Походы Дария на скифов

Разрушив и разорив многие города и государства Передней Азии, ски­фы возвратились обратно в свои земли в Предкавказье и Причерноморье. Но возвращение скифов не было слишком радостным. В государственном масштабе в Скифии разыгралась крупная междоусобная война, вызванная тем обстоятельством, что жены скифских воинов, вследствие продолжи­тельного отсутствия своих мужей, вступили в связь с рабами. От этих ра­бов и скифских жен произошла молодежь, решившая воспротивиться ски­фам при их возвращении из Мидии. Они отрезали свою землю, отгородив ее широким рвом. При всякой попытке скифов вторгнуться, они выходили против них и вступали в битву. Неоднократные попытки скифов не увенча­лись успехом, но, в конце концов, изменив тактику атаки, скифы одолели своих рабов и их потомков.

В это время Скифия представляла собой большое политическое объ­единение со значительной самостоятельностью отдельных ее частей, между которыми очень часто возникали жестокие войны.

В конце VI в. до н. э. Скифия вновь оказывается втянутой в орбиту ми­ровой политики. Самая могучая в то время держава, объединенная под властью персов, простирающаяся от Передней и Малой Азии до Индии, поднялась на скифов войной. Во главе огромной персидской армии сто­ял Дарий, который провел большую подготовительную работу по орга­низации и мобилизации сил для вторжения в Скифию, якобы за то, что те 150 лет тому назад разорили Переднюю Азию при своем вторжении и гос­подстве там на протяжении указанных 28 лет.

Около 513 г. до н. э. многочисленное войско Дария начало свой поход на скифов. По словам Геродота, войско Дария состояло из 700 тыс. человек и 600 кораблей.

Переправившись через Дунай (Истр) по мосту, построенному для Да­рия малоазийскими греками, Дарий вступил в пределы Скифии. Отдавая себе отчет в том, что в открытом бою они не смогут одолеть такое огром­ное войско, скифы стали прибегать к своим старинным «партизанским» методам ведения войн. Совершив молниеносные набеги на отдельные отряды персов, они тут же исчезали в безграничных степях, избегая от­крытого боя.

Персы не смогли выиграть ни одного сражения и потеряли много вой­ска и добычи. Разгневанный Дарий послал к скифскому царю Идантирсу послов со словами: «…если ты считаешь себя в силах противостоять моему могуществу, то зачем ты все убегаешь, прекрати свое блуждание и сразись со мной…». На этот упрек скифский царь передал: «Если персам необходи­мо ускорить сражение, то пусть они посмеют найти и разрушить гробни­цы наших предков, и тогда персы увидят, на что способны в бою скифские воины… А за то, что ты назвал себя моим владыкой, ты еще поплатишься».

Вскоре персидская и скифская армии выстроились друг против друга для решительного сражения. В это время, рассказывает Геродот, между рядами скифов пробежал заяц. Скифы, побросав свое оружие, и не обра­щая никакого внимания на персов, готовых к бою, побежали догонять и ловить этого зайца. Узнав об этом, Дарий заметил: «Эти люди относятся к нам с большим пренебрежением, и мне теперь ясно, что в сражении ски­фов нам не одолеть». С наступлением ночи, оставив лагерь ослабевших воинов, Дарий вынужден был покинуть Скифию. Таким образом провали­лось предпринятое Дарием намерение покорить скифов (ил. 4).

Применительно к историко-культурному наследию скифов в культу­ре карачаево-балекарцев, уместно отметить, что в 1885 г., выдающийся ученый-социолог, известный всему миру как специалист по законам и обычаям кавказских народов XIX в., М. М. Ковалевский, проводил раскоп­ки древних захоронений у селения Былым в Балкарии. Во время работы балкарцы-рабочие увидели пробежавшего зайца, и побросав свои орудия труда, бросились ловить этого зайца, поймали, поиграли с ним и отпусти­ли. Эта сцена произвела на известного ученого такое сильное впечатле­ние, что он не смог найти этому факту никакой аналогии в кавказской сре­де и закономерно сопоставил его с игрой с зайцем из скифской истории.

Указанный эпизод с зайцем, а также отмеченные выше скифо-балкаро­карачаевские параллели дополняются и другими фактами. Так, например, можно отметить, что у многих тюркских народов, в т. ч. у карачаевцев и балкарцев большое распространение имеет игра в альчики (австрагалы). Как известно, археологи часто обнаруживают эти игральные кости во мно­гих древних ямных погребениях пастухов-овцеводов. Позднее, в захоро­нениях II тыс. до н. э. в могилах детей археологи обнаруживали игральные альчики, например, в кургане у сел. Кишпек и в других местах Кабардино — Балкарии. Такие же альчики — частая находка в памятниках бронзового века и в Средней Азии. Интересно, что игральные альчики, изготовленные из горного хрусталя, найдены в шумерском городе Уре в памятниках III тыс. до н. э. В связи с этими фактами важно иметь в виду, что в скифских курга­нах Кабардино-Балкарии археологи находили отлитые в бронзе играль­ные альчики VI в. до н. э. Подобные параллели имеют важное значение в освещении истории и культуры балкарцев и карачаевцев.