06.06.2012 /16:07/ Агропромышленный комплекс республики на сегодня является одним из ведущих, и значимый вклад в его развитие заносят личные фермерские хозяйства. Ранее Чеченская Республика стопроцентно удовлетворяла свои потребности в овощах и фруктах, вывозила тыщи тонн витаминной продукции в промышленные центры Рф. В таких районах, как Шелковской, Наурский, Грозненский, Гудермесский, Курчалоевский, Шалинский, Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Сунженский, Веденский выращивались сотки гектаров плодов и овощей. Были сделаны спец плодоовощные хозяйства, овощные отделения, овощные бригады. Фактически во всех равнинных районах республики функционировали консервные фабрики и пищекомбинаты. У производителей не было риска утрат продукции — ее можно было воплотить на рынках республики и рынках Русских регионов. Была возможность прямой переработки на местных предприятиях. В отдельные годы посевы овощных совместно с бахчевыми культурами в Чеченской Республике превосходили 10000 га, и урожаи витаминной продукции достигали уровня 200-250 тыс. тонн.
В текущее время сельское хозяйство не способно обеспечить население республики собственной продукцией. Раз в год, в Чеченскую Республику ввозится из примыкающих и далеких регионов (Республика Дагестан, Ставропольский край, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия и др.) 10-ки тыщ тонн овощей (капуста, картофель, морковь, перец, томаты, лук и др.) и фруктов на сумму около 1 миллиардов. рублей. Такое положение совсем неприемлимо, если учитывать почвенно-климатические условия Чеченской Республики.
Наш регион обладает значительными способностями для развития малого предпринимательства в сфере овощеводства: малый уровень занятости экономически активного населения, богатые традиции овощеводства, большой нереализованный потенциал злачной пашни, представленной черноземами. Развитие специализированных фермерских хозяйств и малых компаний решит трудности занятости, роста благосостояния населения, роста производства сельскохозяйственной, и, сначала, овощной продукции.
Нужно учесть, что по сопоставлению с зерновыми культурами овощи имеют высочайшие урожаи (зерновые — 2-3 т/га; овощи — 30-100 т/га) и цены на овощную продукцию на порядок выше, чем у зерновых культур. Из-за того, что создание овощей связано с высочайшими затратами, и в связи с тем, что большая часть фермеров республики не имеют достаточных денежных и технических способностей, крестьяне обязаны заниматься созданием зерновых и кормовых культур, не требующих денежных и трудовых издержек и, обычно, невыгодных. Не считая того, овощи являются скоропортящимися продуктами, а в республике нет специализированных перерабатывающих компаний, и крестьяне не рискуют наращивать площади под овощные.
Принятие неотложных мер по реальной поддержке фермеров-овощеводов в течение 5 последних лет довели посевы (посадки) овощных культур до 4-5 тыс. гектаров и валовую урожайность до 100 тыс. тонн в год. Вместе с возрождением отрасли овощеводства фермерам республики предстоит вернуть довоенное поголовье скота и птицы, сделать создание прудовой рыбы.
Фермерство представляет собой многообещающую, более развивающую часть многоукладного сектора агропромышленного комплекса республики.
На сегодня в республике записанно 2184 действующих компаний малых форм хозяйствования, в том числе 1526 крестьянских (фермерских) хозяйств, 658 личных бизнесменов в сельском хозяйстве (глав КФХ), 245 микропредприятий и поболее 250 тыщ личных подсобных хозяйств.
Общая площадь сельскохозяйственных земель применяемых малыми формами хозяйствования, составляет 63100 га, в том числе пашни — 59270,25 га, что составляет 20,7% от пашни, применяемой в республике, другими словами каждый 5-ый гектар возделывается фермерами.
Крестьяне имеют в принадлежности 17465 голов КРС и более 44 тыщ голов мелко-рогатого скота.
Методы увеличения эффективности гос поддержки малых форм хозяйствования АПК подверглись рассмотрению в процессе научно-практической конференции, состоявшейся в декабре 2010 года в Москве. Итогом конференции стали советы органам власти субъектов РФ, предусматривающих в бюджете субъектов повышение толики господдержки малых форм хозяйствования. Отдельную строчку в бюджете занимает финансирование малых форм хозяйствования на селе (с включением мер по развитию обслуживания инфраструктуры.) Но есть и препятствия мешающие развитию КФХ.
Сейчас можно выделить главные предпосылки, препятствующие созданию и развитию предпринимательских структур: существующая система налогообложения; отсутствие начального капитала и высочайшая цена кредитов, аренды помещений и оборудования; непостоянность русской законодательной базы; недочет инфы о состоянии рынков и возможных партнеров; отсутствие системы в работе по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; последняя дефицитность финансирования республиканских программ поддержки малого предпринимательства.
По словам Заместителя президента Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Рф в ЧР Исы Дашаева, предстоящее развитие малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике, просит решения последующих приоритетных задач:
— преодоление административных барьеров, предотвращение ухода малых компаний в «теневую экономику», наибольшая легализация деятельности малого предпринимательства;
— ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных устройств, в том числе предоставление микрозаймов, проведение вкладывательных конкурсов, улучшение критерий, облегчающих доступ малого предпринимательства к денежным, информационным, производственным и другим ресурсам;
Увеличение эффективности производства продукции сельского хозяйства может быть только при равновесном развитии растениеводства и животноводства.
Благодаря гос поддержке многие фермерские хозяйства республики смогли возродиться, но этого недостаточно.
Муниципальная поддержка фермеров
Муниципальная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по последующим главным фронтам:
1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих надлежащие услуги, людей, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
3) развитие племенного животноводства;
4) развитие элитного семеноводства;
5) обеспечение производства продукции животноводства;
6) обеспечение закладки долголетних насаждений и уход за ними;
7) обеспечение обновления главных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;
8) обеспечение мероприятий по увеличению плодородия почв;
9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в соответствующем порядке связывающих населенные пункты авто дорог;
10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка профессионалов для сельского хозяйства;
11) информационное обеспечение при реализации гос земельной политики.
Налоговые льготы КФХ
Согласно ч. 14 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению НДФЛ доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение 5 лет, считая с года регистрации КФХ.
В соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению единым соц налогом доходы глав КФХ, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — в течение 5 лет начиная с года регистрации КФХ.
На КХФ, толика дохода от производства и реализации сельскохозяйственной продукции которых составляет более 70 %, распространяется особый налоговый режим в виде одного сельскохозяйственного налога, используемый вместе с другой системой налогообложения.
Объектом налогообложения одного сельскохозяйственного налога признаются доходы, уменьшенные на величину расходов по налоговой ставке 6 %.
Глава КФХ, являясь плательщиком одного сельскохозяйственного налога, освобождается от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, приобретенных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, применяемого для воплощения предпринимательской деятельности), одного общественного налога (в отношении доходов, приобретенных от предпринимательской деятельности, также выплат и других вознаграждений, начисляемых им в пользу физических лиц), также не признается плательщиком НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе продуктов на таможенную местность РФ).
Список документов нужные для того чтоб стать обладателем личного фермерского хозяйства:
1. Нотариально удостоверенная копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;
2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН) физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;
3. Копии паспортов членов КФХ;
4. Копии свидетельств о постановке на налоговый учет (ИНН) членов КФХ;
5. Копии документов, подтверждающих родство (свойство) лиц, изъявивших желание сделать КФХ.
За муниципальную регистрацию КФХ взимается муниципальная пошлина в размере 800 руб.
Зубайр Байраков