В XVIII — нач. XIX в. сельская община у чеченцев и ингушей становится главной формой общественных отношений в вольных обществах Чечни и Ингушетии. Сельская община и тайп занимали в это время ведущую роль в системе общественно-политического устройства вайнахского общества. Практически и сельская община, и тайп являлись основными обладателями людских и материальных ресурсов в пределах вольных обществ Чечни и Ингушетии. Само существование вольных обществ было обусловлено прочностью тайповых отношений в сельских общинах. Сельская община у вайнахов возникла, естественно, задолго до XVIII века. Она существовала, безусловно, еще в период раннего средневековья. В рассматриваемое время сельская община чеченцев и ингушей состояла из представителей различных тайпов (группа кровнородственных семей).
Известный дореволюционный этнограф М. Ковалевский, изучавший дагестанский джамаат, пришел к выводу, что он (джамаат) состоял из родов, т. е. токхумов. На этой основе М. Ковалевский утверждает, что общественный строй в Дагестане в XIX веке является якобы совокупностью сельских родовых общин.32
В понимании некоторых дагестанских исследователей термин "джамаат" в рассматриваемое время обозначает "сельская община". В Чечне и Ингушетии в XVIII веке термин "джамаат" с его социальным и общественным понятием вообще не существовал. Но зато здесь в это время с идентичным содержанием и понятием функционирует сельская община, состоящая из представителей различных тайпов (кровнородственных семей).
Однако, надо отметить, что М. Ковалевский ошибочно считает, что род и тукхум одно и то же. Безусловно, его ошибочные взгляды на этот счет не разделяет дагестанский ученый Р. М. Магомедов, замечая, что тукхум в своей основе был не родом, а семейной общиной.33
Отметим здесь также, что вайнахскому понятию рода соответствует слово "ваьр"34 и арабский термин "тайфа" (чеч.) — тайп(а), а термин "тукхум" на вайнахском языке означает — союз или совокупность тайпов (родов). А что касается термина "джамаат", то он как термин сугубо религиозного содержания и понятия существует в вайнахском лексиконе, по-видимому, со времени окончательного утверждения ислама в Чечне и Ингушетии.
Поскольку мы говорим о том, что в рассматриваемое время вайнахская сельская община представляла тайповое объединение и состояла из представителей различных тайпов, то перед нами, естественно, встает вопрос, а какая же существовала в этих общинах форма земельной собственности на средства производства?
Проанализированные нами материалы по проблеме социально-экономического развития Чечни и Ингушетии в XVIII
— нач. XIX в. не дают нам никаких оснований находить в вайнахских общинах этого периода каких-либо признаков суще ствования первобытнообщинного строя. Более того, нет сколь ко-нибудь даже косвенно подтверждающих материалов, не говоря уж о конкретных свидетельствах, доказыпающих, что вайнахская сельская община в рассматриваемое время явля лась родовой общиной, т. е. первобытно-родовой общиной. Поэтому на сегодняшний день нет никаких оснований назы вать вайнахскую сельскую общину первобытно-родовой об щиной.
Утверждая данный тезис, мы исходим из того, что в XVTII
— нач. XIX в. в вайнахских сельских общинах отсутствовала общественная собственность на средства производства. Основ ная часть общинных земель уже давно находилась в руках отдельных членов тайпа и отдельных тайповых семей. В рас сматриваемое время существовали следующие виды собствен ности на землю:
1. Общинные земли, которыми пользовались все члены общины. Такими землями являлись в первую очередь пахотные земли, леса, сенокосы и пастбища. Только в некоторых общинах в общей собственности находилась часть пахотных земель. Все земли общего пользования ежегодно перераспределялись по жребию между членами общины.35 В целом, в вайнахских общинах наблюдалось постоянное общее пользование пастбищами, сенокосами и лесом.
2. Тайповые земли, которые являлись одним из видов собственности внутри сельской общины. Каждый тайп имел свои пахотные и пастбищные земли. Эти земли у вайнахов назывались "тайпанан латташ" (тайповые земли), "тайпанан лаьм — наш" (тайповые горы) с пастбищными и сенокосными угодьями и т. д. Исследователь И. М. Смирнов в качестве таковых называет: Щонтаройн лам, Белгіатойн лам, Эрсанойн лам, Бе — нойн лам, Билтойн лам, Зандакъойн лам, Ишхойн лам, Пордалойн лам и т. д., а также пастбища горных хребтов… Следы существования таких земель мы наблюдаем и в позднейшее время.
3. Мечетские земли (вакуф). — маьждиган латта (чеч.) — составлявшие пахотные и пастбищные земли, которые принадлежали мечетям. Мечетские земли обрабатывали и убирали с них урожай члены сельской общины. Доходы с мечетских земель в основном шли служителям сельских мечетей.
4. Земли отдельных членов сельской общины, находившиеся в их личной собственности. Частновладельческие земли были разной величины по площади, и они не подлежали перераспределению по жеребьевке. Члены сельской общины на своей территории имели право продавать, дарить, завещать, передавать по наследству свои земли и т. д.
Таким образом, существование в XVIII — нач. XIX в. на территории сельских общин различных форм земельной собственности — свидетельство о далеко зашедших социально — экономических отношениях в вайнахских вольных обществах. В сельских обществах имелись разные формы земельной собственности. Наряду с общественной и коллективной собственностью существовала и частная. Вместо коллективного труда в обществе использовался индивидуальный труд. Каждый член сельского общества (общины) сам обрабатывал свой участок земли, причем отдельно. Совместная обработка земли всеми членами сельской общины не производилась. Исключением являлся существовавший у вайнахов, так же как и у других народов Северного Кавказа, один из видов коллективной помощи в сельских обществах — "белхи".37
В рассматриваемое время в вайнахской сельской общине мы не застаем ни экономического (имущественного), ни социального равенства, свойственного первобытному обществу. Поэтому мы не можем утверждать о том, что сельская община вайнахов являлась родовой общиной, т. е. первобытной общиной. Сельская община вайнахов, состоявшая из тайпов (группы кровнородственных семей), теперь выглядела иначе. В связи с изменениями в форме собственности на землю изменились в ней и экономические отношения. Одни таиповые семьи становились богатыми, а другие — бедными. Выделившаяся из нее сельская общинная знать (старейшины, баьччи, тамады, тайпов, кадии, муллы и т. д.) систематически расширяли свои земельные участки за счет ущемления прав и интересов основной массы вайнахских общинников — крестьян.