Подобно абхазам, адыги принадлежат к числу древнейших автохтонных жителей Кавказа, их далекие предки также входили в палеокавказскую этноязыковую семью, археологически фиксируемую с III тыс. до н. э. Выше уже говорилось об этом. Общее самоназвание адыгских народов — «адыгэ», причем параллельно существовал другой этноним — «черкес», появившийся в XIII в. (полагают, что он возник в среде тюрок, а от них вошел в европейскую и восточную литературу и стал популярным (13, с. 23, прим. 10)). Под именем черкесов адыгские народы вошли в русскую и мировую литературу, хотя в русских летописях они проходят под третьим названием «касоги» (в «Повести времен-
ных лет» под 965 г. говорится о походе князя Святослава: «…и град их Белу Вежю взя и Ясы победи и Касогы» (19, с. 66)), но этот этноним со временем оказался стерт и сейчас применительно к кабардинцам употребляется только осетинами («кашгон»). На основании созвучия номинаций «касоги» и их страны «Касахия» у византийского автора X в. Константина Багрянородного (20, с. 175) в литературе была сделана попытка адыгов-касо — гов связать с казаками, якобы происходящими от касо — гов (21, с. 19 — 20). Это явное недоразумение ни на чем не основано, кроме чисто формального созвучия. В действительности казаки Северного Кавказа представляют собой субэтнос русского народа, сильно смешанный с украинцами (кубанские казаки) и отчасти с горскими народами (терские казаки).
Формирование протоадыгской этнической общности многие ученые относят ко II тыс. до н. э., связывая с ней дольменную культуру Черноморского побережья и Северо-Западного Кавказа. Некоторые археологи усматривают протоадыгов и в носителях так называемой майкопской археологической культуры III тыс. до н. э. (22, с. 33), что слишком проблематично: ареал майкопской культуры значительно шире территории протоадыгов, в чем можно убедиться, сопоставив ее с ареалом дольменов — последние два близко совпадают. Преемственности же между майкопской культурой и культурой дольменов (более поздней) нет.
Более достоверные сведения о древнеадыгских племенах появляются в источниках античной эпохи — в последних веках до нашей эры — первых веках нашей эры. Это синды, керкеты, тореты, фатеи, псессы и другие племена; часть их была известна под общим наименованием «меоты». В современной научной литературе этноним меоты и понятие меотской археологической культуры в большинстве случаев (есть иные мнения) полностью соответствуют ранней адыгской этнической общности, простиравшейся от Черноморского побережья до долины р. Уруп, где располагаются восточные
мсотскис городища и могильники. Первые упоминания меотов в античных источниках относятся к VI в. до н. э. (23, с. 201). Постоянными степными соседями меотов были ираноязычные скифы и сарматы, между теми и другими существовали контакты и связи, в результате чего появились памятники смешанной культуры, как курганы Семибратние, Келермес и Карагодс- уашх, содержавшие погребения родоплеменной меотс — кой знати. В этих богатейших курганах обнаружена масса высокохудожественных ювелирных изделий, в том числе из золота (24, с. 45 — 88). Судя по этим данным, в меотском обществе существовала заметная социальная дифференциация. В IV в. до н. э. часть меотов была включена в состав Боспорского царства, объединившего греческие города-колонии Северо-Восточного Причерноморья (25). Хозяйство у меотских племен было основано на сочетании плужного земледелия с пастушеским скотоводством при наличии довольно развитых ремесел и промыслов.
В эпоху раннего средневековья меоты, прочно освоившие плодородные земли Закубанья, вместе с причерноморскими племенами зихов постепенно консолидируются в крупную по тем временам народность — этническую основу современных адыгских народов. Интересные сведения о раннесредневековых ады — гах-кашаках (см. выше) приводит арабский автор X века ал-Масуди: «среди племен этих мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин…» (26, с. 206). Кашаки страдают от набегов соседних алан, так как они хотя и многочисленны, но политически не объединены. В 965 г. касоги и ясы (осетины) имели столкновение с русским князем Святославом, нанесшим им поражение. К концу X в. рядом с касогами, на Таманском полуострове, возникает древнерусское Тмутараканскос княжество. Оно находилось в постоянных контактах с адыгами (27, с. 85 — 87).
Огромную роль в истории адыгов и изменении этногеографии края сыграло нашествие монголов в 1237 — 1239 гг. На территории Центрального Кавказа пало раннефеодальное государственное образование Алания, занимавшее плодородные равнины междуречья Кубани и Терека. С середины XIII в. они были включены в земли улуса Джучи — государства татаро-монголов Золотая Орда. Безусловно, со второй половины XIII в. Орда устанавливает свой контроль над большей частью Северного Кавказа и приступает к строительству здесь городов Маджары (на р. Куме), Нижний и Верхний Джулаты (на р. Тереке), ставших для ордынцев опорными пунктами. Часть адыгов и алан, укрывшись в горных ущельях, вела борьбу с монголами. Но до сих пор удовлетворительно нераскрытым является факт массового передвижения касогов из Нижнего и Среднего Прикубанья далеко на восток вплоть до Чечни. Эта крупная миграция адыгов, по мнению ряда историков, состоялась в период со второй половины XIII по XV вв. (29, с, 196; 30, с. 20 и др.). С этой датой согласовывалась археологическая датировка кабардинских курганных могильников, определяемая как XIV-XVI вв. (31, с.343-356). Кабардинский археолог А. Х. На — гоев в своей монографии справедливо замечает, что необходима конкретизация датировки кабардинских курганов, т. к. проблема эта не решается с желаемой точностью. Но тут же автор говорит о времени возникновения основной массы этих памятников на Центральном Предкавказье — в XIV в., или «к концу указанного столетия» (32, с.72-73). Таким образом, речь идёт о XIII-XIV вв. даже в самых последних разработках.
Массовое адыгское переселение на восток обычно объясняют чисто экономическими причинами: необходимостью приобретения новых пастбищ для интенсивно развивавшегося коневодства, которым успешно занимались адыги. Но в таком объяснении содержатся противоречия; самое заметное из них состоит в том, что занимавшаяся переселенцами территория находилась в руках ханов Золотой Орды, и они эту территорию контролировали. О том, что адыги отвоевывали земли у Орды, никаких сведений нет. В таком случае переселение шло мирным путем с согласия ордынских властей, а адыги, вероятно, приняли на себя обязанности быть военными союзниками татаро-монголов[1]. Не случайно с татарами Мамая в конце XIV в. выступали и касоги и ясы-осетины. Погребальный инвентарь из кабардинских курганов-свидетельствует, что переселенцы были хорошо вооруженными воинами, и не удивительно, что Золотая Орда постаралась эту силу сделать своим союзником. Итальянский автор второй половины XV — начала XVI вв. Г. Интериано свидетельствует об адыгах — черкесах: «…нет у них ничего дороже хорошего коня…эти зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей, отличающихся величественной наружностью между мамелюками и эмирами, большинство которых, как было сказано, из их племени. То же самое следует сказать об их женщинах, которые в этой стране в высшей степени гостеприимны и по отношению к чужестранцам» (33, с. 50). Другой итальянский автор, но XVII в., Д’Асколи пишет: «Они (татары) также воздерживаются ходить в Чиркасию потому, что там очень воин — ствсниый народ… Чиркасия разделена между многими владельцами, ими называемыми бей. Они более склонны к междоусобицам, чем христианские владетели, и постоянно воюют из-за краж…» (33, с. 63).
Переселение адыгов далеко на восток Северного Кавказа и освоение ими новых обширных территорий привели к ослаблению внутренних связей и обособлению групп переселенцев от адыгских племен, оставшихся на прежних местах. Поэтому XV-XVI вв. в истории адыгов можно считать переломными — некогда формировавшееся этническое единство было нарушено, стали складываться три основных и существующих доныне адыгских народа: адыгейцы, черкесы и кабардинцы. Разумеется, приведенная этническая (эт — нонимическая) номенклатура в реальной действительности была сложнее, ибо под общими названиями скрывалось много племенных или локально-территориальных групп адыгов — например, убыхи, бжедухи, абадзе — хи, темиргой, жане и т. п. — со своей индивидуальностью и исторической судьбой. Многие мелкие группы или племена с течением времени ассимилировались более крупными и мощными племенами. После окончания Кавказской войны в 1864 г. масса адыгов стала махаджирами — переселенцами в Турцию, как единоверную мусульманскую страну. Согласно данным Л. Г. Лопатинского (конец XIX в.), в 1864 г. в Турцию переселилось 258 тысяч черкесов, в том числе такие племена, как убыхи и шапсуги, ушли полностью (34, с.5). По современным опубликованным данным через порты Чёрного моря с 1858 по 1865 гг. ушло более 493 тыс. человек (35, с. 207), хотя установить точное количество махаджиров вряд ли когда-нибудь удастся. Потомки махаджиров до сего времени живут в Турции, странах Ближнего Востока и Западной Европы. Это переселение, инспирированное турецкими эмиссарами при заинтересованной позиции российских властей, стало трагедией в исторической судьбе адыгов — до половины махаджиров погибло в пути и в самой Турции.
Познакомимся с тремя современными севсрокав — казскими адыгскими народами: адыгейцами, черкесами и кабардинцами. Это близкородственные народы, хорошо осознающие общность своих исторических корней.
Адыгейцы. Численность по последней переписи — 102,58 тыс. человек. Живут преимущественно в Адыгейской республике с центром в г. Майкоп. Судя по всему, адыгейцы представляют ту часть адыгов, которая не была вовлечена в переселение на Центральный Кавказ и осталась на местах своего исконного проживания в Среднем Прикубанье. Поэтому представляется вероятным, что историю собственно адыгейцев следует начинать с XIV-XV вв. — времени начала дифференциации адыгов на три группы. Начальный этап истории адыгейцев может быть связан с существовавшим в XIV-XV вв. адыгским феодальным владением Кремух. О нем сообщают итальянские авторы Иоса — фат Барбаро и Георгий Интериано. Согласно Барбаро, страной Кремух управляет государь по имени Бибер- ди, т. е. «богом данный», сын Кертибея, т. е. «истинного властителя». Кремух выставляет до 2000 воинов, изобилует лесами и плодородными равнинами, хлебом, скотом и медом (И. Барбаро); у черкесов самое большое и лучшее поселение в глубине страны называется Кро — мух (Г. Интериано). На карте Я. Гастальдо 1548 г. Кремух помещен в среднем течении Кубани в районе нынешнего Майкопа. Принимая данную локализацию Кремуха, отождествляем это феодальное владение адыгов именно с адыгейской их группой (37, с.29 — 37).
В таком случае, знаменитый адыгский курганный могильник XIV-XV вв. у г. Бслореченск, раскопанный в 1896-1907 гг. Н. И. Веселовским (38, с. 165-213), давший богатую материальную культуру и много импортных вещей (в том числе итальянских), можно географически и хронологически соотнести с владением Кремух и считать Белореченский могильник адыгейским. То же самое можно сказать и о Белореченской церкви, при раскопках которой был обнаружен в 1869 г. склеп с очень богатым погребением и надписью — эпитафией с именем Георгия Пиуперти (37, с. 34). Видимо, Белореченская церковь была главным христианским храмом Кремуха, ибо в нем был захоронен владетель Кремуха Пиуперти, по-адыгски Биберти. Такими нам представляются некоторые ранние страницы из истории современных адыгейцев. Интересно, что имя адыгейского князя Биберти названо в донесении консулов города Каффы в Крыму (соврем. Феодосия) от 16-18 мая 1471 г. (39, с. 94), и это указывает на достоверность сведений Барбаро и на время правления Биберди — вторая половина XV в. Нет сомнений в том, что владение Кремух стояло на пути, соединявшем берега Черного и Каспийского морей, и торговало с итальянскими колониями на Черноморском побережье и в Крыму.
К адыгским племенам Северо-Западного Кавказа довольно рано с территории Абхазии и побережья стало проникать христианство. Активно действовали грековизантийские миссионеры. В списке епархий VIII-IX вв., подчиненных Константинопольской патриархии, под № 85 обозначена Зихская епархия, объединявшая всех христиан-адыгов (40, с. 522). Но центр ее находился в крымском городе Херсонесе. Видимо, Крым играл важную роль в продвижении христианской религии на Северный Кавказ, и это не удивительно: позиции Византии в Крыму были прочными. С появлением венецианцев и генуэзцев в XIV в. начинается вторая половина христианизации Северо-Западного и Центрального Кавказа, и на смену византийскому православию приходит экспансия римско-католической церкви. В июне 1367 г. в Константинополе состоялась встреча византийского императора Иоанна Кантакузина с папским легатом Павлом, в ходе которой обсуждался вопрос о необходимости созыва «кафолического и вселенского собора» с присутствием митрополитов из удаленных епархий — из России, Трапензунда, Алании, Зик — хии (41, с. 330). Католическая пропаганда имела своей базой Крым. В 1320 г. папа Иоанн XXII открыл в городе Кафе (соврем. Феодосии) епископскую кафедру, а с 1439 г. католическая кафедра присутствует в Матрегс (Тамань). Но католические миссионеры серьезных успехов не добились.
После падения Византийской империи в 1453 г., возникновения на ее развалинах новой империи турок-османов, господство на Черном море и в Крыму переходит к туркам, в Крыму появляется вассальное Крымское ханство. С 1717 г. крымские ханы начали настойчивое распространение на Северо-Западном Кавказе ислама и добились существенных успехов. Адыгейцы отошли от христианства и приняли мусульманство, хотя ислам, как и христианство, не смог сломить многие народные традиции и культы. Последние весьма интересны и колоритны. Так, по свидетельству Л. Я. Люлье, черкесы черноморского побережья поклонялись деревянному кресту в виде буквы Т, прислоненному к дереву, около которого лежат другие подобные кресты, истлевшие от времени (42, с. 122). Тот же автор говорит о развитом пантеоне черкесов: Созерис — покровитель хлебопашцев, т. е. земледелия, Ахин — покровитель рогатого скота (скотоводства), Тлепш — покровитель кузнецов (ремесла), Мезитх — бог лесов и т. д. (42, с. 128). Развитыми были и магические представления адыгов, например, обряд вызывания дождя, существовал широко распространенный у кавказских горцев (не только адыгов) культ огня и очага, культ священных деревьев и рощ. Жрецы избирались из числа почётных стариков (39, с. 266-273).
В 1557 г. адыгейцы одновременно с черкесами и кабардинцами вошли в состав Российского государства, усилившего свое влияние на Северном Кавказе вопреки сопротивлению Крымского ханства и Турции. Однако политический курс России на Кавказе, установление жесткого административного и правового режима Для вольных горских обществ, с одной стороны, и действия так называемой «набеговой системы» горцев на русские поселения, — с другой стороны, от отдельных стычек привели к затяжной Кавказской войне 1817- 1864 гг. (43). В этой войне на Северо-Западном Кавказе активно участвовали адыгские народы, в том числе адыгейские племена. С взятием Анапы в 1828 г. Россия, отбросив турецкие войска с побережья, овладела ключевой позицией для продвижения в Адыгею. Усиление позиций России на Кавказе было зафиксировано Адрианопольским мирным трактатом 1829 г. — Турция отказалась от вмешательства в дела на Кавказе. Но война на Северо-Западном Кавказе продолжалась. Из Дагестана и Чечни, объединившихся в исламское государство — имамат под руководством Шамиля, объявившего России «священную войну» газават, к адыгам посылались агенты и проповедники газавата. Наиболее активным был наиб Шамиля Мухамед-Эмин, насаждавший среди адыгов мюридизм (мюрид — «послушник», «искатель истины», фанатик). Деятельность Мухамеда-Эмина поддерживалась местными социальными верхами.
После пленения Шамиля в 1859 г. Кавказская война быстро пошла на убыль и на Северо-Западном Кавказе. В 1863 г. сложили оружие абадзехи, в 1864 г. шапсуги и убыхи (35, с. 202). Так завершилась Кавказская война, стоившая воюющим сторонам неисчислимых жертв. Подводя итоги войны, Шамиль писал пленившему его князю А. И. Барятинскому: «От всей души радуюсь великому событию окончательного покорения Кавказа, событию, которое принесет для этого края полное спокойствие и счастье» (43, с. 578). Вскоре среди адыгов началось движение махаджиров — переселенцев в единоверную Турцию. Выше об этом уже упоминалось.
Основой экономики адыгейских племен до XIX в. оставалось сельское хозяйство с ведущей отраслью — животноводством. На одну душу населения приходилось в среднем 6 голов скота, не считая лошадей, но имущественная и социальная дифференциация означала концентрацию скота преимущественно в руках знати (князей «пши», дворян «уорков») и свободных крестьян «тфокотлей». В первой половине XIX в. И. Ф. Бларамберг упоминает у западных адыгов 7 княжеских фамилий, которые пользовались властью и почетом (33, с. 405). Социальное расслоение привело к вооруженным столкновениям, из которых наиболее известной является Бзиюкская битва 1796 г. между крестьянским ополчением и дворянским войском, поддержанным казаками с артиллерией. Дворяне победили.
До введения русских законов источниками права северокавказских горцев были обычное право (адат), соглашение (маслагат) и шариат — мусульманский религиозный закон. Последний, естественно, получил распространение после исламизации адыгов в XVIII в.
Адаты — совокупность традиционных норм адыгов, передаваемых из поколения в поколение и регулирующих как общественную, так и семейную жизнь. Адаты представляют неписаные законы и являлись обязательными, за их нарушение сурово наказывали. По Ф. Ле — онтовичу, адаты кавказских горцев включали в себя три основных положения: 1) ответственность каждой социальной группы за поведение своих членов; 2) виновная сторона платит пени; 3) третейский суд из посредников (44, с. 237 и сл.). Наказанные или изгонялись с правом потерпевшей стороны на кровную месть, или присуждались к имущественному вознаграждению потерпевшему и денежным штрафам судьям.
Тяжелые преступления, такие как убийство, ранение, насилие над женщиной, оскорбление святынь (например, могил предков, очажной цепи), приводили к кровной мести. Кровная месть передавалась из поколения в поколение, унося множество жизней. Постепенно кровная месть стала заменяться примирением с родственниками жертвы и платой «за кровь». Адаты точно определяли плату за кровь князя, дворянина или простолюдина. Компенсация за убийство дворянина была очень высокой. Кроме того, кровная месть прекращалась, если из пострадавшего рода брали ребенка на воспитание (аталычество).
Английский путешественник Джеймс Белл, живший среди адыгейских племен в 1837 — 1839 гг., писал: «Общественное мнение и установленные обычаи — вот что, кажется, является высшим законом в этой стране; в общем, я могу только поражаться тем порядком, который может проистекать из такого положения дел. Случаются насильственные жестокие поступки и явные преступления, но все это является, главным образом, результатом ссор или их последствий и происходит сравнительно редко. Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью — всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных сношениях… Крайности роскоши и нищеты, изысканности и презренного существования в одинаковой степени здесь неизвестны» (33, 479). Белл удивляется демократизму адыгов: «Какими бы правами и властью ни обладал прежде древний род Бастику Пшемафа, князя этого края, я не вижу никакого намека на подобные прерогативы, кроме, впрочем, почетного места за столом или на диване. На советах этот князь, а также другие равного с ним положения, если только они сами не старые люди, всегда уступают первенство тем, кто старше, а также тем, кто может выступить во время общих обсуждений» (33, с. 480). Подобное уважение к старикам вполне обычно и для других народов Северного Кавказа со схожими чертами их потестарной культуры, вырабатывающейся веками.
Адыгейцы были свободолюбивы и воинственны, как и другие адыгские народы. Наряду с саблей, кинжалом, до XIX в. употреблялись лук и стрелы, носившиеся в колчане. Огнестрельное оружие — кремневое ружье и пистолет — появились еще в XVII в. и первое время были привозными. Они были доступны только знати. Ещё раз сошлёмся на очевидца Джеймса Белла: «На нашем пути мы встретили одного вождя, одетого в кольчугу…». «Кольчуга, шлем и лук составляли вооружение князя или дворянина» (33, с. 499).
После завершения Кавказской войны численность адыгейцев, по данным Е. Д. Фелицына, составляла 60424 человек (39, с. 395 — 396). Как видно, за прошедшие 120 лет эта цифра заметно увеличилась. В 1857 г. на р. Белой заложена крепость, а затем основан город Майкоп, ставший в годы советской власти столицей Адыгейской автономной области, сейчас Республики Адыгея. Майкоп — административный, экономический и культурный центр республики.
Черкесы. Это часть адыгов, в ходе миграции из При — кубанья на восток расселившаяся в верховьях Кубани и Зеленчуков, где до татаро-монгольского нашествия XIII в. обитала западная группа аланских племен. С этих пор началась дифференциация двух адыгских групп: западной, в современной практике и литературе давно получившей название «черкесы», и восточной — кабардинской. Название «черкес» не является по происхождению адыгским, оно имеет иноязычное происхождение и в источниках появляется не ранее середины XIII в. С этого времени адыги становятся широко известными в различных источниках (в том числе русских) как черкесы (13, с. 23). Георгий Интериано в XV в. писал, что черкесами адыгов называют татары и турки (33, с. 46). Тюркский этноним «черкесы» с XIV в. стал общим для всех адыгских групп, но затем его употребление постепенно сузилось и сейчас обозначает только ту группу адыгов, которая живет в Карачаево-Черкесской республике. Численность черкесов составляет до 50 тыс. человек. Как полагала Е. П. Алексеева, на территории Карачаево-Черкесии есть курганные могильники как западночеркесского типа, так и кабардинского (45, с. 185). Судя по этим данным, в
XIV — XV вв. здесь жили и западные адыги (например, бссленеевцы) и кабардинцы. Видимо, из этих двух групп адыгов и сложились современные черкесы как промежуточная адыгская группа между адыгейцами и кабардинцами.
Политическая история черкесов в XVIII в. связана с борьбой России и Турции за Северо-Западный Кавказ. После Каспийского похода Петра I 1722-1723 гг. влияние России на Восточном Кавказе утвердилось, но Западный Кавказ продолжал оставаться сферой влияния Турции. Это вызывало неоднократные военные столкновения русских с турками, после русско-турецкой войны 1735-1739 гг. началось строительство Кавказской укрепленной линии. В 1774 г. по условиям Кучук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией Кабарда и другие соседние области были признаны владениями России. Но на этом борьба не закончилась. В сентябре 1790 г. огромная турецкая армия под командованием Батал-паши из Анапы двинулась в глубь Предкавказья. Генеральное сражение состоялось на берегу Кубани в районе нынешнего г. Черкесска. Турки были разбиты, Батал-паша попал в плен, остатки турецкого войска в панике бежали, преследуемые абазинами. После этого события народы Карачаево-Черкесии оказались полностью в сфере российского влияния, в 1804 г. на верхней Кубани были заложены Усть-Тохтамышское и Баталпашинское укрепления, в 1829 г. заложена новая оборонительная линия — Зеленчукская. Так началось заселение этой территории русским населением, в первую очередь казачьими станицами: в 1858 г. возникает станицаі Отрадная, в 1859 г.— станицы Зеленчукская и Кардоник — ская, в 1860 г. — Прсградная (46, с. 275). Черкесы из горных долин с 1833 г. переселяются на предгорную равнину по рекам Большому и Малому Зеленчукам и Кубани. Так возникли 11 крупных равнинных селений черкесов, в которых они живут и по сей день.
Хозяйственный уклад черкесов по существу не отличался от уклада других адыгов. Особо следует выделить коневодство, которым издавна славились адыги. Из черкесских аулов коневодством был наиболее известен аул Хумара на правом берегу Кубани. Владельцами табунов были феодалы. В земледелии основным злаком было просо, из которого готовился «черкесский хлеб» — крутая пшенная каша и праздничный хмельной напиток «буза». Другой важной культурой была кукуруза «нартыху».
Ещё в середине — второй половине XIX в. основой общественного строя черкесов был род, руководившийся адатами. «Род ответствен за каждого своего члена, каждый таен ответствен за весь род»,— свидетельствует немецкий путешественник Ф. Боденштедт и добавляет:— «Судебная система черкесов постоянно доказывает свою состоятельность. Потому здесь совершенно не знают, что значит запирать дома и сараи от воров». Отмечает Боденштедт и замечательное гостеприимство черкесов: «Гостеприимство черкесов стало всемирно известно и действительно заслуживает того, чтобы быть здесь упомянутым, хотя оно ничем существенным не отличается от гостеприимства других кавказских горцев» (47, с. 88 — 91).
В этнографическом и культурном отношении черкесы ничем не отличались от других адыгских народов. Основным органом самоуправления черкесской общины было народное собрание — сход, отличавшийся своей демократичностью. Однако с развитием феодальных отношений в XIX в. решающим на собрании стало мнение князя, народ лишь одобрял решения и приносил присягу. Суды проводились по уже известным нам ада — там — обычному устному праву. С распространением ислама суды по адату вытеснялись шариатским судом по мусульманским религиозным законам. Согласно ада — там, мужчины могли появляться вне своего дома только в черкесской одежде и с оружием, прежде всего с неизменным кинжалом на поясе. Как у всех горцев, оружие было предметом гордости и личного престижа
черкеса. «Черкес оружием обвешан, он им гордится, им утешен», — писал А. С. Пушкин, перечисляя далее: «На нем броня, пищаль, колчан, кубанский лук, кинжал, аркан и шашка, вечная подруга его трудов, его досуга».
После Октябрьской революции 1917 г., в 1922 г., была создана объединенная Карачаево-Черкесская автономная область, впоследствии разделившаяся. В январе 1957 г. вновь образована объединенная Карачаево-Черкесская автономная область с центром в г. Черкесске (бывшая станица Баталпашинская). В настоящее время бывшая КЧАО вышла из состава Ставропольского края и преобразована в самостоятельный субъект Российской Федерации — Карачаево-Черкесскую республику с президентской исполнительной влаг стью, введенной в июне 1999 г. после выборов первого президента Карачаево-Черкесии.
Кабардинцы. Это наиболее восточная группа адыгов, численность по последним данным 782 тыс. чел. Первое упоминание их в источниках в форме «кевер — тей» относится к XV в. и принадлежит итальянскому автору Иосафату Барбаро (48, с. 153). Это то время, когда данная часть адыгов отделилась от адыгского этнического массива и мигрировала на восток, в Центральное Предкавказье (о чем говорилось выше). Этнограф — кавказовед Л. И. Лавров считал, что термин «къэбэрдэй» означает то, что принадлежит некому Кабердыю. В русских источниках имя кабардинцев известно с XVI в., когда устанавливались политические связи России и Кабарды: кабардинские черкесы, Кабардинская земля, Кабардинское княжество. Территориально в XVI-XVII вв. Кабарда часто совпадала с Черкесией, т. к. эти понятия тогда были еще недостаточно дифференцированы в сознании современников и были, по-видимому, аутентичны. То же самое можно сказать и относительно распространенного понятия «пятигорские черкасы, черкесы» — это кабардинцы, жившие в Пятигорье. Но в это понятие входят и абазины, часть которых также продвинулась в Пятигорье.
В XVII в. название «пятигорские черкасы» из русских источников исчезает, остается понятие Кабарда. В XVII в. произошло также разделение Кабарды на две части — Большую и Малую Кабарду. Во второй половине XVIII в. Большая Кабарда занимала земли по рекам Баксан, Чегем, Малка, Черек, Нальчик, Шалушка и часть долины реки Терек. Малая Кабарда располагалась по обеим берегам Терека от Моздока до впадения Малки в Терек, причем села возникают близ входов в ущелья и их контролируют. Таким образом, после XIV в., завершившегося разрушительным вторжением Тимура, кабардинцы освоили обширную и плодородную предгорную равнину, продвинувшись на востоке до р. Сунжи и района нынешнего г. Грозного. Уже говорилось о том, что нарисованная здесь картина движения кабардинцев на восток Кавказа хорошо согласуется с археологическими памятниками ранних кабардинцев — их курганными могильниками, содержащими погребения в деревянных колодах и гробах (именно такой похоронный обряд у адыгов описан Георгием Интериано в XV в.) (33, с. 51 — 52).
В кабардинской историографии предприняты попытки удревнить время расселения кабардинцев на их современной территории. С этой целью некоторые археологические памятники искусственно передатируются (напр., известное каменное изваяние Дука-бек), появление кабардинцев в Большой Кабарде относят чуть ли не к эпохе бронзы, т. е. ко II тыс. до н. э. Никакой научной основы эти построения не имеют. Как писал Ф. Боденштедт «древнейшим поселением кабардинцев считается Бештау (Пятигорск)[2], из которого они были
вытеснены татарами и русскими и осели на берегах Кубани, Волги и Терека…, в продолжительных кровопролитных войнах, которые они попеременно вели то с грузинами, то с русскими, то с крымскими татарами, кабардинцы распылили свои силы, и гордый народ, некогда занимавший первое место среди кавказских народов, стал добычей иноземных завоевателей» (47, с. 144).
Заселив предгорья и заперев входы в ущелья, кабардинцы тем самым изолировали в каменистом, бесплодном высокогорье карачаевцев, балкарцев, чеченцев и осетин, попавших в зависимость от кабардинских князей. Осетины платили кабардинским феодалам дань — ясак, основную часть которого составлял скот. По источникам XVIII в. балкарцы и карачаевцы платили дань кабардинским князьям также скотом по одной овце с семьи в год. Зависимость от кабардинской феодально развитой верхушки сказывалась не только в экономической сфере, но и в сфере бытовой культуры: образ жизни кабардинских князей и уорков (воинов профессионального уровня, сопоставимых с европейскими рыцарями) долгое время был эталоном и образцом для подражания в феодальной среде не только Осетии и Балкарии, но и Дагестана, Чечни, Калмыкии («адыге хабзэ» — адыгские обычаи, в структуре которых выделяется кодекс рыцарского поведения «уорк хабзэ»). Согласно указанным обычаям, заниматься производительным трудом или торговлей дворянам считалось постыдным. Согласно этике уорков, считалось неприличным долго жить, ибо мужчина еще молодым должен достойно рыцаря сложить свою голову в бою. Более всего презирались трусость и жадность. «Щедрость и отвага — лучшее у черкесов средство приобрести известность» — писал адыгский ученый XIX в. Хан Гирей.
В XV-XVIII вв. кабардинцы доминировали на Северном Кавказе и это не осталось незамеченным в Москве. При князе пятигорских черкесов Темрюке Ида — ровс в XVI в. началось сближение Кабарды с Россией,
в 1552 г. в Москву прибыло первое адыгское посольство, в 1557 г. Кабарда первой из народов Северного Кавказа вошла в состав России. Историк кабардинского народа Шора Ногмов по этому поводу отмечал: «Но более всего народ был обрадован союзом и покровительством России» (49, с. 107). Если учесть, что Ногмов свой труд писал на основании устных преданий кабардинцев (письменности у них в первой половине XIX в. ещё не было), то можно в этих свидетельствах видеть мнение кабардинского народа.
В августе 1561 г. царь Иван IV Грозный женился на дочери Темрюка Кучсней, в православии получившей имя Мария. Этот династический брак показывает, какое значение придавали и в России, и в Кабарде укреплению взаимных связей. Кабардинское общество в XVII-XVIII вв. было наиболее феодализироваиным обществом Северного Кавказа, разделенным на ряд феодальных владений. В Большой Кабарде наиболее крупным владением были «Алегукины кабаки» за р. Малкой. Каждое владение имело свою боевую дружину, хорошо вооруженную. Но огнестрельное оружие было мало распространено. Состояние феодальной раздробленности приводило к постоянным междоусобным столкновениям, раздиравшим Кабарду.
В ходе Кавказской войны 1817-1864 гг. кабардинцы сохраняли в основном нейтралитет, и войска Шамиля, вступившие в Кабарду в 1846 г., вскоре вернулись в Чечню и Дагестан, не добившись успеха.
Кабардинский народ, как и другие группы адыгов, не имел своей письменности («грамоты де в черкасех нет и писать не умеют», — говорится в одном из русских документов). В первой половине XIX в. выдвинулся народный мудрец и общественный деятель Жабаги Ка — заноко, тоща же появился первый исследователь и просветитель кабардинцев Шора Ногмов, получивший образование в духовной мусульманской школе с. Эндери (Дагестан), а затем в Петербурге. Ш. Ногмов составил первую грамматику кабардинского языка на русской графической основе, а также написал первую «Историю адыгейского народа» с широким привлечением фольклорных и этнографических материалов адыгов (49, 50). Эти труды Ш. Ногмова не утратили научного значения до наших дней.
Жизненный уклад и быт кабардинцев почти ничем не отличались от быта других адыгских народов и также регулировались обычным правом и шариатским судом. Но, говоря о дореволюционной Кабарде, нельзя вновь не сказать о традиционном занятии коневодством. Здесь была выведена прекрасная верховая лошадь, получившая название кабардинской и поставлявшаяся в кавалерийские части русской армии. Следует заметить также, что наличие хороших пастбищ и их рациональное использование обусловили высокий уровень развития животноводства: в конце XIX в. в Кабарде насчитывалось более полумиллиона голов мелкого рогатого скота, в первую очередь овец. Кажется, это хозяйственное достижение в Кабарде не превзойдено до сих пор. После Октябрьской революции 1917 г. на Северном Кавказе начался процесс так называемой автономиза — ции. В январе 1921 г. ВЦИК издал Декрет об образовании Горской автономной Советской республики, в состав которой вошли Кабарда, Балкария, Осетия, Ингушетия и Чечня. Горской республике была суждена недолгая жизнь: в июне того же 1921 г. Кабарда вышла из Горской республики, объявив себя автономной областью. Руководителем новой Кабарды был избран большевик Б стал Калмыков, административным центром стал г. Нальчик. В 1937 г. автономная область преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. В настоящее время Кабардино-Балкарская Республика, пережившая в начале 90-х годов период сложной политической борьбы в связи с попытками создания отдельной Балкарской Республики и раскола территориального единства, имеет президентскую форму правления при наличии парламента. Политическая и общественная жизнь в республике стабильна.
В конфессиональном отношении кабардинцы являются мусульманами-суннитами, подобно другим адыгским народам. Эта религия привнесена в Кабарду относительно поздно (в XVII-XVIII вв.) турками и крымскими татарами. Но тысячелетием раньше предки кабардинцев приняли православное христианство, проникшее из Византии. Следы былого христианства сохранились как в археологических памятниках, так и в фольклоре кабардинцев, о них писал Ш. Ногмов. В то же время христианство и ислам не смогли вытеснить остатки традиционных языческих верований, сохранившиеся до XX в. (Мазитха — бог лесов, покровитель охотников; Шибле — бог молнии; Тлепш — покровитель железа и кузнецов; Тхашхо, «Тха единый, Тха великий» — верховный бог, создатель жизни (48, с. 129- 130)). Языческие религиозно-магические культы сочетаются с мусульманскими представлениями и обрядами.
Как все кавказские горцы, кабардинцы отличались гостеприимством и хлебосольством. По замечанию этнографа Б. Х. Бгажнокова, коллективные трапезы и пиры приобрели статус «особых социальных, политических институтов» с эпохи средневековья (51, с. 89).