С самого начала процесса градообразования Владикавказ формировался как многонациональный социум. Он был миграционным ареалом для представителей многих российских губерний, ряда европейских этносов, народов Закавказья и Ближнего Востока, зоной стыка русской и других этнокультурных систем, входящих в состав российского общества и сопредельных районов.
Первыми жителями крепости были русские — военные и отставные, осетины, армяне-торговцы. К 1852 году русское население крепости составляло 2,5 тысячи человек. Впоследствии оно увеличилось в ходе указанных выше миграций и к 1914 году достигло 49993 человека82.
Значительную часть городского населения составляли осетины. В 1852 году их было 883 человека83.
Владикавказская крепость строилась на осетинской земле, поэтому изначально имела осетинский форштадт, который состоял из поселения Дзауджикау. Его называли Владикавказский аул. Сохранилось его описание: “С южной стороны укрепления примыкал старый осетинский форштадт, он обнесен был высоким деревянным палисадом и бойницами, вдоль которого тянулся впереди глубокий ров; в нескольких местах имелись тесные калитки, способные пропустить только одного человека или одну лошадь”84.
Осетины взяли на себя обязательства по обороне крепости от постоянных набегов горцев, в основном ингушей. Осетинский отряд охранял южную часть крепости — самое неспокойное место. Жители аула служили и в иррегулярных частях российских войск. В 1852 году осетин в ауле было 883 человека85.
Они вынуждены были уступить крепости часть предоставленной им земли, а взамен получили земельные участки по реке Камбилеевке, где занимались сельским хозяйством. В конце 1850-х годов в областной администрации появилась идея выселить осетин из аула в район Камбиле — евки. Чтобы обустроиться в этом районе осетины ездили в Галашевс — кий лес за строительным материалом, но им препятствовали казаки Кам — билеевской и Тарской станиц. Поэтому желающих переселяться не было. Осетины во главе с благочинным владикавказской Осетинской церкви Аксо Колиевым обратились осенью 1857 года к экзарху Грузии архиепископу Евсевию86. Экзарх Грузии вступился за осетин и просил командующего войсками Левого крыла Кавказской линии генерал-лейте — нанта Н. И. Евдокимова оставить их в ауле. Просьбу решили удовлетворить только для пожелавших приписаться к городскому сословию. Уважив просьбу экзарха Грузии, начальник штаба тем не менее указывал: “В сущности они (осетины) не такие ревностные христиане, какими их представляет духовное начальство”87.
Сами владикавказские осетины обратились в январе 1859 года к Н. Н. Евдокимову с прошением, в котором напоминали, что они выходцы из разных осетинских ущелий, приняли святое крещение, построили еще в 1815 году осетинскую церковь, были наделены землей, лесом и прочими угодьями, охраняли эту землю больше 50-ти лет, не раз обагряли ее своей кровью, терпели от набегов соседей-ингушей большой материальный ущерб, все повинности выполняли с готовностью. В прошении также напоминалось, что во время прихода Кази-муллы осетины выступили на стороне гарнизона крепости, а в 1841-1846 годах, когда Шамиль подступал к Назрани, а затем к Кабарде, они заняли караулы в крепости, участвовали во всех экспедициях против непокорных.
Осетины просили также утвердить за ними отмежеванную землю, разрешить им пользоваться лесом, освободить от поземельной повинности за земли, занятые их домами, предоставить право выбора выборных лиц, в бытовых вопросах придерживаться норм обычного права, отменить требование городских властей построить дома “правильной архитектуры”, учитывая бедность жителей аула. Вместе с тем они предлагали выселить “кое-кого” в христианские аулы88.
Но Н. Н. Евдокимов твердо был убежден в необходимости выселения осетин. В секретном послании Д. А. Милютину он писал, что “особенные льготы можно доставлять только тому классу граждан, который действительно в каком-нибудь отношении может принести несомненную пользу обществу, а не тем, которые по своей лености и привычке к безнравственной и распутной жизни составляют только бремя и в высшей степени вредны для благосостояния будущего города”89.
Н. Н. Евдокимов всех горцев расценивал как военных противников и преступников. В официальном ответе на прошение осетин он указывал, что бедным и незнающим ремесел нет смысла жить в городе. Он даже добился санкции Д. А. Милютина на отобрание камбилеевской земли у тех, кто оставался в городе.
В феврале 1859 года экзарх Грузии второй раз обратился с просьбой оставить осетин в городе, чтобы не наносить ущерб православию в Осетии90.
Начальник Владикавказского округа полковник Йедлинский тоже просил оставить осетин в городе, сообщал Командующему войсками Терской области генерал-лейтенанту князю Святополку-Мирскому, что осетины обязываются исполнять все городские повинности, а за пользование землей нести и земскую. В феврале 1862 года он дал свое согласие. У Йедлинского продолжали требовать списки лиц, способных нести повинности и списки неспособных. В городе было оставлено 50 семей владикавказских осетин, обязавшихся нести все повинности, “иметь дома правильной архитектуры”, одновременно вести хозяйство на отведенной земле по реке Камбилеевке и отбывать еще и сельские повинности наравне со всеми жителями осетинского аула.
Сохранился список глав осетинских семейств, изъявивших желание остаться в городе и имеющих средства нести городские повинности: майор Петр Жукаев, ротмистр Тембулат Жукаев, подпоручик Давид Тарханов, прапорщик Хусина Баев, прапорщик Уба Алдатов, прапорщик Дмитрий Газданов, юнкер Асахмат Аликов, юнкер Василий Коченов, юнкер Кургоко Жукаев, юнкер Георгий Мамуков, юнкер Мам — сур Газданов, всадник Николай Жукаев, Ипполит Кусов, Баби Цали — ков, Гугу Цаликов, Михаил Галуев, Ксил Хубаев, Доле Тибилов, Ас — ланко Тибилов, Цици Калманов, Афако Гасиев, Сосланбек Дзгоев, Леван Гусалов, Наурук Сокаев, Мистикуй Туганов, Кавдын Цаликов, Бизико Беликов, Тембулат Алдатов, Вири Гониев, Гадо Эккаев, Сослан — джери Доев, Корой Колиев, Потка Дзиов, Пси Дзуцов, Маци Кантемиров, Папей Гуринов, Гисо Уртаев, Гисо Хатагов, Батако Бигаев, Гапу Аликов, Бибиц Акиев, Абрек Доттоев, Асламурза Дзампаев, Асланбек Цалоев, Иманкиз Карсанова (всего 45 семей)91. Был составлен и список несостоятельных и подлежащих выселению 101 семьи. Среди них оказалось 7 семей, построивших в городе дома, но “за незнанием дела” не оформивших документы, хотя и плативших все повинности. Часть осетин была выселена в Ольгинское92. В феврале 1864 года еще 39 состоятельных семей изъявили желание остаться в городе на тех же условиях, но отказ Начальника Терской области был категоричным93. В том же году поступало множество прошений от состоятельных осетин о постройке домов в городе.
В результате 50 осетинских семей (380 человек) остались в городе, а Владикавказский аул стал Осетинской слободкой Владикавказа. Со временем население города увеличивалось за счет выходцев из осетинских селений. На первое января 1877 года осетин было 1800 человек94. Они селились не только на Осетинской слободке, но и на Владимирской, Тенгинской. Зажиточные осетины приобретали дома и в центральной части города.
К Осетинской слободке тянулось население горной полосы Осетии. Владикавказская полиция отмечала, что “к туземцам, имеющим в городе оседлость, по их народному обычаю всегда наезжает много одно — сельцев и родственников”95. Осетины — жители горной полосы, испытывая малоземелье, пытались обосноваться в равнинных селениях, и городе. Например, группа выходцев из Алагирского ущелья в середине 70-х годов XIX века поселилась на Осетинской слободке сначала у родственников, а затем возвела самовольные постройки за городской стеной, под башней. Их было 21 двор — Хетагуровы, Хубецовы, Джанаевы, Козаевы, Губаевы, Шавлоховы, Мурашевы, Ногаевы, Сикоевы, Коцие — вы, Туаевы, Дзбоевы, Джимиевы, Цгоевы. Прошло 10-12 лет, прежде чем городская полиция обратила на это внимание и стала требовать выселения. К этому времени люди уже имели арендованную землю, рабо
ту. Но они были изгнаны из города, за исключением тех, кто мог приобрести землю под усадьбу и построить дом96.
В 1881 году Владикавказский полицмейстер сообщал Начальнику Терской области, что в восточной части Осетинской слободки “построены в беспорядке разными туземцами без планов и без разрешения городского управления сакли и другие пристройки к оным, которые или пересекают улицы или если оказались на распланированных участках, то совершенно не соответствуют правилам устава Строительного и как по сим причинам, так и вследствие произвольного захвата бесправными владельцами городской земли, подлежат сносу, разве только за некоторыми исключениями при соблюдении всех условий, требующихся для приобретения в частную собственность городской земли под постройку домов”. Еще больше самовольных построек было возведено вокруг разрушившейся башни. Городские власти и полиция в середине 80-х годов XIX века провели кампанию против самостроя: по приговорам мировых судей многие сакли были снесены, а осетинам было предложено поселиться в 3 части города, на Тенгинской слободке, или покинуть город. В составленном а апреле 1887 года списке осетин, имевших самовольные постройки в 1 части города значатся Хубаевы, Дзанаевы, Хета- гуровы, Хубецовы, Атаровы, Еналдиевы и Мамиевы из Нара; Сикоевы, Хурумовы, Дзоциевы из Зарамага; Бежановы, Булацевы, Кумалаговы, Читоевы, Макиевы, Уртаевы, Дзаховы из Турсовского; Тархановы и Бизиковы из Хидикуса; Караевы, Косаевы, Цибировы и Бидаровы из Коби; Дзибоевы, Дзоциевы и Джибиловы из Даргавса; Козаевы и Кучи — евы из Тиба; Гуриевы, Таучеловы, Бзиковы из Куртатинского общества; Мурашевы из Гори, Джимиевы из Саниба, Ногаевы из Худисан, Бугуло — вы из Тменикау. Исходными пунктами миграций были не только горные, но и равнинные селения. В указанном списке перечислены Тиби — ловы, Абаевы, Бираговы, Порсиевы, Параевы, Кочиновы, Цаликовы, Хамицевы, Гуниевы, Тархановы, Дзахсоровы, Гацоевы из Ольгинско — го; Туаевы и Ватаевы из Гизели, Бедоевы и Бацоевы из Хумалага97.
Остаться в городе было дозволено только тем из осетин, кто мог купить землю, возвести постройку по плану, предоставить удостоверение от своего общества, заверенное полицией, свидетельство от Владикавказской полиции. Пытаясь смягчить эти условия и добиться отсрочки выселения, осетины составляли массу прошений к областному начальству и даже просили разрешения обратиться с просьбой к Государю Императору во время его посещения края. На все свои прошения они получали отрицательные ответы и требования выплатить 80 копеек на гербовую марку за каждое обращение98.
Осетинское население увеличивалось за счет отходников, а также за счет учащейся молодежи. Этот процесс был оптимизирован активным развитием городской общественно-культурной среды, включающей и на-
3 Заказ №1611 33 родное образование. К 1911 году, как отмечала местная пресса "… народность эта (осетины — З. К.) сильно тяготела к городу Владикавказу, образовала в нем уже две осетинские слободки и составляет значительную часть городского населения”99.
Одной из первых и многочисленных общин Владикавказа была армянская. Известно, что в истории Армении было много мрачных страниц, связанных с постоянными вторжениями иноземных захватчиков — персов, римлян, арабов, турков-сельджуков, татаро-монгол… Но самым страшным оказался период османского завоевания. В результате многолетних османо-персидских войн за территорию Закавказья Западная Армения отошла к Турции, а Восточная — к Персии. Армяне предпринимали отчаянные попытки освободиться от порабощения, обращаясь за помощью к единоверным христианским государствам, в том числе к России. Петр I обещал оказать помощь армянам после окончания войны со шведами. В XVIII веке Россия начала свои походы в Закавказье, русские войска вышли к Каспийскому морю, а воодушевленные армяне подняли освободительное движение. Однако целый ряд объективных причин побудил Россию заключить мир с Персией, что вызвало новую волну экспансии османов и поражение армян.
Но российское правительство было заинтересовано в расширении связей с армянами, грузинами, греками. Еще в 1711 году Петр I издал Указ, в котором эта линия четко прослеживается: “Персидский торг умножить, армян, как возможно, приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большого их приезда”100. Стремление армянских, грузинских, азербайджанских купцов расширить торговлю с Россией объяснялось и тем, что там они пользовались личной безопасностью и могли торговать с большой выгодой для себя. Петр I неоднократно указывал своим послам, отправленным к правителям Армении, Грузии и Азербайджана, что “ежели они, армяне, пожелают селиться в города и уезды, лежащие по Каспийскому морю, ехать и в оных селиться и жить”. Эту политику продолжили и преемники Петра I. Многие армяне и грузины по своей воле переселились в российские владения — города Моздок, Кизляр. В 1736 году по Эрзерумскому договору восточная часть Армении отошла к Персии, а над Западной нависло турецкое иго. Политика Турции сводилась к насильственной исламизации под угрозой физической расправы. Вековой опыт освободительной борьбы убедил армян в необходимости внешней поддержки, усилилась ориентация на Россию. Торгово-экономические контакты Армении и России способствовали образованию армянских поселений во многих русских городах. Русский кабинет проявлял к ним особое внимание. Грамота Екатерины II от 1779 года дозволяла армянам-переселенцам пользоваться не только всеми правами и преимуществами российских подданных, но и перевозить все свое имущество, беспрепятственно строить фабрики и заводы, освобождаться от рекрутской повинности, податей на десять лет101. Российское правительство рассчитывало, что активная торговопредпринимательская деятельность армян будет полезна экономике России. Екатерина II намеревалась основать на юге страны ряд армянских населенных пунктов. В мае 1785 года она указывала князю П. С. Потемкину: “Мы дадим дозволение выходящим из-за Кавказских гор селиться в Кавказской губернии и признаем за полезное основание города для армян, буде число их такое соберется, что к исполнению оного будет достаточно”102. По распоряжению императрицы Командующий Кавказским корпусом князь П. С. Потемкин лично выбирал места для поселения армян.
В “Общих правилах для Комитета переселения христиан из Азиатской Турции” предлагалось разделить всех поселенцев на три категории: “купцов или торгующих, мастеровых и вообще упражняющихся в ка — ком-либо промысле, хлебопашцев или поселян”. Рекомендовалось также “водворять переселенцев христиан целыми селениями”.
После русско-персидской войны в 1813 году был заключен Гюлис — танский договор, согласно которому к России была присоединена часть армянских областей. Остальные армянские области — ханства Эриванс — кое и Нахичеванское, вместе с городом Эчмиадзином, перешли к России после второй войны с Персией в 1826-1828 годах, по Туркманчайс — кому договору 1828 года, который окончательно закрепил присоединение к России Восточной Армении. В пределы России тогда же переселилось более 90 тысяч человек из областей, оставшихся за Персией. На Восточную Армению была распространена административная система Российской империи. В марте 1828 года была образована Армянская область, включающая Эриванский, Нахичеванский уезды и Ордубадс — кий округ. В 1849 году была создана Эриванская губерния, состоявшая из Эриванского, Нахичеванского, Александропольского, Норбаязетско — го и Ордубадского уездов. Остальные районы Восточной Армении вошли в Тифлисскую и Елизаветпольскую губернии.
Эти две губернии стали основными пунктами миграции армян на Северный Кавказ. Во Владикавказской крепости после присоединения Восточной Армении к России поселились первые 96 человек103.
Западная Армения, в которой во второй половине XIX столетия проживало более трех с половиной миллионов армян, осталась под игом империи Абдул-Гамида — “Маккиавели мусульманского мира”. Здесь продолжали господствовать варварские формы социального устройства, армянский народ был на краю моральной и физической гибели. Требования России о гарантиях для армян, живущих в Турции, включенные после войны 1878 года в условия Сан-Стефанского договора, были сведены на нет Берлинским конгрессом. Турция открыто заявляла, что армянский вопрос нужно разрешить путем уничтожения армян. Летом 1894 года турки опустошили Сасун, было вырезано более 30 тысяч человек. Осенью 1895 года резне подверглось армянское население Константинополя, Трапезунда, Эрзерума, Себастии, Вана, Баязета и других мест. Погромы совершали как регулярные турецкие войска, так и разбойничьи банды. С неслыханной жестокостью и зверством они убивали мужчин и стариков, женщин и детей, грабили имущество, сжигали дома.
Героическая оборона армян в некоторых районах (Зейтун, Ван) сберегла десятки тысяч жизней, но страшным итогом массовой резни 1894- 1896 годов было 300 тысяч погибших армян.
В конце XIX — начале XX веков Российское правительство принимало активное участие в судьбах армянского населения. Армянский ка- таликос Геворг V обратился к Наместнику на Кавказе графу Воронцо — ву-Дашкову с призывом взять под свое покровительство многострадальный армянский народ.
12 апреля 1897 года был издан закон о причислении переселенцев к старожильческим обществам. Положения этого документа отразились на беженцах-армянах, турецко-подданных, которые большим потоком устремились в местности Северного Кавказа. Правительство обещало, что “турецким подданным-армянам, прибывшим самовольно в пределы Кавказского края и желающим покинуть на свой счет добровольно Империю, будет предоставлено соответственное к этому содействие”. Тем же армянам, которые избрали Терскую область своей родиной, “разрешается остаться на местах постоянного их жительства и приписываться к мещанским обществам”. Обязательным условием для таковых являлось принятие российского подданства; армяне-новоселы с 1903 года должны были отбывать воинскую повинность наравне с прочим населением; приобретать недвижимость переселенцы могли только по истечении 20-летнего срока принятия русского подданства104. К концу XIX века армянское население Владикавказа составляло 1,7 тысяч человек105.
В годы первой мировой войны в бывшей Османской империи произошла одна из величайших трагедий: младотурецкие националисты — правящая клика султанской Турции — организовали варварское истребление двух с половиной миллионов армян и превратили в пепел всю Западную Армению. Это чудовищное злодеяние стало кульминацией практики физического уничтожения армян, начатой еще султаном Аб — дул-Гамидом в 90-е годы XIX века. Младотурки превзошли кровавого султана в стремлении “отуречить” славян, армян, греков, евреев и другие народы, населявшие империю. Геноциду подверглись прежде всего армяне, которые из-за приверженности к христианству и политической ориентации на Россию стали препятствием в осуществлении кавказской политики Турции.
В 1918 году советская Россия вынуждена была вернуть Турции Карскую область и покинуть территорию Западной Армении. Население
Карса осталось на произвол судьбы. Турки устроили страшную резню христианского населения области. Хлынувшая масса беженцев пополнила армянское население Северного Кавказа. Владикавказ вновь принял большую группу армян. К 1915 году их насчитывалось 6,6 тысяч человек. Формирование армянской общины проходило около столетия (20-е годы XIX века — 20-е годы XX века) с различной степенью интенсивности.
Основные переселенческие потоки относятся к 20-30-м годам XIX века, когда в городе появились мигранты из Восточной Армении, к периоду геноцида конца XIX века, ко времени первой мировой войны, когда Владикавказ принял массу беженцев из Западной Армении. К ноябрю 1920 года армянская община состояла из 12 тысяч человек106. Потомки армянских переселенцев — семьи Григорян, Саркисянц, Аракелянц, Ки — рокосян, Манукянц, Захарян, Оганесянц, Симонянц и другие — живут во Владикавказе и сегодня.
Немногочисленные миграции продолжались долгое время. Многие армянские семьи попали во Владикавказ после скитаний по Ленинака — ну, Ставрополью, Краснодарскому краю.
Армяне компактными группами жили в районах современной площади Штыба, улицах Чермена Баева, Армянской, Свободы (бывшая Краснорядская), Цаголова (бывшая Тарская), Войкова (бывшая Шоссейная). Целые группы армян проживали по улицам, прилегавшим к центральному городскому рынку: Ростовской, Маркуса (бывшей Марьинской), Рамонова (бывшей Кузнечной), а также в Апшеронских казармах. Большую заботу о переселенцах проявляла городская управа, был создан комитет помощи беженцам-армянам. Адаптационные процессы западных армян в начале XX века проходили легче. К этому времени в городе уже была сплоченная армянская община с церковью, благотворительным обществом, которая помогала пережить тяжкие испытания.
Другой христианской этнической группой Владикавказа были греки. Греческая диаспора на Северном Кавказе стала складываться в начале XIX века с приходом строителей из Гюмушхана (Турция). Это были понтийские греки, которые обосновались во многих районах Северного Кавказа. После присоединения Грузии к России многочисленные группы мастеровых греков из различных мест Трапезундского пашалыка нелегально прибывали в Грузию в поисках работы. Турецкое правительство пыталось предотвратить отход греков в Россию, но генерал А. П. Ермолов взял их под свою защиту. “Греки нашли у нас убежище от злодеев и убийств” — уверял он107. Они продолжали работать на различных строительных объектах. Одна из таких групп во главе со Спиридоном Чекаловым работала на Военно-Грузинской дороге и в 1827 году обосновалась в крепости Владикавказ, составив ядро будущей общины — первой на Северном Кавказе.
Первыми греками-горожанами Владикавказа стали выходцы из Трапезунд ского пашалыка-г. Гюмушхана, г. Трапезунда, с. Харторс, с. Хартера, с. Котиля, с. Такфчюки, с. Холек, с. Имера, с. Хакакса, с. с. Базба, с. Варену, с. Санта, с. Пария, с. Чатах, с. Тамерчуки, с. Каятера, с. Кро — ми, с. Мандрия, с. Шуша и других. Через некоторое время к ним присоединились несколько семейств из Афин, Салоник, Корица (Албания), из Сербии108. Со временем их численность увеличивалась. Миграции греков проходили по маршруту Трапезунд-Ахалцихе-Тифлис-Владикав — каз. До Батуми шли водным путем, поездом ехали до Тифлиса, а затем добирались до Владикавказа по Военно-Грузинской дороге. Кроме строителей в город прибывали молодые люди с целью получения образования. С 70-х годов XIX века греки стали принимать российское подданство. К трапезундским грекам со временем примыкали греки из Тифлиса, Алаверды, Эриванской губернии, Ахалцихе, Кутаиси, Цалки, Батуми, Ставрополя, Ростова-на-Дону и других мест. В 1897 году во Владикавказе насчитывалось 487 греков.
В 1917-1918 годах над греческим населением Карской области нависла опасность турецкого геноцида. Часть греков ушла в Грецию, другая — в Грузию, а многие вместе с армянами ушли в Россию, на Северный Кавказ. Они следовали по маршруту Карс-Гумри-Ереван-Тифлис — Владикавказ. Беженцы пополнили городскую греческую общину. Во Владикавказе было представлено около 105 греческих фамилий, многие из которых и сегодня живут в городе — Анастасеевы, Василиади, Граматикопуло, Георгиади, Дмитриади, Михайловы, Какулиди, Попан- допуло, Панаэтовы, Чиплаковы и другие109. В топонимике старого города они оставили свой след — улицу Греческую.
Видное место в этнической структуре города принадлежало евре — ям-ашкеназам.
В 1804 году им было предоставлено право поселения в Кавказской губернии. Кавказская администрация с особой благосклонностью принимала евреев-ремесленников, так как в крае ощущался недостаток в ремесленной продукции. Но Северный Кавказ не входил в “черту оседлости”, которая охватывала территорию Украины, Белоруссии, Польши, части России. Поэтому в 1825 году министр финансов России Е. Ф. Кан — крин поднял этот вопрос и в 1827 году евреи подверглись выселению. Следствием этой акции стало резкое подорожание на предметы ремесленного производства. Местные власти стали подавать прошения в Петербург с просьбой вернуть евреев-ремесленников. В 1831 году евреи снова появились во Владикавказе, но не надолго. В 1835 году было вновь издано Положение о запрете евреям жить на Кавказе. Исключение было сделано только для ремесленников — им было предоставлено право временного проживания. В целях предотвращения очередного выселения Главнокомандующий Кавказской линии послал в Петербург статистические данные, по которым число евреев не превышало 10 тысяч человек. 18 мая 1837 года было вынесено решение оставить их на постоянное жительство110.
Евреи-ашкенази были представлены в городе не только ремесленниками, но и военными. В России евреи не допускались к военной службе. Но с августа 1827 года по Указу Николая I их стали призывать в армию. В воинских частях, стоявших в окрестностях Владикавказа, служило более 200 солдат-евреев. В 1850 году князь П. С. Потемкин создал “Израильский полк”, который принимал участие в русско-турецкой войне и был расформирован после смерти П. С. Потемкина111. В армии сложилась практика воспитания еврейских детей-кантонистов. По окончании срока службы они получали разрешение оседать на Кавказе, в частности в Осетии. Во второй половине XIX века во Владикавказе были поселены евреи, отслужившие в царской армии 25 лет. Такое разрешение получили участники русско-турецкой войны 1877-1878 годов за заслуги на Кавказском фронте.
29 октября 1860 года был издан циркуляр № 5833 “О мерах к распространению торговой деятельности евреев и об отмене воспрещения постоянного жительства их в торговых городах Северо-Восточного берега Черного моря”. Главное управление признавало полезным “в видах развития промышленности дозволить евреям-ремесленникам, которые по ст. 28 и 289 п. 6 Св. Закона”, изданного в 1857 году, “могли иметь лишь временное пребывание на Кавказе и в Закавказье, причисляться к городским сословиям этого края с теми льготами по платежу податей и повинностей, которые дарованы каждой местности, по испрошении на то увольнительных свидетельств от прежних обществ и приемных приговоров от местных городских сословий”112.
В 1862 году ашкеназам было разрешено поселение в пределах Терской области. Они наделялись всеми правами и преимуществами жителей области. Затем вновь происходит ужесточение режима и создаются особые правила для евреев “в отношении прав их на избрание места жительства в пределах Империи”. Этими правилами, изложенными в Уставе о паспортах, определялись с одной стороны, те местности, где евреям разрешалось иметь постоянное место жительства, то есть “общая черта оседлости” евреев, с другой — те категории еврейского населения, которым разрешалось иметь постоянное или временное место жительства за пределами упомянутой “черты оседлости”113.
Правительственным распоряжением (№64 от 1865 года) евреям-ре — месленникам разрешалось проживать по узаконенным паспортам и билетам повсеместно вне черты, для постоянной оседлости, “дозволялось” вступать и в гильдию114.
С марта 1866 года по октябрь 1870 года велась переписка с директором Финансового департамента Главного Управления Наместника Кавказского о разрешении евреям приписываться к городу Владикавказу.
Начальник Терской области в своем обращении к начальнику Главного Управления Наместника Кавказа просил принять во внимание, что некоторые из временнопроживающих во Владикавказе евреев “… имеют уже здесь свою оседлость, своими торговыми оборотами немало содействуют благосостоянию города, могут иметь благотворное влияние на развитие промышленности среди городского населения”. Он ходатайствовал о разрешении временно приписывать этих евреев к городу и уровнять их в правах с двадцати двумя еврейскими семьями, которые уже были гражданами Владикавказа115.
Временнопроживающие в городе евреи обращались к Командующему войсками Терской области господину генерал-лейтенанту князю Святополку-Мирскому со следующим ходатайством: “Общество наше состоит из жителей, поселившихся в крепости Владикавказ большей частью в 1830-1831 годах, а некоторые прибыли не позднее 1844 года и с разрешения местного и Главного здесь начальства обзавелись домами, засвидетельствованные и утвержденные командующими войсками и комендантами. Ныне согласно Высочайше изданного общего закона для всех евреев, Владикавказский городовой суд через местную полицию требует, чтобы мы собственные дома наши, приобретенные долгими тяжкими трудами до 20 лет тому назад, продали бы и оседлой жизни не имели бы”. Они просили оставить за ними право на владение недвижимостью, объясняя свою “полезность” городу тем, что их ремесленная и торговая деятельность приспособлены к местному военному по — селению116.
Содержащиеся в этом ходатайстве факты подтверждаются и другими источниками. Согласно “Именному списку евреям, проживающим в городе Владикавказе с отметкой кто из них имеет собственные дома и кто проживает на квартире”, составленному в ноябре 1860 года, среди них были лица, поселившиеся во Владикавказской крепости в 1840-1850 годах. Они выкупали дома у военных или строили свои. Например, купец третьей гильдии из Полтавской губернии Хаким Сахаров обосновался в крепости в 1843 году в доме, купленном у военных. Витебский мещанин Мейер Сахаров жил в крепости с 1844 года и построил собственный дом с разрешения начальника войск Терской области гене — рал-майора Зотова. Соломон Анцышевич, мещанин из Витебской губернии, жил в крепости с 1843 года, имел собственный дом. Тифлисский гражданин Арон Кринский стал жителем крепости в 1846 году, где также приобрел собственный дом. Большинство указанных в списке евреев появилось во Владикавказе в 1850-х годах из Могилевской, Полтавской, Минской, Киевской, Волынской губерний, но не имели собственных домов. В 1852 году в порядке исключения 26 еврейских семей получили разрешение на жительство во Владикавказе117. В 1860-70-х годах многие евреи ходатайствовали о причислении их к городским сословиям. Сохранился список лиц, изъявивших желание причислиться к мещанскому сословию Владикавказа, составленный в октябре 1866 года. Среди них торговец Авраам Прилуцкий из Тифлисской губернии, шапочник Иосиф Реймеров из Херсона, стекольщик Улия Гельнштейн из Полтавы, портной Семен Лейбович из Феодосии, торговец Мойша Жеребке — вич из Подольской губернии, торговцы братья Давыдовы, портной Мов — ша Соловьев, ювелир Янкель Генкен из Могилевской губернии, шапочник Абрам Сальман из Тифлиса и другие. Все они имели семьи118. В 1866 году часть евреев была причислена к купцам второй гильдии119. В 1867 году к городу было причислено еще 22 еврейские семьи120.
В начале XX века в городе наблюдалась новая миграционная волна еврейского населения, в которой следует выделить два потока: “аристократический”, представленный российскими учителями, врачами, фармацевтами, инженерами, и “буржуазный”, представленный крупными торговцами и ростовщиками. Численность еврейского населения неуклонно увеличивалась: если в 1899 году их было 764 человека, в 1905 году — 993 человека, то в 1914году — 1154 человека121.
Первые персы и азербайджанцы появились во Владикавказской крепости в качестве торговцев. Азербайджанцы (или “русско-подданные персы”) стали поселяться в крепости в 1850-х годах “разновременно”. Они занимались торговлей, многие обзаводились собственностью и становились горожанами. Другие торговцы периодически покидали город и жили на родине. Они не привозили свои семьи, даже если имели во Владикавказе собственность. Это были выходцы из Закавказья — Елиза — ветпольской, Бакинской, Тифлисской и Эриванской губерний (из Нагорного Карабаха и внутренних районов).
С 1870-х годов стало развиваться отходничество среди “персидско — подданных”, которые прибывали во Владикавказ целыми группами. Только с января по июнь 1898 года в город прибыло 500 человек (среди них не было женщин и детей). В консульских книгах они значились как чернорабочие, башмачники, хлебники, банщики, мелкие торговцы. Все они были родом из Тавриза и его окрестностей. Дешевизна на рабочие руки, отсутствие рабочих мест и малоземелье были причиной отхода из Тавриза. Земель в стране было немало, но невозделанных, потому то обедневшее население не в состоянии было не только возводить новые ирригационные сооружения, но и поддерживать старые. Правительство не оказывало никакой помощи, засуха губила посевы, поэтому из года в год увеличивалась площадь невозделанных земель и численность безработных, направляющихся на заработки в Россию, в частности на Кавказ. Инфляция приводила к падению курса “грана” (персидская монетная единица). В 1894 году 3 грана соответствовали одному рублю, а в 1898 году — 5 рублям. Работа в России была прибыльной: заработав сто рублей, персидский рабочий по возвращении менял их на 500 гран (за эти деньги можно было приобрести небольшой дом с земельным участком)122.
Кроме бедняков на заработки прибывали разорившиеся представители персидской знати, которые стеснялись у себя на родине зарабатывать на жизнь физическим трудом и отправлялись в поисках работы на чужбину. •
Современники отмечали и такую категорию прибывших из Персии как любители азартных игр и других развлечений, имевшие проблемы с законом. Нарушение шариатских норм в стране строго преследовалось духовенством. Виновные попадали под суд светских властей и несли строгое наказание — от продолжительного заключения до смертной казни.
По данным Владикавказского городского полицейского управления в марте 1900 года азербайджанцев (“русско-подданных персов”) насчитывалось 60 семей, а персов из Тавриза — до одной тысячи человек123. Сохранился “Список всех шиитов, имеющих здесь (во Владикавказе — З. К.) оседлость или известное занятие, не лишенных по суду прав и имеющих по закону право голоса (1901 год)”. В этом документе перечислены русско-подданные персы, а не все шииты. Среди них — торговцы А. Гаджиев, С. Захарбеков, Р. Ахмедов, Г. Асанов, К. Алескеров, Даргахов, владельцы кирпичных заводов М. Рахимов, М. Исмайлов, И. Ибрагимов, Алиев, Фараджев, члены мечетского прихода братья Бабабековы, Алиев, Касимов, Дадашев, Абдипов, Багиров, Кулубеков, Ибрагимов, Гусейнов, Зейналов, Гаджиев, Ахмедов, Рахимов, Зохрабеков, Гамидов, Абдулов, Кафаров, Ризаев, Кязинов, Назыров, Фейзулаев, Гасанов124.
По материалам Терского областного правления в 1899 году азербайджанцев было 50 семей и “столько же несемейных”125.
В 1903 году азербайджанцев было 800 человек, персов — две тысячи человек, вместе с сезонными рабочими 126.
Многочисленной этнической группой Владикавказа были поляки. Как известно, во второй половине XVIII века произошло три раздела Польши, в результате которых к России отошли значительные территории, населенные поляками, белорусами/украинцами, литовцами и другими. Вначале они селились в близлежащих к исторической родине городах и селах, а затем перемещались на восток и юг.
В начале 30-х годов XIX века во Владикавказе служила большая группа поляков-офицеров Черниговского пехотного полка и Литовского пионерского батальона, осужденных к ссылке на Кавказ127. Среди них было немало членов польских обществ, примыкавших к декабристам. Известно, что в 1852 году во Владикавказской крепости проживало 154 католика (очевидно, речь идет о поляках)128. После подавления царским правительством польского восстания в 1863 году часть восставших поляков была выселена в Сибирь, другая — на Кавказ. Некоторые из них были приписаны к Владикавказу, где в 1876 году насчитывалось уже 1153 человека римско-католического исповедания129. В 1867 году в местные войска прибыли рекруты-поляки130.
Численность поляков в городе увеличивалась в ходе общей колонизации края за счет переселенцев из Варшавской и других Привислинс — ких губерний, из Прибалтийских земель, российских губерний, в основном Воронежской. В 1882 году их было 1021 человек, в 1899 году — 1037 человек, к 1914 году — 1879 человек131. Приток поляков усилился в годы первой мировой войны. Во Владикавказе появилась масса бежен — цев-поляков, заботу о которых взял на себя Комитет Владикавказского польского общества. К этому времени в городе сложилось компактное поселение поляков в районе от улицы Московской (современная Кирова) до улицы Госпитальной (современная Титова), а центр общины — “польский квартал” располагался по улице Евдокимовской (современная улица Горького)132.
Значительное место в этнической структуре Владикавказа занимали немцы. Их предки появились в России в разное время и из разных областей Германии. Уже в XII веке немецкие поселения были в Прибалтике, в Москве. Приток переселенцев усилился при Петре I, в частности в Петербург. Основная масса немецких эмигрантов появилась в России во второй половине XVIII — первой половине XIX веков. Это были крестьяне, селившиеся колониями в сельских местностях. Правительство Екатерины II в 1762-1763 годах издало Манифесты, призывавшие крестьян переселяться в Россию, обещая им льготы и благополучие на новых землях. В Манифесте от 22 июля 1763 года было указано: “Коль скоро прибудут иностранцы в Резиденцию нашу…, то имеют объявить решительное свое намерение, в чем их желание состоит, записаться ли в купечество или в цехи, и быть мещанином, и в котором городе, или поселиться колониями и местечками на свободных и выгодных землях для хлебопашества и других многих выгодностей…”133.
В 1764-1774 годах возникли поселения на Волге, в Санкт-Петербур — гской губернии, на Украине, а после присоединения Крыма к России — и в Крыму. В начале XIX века немецкие колонии появились в Грузии и Азербайджане. Среди колонистов преобладали выходцы из Вюртенберга, Баварии, Тюрингии, Верхней Саксонии134.
Причины переселения этих колонистов были различны, но главная из них — аграрное перенаселение Германии. Переселения проходили на добровольной основе, с образованием привилегированных немецких деревень. Колонисты жили в России почти в полной изоляции от русского крестьянства. Позднее они стали селиться небольшими компактными группами чересполосно с другими этносами или дисперсно в городах. В связи с тем, что царское правительство выделило колонистам наделы на основе права единонаследия, а немецкие семьи были многодетны, стали возникать дочерние колонии-выселки в Киевской и Харьковской губерниях, в Поволжье, на Северном Кавказе. Колонисты неоднократно обращались в кавказскую администрацию и имперские учреждения с просьбой об отведении им земли для образования сельскохозяйственных колоний. В Терской области проходила интенсивная колонизация. Первым немецким поселением стала Владикавказская немецкая колония.
В 1860 году во Владикавказ прибыли поверенные от 50 немецких семейств из Саратовской губернии. Граф Евдокимов хотел предложить им земли на левом берегу Камбилеевки, но князь Барятинский решил поселить их в черте города, наделив 7 тысячами десятин городской земли135.
Первоначально предполагалось поселить тридцать семей на правом берегу Терека, а двадцать семей — на левом. Но учитывая малочисленность переселенцев и возможные препятствия при общении через реку, берега которой соединялись не всегда надежным временным мостом, было решено поселить всех немцев на правом берегу. В рапорте помощника по управлению Терской области Н. Н. Евдокимову указывалась еще одна причина принятия такого решения. Для немецких поселенцев предполагалось строительство церкви и училища, поэтому более логичным было устройство единого поселения. Уже к концу 1861 года из Саратовской губернии прибыли 34 немецких семейства. Стали съезжаться во Владикавказ немцы из Нальчика, Моздока, Пятигорска136.
Таким образом, в 1861 году в километре от Владикавказа, на его северной окраине образовалась немецкая колония. Численность ее менялась от 40 до 49 семейств, а с 1865 года стала постоянной — 43 семейства. На выгодных условиях немцы купили у правительства землю и должны были создать образцовые хозяйства, показав “туземному” населению улучшенные способы земледелия.
Поэтому правительство оказало колонистам финансовую поддержку: при поселении каждая семья получила безвозмездно сто рублей137.
В связи с преобразованием Владикавказской крепости в город встал вопрос о перемещении колонии в более удобное место. Было принято решение о поселении немцев в так называемый Потемкинский военный пост, находившийся в нескольких верстах от Владикавказа. Это было в 1866 году, а через год, по указу Наместника, колония была преобразована в селение Михайловское. Здесь обосновалось 304 человека (62 семьи). К 1870 году их было 74 двора138.
Второе поселение немецких колонистов появилось в 1882 году на землях помещика Муссы Кундухова. После его переселения в Турцию земли его отошли начальнику Военно-Осетинского округа генерал-майору Эглау. Это была “дочерняя” колония переселенцев из Кубанской и Саратовской областей — Эммаус. Еще одна колония была образована в 1887 году в пяти верстах от станции Беслан — Дзанхотов-Ларс, где поселились немцы из Бессарабии, Таврической губернии и Ставрополья. При селении Заманкул был хутор Скут-Кох, где насчитывалось 186 немецких крестьян139.
Большая часть немцев-колонистов обосновалась в Моздокском округе.
Во Владикавказе немцы жили дисперсно, в 1876 году их было 251 человек, в 1882 году — 220 человек, в 1899 году -510 человек, в 1911 году — 568 человек140.
Известно, что под термином “татары” в российских источниках часто имелись в виду другие тюркские и кавказские народы, поэтому статистические данные по татарам следует использовать крайне осторожно. В этнической структуре Владикавказа одно из видных мест занимали действительно татары.
После присоединения к России Казанского и Астраханского ханств татары, жившие в пограничных районах, как и казаки, наделялись определенными правами и вольностями. Но в отличие от казаков они входили не в дополнительные воинские подразделения, а в состав регулярной армии. Татары участвовали в создании первых засечных линий против кочевников на юго-восточных границах России, в строительстве и обороне городов-крепостей. Вместе с российскими войсками они участвовали в Кавказской войне, а после ее окончания многие татары расселились в городах Северного Кавказа — Ростове, Екатеринодаре, Ставрополе, Моздоке, Владикавказе141.
Владикавказская татарская община в основном сформировалась в ходе общей колонизации. Ее ядро составили переселенцы из Пензенской и Казанской губерний. В 1882 году их было 320 человек (вместе с ногайцами и каракалпаками)142. По материалам Всероссийской переписи населения 1897 года в город Владикавказ прибыло из Пензенской губернии 676 человек, из Казанской — 108143.
Татары — отставные офицеры и немногочисленная торгово-купечес — кая элита — жили в центральной части Владикавказа, а остальные были поселены, в основном, на Владикавказской и Молоканской слободках.
Население Владикавказа формировалось не только в ходе организованных правительством или стихийных массовых переселений, но и небольших “одиночных” миграций, исходным пунктом которых были, как правило, соседние районы — Грузия, Ингушетия, Чечня, Кабарда.
Владикавказские грузины составляли крупную этническую группу. Их переселение в Осетию объясняется в основном экономическими обстоятельствами, но довольно часто причиной становилась необходимость скрываться от кровной мести.
Миграция происходила из многих уголков Грузии, особенно из сопредельных районов. По материалам Первой Всеобщей переписи населения 1897 года из Тифлисской губернии во Владикавказе обосновалось 3033 человека, из Кутаисской губернии — 241 человек. В Рачинс — ком уезде Кутаисской губернии недоставало пахотных земель, а в результате ряда неурожайных лет (конец 90-х годов XIX века) положение крестьян в Рачи значительно ухудшилось. Это стало причиной миграционного потока в Алагир и Владикавказ.
Если в крепости грузин было немного (99 человек вместе с армянами в 1852 году, в основном торговцы)144, то с преобразованием крепости в город численность грузин заметно увеличилась. В 1882 году их было 160 человек145. В середине 80-х годов XIX века во Владикавказе было 300 грузинских семей, в основном из Рачи, Хеви146. Современники указывали на существование в городе “мохевской” части, где компактно проживали грузины-мохевцы147. Они появились во Владикавказе в начале XX века. В городе были грузинские улицы, название которых сохранилось до сих пор. Крупные торговцы, предприниматели, владельцы гостиниц жили в центре города, а основная масса грузинских переселенцев обосновалась на Владимирской и Молоканской слободках, и на Шалдоне. Грузины из Душетского уезда в начале 90-х годов примыкали к Осетинской слободке, самовольно возводили постройки148. В 1899 году в городе было 816 грузин, в 1905 году — 1001 человек, а в 1914 году — 3806 человек149. Грузинское население Владикавказа формировалось в ходе одиночных миграций.
Кабардинцы, кумыки, чеченцы и ингуши не основали во Владикавказе этнических групп. Основу этого горского населения составляли муж- чины-отходники, прибывавшие на сезонные работы или занимавшиеся извозным промыслом.
Исторической территорией проживания ингушей была горная полоса восточнее реки Терек. В XVIII веке миграция ингушей ограничивалась горными районами и была направлена с запада на восток и юго — восток150. К концу XVIII века часть осетин и ингуши освоили новое миграционное направление — в сторону верховий реки Камбилеевки, где заняли, в основном, поселение Ангушта. Там обосновались выходцы из Джерахского ущелья, к которым позднее присоединились галгаевцы. В двух верстах от Ангушта было основано селение Заурово со смешанным осетино-ингушским населением. Некоторых авторов ввело в заблуждение внешнее созвучие двух разных поселений — Заурово и Дзауга (Дзауджикау), которые в действительности находились на отдалении более 4,5 верст друг от друга151. Это заблуждение стало основанием для ошибочного утверждения о том, что Владикавказ был основан на месте Заурова.
После основания Владикавказской крепости ингуши стали обращаться с просьбой о разрешении вести в ней торговлю и создать рядом свое поселение, но российская администрация отказала им в этой просьбе152.
На протяжении XVIII века и осетины, и чеченцы, и ингуши неоднократно просили российское правительство разрешить им выселиться с гор на равнину и заняться земледельческим трудом. Желая установить более тесные экономические и политические связи с этими народами, правительство в конце XVIII века — первой трети XIX века приступило к поэтапному переселению горцев. Ингуши получили в пользование равнинные земли, выкупленные российским правительством у кабардинских феодалов. Первыми поселениями на этих землях были Назрань и Ачалуки, примыкавшие к Северо-Восточному Кавказу, где в то время шла Кавказская война. Поэтому ингуши стремились поселиться на более безопасной Владикавказской равнине. Но к 40-м годам XIX века эта равнина уже была заселена осетинами и казаками. Несмотря на запреты администрации ингуши самовольно занимали земли между Тереком и Камбилеевкой. В 50-х годах XIX века все самовольно обосновавшиеся поселения (Базоркино, Далаково, Кантышево и другие) были переселены в Назрановский округ. На примыкавшей к Владикавказу территории, а также в бассейне реки Камбилеевки были созданы казачьи станицы Тарская, Тарский хутор, Камбилеевские хутора, Сунженская, Воронцово-Дашковская и другие.
По данным “Кавказского календаря” за 1852 год во Владикавказской крепости ингушей не было153.
По сведениям на 1 января 1877 года в городе Владикавказе было 76 чеченцев, 73 кумыка, 41 ингуш и 6 кабардинцев154. Ингуши выкупали или арендовали садово-огородные участки на Шалдоне, а когда Шал — дон вошел в состав города, они оказались в городском пространстве. Городская управа неоднократно обращалась с просьбой к полицмейстеру о сносе построек, самовольно сооруженных ингушами на арендованных ими огородных участках155. В августе 1888 года Владикавказский полицмейстер докладывал начальнику Терской области о желании ингушей приобрести “земельные участки под усадьбы в черте города для оседлого жительства”, указывая при этом, что увеличение численности туземного населения привело к обострению криминогенной обстановки. Полицмейстер предлагал не давать разрешение селиться в городе даже при наличии положительной характеристики от своего общества. Самовольные постройки решено было снести156.
Отмена законов, запрещавших горцам проживать в городах и иметь недвижимость, привела к резкому увеличению численности городского населения за счет горцев. В 1897 году осетин в городе стало 2916 человек, ингушей — 378 человек, чеченцев — 82 человека, кабардинцев — 82 человека, лезгин — 133, черкесов — 36157. Всего кавказских горцев (осетин, кабардинцев, лезгин, чеченцев, ингушей, черкесов, кумыков) в 1899 году было 3339 человек, а к 1914 году их стало 10740 человек158. В 1907 году был образован Назрановский округ. Госсовет и Госдума постановили “назначить местопребыванием управления Назрановского округа местечко Назрань”. Но в Назрани не оказалось подходящего административного здания и управление временно решено было разместить во Владикавказе, до 1 января 1917 год,59а. Шли годы, но в Назрани все еще не было построено здание для администрации, поэтому в декабре 1916 года был продлен срок временного пребывания управления Назрановского округа до 1 января 1920 года160. Это обстоятельство позволило части ингушей обосноваться во Владикавказе.
Сводные цифровые данные по динамике этнического состава городского населения, извлеченные из разных источников, дают следующую картину.
Таблица 3. Динамика этнического состава населения Владикавказа161
|
Татары, ногайцы, калмыки |
‘ |
‘ |
320 |
675 |
507 |
■ |
||||
Черкесы |
— |
— |
— |
— |
36 |
— |
— |
— |
— |
— |
Французы |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
58 |
— |
75 |
— |
Кавказские горцы |
— |
— |
— |
4347 |
1238 |
3339 |
2064 |
1919 |
8487 |
10740 |
Иностран ные подданные |
892 |
1207 |
850 |
1348 |
||||||
Другие националь- ности |
2453 |
4458 |
396 |
209 |
1359 |
Мы признаем определенную степень неточности приведенных данных, обусловленную разнородностью источников, различными критериями в определении этнической принадлежности, совмещением ее с конфессиональной (“мусульмане”, “католики”, “лютеране” и т. п.), неопределенностью понятий “иностранные подданные”, “кавказские горцы”, “другие национальности”. Их содержание не было одинаковым в разных источниках и в разные годы. Очевидно, под “иностранными подданными” следует понимать и персов из Тавриза, а цифровые перепады отражают сезонные колебания персов-от — ходников. Источники не всегда отличали персидско-подданных от рус — ско-подданных персов (азербайджанцев), обозначая их термином “шииты”. Большая часть источников до 1897 года не упоминает греков. Вероятно, часть их попадала в графу “иностранные подданные”, а принявшие российское подданство — в графу “другие национальности”. Стабильную динамику роста численности “кавказских горцев” давали осетины, что подтверждают и другие источники. Отсутствие в таблице сведений по осетинам за некоторые годы означает, что они включались тогда в графу “кавказские горцы”, а отсутствие сведений по татарам, персам и азербайджанцам означает их учет в графе “мусульмане”. Соответственно, данные о поляках следует извлекать из графы “католики” или “лица римско-католического вероисповедания”, о немцах — из графы “лютеране”.
49 |
При всей условности приведенных данных они отчетливо фиксируют динамику численности всех этнических групп и показывают, что первоначально сформировавшиеся группы в течении второй половины XIX — начала XX века пополнялись новыми мигрантами. Это относится, прежде всего, к осетинам, русским и армянам, рост численности которых был самым высоким.
4 Заказ № 1611
Многочисленные миграционные волны способствовали формированию этнических и этнодисперсных групп, каждая из которых обрела свою нишу в структуре городского населения.