РАЗВИТОЕ СКОТОВОДСТВА ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ В XVIII — НАЧАЛЕ ХГХ В

После земледелия скотоводство являлось у вайнахов основным занятием. В рассматриваемое время в Чечне и Ингушетии преобладало разведение крупного рогатого скота. Это было связано с оседлым типом земледельческо-скотоводчес-кого ведения хозяйства вайнахов, в том числе и всего населения Северного Кавказа. Скот являлся рабочей силой для обработки пахотной земли, перевозки грузов и людей и давал удобрение для полей. Наибольшее значение в хозяйственном отношении имели волы, являвшиеся у горцев основным видом рабочего скота. Кроме того, вайнахи содержали буйволов, особенно на равнение. Эти животные высоко ценятся в Чечне и Ингушетии, как и во всем Северном Кавказе, так как один буйвол заменяет в работе двух быков, а буйволиное молоко по жирности значительно превосходит коровье молоко.

Скотоводство обеспечивало сырьем большую часть обра­батывающей промышленности, изготовлявшей необходимую одежду, обувь, постельные принадлежности и т. д. К тому же продукты скотоводства имели хороший сбыт на рынке.

Скот в горных районах был, безусловно, местной породы — малорослый и малопродуктивный, что объяснялось суровыми климатическими условиями, бедностью покосов, нехваткой сена в зимнее время в горах и отсутствием правильной селекции. Горный скот был неприхотлив к кормам и прекрасно приживался к местным условия. Как правило, горная корова весила 100-150 кг и давала самое большое — 300-400 литров молока за лактационный пород.1 Несмотря на то, что местные коровы давали мало молока, оно отличалось высокой жирностью. Среди прочих молочных продуктов коровье молоко дополнялось овечьим и козьим молоком. Из молока получали масло и сыр.

Большое значение имело кожа крупного рогатого скота, из которой изготовлялось обувь, конская сбруя. Изделия из кожи крупного рогатого скота ( конская сбруя), а также сыромятную кожу вайнахи продавали за пределы своего района. Рога домашних животных вайнахи использовали для изготовления рукояток ножей, кинжалов, шашек и других костяных поделок.

Скот служил также мерилом стоимости и основной пла­тежной единицей при торговых сделках, уплате калыма, штра­фе за кровь, увечье, бесчестье и т. д. По чеченским и ингушс­ким а датам, как и по адатам других соседних горских народов, при торговых сделках или за преступление расплачивались скотом. Так, при выдаче девушки замуж платили "калым" от 12 до 21 коровы, в зависимости от принадлежности невесты к знатному (богатому) или же бедному роду. За убитого мужчину, если произошло примирение кровников, род­ственники убийцы платили 130 коров, а за женщину, хотя это бывало и редко — 90 коров. За легкое ранение головы виновник должен был платить пострадавшему 1 барана и "доктору" полагалась плата баранами за лечение пострадавшего. В пользу того, что в прошлом скотоводство играло весьма важ­ную роль в хозяйстве чеченцев и ингушей, говорят не только различные документальные источники, но и народный фоль­клор. Так, герои исторических легенд и преданий "или сами пасли стада, или так или иначе оказывались связанными со скотоводством" ,3

На развитие скотоводства у чеченцев и ингушей в рассмат­риваемое время указывают не только русские, но и иностран­ные исследователи-путешественники. Так, например, И. А. Гюльденштедт сообщал, что "занятие их (вайнахов — Ш. А.) состоит, как у всех северокавказских народов, в скотовод­стве".4 Другой иностранный исследователь Л. Штедер, побы­вавший в конце XVIII века в Чечне и Ингушетии, отмечал, что все население вокруг Назрани имело значительное количество скота. О карабулаках Л. Штедер также сообщал, что они разводят крупный рогатый скот и лошадей.5

В разных географических зонах — горной (высокогорной) и равнинной (предгорной) развитие скотоводства в чеченских и ингушских обществах шло неравномерно. Так, например, крупный рогатый скот местные жители разводили в горах меньше, чем мелкий рогатый скот. Быков содержали столько, сколько требовалось для полевых работ, и оценивались они высоко. С переселением на плоскость горцы стали широко использовать для развития скотоводства равнинные террито­рии по рекам Сунжа и Терек вплоть до самого Кизляра. Наряду с земледелием для развития скотоводства равнинные пастбища использовали и живущие в горах чеченцы и ингуши. Только в летние месяцы скот выпасался в горах, а все остальное время года его перегоняли на равнины. Эти пастбища являлись основной кормовой базой в развитии скотоводства местного населения.

Говоря о развитии скотоводства в Чечне и Ингушетии, по­чти все источники XVIII-XIX вв. единодушны в том, что в гор­ных обществах условия хозяйственной жизни вайнахов суще­ственно отличались от равнинных и основным занятием насе­ления являлось скотоводство.6

В документах конца XVIII — нач. XIX в. отмечалось, что многие чеченцы-кистинцы, живущие в Тушетии, занимаются скотоводством, изготавливают сыр и масло. В описании быто­вой и хозяйственной жизни общества Галгая отмечается, что из-за малоземелья, каменистого грунта и сурового климата они испытывали недостаток в хлебе и поэтому выменивали зерно на масло, мед и овец у равнинных жителей Ингушетии. Однако, как замечает далее автор, в целом жители Галгая за­нимались скотоводством, разводя крупный рогатый скот. Луч­шие свои пастбища галашевцы имели близ деревень на правой стороне р. Ассы. Зимой скот содержали на заготовленном фураже.7 Дореволюционный исследователь А. Зиссерман, рас­сказывая о горном селении Цахиль-Гой, общества Майсты, отмечает, что его жители не имели пастбищ.8 По всей вероят­ности, автор А. Зиссерман имел в виду недостаточное количе­ство пастбищ, а не полное отсутствие их в данном обществе.

Несмотря на то, что существует немало свидетельств о том, что скотоводство у жителей горной Чечни и Ингушетии в рас­сматриваемое время носило преобладающий характер, вместе с тем отдельные исследователи отмечали, что скотоводство

здесь не получило широкого развития из-за ограниченных площадей для покосов и пастбищ.9

Как известно, с переселением горцев на равнины создаются возможности для освоение свободных пастбищных земель и увеличения воспроизводства скота за счет расширения кор­мовой базы. Скотоводство на равнине также приносило из­лишки мяса, молока, мосла, сыра и т. д. а также кожу и шерсть для одежды. Развитие скотоводства явилось важным условием развития земледелия, поскольку для последнего крайне необходимо была тягловая сила, особенно ввиду применения в земледелии громоздкого деревянного передкового плуга.

С целью улучшения породности скота чеченцы и ингуши приобретали коров, быков и овец у соседних северокавказских народов, а также у терских и гребенских казаков на Чер- вленском меновом дворе.10

Ошибочно утверждение Я. Штелина о том, что чеченцы яко­бы ведут кочевой образ жизни, и оно никак не согласуется с сообщениями документальных источников XVIII-XIX вв.11 Известно, что в основе развития скотоводства у народов Се­верного Кавказа, в том числе у чеченцев и ингушей лежала отгонная система хозяйства, которая давала возможность эф­фективного использования кормовых ресурсов и климатичес­ких условий природных зон — степной, предгорный и горный. Годовой цикл отгонной системы начинался, как правило, вес­ной, когда скот выгоняли из зимних стоянок на пастбища. Степи Предкавказья представляли ценные пастбища в весен­ние, осенние и даже в зимние времена, так как в малоснежные теплые зимы скот мог добывать себе подножный корм до самого декабря месяца включительно.

Отдельные дореволюционные авторы дают самые разноре­чивые сведения о развитии скотоводства в плоскостной Чечне и Ингушетии. Так, если судить по личным наблюдениям ис­следователя Голеницева-Кутузова, то на тучных чеченских лугах паслись многочисленные стада, которые с каждым годом все увеличивались.12 Рост поголовья скота в первую очередь следует, по-видимому, связывать с расселением вайнахов на равнинной части Чечни и Ингушетии. Другой дореволю­ционный автор утверждает, что чеченцы до 1840 г. были бо­

гаты скотом. Исследователь А. И. Ахвердов о присунженских и притеречных чеченцах писал, что главное богатство их со­стоит в овечьих стадах.13 Об ингушах сообщалось, что все на­селение вокруг Назрани, проживавшие в 93 небольших селе­ниях, имели значительное скотоводство, в том числе и круп­ный рогатый скот, выпасаемый ими в окрестностях селений. Отмечалось также, что разведением крупного рогатого скота занимались и жители карабулакского общества — орстхойцы.14

Академик Фальк, побыпавгпий в 1773 г. в Кизляре, Брагу — нах, Новогладовской и других местах, отмечал, что жители Брагунов имеют много скота, а тем более хороших лошадей. Далее он же сообщает, что в деревне князя Девлет-Гирея Чер­касского (впоследствии с. Старый-Юрт ) у жителей также много скота. Последнее утверждение автора вполне подтвер­ждается и сведениями за 1-ую четверть XIX века.15 Кроме того, известно, что чеченцы и ингуши, жившие на равнинных земля, содержали в небольшом количестве буйволов. Это подтвер­ждает дореволюционный исследователь И. И. Норденстамм.16 Данные животные, как мы отмечали выше, высоко ценились в Чечне и Ишугнетии. В целом же, как видно, скотоводство на равнинной части Чечни и Ингушетии было развито значитель­но лучше, чем в горах.

Утверждение отдельных авторов о том, что жители Чечни и Ингушетии как в горах, так и на равнине имели у себя много скота, следует отнести, на наш взгляд, к имущему слою вай — нахского общества. Пастбища являлись общетайповой соб­ственностью чеченцев и ингушей. На этих пастбищах каждая семья могла выпасать неограниченное количество скота. Со временем общетайповые или общинные земли и пастбища переходили в преимущественное владение крупных скотов­ладельцев. Такая форма закрепления тайповых земель и пас­тбищ освящалась адатами горцев.17 Исследователь И. И. Нор­денстамм указывает, что равнинные чеченцы за пользование горными пастбищами уплачивали владельцам этих пастбищ — "ламараяль" хлебом и другими продуктами.18 В данном случае автор, по-видимому, имеет в виду время еще до захвата владельцами общетайповых пастбищ и земель.

Безусловно, наличие в Чечне и Ингушетии зимних и лет-

4. Ахмадов Л. Ш.

97 них пастбищ давало возможность горцам расширять отгонное животноводство. Горные пастбища зачастую принадлежали богатым скотовладельцам, живущим на равнине, и они в горах устраивали специальные пастбища для скота — кутаны. Так, исследователь А. П. Берже сообщает, что в летнее время стада рогатого скота, которые принадлежали Малой Чечне, паслись на пастбищных горах Ауховского общества. Мелкие скотовладельцы подпадали в зависимость от крупных, в руках которых в сущности и сосредотачивались пастбища и большое количество скота. В качестве платы за пастбища мелкие скотовладельцы отдавали свой третий приплод крупным ско­товладельцам.19

Для зимовки скота горцы-скотоводы, как правило, регу­лярно заготавливали сено в горах. О заготовке сена горцами указывает исследователи-современники. Заготовка сена в горных условиях нередко связана была с большими трудно­стями и опасностью. Горцы косили сено на высоких склонах гор, здесь же связывали его в снопы и скатывали вниз, а оттуда привозили домой на арбах. Сено косили железной косой длиной более 60 см и шириной лезвия около 3-х пальцев, слегка изогнутой и прикрепленной к специальной ровной палке длиной более 2-х метра, которая одновременно служила и ручкой.20 Заготовка фуража у чеченцев и ингушей в рассматриваемое время служила необходимым дополнением к отгонной системе. Без этих условий развитие скотоводства в Чечне и Ингушетии не достигло бы такого относительно высокого уровня.

Дореволюционный исследователь Д. А. Милютин, который дает сведения о количестве крупного рогатого скота в различ­ных чеченских обществах, сообщает, что в лучшем положении находятся жители равнины, в частности, Надтеречные и присунженские районы. Так, например, только у Надтеречных чеченцев насчитывается более 10 тысяч голов крупного рогатого скота. Следовательно, на каждый двор приходилось, надо полагать, по 5 голов крупного рогатого скота. Здесь, по — видимому, необходимо учитывать, что Д. А. Милютин дает об­щую картину состояния наличия скота во всей Чечне, а сред­ние цифры, приводимые им, условны, тем более, что на боль­шей части Чечни считается, — как указывает автор, — богатым тот, у кого две пары быков и пара коров, а "вообще чеченцы очень бедны".21

Одной из самых древних, продуктивных и развитых отрас­лей хозяйства народов Северного Кавказа, в том числе чечен­цев и ингушей, наряду со скотоводством (крупный рогатый скот) являлось овцеводство.22 Овцеводство нашло у вайнахов массовый характер. Овцы требовали меньше ухода, чем круп­ный рогатый скот, были менее прихотливы к корму, их можно было пасти на склонах гор. В условиях Чечни и Ингушетии овцеводством занимались как жители предгорных, равнинных, так и горных, высокогорных районов. О благоприятных условиях горных районов Северного Кавказа для разведения овец в свое время указыпал и О. В. Маргграф.23 Условия Чечни и Ингушетии вполне способствовали широкому развитию овцеводства, нисколько не мешая земледелию.

Известно, что на протяжении столетий мелкий рогатый скот (овцы) давал горцам все необходимые мясомолочные продук­ты, а также шерсть и кожу для одежды и обуви. Из овечьего молока горцы делали сыр. Горский сыр был хорошего каче­ства, хотя и несколько соленоват. Овцы являлись у чеченцев и ингушей главным богатством. Они обменивали их у равнин­ных горцев и даже у соседних народов на различные хлопча­тобумажные ткани, полотно, ситец, медную и железную посу­ду, хозяйственные инструменты, соль, зерно и т. д.

О развитии овцеводства в горной и равнинной зонах Чечни и Ингушетии в прошлом подтверждают разнообразные источники и литература. Так, например, иностранный иссле­дователь — путешественник Ю. Клапрот, побыпавший в 1807- 1808 гг. в селении Балта недалеко от Больших Ингушей, от­мечал, что ниже селения Балта находится небольшая равнина, где ингуши выпасают летом своих овец и за это выплачивают небольшой налог старейшинам осетинской фамилии Темир — Султан-Илальди, которым принадлежит это селение.24 Представитель русской администрации на Кавказе в начале XIX века отмечал, что у горных чеченцев хорошо было разви­то овцеводство, причем "овец много и они хорошей породы".25 Другой иностранный исследователь-путешественник К. Кох, посетивший в начале прошлого столетия в числе других на­родов Северного Кавказа чеченцев и ингушей, указывал, что ингуши, живущие по одну сторону Конкура на красивом плос­когорье, летом спускаются в долину Терека, где пасут свои стада… И далее автор сообщал, что в 28 селениях и поселках живут ингуши и осетины, занимая все более или менее ровные места и выпасая в течении лета небольшие стада (овец — Ш. А.) на богатых травой горных лугах…26 Известный дорево­люционный исследователь С. Броневский отмечал, что на рав­нине по рекам Сунжа и Терек, "больше держат овец, нежели крупный рогатый скот".27

В рассматриваемое время среди местных жителей Чечни и Ингушетии славились черкесская и калмыцкая породы овец, их чеченцы и ингуши охотно разводили у себя. Заимствуя у русских поселенцев, а также у терских и гребенских казаков, чеченцы и ингуши разводили у себя овец тонкорунной поро­ды.28 Разводили они и менее ценные степные породы овец.

В конце XVIII — нач. XIX в. в чеченских и ингушских об­ществах были такие хозяйства, в которых насчитывалось до несколько сот и тысяч голов мелкого рогатого скота (овец). Так, по данным Д. А. Милютина у одних Надтеречных чечен­цев насчитывалось более 200 тысяч овец и, следовательно, на каждый двор в среднем приходилось около 100 овец.29 По со­общению А. И. Буцковского, чеченцы платили кумыкам дань овцами и основу пищи горцев составляли большей частью продукты животноводства.30 Судя по тому, что горцы должны были на землях своих князей и владельцев отрабатывать по одному дню во время сенокошения, посева и жатвы, надо по­лагать, что вайнахская имущая прослойка содержала в боль­шом количестве мелкий рогатый скот и имела в собственности пастбищные и пахотные земли.

В своих многочисленных рапортах и докладных царские офицеры в начале XIX века приводят разнообразные сведения о состоянии овцеводства как в горной, так и на равнинной части Чечни и Ингушетии. Кизлярский комендант А. И. Ахвердов в 1804 г. отмечал, что ичкеринцев основное хозяй­ственное занятие овцеводство. Относительно карабулаков, про­живавших в ХУШ веке ближе к горам, в верховьях реки Сун­жи, и горных ингушей, кистов А. И. Ахвердов сообщал, что они имели большие овечьи стада.31 Автор Р. Ф. Розен о чечен­цах, живущих на Тереке и на равнинах рек Сунжи и Аргуна, указывает, что они более занимаются овцеводством. Отмечая о занятии овцеводством ичкеринцев и жителей общества Ча — буртлы (Чеберлой — Ш. А.), русский офицер, барон Р. Ф. Розен сообщает, что они (общества) изобилуют пастбищами, как в летнее время, так и в зимнее время, пригодными для выпаса овец, которых горцы разводят довольно много.32 В одном из показаний узденя А. Агаева в Кизлярскую гражданскую кан­целярию в 1748 году о положении в Чеберлоевском обществе, в частности, сообщалось о том, что во многих горских усадь­бах жители весьма богаты скотом: "яко то овцами, коровами, пчелами и хлебом", и старожилы не припомнят случая, чтобы когда-либо был большой падеж скота.

Судя по источникам, в равнинных обществах Ингушетии овцеводство развивалось далеко неравномерно. Так, например, в начале XIX века население общества Галгая только отчасти занималось разведением овец. Десять галашевских селений Ингушетии, в числе которых были галгаевские селения Мужичи, Нижний Алкун и карабулакские селения (например, Верхний Алкун) занимались преимущественно овцеводством. Материалы конца XVIII — начала XIX века убеждают нас в том, что карабулаки (орстхойцы), спустившись с гор на равнину и в предгорья, стали заниматься разведением мелкого рогатого скота. В целом, горное овцеводство у чеченцев и ингушей по своему удельному весу среди других нагорных районов Северного Кавказа занимало значительное место. Это доминирующее положение стадного овцеводства в хозяйствах горных жителей Чечни и Ингушетии сохранилось и в XVIII — нач. XIX века. Кроме того, в рассматриваемое время как в горах, так и на равнине чеченцы и ингуши разводили также много коз.

Известно также, что чеченцы и ингуши также, как и другие народы Северного Кавказа, издавна занимались коневод­ством.35 Коневодство было развито у чеченцев и ингушей как в горах, так и на равнине. Судя по источникам, население гал- гаевского общества (горной Ингушетии) имело в личных хо­зяйствах лошадей. По сообщению того же источника, галга — евцы, куда входила часть галгаевских поселений (Мужичи,

Нижний Алкун), так же имели у себя в большом количестве лошадей.

В рассматриваемое время коневодство в Чечне и Ингушетии в основном носило экстенсивный характер — чеченцы и ингуши еще мало культивировали выведение новых пород лошадей. Дореволюционный исследователь И. И. Норденстамм отмечал, что чеченская порода лошадей не славится на Кавказе, а потому чеченцы-наездники предпочитают покупать лошадей в Кабарде или в других местах, а также чаще они приобретают их на Кавказской Линии и у кумыков.37 Профессор Н. П. Гриценко пишет, что чеченцы предпочитали лошадей черкесской породы.38 Использование чеченцами и ингушами лошадей кабардинской породы, акклиматизировавшихся в местных условиях Северного Кавказа, следует относить, на наш взгляд, к более раннему периоду, нежели к XVIII веку.

Известно, что лошади местной породы у чеченцев и ингушей были невелики ростом. Они постоянно передвигались по горам, хорошо преодолевали горные переходы и были очень выносливы. О развитии коневодства в Чечне указывает дореволюционный исследователь К. Самойлов. По его свидетельству равнинные чеченцы почти все имели лошадей, в то время как в горах лошадь являлась редкостью и ее могли иметь только люди богатые.39 По — видимому, утверждения К. Самойлова о наличии одной или двух лошадей в каждом хозяйстве относятся к жителям Надтеречных и присунженских вайнахских селений. Кроме того, наличие почти у всех равнинных чеченцев лошадей в рассматриваемое время объясняется, во-первых, расширившейся сферой торговой жизни вайнахов как внутри Чечни и Ингушетии, так и за их пределами, с соседними народами; во-вторых, происходившими в это время глубокими социально-экономическими процессами в вайнахском обществе, приводившие к имущественному неравенству.

Дореволюционный исследователь А. П. Берже указывает, что в летняя время большая часть табунов лошадей, принадлежавших жителям Малой Чечни, выпасалась на горных пастбищах Ауховского общества.40 Естественной базой расширения поголовья лошадей у чеченцев и ингушей являлось развитие кошевой системы коневодств. Профессор Е. И. Крупнов считает, что широко практиковавшаяся кошевая система ско­товодства у народов Северного Кавказа связана с развитием коневодства.41

В конце XVTII — начале XIX в. по сведениям иностранного исследователя-путешественника Ю. Клапрота у чеченцев и ингушей в горах большое место в хозяйственной жизни занимали такие животные, как ослы и мулы.42 Дореволюционный исследователь И. И. Норденстамм также указывает, что горные жители Чечни держат много ослов, а в некоторых местах имеют мул 43 Безусловно, ослы и мулы также как и волы, использовались горцами в качестве тягловой силы в хозяйстве.

В рассматриваемое время в Чечне и Ингушетии их жители разводили также и домашнюю птицу: на равнине и предгорьях — кур,

^ 44

гусей, уток и индеек, а в горах — кур.

Подводя итог, следует отметить, что наряду с земледелием у чеченцев и ингушей в указанный период относительно быстрыми темпами развивалось скотоводство и, в частности, овцеводство. Это стало возможным благодаря широкому освоению равнинных земель. Наличие зимних и летних пастбищ, а также заготовка фуража в летне-осенее время — все это создавало условия для относительного высокого уровня развития скотоводства у чеченцев и ингушей в рассматриваемое время.

Однако при всем этом основная масса простых горцев, за­нимавшаяся скотоводством, продолжала испытывать большие потребности в продуктах животноводства. Объяснялось это, во — первых, отсутствием правильно организованных условий кормления и содержания скота, системы кочевки и перегона скота на летние пастбища; во-вторых, низкой продуктивностью рогатого скота (овцы в массе своей были здесь грубошерстные, давали небольшой приплод и мало шерсти); в-третьих, отсутствием в достаточном количестве зимних пастбищ и т. д.