ЭКОНОМИКА И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БАЛКАРИИ И КАРАЧАЯ XIV-XIX веков

Отсутствие достаточных письменных документов об экономическом развитии Балкарии и Карачая указанного времени выдвигает на первое место и в данном случае археолого-этнографический материал.

Основу экономики балкарцев и карачаевцев составляло земледелие, скотоводство, ремесло и промыслы, торговля-обмен, охота и т. д.

Земледелие

Культура земледелия была характерна для предков балкарцев и кара­чаевцев с древнейших времен. Об этом говорят археологические находки медно-бронзовых серпов Киммерийской эпохи в Карачае, остатки желез­ных лемехов на поселениях болгаро-аланов, а также массивные террасси — рованные склоны гор в верховьях Черека, Чегема, Баксана, Кубани и Зелен­чуков, служившие террассовыми полями средневекового земледелия.

Однако земледелие, из-за чрезвычайной скудости земельных угодий, не могло играть ведущую роль в экономике балкарцев и карачаевцев. Хотя в Карачае и Балкарии усиленно обрабатывался каждый клочок зем­ли, на это тратились огромные силы, сооружались оросительные каналы, своего хлеба в этих областях почти никогда не хватало. Его приходилось закупать у соседних народов, обменивать на богатейшую скотоводческую продукцию: масло, молоко, мясо, сыры, шкуры, кожи, меха и пр.

О том, что земледелие глубоко отражено в культуре балкарцев и ка­рачаевцев, говорят обрядовые земледельческие игры и празднества — Сабан-той, Эрирей, топонимы Сабан-кош и мн. др. На празднествах Сабан-тоя балкарцы варили густую кашицу — «геже» из семи видов злаков, устраивали водные игры — «Су-оюн» и др.

Огородничество и садоводство практиковались в Балкарии и Карачае с конца XVII — начала XVIII вв.

Скотоводство

Ведущей отраслью экономики балкарцев и карачаевцев было ското­водство, которое являлось для них главным занятием с древнейших вре­мен. Судя по археологическим находкам костей, в состав их стад издавна входили овцы, бараны, свиньи, козы, быки, коровы, лошади и др. Этот на­бор почти без изменения сохраняется здесь до принятия ислама, когда ис­ключаются свиньи.

Важно отметить, что археологи вблизи средневековых поселений в Балкарии и Карачае открыли большие кошары с загонами для овец, в которых могли разместиться до 1500 голов овец. Находки ножниц для стрижки овец, остатков войлочных киизов, кожаных сапожек, ноговиц и др. свидетельствуют о значительной роли скотоводства в экономике и быту карачаево-балкарцев, в развитии их домашних промыслов, традици­онной кухни, состоящей преимущественно из мясомолочной продукции.

Скотоводческий уклад хозяйства балкаро-карачаевцев нашел отраже­ние в духовной культуре и фольклоре этих народов. Покровителем круп­ного рогатого скота считался у них Сыйыргын, божеством и покровителем мелкого скота был Аймуш. Первый ягненок нового приплода всегда при­носился в жертву божествам, дабы приплод был богатым. Жертвенный яг­ненок назывался Тёлю баш, т. е. «Голова приплода». По бараньей лопатке балкарцы и карачаевцы гадали и предсказывали будущее общества, над­вигающиеся изменения и т. п. Надо сказать, что этот способ гадания был характерен для балкарцев и карачаевцев еще с XIV в. до н. э., т. е. с эпохи так называемой кобанской археологической культуры, которая оставила глубокий след в культуре балкаро-карачаевцев.

Многие ученые и путешественники XVII-XVIII вв. отмечали, что «раз­ведение овец составляет главнейшее упражнение балкарцев и карачаев­цев». Академик Ю. Клапрот писал, что «зимой балкарцы гонят свои стада в Кабарду на пастбище, держат много овец, ослов, мулов и лошадей, кото­рые невелики, но сильны, проворны для езды по горам». По словам ака­демика И. Гюльденштедта, Палласа и других, балкарцы ежегодно платили кабардинцам по одной овце с семьи за использование этих зимних паст­бищ. Клапрот уточняет этот факт следующими словами: «Когда же жатва обильна и пастбища их цветущи, в эти годы они держат скот при себе всю зиму и не только не идут к кабардинцам, но запрещают этим последним приходить к себе, что порождает частые споры…»

В хозяйстве балкарцев и карачаевцев главным занятием всегда счита­лась заготовка сена и другого корма для скота на зиму. Судя по этногра­фическим данным, сведениям исторических и фольклорных материалов, сенокос являлся одной из самых главных работ и всегда отмечался с осо­бой торжественностью устраивались пиры, игрища, приносились жертвы и т. п.

С расселением на Кавказе древнейших овцеводов-кочевников III тыс. до н. э. здесь возникает новая форма хозяйствования — яйлажное ското­водство, когда скот на лето перегонялся на летовки — «яйлаг», т. е. жайлыкъ (летовка), и зимники — «кышлык», от чего происходит понятие «кишлак».

Значительным подспорьем являлось разведение домашней птицы. Об этом говорят находки скорлупы куриных яиц на средневековых поселени­ях Балкарии и Карачая.

Скотоводство являлось основным источником богатства Карачая и Балкарии, скот одевал и кормил балкарцев и карачаевцев. По статисти­ческим данным 1886-1887 гг., эти области были самыми богатыми регио­нами Северного Кавказа, по отношению к ним определялось богатство и благосостояние соседних народов. Например, в Балкарии в 1866 г. насчи­тывалось: лошадей — 3289, ослов -1424, крупного рогатого скота — 15 747, овец — 118 273 головы. В начале века эти показатели резко возросли. Так, в Баксанском ущелье насчитывалось 10 775 голов крупного рогатого скота, 62 012 овец (в среднем на одну семью приходилось по 25 голов крупного скота, 144 овцы), в Чегемском обществе было соответственно 14 780 и 65 432 (т. е. по 27,7 и 100,3 головы на каждую семью); в Холамском — 6919 и 23 407 го­лов (по 23,9 и 80,7 на семью); в Безенгиевском обществе — 4150 и 15 648 голов (по 20,5 и 77,5 на семью); в Балкарском обществе — 9941 и 57 286 голов (по 14 и 82 на семью).

Всего в Балкарии к концу изучаемого нами времени насчитывалось 46 558 голов крупного рогатого скота и 223 788 голов овец. Наиболее бога­тым было Чегемское общество. Сравнивая скотоводческое богатство Бал­карии и других районов Терской области, авторы так называемой Абра­мовской комиссии по земельным вопросам Нагорной полосы Северного Кавказа писали, что балкарцы имели крупного рогатого скота в 1,7 раза больше, чем в Грозненской области, в 3,4 раза больше, чем во Владикав­казской, в 1,9 раза больше, чем в Хасавюртовской, в 1,3 раза больше, чем в Кабарде. По количеству овец соответственно эти цифры были: больше в 8,3 раза, 6,6; 3,3 и 3,5 раза. К 1913 году в Карачае приходилось 130 голов скота на одну душу населения, а всего к концу XIX века в Карачае было более 700 тыс. голов скота.

Охота

Обилие и разнообразие животного мира Балкарии и Карачая способ­ствовали развитию охоты, которая была существенным подспорьем в эко­номике карачаевцев и балкарцев. Археологические находки говорят, что объектом охоты для них были медведи, волки, лисы, зайцы, олени, кабаны, горные козы — туры и мн. др.

Хороший охотник всегда считался человеком достойным и уважаемым в обществе. О таких охотниках слагались народные песни, что свидетель­ствует о том, что охота глубоко вошла в систему народного хозяйства бал­карцев и карачаевцев. Об этом говорит поклонение божеству — покрови­телю охоты и охотников — Абсаты.

В честь Абсаты балкарцы и карачаевцы устанавливали различные изо­бражения — стелы из камня, другого материала. Одно из таких изображений в виде 4-метровой каменной стелы в форме дикого животного было найдено археологами в 1959 г. в дремучем лесу Чегемского ущелья. Ныне остатки этой стелы стоят во дворе Краеведческого музея в городе Нальчике (ил. 28).

Перед отправкой на охоту балкарцы и карачаевцы приносили жертву Абсаты, оставляли ему по одной стреле или пуле, а после удачной охоты ему выделяли определенную долю дичи.