренцией дагестанских мастеров, достигших в этом деле высокого уровня специализации. Но кузнечное ремесло имело самое широкое распространение. В народе до сих пор живы термины «пхьоале» — кузня, «лайси» — меха для раздувания углей, «нажарг» — наковальня, «варбаст» — молот-кувалда, «моарзагїа» — щипцы и др. Кузня обычно располагалась на окраине села, часто у реки. Самыми обычными предметами производства сельских кузнецов были ножи, молотки, топоры, подковы, щипцы, стремена, обода для колес и
За прялкой |
кадушек и др. Производство серпов, кос, ножниц, цепей стало постепенно вытесняться фабрично-заводскими предметами. Есть упоминания в народе, что в не столь отдаленные времена в Ингушетии были и свои ювелиры и оружейники. По крайней мере, сабли и кинжалы еще производились в середине XIX века, но к его концу это ремесло почти угасло. Отчасти этому способствовало и то, что царская администрация не только преследовала производителей оружия, но временами вводила запреты на его ношение, из-за чего нередко случались кровавые стычки между жителями и представителями власти, которые никак не хотели учитывать местные традиции, по которым мужчина не имел права быть безоружным, — он должен был быть вооружен хотя бы кинжалом.
С введением в строй железной дороги через Ингушетию в 1893 году усилилось ее хозяйственное развитие. В частности, с начала ХХ века в край стали привозить различные металлы и жесть, которая долгое время играла важную роль в хозяйственной жизни ингушей. Если в давние времена в башнях использовались очаги для приготовления пищи и обогрева, которые не имели дымоходов, то в XIX — XX веках в домах на равнине использовались «товПа» — нечто среднее между очагом и камином: очаг устраивался у стены и от него дым отводился через каменную или обмазанную глиной турлучную трубу. Иногда их делали из самана. Эти устройства были не очень рентабельны, т. к. пропадало немало тепла.
В ХХ веке эти («товПа») постепенно стали заменяться жестяными печами. Их достоинство состояло в том, что они быстро нагревали комнату, на них было удобно готовить пищу. При хорошей теплоотдаче этим печам требовалось меньше топлива, чем для очагов-каминов. Недостатком этих печей было то, что если они переставали гореть, то быстро воцарялся холод. Тем не менее, печурки эти использовались повсеместно и в течение длительного времени.
Обо всем вышесказанном довольно точно поведал в 1925 году Н. Яковлев: «Для отопления и приготовления пищи служил про-
стейшего устройства камин с турлучной, обмазанной глиной трубой. Никаких заслонок, которыми можно бы было закрывать трубу для сохранения тепла в помещении, не было и в помине. Ветер свободно гулял в довольно широкой трубе и в комнате. Нельзя сказать, чтобы при такой системе отопления температура в помещении зимой, как только переставали поддерживать огонь в камине, была особенно высокая. Теперь понятно, почему переход от такого широкотрубного сквозного камина к простой железной печурке следует считать для ингуша более естественным, чем к русской, например, печке, и в то же время все-таки известным шагом вперед. Чтобы окончательно понять это, следует учесть, кроме нужд согревания жилых помещений, чем, как мы видели, ингуш совсем не избалован, есть еще его топливные возможности и потребности его кухни. Лесов на плоскости давно нет, и, чтобы добыть хоть немного хворосту, ингуш должен ехать довольно далеко к предгорьям…» (37, 208-209)
Первоначально кузнецы являлись одновременно и жестянщиками. Но постепенно потребность в жестяных печах настолько возросла, что ремесло жестянщика обособилось, а жестянщик стал делать печурки не только на заказ, но и на сбыт, поскольку потребность в них была постоянной.
Кузнечное ремесло стало вытесняться фабрично-заводской более качественной и дешевой продукцией. Постепенно на долю кузнецов осталось лишь ремесло по подковыванию лошадей. Хотя и долго сохранявшееся,
жестяное производство также имело тенденцию к отмиранию, поскольку место жестяных печурок стали занимать обыкновенные печи.
Войлочный ковер. К. Эльжеркиева, 1889 г. р. |
Горы и предгорья Ингушетии богаты лесами. В них имеется немало ценных пород деревьев, таких, как дуб, чинара, граб, груша, бук и др. Вполне естественным было развитие в прошлом в Ингушетии деревообработки. Культ дерева в старину у ингушей был настолько развит, что даже имелось божество «Хырх-ерда», «хы» — древесный ствол, «ерда» — божество: в лесу определяли наиболее могучее дерево и с ним связывали некоторые, теперь уже забытые обряды. Особо почитали матицу («оарц») — бревно, которое поддерживало всю кровлю дома. Матица пользовалась святостью, поскольку за нее цепляли надочажную цепь; также считалось, что в определенное время у матицы собираются души мертвых. Матицу обрабатывали с особой тщательностью. Она как бы олицетворяла собою основу жилища, и потому одну из клятв могли произнести с ее именем.
Широкое распространение в прошлом имела деревянная посуда. Обычно ее делали из груши или липы. Изделия из груши почитались больше, хотя изделия из липы делались чаще всего потому, что это дерево легко поддавалось обработке. Е. Крупнов, исследуя надземные склепы, отмечал, что в них «… встречаются в значительном числе различные деревянные сосуды: чашки, миски, кружки, кубки. Все они сделаны из мягких пород дерева, преимущественно из липы, но уже на примитивном токарном станке. На них сохранились явные следы вращения сосудов в процессе изготовления.
В числе прочего инвентаря этих склепов находились деревянные резные коробки, трехструнные балалайки («пандыр»), мало отличающиеся от подобных ингушских музыкальных инструментов недавнего прошлого». (21, 96)
Сумка для хранения предметов женского рукоделия, футляр для часов, тесьма |
Из твердых пород дерева изготавливались сохи — «нух», вилы — «шода», лопаты — «бахь», грабли — «йолхьинг» и другие орудия земледелия.
Помимо изготовления посуды было довольно развито ремесло бондарей, которые изготавливали кадушки — «пед», обтянутые обручами — «танеш», маслобойки, корыта, чаны и др.
Обычно геометрическими узорами украшали сундуки, двери, наличники окон. Иногда сундуки обивали жестяными полосками с пунсонным узором.
Особого искусства требовало изготовление арбы. Наибольшее внимание мастера уделяли колесам и осям.
Для труженика было большой редкостью иметь сплошную железную ось.
Обычно она изготавливалась из карагача — «муш» или другого крепкого дерева. На трущуюся часть оси позднее стали приделывать железные накладки. Верх арбы делали из досок, но иногда и из ивового плетня. В горах, и то не везде, применялись двухколесные арбы. На равнине они имели повсеместное распространение. В начале ХХ века наиболее зажиточная часть крестьян стала пользоваться четырехколесными телегами, заимствованными у казаков.
В каждой семье имелись и детские люльки, изготовленные особым Гребень для расчесывания шерсти
* — ни |
Чаша для процеживания, половник, дуршлаг, кружка |
% |
Деревянная шкатулка, казачий рубель |
местным способом. Из дерева изготавливались скамейки — «гїанд» и трехножные небольшие столики — «шу». Было довольно развитым гончарное производство. Из глины делались чаши — «кад», кружки — «чами», стаканы — «пела», маленькие плошки — «ц! азилг», кувшинчики — «суралг», кувшины — «кхаба», большие кувшины для зерна и воды — «геба», большие кувшины с заостренным дном для сбивания масла — «кувра». Гончары разбирались в разных сортах глины, умели ее отмачивать. В глиняную массу для прочности и вязкости добавляли каменную крошку. Для ее производства существовали специальные мельницы-дробилки. Готовое изделие покрывали тонким слоем особо вязкой глины (поливная керамика). Изделия изготавливались на гончарном круге, сушились в прохладном месте (чтобы не растрескались) и затем подвергались обжигу. До сих пор в горах еще сохранились следы обжиговых печей. Успешно с местными гончарными изделиями конкурировали изделия кубачинских («кубче») мастеров. Постепенно гончарную посуду вытеснила привозная посуда из фаянса и стекла, по-ингушски — «ингале пхьегїа». Наряду с деревянной, гончарной имелась и металлическая посуда. Из бронзы изготавливались клепаные огромные котлы, вместимостью туши целого быка — «уст бода ей». В этих котлах на свадьбах и других торжествах варилось мясо. До принятия ислама в них варили и пиво. Котлы разных размеров состояли из пластин, настолько искусно склепанных, что они совершенно не протекали. Металлическими были и |
В краеведческом музее, г. Назрань |
разного рода кувшины — кумганы («гіумагіа»). Изготавливались они из Было развито кожевенное производство. Шкуры крупного скота («нахьара маьчи»), ремни («оаса»), Сыромятную обувь, которая |
по утрам будет искать свои «хулчи»! Бурдюки обычно делали из тщательно очищенной козьей шкуры, мехом наружу. Обычно бурдюки с водою брали, уходя на полевые работы. Например, в предании о переселении Дудара из фяппинского общества в Осетию повествуется, что он-де был на покосе, но ему мешал принесенный им бурдюк, который постоянно скатывался, и тогда он якобы сказал: «Уйду и буду жить на таком месте, на котором бурдюк не будет скатываться». В Закавказье бурдюки использовались для хранения вина. В Ингушетии не сохранилось сведений о таком их предназначении. Хотя в Ингушетии, даже иногда и после принятия ислама, изготавливались слабоалкогольные напитки — пиво («йий») и брага («них»). Также ингуши изготавливали напиток «масхам», позаимствованный из Кабарды, по крепости этот напиток приближался к вину. Кожаный мужской пояс, а иногда и конская сбруя украшались инкрустированными серебряными бляшками («метташ»). Кузнечное и плотницкое ремесла всецело принадлежали мужчине. В гончарном и кожевенном производстве применялся как труд мужчины, так и труд женщины. Например, заготовкой глины и дров, производством кожи, то есть всем тем, где необходимо было приложить много физического труда, занимался мужчина. Как в древности, так и в период рубежа XIX — XX веков, большое значение в хозяйстве ингушей имело шерстяное производство. Мужчины только стригли шерсть, всю остальную работу с этим материалом исполняли уже женщины. Иногда к этому труду, особенно при чесании шерсти, могли привлекаться и дети. Овечью шерсть различали на весеннюю и осеннюю. Ее сортировали и по цвету. Шерсть необходимо было тщательно промыть, просушить и основательно расчесать. Лишь затем начинали из шерсти сучить нити для ткания сукна. Тут использовались прялка с прялицем («йоач1анг»). Для сукна нити пряли как можно тоньше, чем и измерялось искусство пряхи. Для чулок и носок нити прялись уже потолще. Домотканое сукно различали по тонкости и по прочности изготовленного полотна, из которого шили одежду. Сукно окрашивали в черный, белый, охристый, красный цвета. Красители имели растительное происхождение. |
Бойкой торговлей в ингушских селениях занимались лотошники (коробейники), преимущественно из армян и евреев. Обычно у них покупали такие ткани, как шелк («даьре»), бязь («боза»), кисея («киси»), иглы, наперстки, гребни и др. предметы. Ингушскими мастерицами широко применялся войлок: в постельных принадлежностях, в виде паласов, ковров, которые часто делали аппликативными. Изготавливались они следующим образом: брали два войлока разных цветов, допустим, оранжевого и красного; на обоих вырезался один и тот же орнамент, затем эти орнаменты меняли местами и сшивали их с основой. Войлок также шел на изготовление голенищ (т. н. «бурок»), из него делали подседельники и попоны, шили домашнюю обувь, применяли при изготовлении одеял. Позднее одеяла стали делать из шерсти. Из обработанных шкурок молодых барашков («мер — лушек») женщины шили мужские шапки. Также из овчин изготавливались шубы — «кетар». Немалое место в жизни мужчин уделялось бурке, войлочное полотно которой изготавливалось из овечьей шерсти с добавлением козьей. Бурка исполняла функции и плаща, поскольку была непромокаема, и пальто, поскольку хорошо сохраняла тепло и защищала от ветра. Если, бывало, всадник вынужден был заночевать в безлюдном месте, он особым образом заворачивался в бурку, которая при этом становилась для него спальным ложем и шатром. Из козьего пуха вязали большие шали, которыми женщины укрывали себя с головы до пояса. Они им заменяли и пальто, и бурку. Из тростникового растения «шаша» мастерили циновки — «аьргаш». Так как во многих домах той поры полы были глинобитные, то на пол стлали войлочные паласы и плетеные циновки. Из особого кустарника («магаск» или «ц! увна саьрг») изготавливались корзины, основы для седел, кнутовища, метлы. Особого искусства требовала обработка конопли. Ее стебли размолачивали, затем вымачивали, после этого особыми гребнями вычесывали так, что оставались лишь нити. Сохранилась рабочая песня, которая напевалась при обработке конопли: «Ставя гордые шесты, Изготавливая охапки пряжи, Вычесывая очажной золою, Очищая изогнутым ребром, Изготавливаем коричневые мотки, — Да будут длинные, крепкие нити, И с ними пусть будут красивые бурки К весенней пахотной поре». (2, 200) |
Названные здесь «бурки» нельзя путать с бурками, обозначающими одежду (плащами, пальто), — здесь этим словом обозначена обувь. В песне отразились некоторые элементы трудового процесса: натягивание нитей на шесты, применение очажной золы и скребка (изогнутое ребро). Конопля давала прочную и влагоустойчивую нить, которая была незаменима при шитье, из нее же изготавливали мешки и веревки. Применение же конопли в качестве наркотического средства совершенно не имело места.
Еще в 30-х годах XIX века русский офицер, исследователь И. Бларам — берг отмечал, что ингуши, в отличие от других народов, весьма поднаторели в изготовлении мельниц, которые у них имеются в каждом, даже небольшом горском ауле. Позднее Н. Грабовский отмечал:
«У ручьев, протекающих вблизи горских аулов, взоры путника невольно останавливаются на каких-то маленьких безобразных грудах, только верхом своим напоминающих, что они похожи на строение. По однообразному шуму внутри этого оригинального строения можно только догадаться, что это мельница. Устройство мельниц у горцев чрезвычайно просто: складывается четыре бревенчатых или каменных стенки, последние без цемента, высотою в 1,5-2 аршина, и набрасывается земляная крыша; внутри, где могут, сидя на корточках, поместиться три человека, вделываются в коробку из древесной коры два жернова, один из которых (верх-
ний) вращается на оси, прикрепленной к сколоченному крестообразно из двух досок колесу, приводимому в движение струей воды, бьющего под пол мельницы, где находятся и колеса». (15, 108)
Отношение к мельнице у ингушей было особенным. В горах не было профессиональных мельников, т. к. небольшие мельницы, подобные вышеописанной, являлись собственностью небольших горских аулов. На равнине же строились более крупные мельницы, и там уже появилась профессия мельника. С ним расплачивались натурою, скажем, с мешка помола забиралась определенной величины чаша муки — гарнец* «боал». Мельник был уважаемым человеком, иногда он содержал одного — двух работников. Профессия мельника считалась настолько мирной, что с ней даже связана притча следующего содержания.
«В мире и достатке жил мельник. Как-то у него остановились на ночлег абреки, которые хвастали тем, что они не пашут, не сеют, не жнут, но в достатке живут. Соблазнился мельник таким житьем, продал мельницу, на вырученные деньги снарядил коня и оружие, а затем примкнул к шайке абреков. Как-то поскакали они угонять княжеский табун, но удача изменила им — охрана встретила их огнем. Бывшему мельнику пуля попала в голову, но он от этой раны не погиб. Понесли его к лекарю. Лекарь особым скребком стал скоблить черепную кость, чтобы извлечь пулю. Тут один из присутствующих попросил лекаря быть осторожнее и не повредить мозг. Услышав эти слова, полуочнувшийся мельник сказал лекарю: «Скобли смело. В этой голове нет мозгов. Если бы они были, я бы не продал мельницу и не избрал бы бранный путь».
Этими словами народ определенно выразил свое пренебрежение к грабительскому (воровскому) ремеслу и тем самым возвысил значение мирного труда.
Подтверждением того, что мельнице отдавалась дань уважения с древнейших времен, являются два нартских сказания ингушей — «Сеска Солса и Селик Пиръа» (5, 37) и «Когда оживут нарты». (5, 261)
В обоих сказаниях, подобно финской Калевале, мельница человечеством (нартали) была обретена в потустороннем мире мертвых, что призвано было подчеркнуть ее необычайность. К тому же, по второму сказанию, эта потусторонняя мельница была настолько волшебной, что давала помол без всякого зерна и в определенный момент спасла нартов от голодной смерти.
Прекрасные природные условия давали ингушам возможность развивать различные промыслы, в частности — пчеловодство. Мало — мальски рачительный хозяин, особенно в горах, обязательно имел
‘ Гарнец — русская мера объема сыпучих тел, равняется 3,2798 л.
Охотничий промысел, особенно в горах, также являлся своего рода «О божий Елт! Гости пришли к тебе. Идя впереди, дай нам самое проси». (2, 180) |
свою пасеку. Ульи обычно делались из плетеных прутьев, обмазанных глиной. Сверху улей прикрывался утепленной крышкой. Помимо внутреннего потребления излишки меда шли на продажу. Использовался мед и в народной медицине. |