Исследовательница Л. Шадиева отмечает: «В кодексе чести ингушей говорилось: «Почитай землю, ибо она лежит в основе творения Аллахом жизни. Охраняй природу, источники, реки, озера от загрязнений и вреда. Если наша первая мать — земля, то вторая — вода, а третья — это святая женщина, родившая тебя. Знай, что ее начало божественно…» «Да, мать — главный воспитатель в семье. От нее зависит будущее любой нации. Рассказывая народные сказки, легенды, мудрые притчи, мать вкладывала в ребенка красоту родной речи, учила любить родную землю, различать добро и зло». (40, 44-45) Большая семья в народе всегда считалась огромным богатством и божьим даром. Здесь будет уместна древняя молитва жреца под Новый год: «…Пусть родни будет много. Старшими сказанное да будет потомками нашими сделано. У порога всегда пусть посох у нас стоит, а в красном углу пусть всегда колыбелька стоит». В народе говорили: «Мальчика воспитывает мать, а мужчину из него делает отец». Девочка же всегда находилась под опекой матери, тетушек, старших сестер. |
Отец, старшие братья учили мальчиков верховой езде, владению оружием, как холодным, так и огнестрельным. Любимыми занятиями были борьба, соревнование в беге, поднятие тяжестей, фехтование, разные игры, развивающие ловкость и смекалку. Трудовое воспитание начиналось с малых лет. Лишь только мальчик приобретал физическую зрелость, он ездил со старшими в лес по дрова, сгребал сено на сенокосе, убирал камни с полей, полол, пас коней, бывал на посылках и т. д. Девочки во всем помогали матери; они присматривали за малыми детьми, прибирали в доме, повзрослев, учились готовить, чинить, а затем и шить одежду, вышивать, валять шерсть, изготавливать войлоки, обязательным для девушек было и умение играть на гармони. Словно мед в пчелиных сотах, словно масло, содержащееся в молоке (ингушские фразеологизмы), народная педагогика пронизывает всю жизнь ингуша от малых лет до глубокой старости. Главными методами тут опять же служили словесное воздействие и пример поведения окружающих. Говорили: «Кто вырос в общении людей, тот набрался ума; а кто рос среди овец, остался глупцом». О значении воспитанности красноречивее всего говорят народные пословицы и поговорки: «Теленок, выросший с ишаком, стал кричать по-ишачьи», «Жеребенок, вскормленный буйволицей, любит валяться в грязи», «Слушать людей — ума набираться», «Будь учтив со старшим и жалей младшего», «Старшего чти, младшего учи», «Не ошибается тот, кто слушается старших», «Отец и мать дурного не посоветуют». Немало имеется народных изречений, посвященных учению. «В детстве выученное — словно на камне высеченное», «Наука, постигнутая плохим человеком, — сабля в руках дурака», «Учение — напильник для ума», «Хоть в Китай поезжай, но ума прибавляй», «Пес не забывает того, чему научился, будучи щенком», «Мехи раздувают огонь, ученье развивает ум», «Человеку нужна учеба, как нужен дождь иссохшей земле», |
«Необученный всегда завидует ученому», «Даже дурак кажется умником, если он чему-то учился», «Как свет озаряет тьму, так ученье обостряет ум», «Ученье — меч эпохи»… Большое значение в воспитании придавалось личным качествам человека. Прежде всего тут необходимо отметить самоуважение и гордость («курал»), но не высокомерие и чванство («сонтал»). Весьма значимыми были также понятия: «яхь» — как уже было сказано, стремление быть лучше других и достигать этого с помощью своих личных качеств; «сии» — честь, незапятнанность, «шиш» — уважение со стороны людей, почтение, «эхь»- совесть и стыд, не позволяющие вести себя дурно, «бехк» — ответственность за свои поступки, «эздел» — благородство, начиная с одежды и кончая поведением, «Пулакх» — услужливость без холуйства, готовность прийти на помощь, проявить соучастие, «сабар» — терпеливость, сюда же и «сатохар», «сатем» — спокойствие, «денал» — мужество, «майрал» — храбрость, «къонахчал» — мужественное, храброе поведение, «къахетам» — проявление милосердия, «камаьршал» — щедрость, «хьинар» — активность, сюда же «маькара», «фий» — бдительность, «хьанала» — предрасположенный, «дог цГена» — чистосердечный, «воханза» — не теряющийся, «тидаме» — замечающий, сюда же «теркаме», «безаме» — уважаемый, любимый другими, «эйхье» — стеснительный, «тешаме» — верный, «ийна» — участливый. В противоположность этим положительным свойствам осуждению подвергались дурные наклонности человека: «хьагЬ> — черная зависть, вредоносность, «сийсаза» — бесчестный, «вирал» и «ж[алел» — буквально «подобный ослу или собаке», т. е. неблагородный, «сихал» — торопливость, нетерпимость, |
«писа» — ничтожество, сюда же «доастамал»,
«зовзал» — трусость,
«къизал» — жестокость,
«цаьрматал» — жадность,
«эсала» — слабый,
«Iовдала» — дурной,
«мекъа» — ленивый,
«дегаза» — отвратительный,
«эйхьаза» — бесстыжий,
«веха» — растерявшийся,
«кхетамза» — неразумный,
«бе-башха» — безразличный,
«тешамза» — ненадежный,
«оапашк» — лгун,
«тийшаболх» — предательство,
«охца» — грубость…
Все эти приведенные как положительные, так и отрицательные черты характера и поведения человека внушались ребенку с ранних лет. Применялись тут разные методы: поощрение, порицание, пример и др. Одним из мощнейших средств воспитания являлся фольклор. Обратимся к одному его жанру — «кица». Этим термином ингуши обозначают пословицы и поговорки, притчи — откровенно назидательные произведения народной словесности. Приведем некоторые из них, имеющие ярко выраженный поучительный характер.
1. Пословицы, восхваляющие добро и осуждающие зло:
«Еще не бывало, чтобы добро приходило туда, откуда выходит зло», «Легко быть плохим, трудно быть хорошим»,
«Чем покупать хороший дом с плохим соседом, лучше купить плохой дом с хорошим соседом»,
«Чем жить в мире с плохим человеком, лучше жить во вражде с порядочным человеком»,
«Козла бойся спереди, коня — сзади, а плохого человека — со всех сторон»,
«Что любо глазу, то до вечера, что любо сердцу, то на всю жизнь», «Плохой человек всегда с тайной злостью завидует хорошему человеку»,
«Дерево хорошо плодами, а человек — делами»,
«Не задирай голову, когда дела идут хорошо; и не опускай ее, когда они идут плохо»,
«Пришло добро — цени его, случилось несчастье — терпи его», «Сделал добро — для себя, сделал зло — тоже тебе»,
«Если ты ехал по дороге и заодно чинил ее, дорога сгодится тебе на обратном пути»,
«Кто не думает о завтрашнем дне, у того нет дня сегодняшнего», «От добрых дел хороший след всегда останется»,
«Спеши делать добро, словно завтра умрешь; спеши жить в свое удовольствие, словно жить будешь вечно».
2. Пословицы, прославляющие ум и осуждающие глупость: «Легче осла поднять на крышу, нежели дурака вразумить»,
«Голова дурака тяжелее камней и песка»,
«Ум всегда свою дорогу найдет»,
«Сильный телом побеждает одного, а сильный умом побеждает десятерых»,
«Умная голова — золотая голова»,
«По речам узнаются умный и глупый»,
«Из ума и богатства выбирай ум, а с ним и богатство найдешь».
3. Быть предусмотрительным призывают пословицы:
«Прежде чем ступить ногою, посмотри вперед, прежде чем слово молвить, посмотри назад»,
«Пришедший туда, куда ему не положено, унес оттуда то, чего не хотел бы иметь»,
«Шея ломается не у того, кто призывает прыгать, а у того, кто прыгает»,
«Не будет плакать мать человека осторожного» (иногда шуточно добавляют: «Но и смеяться особо не будет»; в этих словах звучит предостережение от чрезмерной осторожности).
4. Вопросов чести и бесчестия ранее уже касались, но, думается, не будет лишним привести еще две знаменательные пословицы:
«Кто принародно лишился чести, тот живой мертвец»,
«Человек обязан свято оберегать две вещи — свою душу и свою честь».
5. Вопросам мира и войны посвящены пословицы:
«Враждовавший (воевавший) с людьми не вырастил ни сына, ни брата»,
«Легко начать вражду, трудно ее остановить»,
«Война сыновей не рождает — она их убивает»,
«Долго живет тот, кто ищет мир».
6. О том, что правда сильна, а кривда слаба, повествуют пословицы:
«Пусть и горькая, но все же правда лучше»,
«Даже если клещами будут откручивать голову — правду режь»,
«Говори правду, даже если тебя на части будут рвать»,
«Рано или поздно, но правда свое берет».
7. Пословицы, славящие мужество и осуждающие трусость:
«Смерти бояться — героем не стать»,
«Мужественный человек жалостлив, трусливый человек жесток», «Голод и бедность — временная непогода; мужество и смелость — несокрушимый Казбек»,
«Где нет благородства, там нет и мужества; где нет мужества, там нет и благородства».
Пословицы и поговорки имеют свойство говорить сами за себя, поэтому без дальнейших их подразделений приведем еще несколько этих лаконичных, назидательных произведений народной мудрости:
«Не будь как лопата (рубанок), всегда «от себя», не будь и как тяпка, всегда «к себе»; а будь как грабли (пила), всегда и «к себе», и «от себя»,
«Кто ходит и ищет, тот всегда свое находит»,
«Не шути со старшим и не панибратствуй с младшим»,
«Не делай людям того, чего сам себе не пожелаешь»,
«Отложи то, что легче сделать, и сделай то, что делать труднее»,
«Самый большой недостаток — собирать чужие недостатки»,
«Не начинай варить кашу в расчете на чужое молоко»,
«Без туч на небе дождь не пойдет, без горя на сердце и слезы не потекут»,
«Прежде чем начать разговор, нужно запастись тремя вещами: уздечкой, путами и ногайкой (чтобы обуздывать речь)»,
«Если краснеть и белеть не умеет, значит, у него нет совести»,
«Только правдолюбец бывает настоящим другом»,
«Если кто-то тебя хвалит безмерно, значит, ему что-то от тебя нужно»,
«Мужчина, у которого выросла плохая семья, подобен соколу, у которого разрушили гнездо»,
«Если в этом мире не будем петь и веселиться, то разве мы сможем петь и плясать в тесной могиле?»,
«Жизнь одна, и наши матери нас вторично не родят» (пословицы из: 25.6-180).
Поучая младшего, взрослый довольно часто пословицу и поговорку сопровождает или байкой, почерпнутой из какой-либо жизненной ситуации, или короткой нравоучительной притчей. Вот одна из них, непосредственно адресованная младшим:
«Долг отца поучать своих детей, поэтому некий старик по разным случаям давал советы своему сыну, а ему это порядком надоело. Однажды отец сказал:
— Не водись с этими людьми, — тут он назвал какую-то семью, — я их хорошо знаю. Они способны на любую подлость.
Терпение сына иссякло, и он, рассердившись, сказал:
— Твои советы уже вылезли у меня из головы прямо на лоб!
Через какое-то время те плохие люди, о которых говорил отец, чем — то ударив по голове, убили юношу. Говорят, отец посмотрел на его разбитую голову и вытекшие на лоб мозги, горестно сказал:
— Чем выводить мои советы на лоб, лучше бы ты их удержал в своей голове».(25, 196)
Подобные притчи не нуждаются в особом толковании, и, тем не менее, поучающий считает себя обязанным прокомментировать сказанное примерно следующими словами: «Видишь, что получается, когда не слушают родителей или старших. Ведь они многое повидали на своем веку. Отец или кто другой из старших ведь не посоветует плохого. А значит, что тот, кто слушает старших, в беду не попадет» и т. д.
Большой назидательной и поучительной силой обладают и многие другие жанры ингушского фольклора, но о них разговор пойдет ниже в специальном разделе.
Необходимо несколько слов уделить аталычеству — обычаю, в прежние времена имевшему место прежде всего среди феодальной верхушки адыгских народов и кумыков. По этому обычаю, мальчик отрывался от своей родной семьи и поступал на полное иждивение и воспитание в другую семью, обычно до 15-летнего возраста. С обычаем аталычества был связан целый ряд ритуалов. Некогда состоятельные ингушские се
мьи переняли было этот обычай. Были некоторые случаи отдачи детей в кабардинские семьи. Однако со временем, как о том сообщают старожилы, ингуши решили отказаться от этого обычая. Главная причина была в том, что у воспитанника слабели родственные связи со своей родной семьей, родом. Своими родственными связями ингуши дорожили более всего, и аталычество в местной среде так и не привилось. Зато в конце XIX — начале XX веков имеющий сносный достаток ингуш, желая вырастить своего сына в светском духе, часто отдавал его в русскую (в городе Владикавказе) или казачью (в станицах) семью на различных условиях договоренности. Основной целью было, прежде всего, научить ребенка русскому языку. Мальчики в меру своих сил помогали по хозяйству наравне с другими детьми приемной семьи. Помимо обучения русскому языку ингушские дети постигали и русские обычаи, знание которых им помогало в дальнейшей жизни и учебе. Часто русские семьи брали такого мальчика на воспитание бескорыстно, лишь временами отец ребенка мог привозить что-либо из продуктов своей хозяйственной деятельности. Помимо обучения детей, в данном случае происходило и укрепление межнациональных связей.
Без знания русского языка невозможно было получить светского образования. Именно знание русского языка обеспечило появление в ингушской среде тех лет таких образованных людей, как Чах Ахриев, Бейсултан Зязиков, Асланбек Базоркин, Адел-Гирей Долгиев, Инал Бекбузаров, братья Магомет и Висангирей Джабагиевы, Магомет Котиев и др. На рубеже двух веков у ингушей стала появляться и крепнуть военная элита в лице генералов Эльберда Нальгиева, Заурбека Борова, Сосламбека Бекбузаро — ва, Бунхо Базоркина, Тонта Укурова, Сафарбека Мальсагова, доблестных офицеров Ижи Джабагиева, братьев Султанбека и Исмаила Боровых, Идига Куриева, Керима Гойгова, Анзора Борова, Пшемахо Дахкильгова, Муссы Саутиева, Саида Тангиева, Мурцала Шадиева и многих других.