Это самая крупная языковая семья мира. Около 20 лет назад в ней насчитывалось почти 1,5 миллиарда человек из трех миллиардов 69 миллионов населения Земли. Таким образом, к индоевропейской семье принадлежит каждый второй житель нашей планеты. Лингвист X. Петерсен выдвинул гипотезу о генетической связи нескольких языковых семей, считавшихся неродственными, и назвал эти языки «ностратичсс — кими» («ностра» — лат. «семья»). В их число входили и языки индоевропейской семьи. Исследования талантливого советского ученого В. М. Иллич-Свитыча показали обоснованность объединения индоевропейских, семито-хамитских, уральских, алтайских и некоторых других языков в большую ностратическую языковую макросемыо (81). Допустимо, что эта макросемья могла оформиться в эпоху позднего палеолита, т. е. древнего каменного века приблизительно в ХИ-Х тыс. до н. э. Наиболее крупная индоевропейская общность сформировалась, как считают специалисты, в Юго-Западной Азии, а в III тыс. до н. э. индоевропейцы расселились уже в Северном Причерноморье. В настоящее время народы индоевропейской семьи живут на огромной территории от Балтики до Берингова пролива.
На бывшей территории СССР представлены семь групп индоевропейской языковой семьи: славянская, иранская, романская, балтийская, германская, индийская, и отдельную группу составляет армянский язык. Из них на Северном Кавказе живут носители иранских и славянских языков, а также армянского языка. По отношению к народам иберо-кавказской семьи, как исконным автохтонам Кавказа, индоевропейские народы представляют более поздних насельников региона. Первыми здесь появились народы иранской группы, сначала занявшие степи и равнины Северного Причерноморья и Предкавказья, а затем начавшие продвигаться в горные ущелья Центрального Кавказа.
Понятие «иранские языки» включает в себя родственные языки, происходящие от общсиранского языка — основы. Это не означает, что данные языки образовались, как и народы, на территории современного Ирана — название последнего, как и название всей этноязыковой группы, восходит к этнониму <<арий>> — самоназванию древних индоиранских (арийских) племен. Предполагается, что первоначальное ядро индоиранской общности сложилось в III-II тыс. до н. э. в южнорусских степях, а к началу I тыс. до н. э. арийская общность распалась на две ветви — индоарийскую и иранскую. В начале I тыс. до н. э. иранская ветвь, в свою очередь, распалась на киммеро-скиф — скую и протоперсидскую. Древние арии не имеют никакого реального отношения к расовой теории превосходства арийских народов над «низшими» народами, теории, культивировавшейся в нацистской Германии и принятой на идеологическое вооружение фашизмом (82, с. 43).
Среди древних иранских языков укажем скифские языки (диалекты), принадлежащие скифским племенам, к середине I тыс. до н. э. расселившимся на огромной территории от Черного моря до Алтая и ведшим подвижный кочевой образ жизни. Понятие «скифский язык» в науке применяется к северозападной группировке древних иранцев, обитавших в Северном Причерноморье, Приазовье и в степях Северного Кавказа. Именно эта группировка древних иранцев и их язык связаны с современным ираноязычным народом Северного Кавказа — осетинами.
Осетины. На Северном Кавказе живут два ираноязычных народа: осетины и таты. Последние немногочисленны (более 20 тыс. человек) и в основном обитают в Азербайджане, лишь небольшая их группа находится в окрестностях Дербента и Кайтаго-Табаса — ранском районе Дагестана. На них мы не останавливаемся.
Численность осетин — более 600 тыс. человек (в РСО-А 335 тыс. чел.) с учетом многочисленной осетинской диаспоры, живущей за пределами своей этнической территории. Особенностью истории этого народа является то, что он в течение многих веков разделен на две части: северную и южную (83). Северная часть осетин составляет основное население Республики Северная Осстия-Алания с центром в г. Владикавказе и входит в состав Российской Федерации. Южная часть осетинского народа живет на южных склонах Кавказского хребта (около 80 тыс. человек), центр Южной Осетии в г. Цхинвали (84). Административно-политически Южная Осетия входит в состав Грузии, но в значительной степени формально: после объявления Южной Осетией о своем статусе республики в 1991 г. началась война между Грузией и южными осетинами. Война закончилась с помощью миротворческих сил России, но установившийся мир хрупок, ибо конфликтующие стороны его результатами не удовлетворены. В частности, Южная Осетия как республика с самостоятельной президентской исполнительной властью стремится к воссоединению с Северной Осетией в рамках единого осетинского государства в составе РФ. Эта политическая тенденция имеет латентную форму и иллюзорна, поскольку правительство России вряд ли пойдет на подобную акцию из-за незаинтересованности в остром конфликте с Грузией — принцип неделимости и территориальной целостности государства весьма актуален для самой России.
Таким образом, современный осетинский народ, единый по своим генетическим корням и самосознанию, исторически и географически оказался разделенным на две части, постепенно обособившиеся и обретшие языковую и культурную (вплоть до менталитета) специфику. Нет сомнения в том, что на севере эта специфика определялась вхождением Северной Осетии в 1774 г. в Россию и глубоким влиянием се на осетин севера, в то время как южане издревле (не позже XIII в.) расселились в Грузии и испытывали устойчивое грузинское влияние. Определились диалектные различия в языке. Поэтому некоторые осетинские ученые высказывают осторожную мысль о том, что ссвсрянс и южане в настоящее время превратились в два родственных, но разных народа, подобно трем адыгским народам: адыгейцам, черкесам и кабардинцам. Таким образом, проблема разделенных народов на Северном Кавказе реально существует.
В отличие от глубоко аборигенных народов иберо — кавказской семьи, развивавшихся на своей территории в течение тысячелетий в условиях достаточно стабильного континуитета (непрерывности), осетинский народ прошел более сложный путь этнического развития. Основная сложность данного пути видится в том, что в формировании современного осетинского этноса и его культуры приняли активное участие два ведущих эт- нообразующих компонента: пришлый степной ираноязычный (скифы, сарматы и аланы) и аборигенный гор — но-кавказский, понимаемый как носители яркой кобан — ской археологической культуры I тыс. до н. э. Встреча, взаимодействие, а затем взаимопроникновение тех и других в рамках ограниченной территории привели к смешению и длительному периоду языкового и культурного синтеза. В результате в сфере языка победу одержал язык иранского (аланского) суперстрата, обогатившийся за счет влияний кавказских языков, в сфере генетико-антропологической и материальной культуры победил кавказский субстрат, т. с. местная основа (85, с. 11; 86, с. 18-19). По своему языку современные осетины продолжают языковую традицию древних северных иранцсв-скифов, сарматов, алан; антропологический (физический) тип осетин в то же время характеризуется антропологами как типичный для кав — касионской группы популяций. Кавкасионский антропологический тип антропологом В. П. Алексеевым рассматривался как реликтовая форма антропологического пласта эпохи неолита и даже позднего палеолита, сохранившаяся почти без изменений до современности в условиях высокогорной изоляции (87, с. 154, 169; 80, с. 197-200). В этом сочетании развитых языков ски — фо-сарматского степного мира, контактировавшего с древними цивилизациями Ближнего Востока и Средиземноморья, с древнейшими кавказскими этнокультурными пластами и их архаикой, заключается особый интерес изучения осетин. Таким образом, осетины — народ ираноязычный и индоевропейский по языку и кавказский по физическому облику и многим элементам культуры. Представления о том, что осетины есть дожившие до нашего времени скифы или аланы (тем более арии!), притом в «чистом» виде и без инородных примесей, не имеют под собой научной основы, хотя и существуют в самоидентификации части осетинской интеллигенции. Наглядным доказательством тому служит переименование в октябре 1994 г. Северной Осетии в Аланию (хотя эти понятия далеко не идентичны). Раздавались голоса о переименовании осетинского языка в аланский язык (но они так же не идентичны).
Северные осетины состоят из двух подразделений — дигорцев и иронцев. У каждого из них свой диалект, очевидно восходящий к тем временам, когда дигорцы и иронцы были отдельными племенами в составе аланского союза племен, затем (с X в.) раннефеодальной государственности Алания. Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинского литературного языка, на нем творил великий осетинский поэт-демократ К. Л. Хстагуров (1859-1906). Обращает на себя внимание широта миропонимания поэта, писавшего:
Весь мир — мой храм,
Любовь — мол святыня,
Вселенная — Отечество мое.
Северная Осетия добровольно вошла в состав Российской Империи в 1774 г. и не принимала участия в Кавказской войне на стороне Шамиля. Как это, так и прорусская ориентация в целом, были обусловлены, с одной стороны, христианской верой осетин (у алан с начала X в.; 53, с. 39-44), хотя и сильно стертой и перекрытой возродившимся традиционным язычеством, с другой стороны, — физическим вымиранием осетин в бесплодных горных теснинах и безземельем. Для выживания народа был необходим выход на предгорную плодородную равнину, и обеспечить этот выход в XVIII в. могла только Россия, особенно после победоносной войны с Османской Турецкой империей и подписания Кучук — Кайнарджийского мирного договора 1774 г. — Большая и Малая Кабарда окончательно присоединились к России, и осетины получили возможность переселения на равнину под прикрытием русской крепости Владикавказ (основана в 1784 г.). Переселение на равнину в конце XVIII — начале XIX в., по словам историка этого процесса Б. П. Березова, стало «новым возрождением» (прежде всего демографическим) осетинского народа (88, с. 4). Понятно, что расселение на равнине, коренным образом изменившее жизнь осетин, непосредственное соседство с русскими селениями усилили доверие к России и открыли осетинам дорогу к образованию, русской культуре, государственной службе. В самом начале XIX в. академик Ю. Клапрот писал: «Осетины являются, вероятно, наиболее поддающимся цивилизации народом Кавказа, и путешественнику следует изучить их и с этой точки зрения; необходимо установить, что до сих пор задерживало их развитие и что надо сделать для ускорения приобщения их к цивилизации» (89, с. 105). Сотни осетин влились в офицерский корпус Российской армии, выдвинув плеяду заслуженных генералов. После завершения строительства железной дороги Ростов-Владикавказ в 1875 г. Северная Осетия активно включается в общероссийский капиталистический рынок, формируется национальная интеллигенция — носитель либеральной общественно-политической мысли. Экономическим, административным и культурным центром Северной Осетии и всей Терской области становится город Владикавказ. Северная Осетия прочно входит в государственную систему Российской Империи, играя в этой системе ключевую геополитическую роль на Кавказе: три лучших перевальных пути в Закавказье находятся в горах Северной Осетии (перевалы Крестовый, Рокский и Мамисонский). Без преувеличения можно сказать, что указанная ключевая роль Осетии в самом центре Кавказа на трассах Военно-Грузинской и Воєнно-Осетинской дорог сохраняется и сейчас.
После Октябрьской революции 1917 г. в составе Горской республики был образован Осетинский округ (январь 1921 г.), 7 июля 1924 г. он был преобразован в Автономную область в составе РСФСР, а в декабре 1936 г. была создана Северо-Осетинская АССР, в начале 1990-х годов преобразованная в Республику Северная Осетия — Алания с президентским правлением и разграничением полномочий между республикой и федеральным центром. В последние 10 лет осетинскому народу выпали наиболее серьезные испытания в связи с территориальным спором с соседней Ингушетией из-за Пригородного района. После выселения из гор на предгорную равнину в XVII-XVIII вв. ингуши жили на территории Пригородного района, в районе с. Тарского находился их аул Ангушт, откуда и пошло современное название ингушей. В результате массовой депортации ингушей в феврале 1944 г. Пригородный район опустел и был заселен осетинами. По возвращении из Средней Азии в 1957 г. ингуши вновь расселились в Пригородном районе (порядка 40 тыс. человек) и в г. Орджоникидзе-Владикав — казе (17 тыс. человек), столкновений на почве межнациональных отношений не было. Перспектива добрососедских отношений между осетинами и ингушами казалась прочной.
Но к концу 80-х годов в Ингушетии сложились экстремистские силы, настроенные на территориальный реванш и передел сложившихся границ в пользу Ингушетии, т. е. возвращения Пригородного района вместе с частью г. Владикавказа. Политический консенсус найден не был, и вскоре после принятия Верховным Советом РСФСР закона о реабилитации репрессированных народов (в том числе и территориальной, что было ошибкой) в конце октября 1992 г. ингушские вооруженные формирования вторглись в Пригородный район. Несколько дней боев закончились вытеснением ингушей за пределы Пригородного района, восстановлением статус-кво. Но большая часть ингушей была вынуждена покинуть территорию Северной Осетии и превратилась в массу бедствующих беженцев и горючий материал для новых столкновений. За прошедшие годы ни местные политики, ни федеральные власти, несмотря на усилия, не смогли найти полного и взаимоприемлемого решения этой острейшей проблемы, фактически представляющей борьбу за землю и жизненное пространство. На Кавказе борьба за землю всегда носила ожесточенные и бескомпромиссные формы, ни одна из конфликтующих сторон не собирается отступать и имеет свои аргументы. Поэтому очаг конфронтации с ингушами для осетин не погашен по сей день и постоянно напоминает о себе. Отношения Осетии и Ингушетии после событий 1992 г. стали одной из наиболее болевых точек в межнациональных отношениях внутри Российской Федерации и чреваты крупными неприятностями для государства, не занявшего в вооруженном конфликте двух своих субъектов принципиальной политической и правовой позиции.
Как уже говорилось, в религиозном отношении осетины в основном считаются православными христианами, и лишь несколько селений приняли ислам, очевидно, в XVIII в. проникший из Кабарды. Но в действительности в верованиях осетин преобладают традиционные языческие культы, уходящие своими корнями в глубь веков и демонстрирующие огромную живучесть и устойчивость (90, с. 32-85). Наиболее популярным в Осетин божеством является бог мужчин, воинов и путников, патрон Осетии бог-всадник Уас — тырджи, представляющий своеобразный слепок с христианского св. Георгия Победоносца — также воина — всадника. Существует множество дзуаров (святилищ), посвященных Уастырджи. Главный и наиболее импозантный среди них — деревянное святилище Реком в Цейскомущелье (91, с. 5-49).
Осетинский народ выдвинул из своей среды выдающихся деятелей литературы, науки, искусства, техники, военного дела и т. д. Не только на Кавказе и в России, но и в мире известны имена великого осетинского поэта Коста Хетагурова, писателя Г. Газданова, ученого — филолога В. Абаева, народного артиста СССР В. Тхап — саева, выдающихся дирижеров В. Гергиева и В. Дударовой, капитана атомохода «Арктика» Ю. Кучиева, дважды Героя Советского Союза генерала армии И. Плиева. Многие другие осетины также прославили осетинский народ и Россию.