Формы землевладения и землепользования в сельских общинах чеченцев и ингушей

В XVIII — нач. XIX в. сельская община у чеченцев и ингу­шей становится главной формой общественных отношений в вольных обществах Чечни и Ингушетии. Сельская община и тайп занимали в это время ведущую роль в системе обществен­но-политического устройства вайнахского общества. Практи­чески и сельская община, и тайп являлись основными облада­телями людских и материальных ресурсов в пределах вольных обществ Чечни и Ингушетии. Само существование вольных обществ было обусловлено прочностью тайповых отношений в сельских общинах. Сельская община у вайнахов возникла, естественно, задолго до XVIII века. Она существовала, безусловно, еще в период раннего средневековья. В рассмат­риваемое время сельская община чеченцев и ингушей состояла из представителей различных тайпов (группа кровнород­ственных семей).

Известный дореволюционный этнограф М. Ковалевский, изучавший дагестанский джамаат, пришел к выводу, что он (джамаат) состоял из родов, т. е. токхумов. На этой основе М. Ковалевский утверждает, что общественный строй в Дагестане в XIX веке является якобы совокупностью сельских родовых общин.32

В понимании некоторых дагестанских исследователей тер­мин "джамаат" в рассматриваемое время обозначает "сельская община". В Чечне и Ингушетии в XVIII веке термин "джамаат" с его социальным и общественным понятием вообще не существовал. Но зато здесь в это время с идентичным содер­жанием и понятием функционирует сельская община, состоя­щая из представителей различных тайпов (кровнородственных семей).

Однако, надо отметить, что М. Ковалевский ошибочно счи­тает, что род и тукхум одно и то же. Безусловно, его ошибоч­ные взгляды на этот счет не разделяет дагестанский ученый Р. М. Магомедов, замечая, что тукхум в своей основе был не родом, а семейной общиной.33

Отметим здесь также, что вайнахскому понятию рода соот­ветствует слово "ваьр"34 и арабский термин "тайфа" (чеч.) — тайп(а), а термин "тукхум" на вайнахском языке означает — союз или совокупность тайпов (родов). А что касается термина "джамаат", то он как термин сугубо религиозного содержания и понятия существует в вайнахском лексиконе, по-видимому, со времени окончательного утверждения ислама в Чечне и Ингушетии.

Поскольку мы говорим о том, что в рассматриваемое время вайнахская сельская община представляла тайповое объе­динение и состояла из представителей различных тайпов, то перед нами, естественно, встает вопрос, а какая же существо­вала в этих общинах форма земельной собственности на сред­ства производства?

Проанализированные нами материалы по проблеме соци­ально-экономического развития Чечни и Ингушетии в XVIII

— нач. XIX в. не дают нам никаких оснований находить в вай­нахских общинах этого периода каких-либо признаков суще ствования первобытнообщинного строя. Более того, нет сколь ко-нибудь даже косвенно подтверждающих материалов, не говоря уж о конкретных свидетельствах, доказыпающих, что вайнахская сельская община в рассматриваемое время явля лась родовой общиной, т. е. первобытно-родовой общиной. Поэтому на сегодняшний день нет никаких оснований назы вать вайнахскую сельскую общину первобытно-родовой об щиной.

Утверждая данный тезис, мы исходим из того, что в XVTII

— нач. XIX в. в вайнахских сельских общинах отсутствовала общественная собственность на средства производства. Основ ная часть общинных земель уже давно находилась в руках отдельных членов тайпа и отдельных тайповых семей. В рас сматриваемое время существовали следующие виды собствен ности на землю:

1. Общинные земли, которыми пользовались все члены об­щины. Такими землями являлись в первую очередь пахотные земли, леса, сенокосы и пастбища. Только в некоторых общи­нах в общей собственности находилась часть пахотных земель. Все земли общего пользования ежегодно перераспределялись по жребию между членами общины.35 В целом, в вайнахских общинах наблюдалось постоянное общее пользование пастби­щами, сенокосами и лесом.

2. Тайповые земли, которые являлись одним из видов соб­ственности внутри сельской общины. Каждый тайп имел свои пахотные и пастбищные земли. Эти земли у вайнахов называ­лись "тайпанан латташ" (тайповые земли), "тайпанан лаьм — наш" (тайповые горы) с пастбищными и сенокосными угодья­ми и т. д. Исследователь И. М. Смирнов в качестве таковых на­зывает: Щонтаройн лам, Белгіатойн лам, Эрсанойн лам, Бе — нойн лам, Билтойн лам, Зандакъойн лам, Ишхойн лам, Пордалойн лам и т. д., а также пастбища горных хребтов… Следы существования таких земель мы наблюдаем и в поздней­шее время.

3. Мечетские земли (вакуф). — маьждиган латта (чеч.) — со­ставлявшие пахотные и пастбищные земли, которые принад­лежали мечетям. Мечетские земли обрабатывали и убирали с них урожай члены сельской общины. Доходы с мечетских зе­мель в основном шли служителям сельских мечетей.

4. Земли отдельных членов сельской общины, находивши­еся в их личной собственности. Частновладельческие земли были разной величины по площади, и они не подлежали пе­рераспределению по жеребьевке. Члены сельской общины на своей территории имели право продавать, дарить, завещать, передавать по наследству свои земли и т. д.

Таким образом, существование в XVIII — нач. XIX в. на территории сельских общин различных форм земельной соб­ственности — свидетельство о далеко зашедших социально — экономических отношениях в вайнахских вольных обществах. В сельских обществах имелись разные формы земельной соб­ственности. Наряду с общественной и коллективной собствен­ностью существовала и частная. Вместо коллективного труда в обществе использовался индивидуальный труд. Каждый член сельского общества (общины) сам обрабатывал свой участок земли, причем отдельно. Совместная обработка земли всеми членами сельской общины не производилась. Исключением являлся существовавший у вайнахов, так же как и у других народов Северного Кавказа, один из видов коллективной помощи в сельских обществах — "белхи".37

В рассматриваемое время в вайнахской сельской общине мы не застаем ни экономического (имущественного), ни социального равенства, свойственного первобытному обществу. Поэтому мы не можем утверждать о том, что сельская община вайнахов являлась родовой общиной, т. е. первобытной общиной. Сельская община вайнахов, состоявшая из тайпов (группы кровнородственных семей), теперь выглядела иначе. В связи с изменениями в форме собственности на землю изменились в ней и экономические отношения. Одни таиповые семьи становились богатыми, а другие — бедными. Выделившаяся из нее сельская общинная знать (старейшины, баьччи, тамады, тайпов, кадии, муллы и т. д.) систематически расширяли свои земельные участки за счет ущемления прав и интересов основной массы вайнахских общинников — крестьян.