Из истории социальной структуры Карачаево-Балкарского общества

Важное место в истории экономического, культурного развития и вза­имоотношений с соседними народами и странами занимает социальная структура изучаемого народа. В некоторых случаях, например, в случае с карачаевцами и балкарцами, из-за отсутствия достаточных письменных источников об этом важном вопросе можно судить по преимуществу по данным археологии, этнографии, фольклора, других смежных научных дисциплин.

Изучение археолого-этнографических балкаро-карачаевских поселений позволяет говорить о том, что существовавшие в древности и Средние века моногенные (однофамильные) поселения постепенно расширяются и усту­пают место полигенным (многофамильным) поселениям, наблюдается пере­ход от родственного принципа расселения к общинному, соседскому типу.

Одновременно наблюдается переход от одноочажных, малых жилищ к многоочажным, большим жилищам, а позднее можно разглядеть обрат­ный переход от многокомнатных больших домов к малым жилищам, что свидетельствует об обособлении малых семейных ячеек.

Погребальные памятники также говорят о переходе от единичных за­хоронений к коллективным, а затем наблюдается обратный процесс вы­деления одиночных погребений.

Появление отдельных надземных погребальных сооружений-мавзо­леев, носящих имена отдельных князей и родоначальников, говорит о появлении феодальных отношений и большом имущественном расслое­нии. О достаточно развитых феодальных отношениях говорят и балкаро­карачаевские башни, крепости, замки, носящие имена своих владельцев: Абаевых, Балкаруковых, Шакмановых, Шахановых и т. п. Наиболее ранние оборонительные сооружения периода родовых отношений постепенно спускаются в долины, в населенные пункты. Этот факт, как и в других райо­нах Кавказа, свидетельствует о том, что феодальные отношения прочно входят в обыденную жизнь общества.

Балкаро-Карачаевское общество имело достаточно четкую иерархию: на вершине стояли князья — таубии, затем шли свободные крестьяне — уздени, за ними независимые крестьяне — кара-киши, крепостные — чага — ры, неимущие — кулы, караваши. Рожденные от брака с крестьянкой на­зывались чанка.