Несмотря на погромы и геноцид со стороны монголов и войск Тимура в XIII-XIV вв., в XV в. Балкария и Карачай выступают на исторической арене как сформировавшаяся, самобытная и самостоятельная этнокультурная область Кавказа, находящаяся на пороге государственного образования, с разветвленной сетью княжеских владений, военных дружин, подчиненных верховному правителю — олию (вали), при котором существовал народный суд Тёре, который осуществлял управление всеми житейскими и военными делами, закреплял и узаконивал народные обычаи и традиции, осуществлял и устанавливал меры наказания и поощрения и т. д.
Первым письменным документом, свидетельствующим о сказанном, является надпись на золотом Цховатском кресте XIV-XV вв., в которой повествуется о том, что один из грузинских эриставов (князей) попал в плен в Басиани (так именуют грузинские источники Балкарию) и был выкуплен на средства Цховатской церкви (ил. 35).
Южные границы Балкарии и Карачая были защищены естественной грядой Кавказского хребта. Значительно менее прочными были границы северные, со стороны равнин и степей Предкавказья.
Расселение кабардинцев в Предкавказье
Походы монголов и Тимура еще более ослабили северные границы этнической территории балкарцев и карачаевцев. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, наиболее крупная и подвижная часть адыгских племен — кабардинцы — после трагических событий на Центральном Кавказе в XV-XVI вв. начала интенсивно расселяться по всему Центральному Предкавказью, вплоть до реки Сунжи. Но вскоре, в результате возвращения вайнахских племен — предков ингушей и чеченцев — с гор на плоскость, на прежние свои земли, самые пределы расселения кабардинцев по берегам Сунжи стали значительно сокращаться, и восточные границы их стали пролегать в Моздокских степях.
Вот что писали кабардинские ученые XIX в.: «По сказаниям, кабардинцы встретили на новых местах татарские (балкарские. — И. М.) поселения, отодвинули их в степи или заперли в горных ущельях, а сами поселились на их местах»; «Из всех разнообразных рассказов можно сделать, таким образом, одно только несомненное заключение: кабардинцы не были исконными жителями Кабарды, а откуда-то сюда переселились…»; «Судя по всему, кабардинцы заняли эти места не раньше XV в. или начала XVI в.». (Кудашев В. Н. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913. С. 6-10).