Славяне являются крупнейшей в Европе группой родственных по происхождению народов, говорящих на славянских языках. Общая их численность более 270 млн. человек, из них на территории бывшего Советского Союза проживает около 190 млн. человек. Славяне делятся на три большие общности: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, македонцы). Русские, украинцы и белорусы генетически восходят к некогда единой древнерусской народности, образовавшейся в X-XII вв. и составившей население Киевской Руси. После ее падения и татаро-монгольс — кого нашествия XIII в. древнерусская народность распадается на три современных народа со своими территориями и языками: русским, украинским и белорусским.
Русский народ сформировался в XIV-XY вв. в центрально-русских землях ссвсро-запада, имея центром притяжения и консолидации выгодно расположенную Москву. Особую роль при этом сыграло русское централизованное государство, включившее в свои расширившиеся пределы многие неславянские народы, что и придало Российскому государству столь для него характерную многонациональность. Отсюда такая черта русского менталитета, как склонность к мирному добрососедству и взаимоуважительным отношениям с другими народами. Вырабатыванию указанной этнопсихологии способствовала и динамичность русских, в сравнительно короткие исторические сроки расселившихся на огромной территории Евразии вплоть до Кавказского хребта и побережья Тихого океана. Движение русских на юг и восток, активно шедшее уже в XV-XVI вв., большого размаха достигло в XVIII-XIX вв. Все это приводило к новым контактам с новыми народами, а самих русских — к известному территориальному обособлению и сложению этнографических групп со своими локальными отличиями в говоре, быте, культуре. Так постепенно оформились группы поморов на Севере и казаки на юге и востоке страны (донские, кубанские, терские, оренбургские, сибирские и др.), представляющие, говоря научным языком, субэтносы русского народа. Они сохранились до настоящего времени, в том числе и на Северном Кавказе. Ниже они рассматриваются именно в качестве таких субэтносов русских, но не отдельных народов (хотя мнения о том, что казаки представляют отдельные народы, и звучали, под подобными явно конъюнктурными «патриотическими» заявлениями нет никаких оснований).
Терские казаки. История Терского казачьего войска тесно связана с казачьим Доном, освоенным русскими в первую очередь (территориальная близость) в XV-XYI вв. Донское казачество, несмотря на правительственные запреты, рекрутировалось преимущественно из беглых от крепостной неволи крестьян, а также посадских людей и «гулящих», уходивших в неподвластные государству земли на его дальние степные рубежи. «Вольный Дон» быстро стал центром казачества. Отсюда часть казаков стала переселяться на Яик и Терек, еще более удаленные от царских властей и потому более вольные. К середине XVI в. донские степи до Волги полностью контролировались донскими казаками. Это сделало положение их, как и казаков терских и яицких, весьма выгодным для государства. Царское правительство стало стремиться использовать казаков для охраны границ и использовать их в войсках — отменные боевые качества казачьей конницы стали широко известны. В XVIII в. казачество государством было подчинено, но превращено в своеобразное привилегированное военное сословие. Казачьи войска стали элитными частями русской армии и неоднократно отличались в войнах России (92). К 1916 г. казачье население насчитывало всего по России свыше 4,4 млн. человек, владевших более 63 млн. десятин земли. В I мировой войне участвовало 300 тысяч казаков; батальные сцены этой войны можно найти на страницах романа М. Шолохова «Тихий Дон» и рассказов Н. Гумилева. В 1920 г. все казачьи войска, в том числе и Терское, были расказачены и ликвидированы как сословие самодержавного строя, но сейчас все они восстановлены и внесены в государственный реестр.
Время появления первых русских поселенцев на Тереке точно не установлено. Раннее их название — гребенцы, потому что они поселились в первой половине XVI в. на гребнях Терского хребта (93, с. 24-25). Официально Терское казачье войско существует с 1577 г., а в 1860 г. оно было выделено из Кавказского линейного казачьего войска, центром его был определен и остается до сих пор г. Владикавказ. К началу I мировой войны терское казачество («терцы») насчитывало около 260 тыс. человек, владевших 2,1 млн. десятин земли. Следует подчеркнуть, что терское казачество было полиэтничным и кроме русских включало в себя немало представителей местных горских народов, преимущественно вайнахов и осетин. Терское казачество защищало границы Русского государства от набегов крымских татар и кочевников, участвовало в Чигиринском, Крымском и Хивинском походах XVII-XVIII вв.
В 70-х годах ХУІІІ в. правительством Екатерины II была создана Кавказская кордонная линия от Моздока до Азовд и поставлены 10 крепостей, в том числе Ставрополь и Георгиевск на р. Подкумке. Для заселения крепостей были переселены казаки Волжского казачьего войска, затем три полка донских казаков. В 1825 г. образована станица Кисловодская, затем станицы Бургустанская, Ессентукская, Горячеводская. Так было положено начало городам Кавказских Минеральных Вод.
Внутренняя социально-экономическая жизнь протекала и регулировалась в рамках казачьих общин с собственным самоуправлением. Основой самоуправления был станичный сход или войсковой круг, в котором участвовали только лица войскового сословия. Исполнительную власть в станице осуществлял атаман, назначаемый на 3 года. Община обладала и судебной властью — ее осуществлял станичный суд, состоявший из избираемых сходом казаков (94).
Интересна и своеобразна этнографическая, бытовая характеристика терских казаков. Близкое соседство и общение с кавказскими горцами, принятие групп горцев в состав казачьего войска и смешанные браки стимулировали усвоение многих элементов кавказской культуры терскими казаками. Наиболее заметное заимствование от горцев — одежда и вооружение терцев: тс же черкески с газырями, бешметы, папахи и т. д., кавказские кинжалы на поясе. Жизнь терского казака на беспокойном порубежье была постоянно напряженной и опасной. Набеги горцев, особенно с развитием так называемой набеговой системы, упоминавшейся выше, были частыми. Все это вырабатывало в казачьих поколениях специфический воинский стиль поведения и молодецкую отвагу, хорошо показанные Л. Н. Толстым в повести «Казаки». Так, он пишет: «Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера… Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски».
Знаменитый французский романист А. Дюма в своей книге «Кавказ» пишет: «Линейные казаки — бесподобные солдаты» и рассказывает о схватке казачьего секрета во главе с Баженюком с чеченцами, захватившими в плен казачку с маленьким ребенком на реке Ак — сай. Подобные схватки были постоянным и привычным для терцев делом. Осмысливая вражду горцев и казаков, М. Ю. Лермонтов писал:
Жалкий человек.
Чего он хочет? Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?
Как было сказано выше, сейчас казачьи войска восстановлены официально и занимаются самовозрожде — нием. Это непростой путь, требующий государственной мудрости в решении казачьих проблем. В совершенно изменившихся новых исторических условиях полное восстановление былых дореволюционных привилегий и социально-экономического положения казачества нереально. Прежде всего это касается землевладения и землепользования — мы уже отмстили выше количество земель, находившихся в руках казаков. На Кавказе земельный вопрос всегда был наиболее острым, здесь никогда не было «под небом места много всем» — земли не хватало. После расказачивания терцев их земля была перераспределена и теперь находится в других руках. Совершенно очевидно, что попытки нового передела земли и ее возвращения терским казакам в прежних объемах чреваты новыми столкновениями и тяжелыми конфликтами, новым обострением межнациональных отношений на Северном Кавказе. В интересах государства и самих северокавказских народов (в том числе и казаков) не доводить возрождение казачества до опасной черты, за которой начинается абсурд самоуничтожения. Думается, что в новых условиях необходим поиск новых форм возрождения и функционирования казачества.
Кубанские казаки. История кубанского казачества (кубанцев) не менее сложна и насыщена яркими событиями и фактами, нежели история терцев (95). Укажем только некоторые, наиболее существенные для понимания общего процесса.
После русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и победы в ней России был заключен уже упоминавшийся Кучук-Каинарджийский мирный договор. Границей России на Северо-Западном Кавказе стала река Кубань. С 1777 г. развернулось строительство Кавказской укрепленной линии от Азова до Моздока, но наличных сил для защиты линии от набегов закубанских горцев не хватало. Учитывая это и зная о свободных землях на правобережье Кубани, казаки Черноморского войска (бывшая Запорожская Сечь, упраздненная в 1775 г.) обратились к правительству с прошением об их переселении с Буга на Кубань. Черноморскому войску 2 июля 1792 г. была дана правительством Екатерины II жалованная грамота и возложена задача охраны границы России по р. Кубани «от набегов народов закубанских». В 1792-1793 гг. состоялось массовое переселение украинских казаков на новые земли. Так было создано новое Черноморское войско, во многом сохранившее традиции славной Запорожской Сечи: ее знамена и регалии, форму одежды, деление на курени и т. д., но утратившее прежнее самоуправление.
В дальнейшем войско пополнялось за счет переселения как украинского, так и русского населения из глубин России. Восточнее р. Большой Лабы, на так называемой Старой линии, были поселены донские казаки.
В 1860 г. было образовано Кубанское казачье войско. В него вошли как «черноморды» — потомки запорожцев — так и «линейные» казаки из донцов. Объединенные единой военной организацией, черноморцы и линейны образовали ядро кубанского казачества, продолжавшего пополняться переселенцами из России и Украины. Приток населения на Кубань усилился после окончания Кавказской войны в 1864 г. и массовой миграции адыгских племен в Турцию, освободивших большие земельные площади в плодородном Закубанье. Многие переселенцы зачислялись тогда в казачье сословие, но к началу XX в. эта практика была прекращена. Казачество превратилось в замкнутое сословие со своими особенностями в быте и традициях. Смешение русских и украинцев породило своеобразный кубанский говор и фольклор, ще элементы русские обогащены и расцвечены множеством украинизмов. В то же время, подобно Тереку, в этнографический быт кубанцев вошли и упрочились элементы кавказской культуры — в первую очередь те же одежда и оружие во главе с неизменным кинжалом на поясе:
Наезднику в горах служил он много лет,
Не знал платы за услугу:
Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу.
(М. Лермонтов).
Историк кубанского казачества И. Я. Попко в середине XIX в. засвидетельствовал то же, что мы видели у терцев: «Черкесская одежда и сбруя, черкесское оружие, черкесский конь составляют предмет военного щегольства для урядника и офицера. Вообще все чер — кссскос пользуется уважением и предпочтением между казаками» (96, с. 199).
Центром Кубанского казачьего войска стал г. Ека- теринодар, ныне Краснодар, заложенный как крепость в 1793 г. К 1916 г. Кубанское войско насчитывало 1,37 млн. человек, владело 6,8 млн. десятин земли. В I мировую войну кубанцы поставили фронту 37 конных полков, более 50 сотен, 6 батарей. В годы гражданской войны кубанское казачество, дорожившее своими сословными привилегиями, в основном ориентировалось на поддержку старого режима и Белой Армии, как и остальные казачьи войска. Кубанское войско было упразднено в 1920 г., кубанцы подверглись расказачиванию и репрессиям. Но в годы Великой Отечественной войны казачьи воинские формирования — кубанские, донские и терские — были восстановлены и в качестве кавалерии (в том числе гвардейский Кубанский кавалерийский корпус) участвовали в боях с немецко- фашистскими войсками. В наши дни идет возрождение кубанского казачества.
Русские. Крестьянская колонизация Предкавказья. Вслед за казаками на освоение Предкавказья двинулось русское крестьянство. В 1782 г. был издан указ Екатерины II о разрешении заселения края гражданским населением. Уже через два года в Предкавказье появилось 14 казенных поселений, а после создания Кавказского наместничества в 1785 г. основано 36 сел. Первыми переселенцами были крестьяне из Курской, Орловской, Воронежской, Харьковской, Тамбовской, Екатсринославской, Полтавской губерний. Осваивались как восточные районы Предкавказья вдоль р. Кумы, так и западные районы нынешнего Ставропольского края (97, 98). Несколько русских сел было основано вдоль Черкасского тракта, соединявшего центр России с Кавказом. В 1777 г. в центре равнинного Предкавказья заложен г. Ставрополь, сыгравший важную роль в русской колонизации края (99).
В 1833 г. 31 село было переведено из гражданского ведомства в казачество, что объяснялось условиями Кавказской войны и набегами горцев. Но число казенных крестьян возрастало, и в 1845 г. их насчитывалось 162549 человек. В меньших размерах проходила по- мещичье-крспостническая колонизация Предкавказья: царское правительство раздавало земли Предкавказья помещикам, в начале XIX в. было роздано более 400 тыс. десятин. На новые земли помещики переселяли своих крепостных крестьян. Так возникли крупные помещичьи села Владимировка, Бургун-Маджары, Маслов Кут, Воронцово-Александровское. К отмене крепостного права в 1861 г. крепостные крестьяне составляли 2 % от всего населения. Расселение русского крестьянства сопровождалось огромными лишениями и жертвами. Обычным явлением в новых местах с непривычным климатом были эпидемии. В 1812 г. в казачьих станицах и казенных селениях свирепствовала занесенная из-за Кубани чума. Только в 1847 г. от эпидемии холеры умерло до 9 тысяч казаков. Наказной атаман Кавказского линейного войска в 1843 г. отмечал, что из 6 тысяч человек, прибывших в 1836 г. с Украины, многие были «в такой крайности, что не имели ни пищи, ни одежды и оттого в течение года умерла их по крайней мерс четвертая часть». Часто смертность превышала рождаемость.
Так, в самых общих чертах, шла русская крестьянская колонизация степного Предкавказья, основательно изменившая этническую и политическую картину региона. Новый прилив переселенцев вплоть до Черноморского побережья был стимулирован окончанием Кавказской войны в 1864 г. и так называемым (в старой литературе) «замирением» кавказских народов.
Одновременно для освоения Предкавказья русское правительство привлекло иностранных колонистов. В основном это были немцы, меньше англичане и шотландцы. В 1802 г. шотландские миссионеры поселились «в районе Бештовых гор в Султанском ауле», теперь это бывшая колония Каррас — поселок Иноземце — во. С 1809 г. к шотландцам стали подселяться немецкие переселенцы из Саратовской губернии, и Каррас стал колонией смешанного населения. Хозяйство колонии было ориентировано на продовольственное снабжение развивающихся городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, в первую очередь Пятигорска.
История городов Кавминвод начинается со строительства русских крепостей Константиногорск (1780 г., 100, с. 7) у Подножья горы Машук, у источника Нарзан (1803 г.) и редута при впадении р. Ессентук в р. Подкумок (1798 г.). Это будущие города Пятигорск, Кисловодск и Ессентуки. Начало же преобразованию района КМВ в курортную зону России было положено рескриптом Александра I инспектору Кавказской линии князю П. Д. Цицианову от 24 апреля 1803 г. о признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства (101, с. 5). «Между тем от медицинской коллегии вслед за сим определен будет туда один из искуснейших врачей и помощник», — говорилось в документе. Возникновение государственной курортной зоны КМВ, ее уникальные лечебные возможности привлекли сюда активный приток переселенцев из России. Несомненно, район Кавказских Минеральных Вод сыграл большую роль в русской колонизации Предкавказья XIX в.
Общая численность русского населения Северного Кавказа составляет более 6 млн. человек (по данным 1997 г. население Ставропольского края составляет 2638 тыс. человек, из них русских — 85,5 %; население Краснодарского края — 4984 тыс. человек, из них русских и украинцев — более 90 %). Можно уверенно говорить о том, что расселение русских на Северном Кавказе имело большое позитивное историческое значение для коренных народов региона, особенно для запертых в горных теснинах горцев. Большая часть этих народов переселилась на плодородную равнину и коренным образом изменила свои экономику, быт и культуру, включившись в общероссийское экономическое и культурное пространство. Это факты очевидные. Тем не менее, в ряде республик Северного Кавказа в последнее время наблюдается явление русофобии (подчас связанной с провалами в национальной политике федеральных органов власти), в результате чего русское и так называемое русскоязычное население этих республик проявляет тенденцию выезда и миграции в российские регионы. Впрочем, открытая и скрытая дискриминация русских наблюдается не только на Кавказе, но и в других республиках бывшего Советского Союза. Наиболее массовый отток русского населения произошел в 90-х годах из Чечни, как результат необъявленной войны федерального центра со своим субъектом.