СКИФСКИЕ ЭТНОНИМЫ, ТОПОНИМЫ, ОНОНИМЫ

Иранисты не только избегают упоминания таких скифо-тюркских лич­ных имен, как «Папай» («Бабай» — предок, «Апи» («Апай») — мать, матушка, «Атей» («Ата») — отец, но и не могут правдоподобно объяснить этимоло­гию имен легендарных скифов — Таргитай, Липоксай, Арпоксай, Колаксай и других, которые имеют весьма прозрачные поныне бытующие тюркские значения (Мизиев, 1986, с. 45).

С позиций иранских языков до сих пор остаются необъяснимыми основные скифские этнонимы: «ашкузы», «скуты», «скифы», «сколоты» и др. В то же время эти этнонимы являются тюркскими терминами, полно­стью отвечающими скифским значениям.

Как известно, среди тюркских племен в древности одним из распро­страненных колен было «Ас-киши» или «Ас-кизи». Нет сомнений, что би­блейское название скифов, «Ашкузы» — тот самый тюркский этноним. По широко распространенной в тюркских языках закономерности перехода з/с в д/т интересующий нас термин в чужеродной среде легко мог пре­вратиться в «ашкут». Такому переходу звуков множество примеров из ка­захского, татарского, башкирского, карачаево-балкарского и других язы­ков: «тарка»/«сарка», «тын»/«сын», «казыр»/«кадыр», «барзым»/«бардым», «ыргыз»/«ыргыт» и т. п. . Подобный переход не был чужд и греческому языку: «фазис»/«фазид», «гиппанис»/«гиппанид», «танаис»/«танаид» и др. При отсутствии шипящих звуков греки не могли произносить «ашкут» иначе, как «аскут». Начальный звук «а» варварского термина мог потерять­ся в иноязычной среде, как, например, «Ыстамбул»/«Стамбул», «Ысхау — ат»/«Схауат», «Ышканты»/«Шканты» и др.

Таким образом, этноним «Ашкут»/«Аскут» легко превращается в «Скут», что в русском переводе звучит как «скиф». Следовательно, термин «скут» является порождением греко-римской книжной традиции в результате искажения тюркского «Ашкуз»/«Ашкут». Тем самым мы находим подтверж­дение словам Ф. Г. Мищенко, что термин «скут» может быть искажением туземного слова.

А вот предпринятая В. И. Абаевым попытка объяснить термин «скут» как германское слово «скут» — «стрелок из лука», «стрелять», лингвистами не принята (Абаев, 1865, с. 25).

Известно, что скифы-кочевники, или царские скифы, называли себя «сколоты», или «сколты». До сих пор этот термин не нашел разъяснения ни в одном из языков. Возможно, он тождествен карачаево-балкарскому тер­мину «ысхылты», или «схылты», означающему высшую социальную знать общества (Мизиев, 1986, с. 48).

В «Декрете в честь Протогена» (III в. до н. э.) царские скифы названы скиф­ским термином «сай». До сей поры необъясненный термин «сай»/«сый» — не что иное, как половецко-караимское и карачаево-балкарское слово, озна­чающее «почет», «уважение». Отсюда происходят слова «сайгьа»/«сыйла» — почтенный, почетный, почитаемый, уважаемый; «сайла» — выбор, избран­ный, выборный и т. п. (Там же).

Имеют место и другие толкования термина «сколот» (см. ниже). Геродот указывал, что сами скифы именуют себя «сколот». Сколотов, которые управ­ляли всеми разноязычными «скифскими» племенами, древние авторы назы­вают «царскими скифами». Именно из их среды вышли все скифские цари, в их числе и знаменитый Атей/Ачей, который в IV в. до н. э. объединил все три части Скифии в единое мощное государство и который погиб в 90-летнем возрасте в 339 г. до н. э. в битве с войсками Филиппа II, отца Александра Ма­кедонского, пытавшегося завоевать Скифию. Б. Н. Граков сколотов называет собственно скифами-кочевниками (Граков, 1977, с. 120).

Сколоты, или царские скифы (они же собственно скифы), состояли из четырех этнических близкородственных племен — «авхат», «катиар», «тра — спи» и «паралат». По некоторым признакам, прежде всего по их тюркско­му самоназванию, именно эти скифские племена многие ученые считают тюркоязычными. Согласно скифской легенде, они произошли от сыновей родоначальника скифов — Таргитая.

Геродот (кн. 4, с. 6) пишет: «Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произо­шло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т. е. царскими. Эллины же зо­вут их скифами» (Геродот, 1972, с. 188).

Названия упомянутых выше племен, как и имена Таргитая и его сы­новей, иранисты неоднократно пытались этимологизировать, исходя из иранских языков. Чтобы получить желаемый результат, они изменяли и переставляли буквы и даже целые слоги в слове, иногда даже целый этно­ним, антроним, а затем делали далеко идущие выводы.

К примеру, возьмем термин «паралат». В. И. Абаев, Э. А. Грантовский, другие видные языковеды-иранисты этимологизировали это слово, исхо­дя из древнеиранского языка. По их утверждению, в древности оно про­износилось как «парадата», что в переводе с персидского якобы означает «поставленные во главе», «предустановленный», «исконно назначенный» (Абаев, 1974, с. 298). На основании этого весьма сомнительного объясне­ния построена легковесная концепция в отношении всех скифов и их язы­ка (как иранского), которую большинство скифологов взяло на вооруже­ние как научную установку.

На самом деле названия сколотских (скифских) племен, а также мно­гих других племен, которые античные авторы именуют «скифскими», легко объяснимы на тюркских языках. Приведем примеры.

«Авхат». От тюркского слова «абак» («дядя по отцу» + соединительная фонема а + суффикс мужественности т, характерный для общей тюрко­монгольской лексики (ЭСТЯ, 1978, т. 11, с. 10-11; Малов, 1951, с. 51).

«Катиар». От тюркского «каты» («твердый», «стойкий») + «ар»/«эр» = «стойкие мужчины» («люди») (этимология наша. — Авт.).

«Траспи». От тюркского «тар» («узкий») + «сепи»/«спи» («глаз») = «узкогла­зый». Подобную этимологию давал и сам Геродот (кн. 4, с. 27; 1972, с. 193).

«Паралат». От тюркского «бор»/«берю» («серый» в значении «волк») + «олот»/«элет» = «волчье племя». Волк, как известно, был тотемным живот­ным древних тюрок (Гордлевский, 1947, вып. 4).

«сколот» (самоназвание скифов). М. А. Хабичев этимологизирует из тюркского «сак» + «олот» («племя») = «осторожное племя». Само слово «сак» означает «осторожный» (Хабичев, 1987, с. 18).

Г. А. Гейбуллаев считает, что «сколот» образовано от «иск»/«эски» («ста­рый», «древний» + «ел» («племя» = «древнее племя». «Скол» схож с древне­тюркским этнонимом «эскил», «ешкил» (племя древних булгар). В настоящее время этноним «ешкил» бытует среди части каракалпаков, узбеков, кыргы — зов. Типологически он стоит рядом с тюркскими этнонимами скифских и сарматских племен «басил»/«барсил» — от «бас»/«баш» («голова» + «ил»/«эл» («племя», «народ») = «главное племя»; «кергил» «чигил» и др. В них есть тюрк­ский корень «эл»/«ил» («племя», «народ») (Гейбуллаев, 1991, с. 310, 314).

«акацир». М. З. Закиев пишет, что среди скифских слов много этнони­мов с тюркским корнем <ор-ир»/«эрк»-«эркек» («муж», «мужчина», «люди», «мужественный»), а также с окончаниями — лы, — ты, характерными для тюркских языков. Крупное скифское племя, жившее в лесистой местности на Дону, частично на Северном Кавказе, называлось «акацир» («акачир») (греки писали тюркское ч как ц). Слово «акачир» состоит из «агач»/«акач» («лес» + «эр» («мужчина», «люди») = «лесные люди») (Закиев, 1986, с. 24, 29). Об акачирах писал в 442 г. Приск Панийский, который был послом у гуннского царя Аттилы, и готский историк Иордан (IV в. н. э.). М. З. Заки­ев полагает, что «хазары идентифицируются с акацирами» (Там же, с. 25). В качестве гипотезы можно предположить: хазары являются потомками скифов-акациров. Некоторые ученые считают, что этноним «хазар» состо­ит из «хаз»/«каз» («гусь») + «ар»/«эр», т. е. «гуси-люди». Видимо, этноним «казак»/«казах» связан с тотемной птицей — гусем («каз» — «гусь» + «ак» — «белый» = «белый гусь»).

«Агафирс». Этноним «акацир» греческие авторы чаще всего писали как «агафирс». При этом буква с является обычным греческим дополне­нием к слову, а звук ф передает изначальное т, т. е. «агатир». Это слово является фонетическим производным от тюркского «агачир». В I-IV вв. н. э. агафирсов упоминают Плиний, Помпоний Мела, Клавдий Птолемей, Юлий Солин, Аммиан Марцеллин. Птолемей помещает их выше тюркоязычных саваров (суваров), которые были родственны савроматам (Гейбуллаев, 1991, с. 293-294).

«савромат». Это слово образуется от этнонима «савар»/«сувар» + «эр» («водные люди») + компонент «мат».

Этноним «Агаджеры» сохранился в Азербайджане как топоним «Агаджеры-даг» («Агаджеры» + «гора»). Такой же топоним имеется в Иран­ском Азербайджане (Гейбуллаев, 1991, с. 294).

«Аримаспи». Это скифское племя, жившее в Северном Причерномо­рье, было тюркским. Основываясь на сведениях Геродота, называющего их «одноглазыми», М. З. Закиев пришел к заключению, что под этим этно­нимом подразумеваются люди с «наполовину закрытым глазом»: от тюрк­ского «йарым» («половина») + «сепи» («глаз») = «полуоткрытый глаз», в смысле «узкоглазый» (Закиев, 1986, с. 17).

«Арим» происходит от «йарым», так как для огузской группы языков характерно, что некогда слово «йарым» имело форму «арим».

Г. Д. Филипс считал аримаспов тюрками, а В. Томашек — предками гун­нов и тюрок (Доватур и др., 1982, с. 256),

«Будины». От тюркского «буд» («волк») + «ин»/«йан» («дух) = «волчий дух». Возможно, «будин» означает «племя», «народ», «население» (ДТС, с. 108). У карачаевцев существует древний род «будиан», в который входят Боташ, Байрамук, Акбай, Элкан, Теке, Чотча и другие фамилии — всего 10.

«исседон» — это тоже тюркское племя: от «ич»/«ис» («подкладка» + «одежда») = «имеющий одежду с подкладкой». Так считает Г. А. Гейбуллаев (с. 296), но данную этимологию нельзя признать убедительной. Скорее все­го, с древнетюркского языка надо переводить не «ич»/«ис», а «исси»/«иссе» («горячий») + «дон» («река») = «горячая река», в смысле «живущие у горя­чей реки», вернее, «у горячих источников», а таковые с древнейших вре­мен известны в районе Пятигорья. Карачаево-балкарцы, древнейшие жи­тели Пятигорья, до сих пор эту местность называют, «Иссисуу» — «Горячая вода». Отсюда и русские казаки назвали свою станицу Горячеводская. Она расположена рядом с Пятигорском, где много горячих минеральных ис­точников.

«иирки» («тюрки»). Это тюркоязычное скифское племя (о нем сказа­но выше). Многие ученые (П. И. Шафарик, З. И. Ямпольский и др.) иирков Геродота отождествляют с тюрками. Помпоний Мела и Плиний Старший (I в. н. э.), как уже говорилось, прямо писали именно о тюрках (турках, тир — ках), проживавших в Северном Причерноморье (АИСК, 1990, с. 100, 108).

«саки». Многие авторы отождествляют их со скифами и савроматами, а также с их потомками — сарматами. Большинство специалистов считает, что саки были исконными жителями Казахстана и Средней Азии и явились прямыми потомками племен бронзового века (Литвинский, 1972, с. 156).

Со своей исконной территории они не позже VII в. до н. э. проникли в Иран, Переднюю и Малую Азию, Закавказье, в том числе в Кавказскую Албанию, где с давних пор жили отдельные тюркские племена. Геродот пи­сал, что йерсы называют скифов «саками» (Геродот, 1972, с. 333). Многие античные и современные авторы отождествляют эти родственные племе­на, что дает основание утверждать, что саки, как и скифы, были тюркоязыч­ными, хотя среди среднеазиатских саков ираноязычных племен, видимо, было больше, чем среди скифов. Некоторые исследователи предполагали, что саки перовоначально не были иранцами, а переняли иранский язык от окружающего населения или что, по крайней мере, верхний слой саков был тюркским или монгольским (Доватур, Каллистов, Шишова, 1982, с. 394).

В. И. Абаев полагает, что слово «сак» восходит к осетинскому «сак» («олень»). Если бы на самом деле саки были ираноязычным племенем, то этот этноним сохранился бы хотя бы у одного ираноязычного народа. Таких фактов нет, но зато у тюркских народов этот термин бытует с не­большими фонетическими изменениями: этнические группы «шага» — у казахов, «шагай» — у узбеков, «саке» — у кыргызов, «шаклер» — у туркмен, «шаукай» — у ногайцев, «сакай» — у хакасов (Гейбуллаев, 1991, с. 84-90). Кстати, сакайский язык — это диалект хакасского языка. Якуты не случайно называют себя и свою страну термином «Саха». У некоторых тюркских на­родов, в частности, карачаево-балкарцев, сохранилось собственное имя «Шакай», «Шакман», «Шамай», «Сакинат».

Скифов-тиссагетов, массагетов Эйхвальд, Хансен и некоторые другие ученые считают тюрками (Доватур и др., 1982, с. 227).

«агриппеи». Геродот сообщает, что они были лысыми (и мужчины, и женщины). По всей вероятности, они сбривали волосы. Одни ученые по­лагают, что эти племена жили в горах Кавказа, другие же считают их пред­ками нынешних башкир и древнейшими жителями Урала. По мнению М. З. Закиева, термин «агриппей» образовался от «эр»/«ар» + «ат» («конь»). Коня греки называют «гиппос», отсюда и «агриппей» (Закиев, 1986, с. 27).

«Эорпата». Геродот переводит этот этноним как «мужеубийца» (от тюркского «эор»/«эр» — «муж» + греческое «пата» — «убивать») (кн. 4, с. 110) называли амазонок — женщин, которые участвовали в войнах наравне с мужчинами.

«Энареи». М. З. Закиев полагает, что это слово образовано от тюркско­го «ана»/«эне» («мать», «женщина») + «эр» («муж», «мужчина») с общим зна­чением «женоподобный мужчина» (Закиев, 1986, с. 27). По-видимому, это были евнухи, ставшие таковыми, как писал Гиппократ, из-за долгой езды на лошадях (Гиппократ, 1990, гл. 29).

«Меоты». От тюркского слова «мете» («глина», «ил») (Закиев, 1986, с. 27). Есть другая этимология этого слова из адыгского языка: «ме» («вонь») + «нате» («болото»), т. е. «вонючее болото».

«тур»/«турк». Крупное сакское племенное объединение в Средней Азии. Термин «туран» выводится из слова «тур» и означает «страна туров/ тюрок». Впоследствии Туран стали называть «Туркестан». По мнению не­которых исследователей, Тюрк был сыном библейского Яфета. С этим сло­вом связан один из прародителей тюрок — Афрасиаб. В древнеиранском трактате «Города Ирана» говорится о том, что город Ганзак в древнем го­сударстве Атропатена построил туранец Афрасиаб (Касумова, 1985, с. 22). Афрасиаб был тюркским героем, и в иранском эпосе он выступает как главный враг Ирана. Его имя несколько раз упоминается в Авесте, где он также представлен как главный противник иранцев. В иранских источни­ках туры именуются также «саками», характерной особенностью которых было то, что они ездили на лошадях. В Авесте говорится: «Туры с быстрыми конями» (Короглы, 1970, с. 104; Фрай, 1972, с. 67-68).

Приведенные факты говорят о том, что скифы и саки в своей основной массе были тюркоязычными племенами. Мы сознательно не обостряем во­просы, связанные с попытками доказать ираноязычность названных пле­мен. Однако следует отметить, что иранисты самым невероятным образом пытаются объяснить скифо-сакские термины из иранских языков, хотя, как известно, видный лингвист-иранист В. Ф. Миллер утверждал, что «апи», «папай» и многие другие скифские термины, в частности имена скифских богов и многие этнонимы, не были иранскими (Миллер, 1987, с. 132).

Топонимика Древней Скифии и Древнего Турана также подтверждает правильность теории тюркоязычности скифов и саков.

Здесь необходимо прежде всего остановиться на названиях рек Ски­фии, которые иранисты толкуют как иранские, что является главным ко­зырем теории ираноязычности скифов. По их мнению, самым веским до­казательством являются названия рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай. Если это иранские гидронимы, возникает естественный вопрос: почему же назва­ния многочисленных притоков этих рек не являются иранскими, а прито­ки Дона носят в основном тюркские названия? Ответ на этот вопрос аргу­ментированно дает М. З. Закиев, считающий вышеупомянутые гидронимы тюркскими. Аргументы в пользу этого мнения приведены ниже.

«дон». От тюркского «тын» — «тихий». Недаром русские называют Дон «Тихим Доном». В скифское время эту реку именовали «Танаис», что напо­минает тюркское «тыныс»/«тынч» («тихий», «спокойный»). Слова «тын» и «тыныс» затем могли быть восприняты вообще в смысле «река», ибо они встречаются в других гидронимах (Закиев, 1986, с. 27).

«днестр». «Тыныч» + «тыр» — «тынчыстыр» («успокойся»).

«днепр» — «Борисфен» (вернее, «Борисден»). «Борис» от «борыс» / «бо — рыш» («извилистая», «поворачивать», «повернуть») + «ден» (видимо, вос­ходит к слову «дон» («тын»), в целом «извилистая река». Получается «Дын — борус», сокращенно «Дыныбор» и «Дынепр».

«истр». Так называли Дунай при скифах. Современное название реки происходит от тюркского «тынай» в значении «успокоиться», «сделаться тихим» (Там же).

М. З. Закиев считает, что «в Скифии названием одной реки «Тын» или «Тыныс» (Дон или Танаис) в смысле «тихий» стали называть и другие ти­хие, т. е. негорные реки». По его мнению, тюркское слово «ыдан» («тропин­ка», «межа», «путь») могло означать «реку», и слово «ыдан» («дан» — «дон») вполне могло означать не только тропинку /дорогу, путь, но и реку (Заки­ев, 1986, с. 29-30).

Профессор М. А. Хабичев пришел к подобным же выводам: он также считает, что в древнетюркском языке слово «тан» означало «река». Отсюда и тюркские гидронимы Дон, Днепр, Днестр, Дунай, названия многих других рек Причерноморья и Северного Кавказа (Хабичев, 1982, с. 32, 36, 40-44).

«сиваш». Искаженное тюркское «сайбаш»: «сай» («мелкий») + «баш» («сторона») — «мелкая сторона».

«кавказ». Это слово образовалось от тюркского «капу» («дверь»/«про — ход») + этноним «кас» с общим значением «проход сасов». Древние каспии жили в Закавказье, главным образом на западном берегу Каспийского моря, в том числе в районе Дербента. В древности Дербентские ворота назывались «воротами касов» («Кавказ»). Потом это название распростра­нилось на весь регион. Арабы называли Кавказ «Каб»/«Габг», а персы — «Каф»/«Гаф». Эти термины восходят к тюркскому «Капу»/«Капыг». Плиний писал, что скифы называли Кавказские горы «Кроукас», т. е. «белые от сне­га». Этот термин состоит из «къырау» («изморозь», «снег») + «кас» («екала»), т. е. «снежная скала» (Гейбуллаев, 1991, с. 300). «Кас» имеет также значение «бровь», «вал», «возвышенность», «высокий гребень» (Мизиев, 1991, с. 47).

«яксарт». От древнетюркского «силик» («чистый», «благородный») (ДТС, с. 500). Древние греки называли эту реку ближе к тюркскому значе­нию — «Силис».

Тюркскими были имена почти всех скифских богов и царей, скифские слова, обозначающие кровное родство, и т. д.

«апи»/«аби» — «прабабушка», «прародительница» (ЭСТЯ, т. 1, с. 220­221).

«апа»/«аба» — «мать», «предок», «отец» (ДТС, с. 644). По Г. И. Рамстедту, слово «аба» в урало-алтайских языках означало «отец», «высокопостав­ленный», «достопочтенный» (Рамстедт, 1957, с. 184).

«Бити». От древнетюркского «бит»/«вид» — «лицо», «физиономия» (ДТС, с. 103).

«Баба» — «предок», «прадед», «родоначальник» (ЭСТЯ, т. 2, 1978, с. 10-11). «иркин» — «дождь» (ДТС, с. 212).

Имена почти всех известных науке скифских царей тюркские.

«Атей» — «отец» (по-татарски «атий»).

«Ада» — «отец», «старший брат», «господин», «хозяин».

«Аспак» — от «ас» («ласка», «польза», «выгода», «радовать», «нравиться»); или от «ее» («ум», «разум»); или от «еш» («товарищ», «опора», «поддержка») + «бак»/«баг»/«бег» — («предводитель», «князь», «вождь»).

«испакай» — второе имя скифского, царя Мадия (Матая). Это имя мож­но читать и как «Ашпакай» (Дьяконов, 1957, с. 65). Имя этого царя, скорее всего, было «Исбакай», или «Эспакай» от тюркского «ис» («благовоние», «слава») или «ее» («разум», «ум») + «бак»/«бек» («князь», «предводитель») (ЭСТЯ, т. 1, с. 38; т. 2, с. 38-40).

«таксак» — от древнетюркского «танг» («чудо», «удивительный», «изуми­тельный», «крепкий», «сильный») + «усак» («маленький», «ребенок», «дитя», «мальчик») = «удивительный мальчик» (Гейбуллаев, 1991, с. 304).

«скопас» — от «Эскопас» («предводитель»). Компонент «бас»/«баш» характерен для тюркских антронимов: «Айбас» — «луноголовый», «Кара — баш» — «черноголовый» и т. д. (Авт.).

«спаргапиф» (Геродот, кн. 4, с. 76) — скифский царь из Северного Причер­номорья; такое же имя было у сына сакской царицы Томарис (Тамарис). Оно, видимо (по Г. А. Гейбуллаеву), звучало по-скифски как «Есбирокбит» — от тюрк­ского «ее» («ум», «разум») + «бирок» («только один»+«бит» — «вырасти») — с об­щим значением «расти только умным» (Там же, с. 305; ЭСТЯ, т. 2, с. 151, 154).

«ханахис». От «хонак»/«конак» + греческое окончание «ис». Это слово

В. И. Абаев объясняет из осетинского «хонек» («приглашающий» (Абаев, 1965, с. 168), а Э. А. Грантовский выводит это слово к индийскому «капака» («копатель», «копающий»). Скорее всего, оно восходит к древнетюркскому «хунак» («опора»). Личное имя «Конак»/«Кунак» бытовало также у аваров, булгар, хазар (Феофилакт Симокатта, 1957, с. 161). Слово «конак» в значении «гость» и «опора» бытует у карачаево-балкарцев и в настоящее время.

«таргитай». По В. И. Абаеву — от иранского «долгомощный» (Абаев, 1982, с. 306). В последнее время некоторые этимологи имя родоначаль­ника сколотов выводят из тюркского «тарга»/«таруге» — «здоровый», «шу­стрый», «ловкий», «подвижный», «поворотливый» (ЭСТЯ, 1980, т. 3, с. 240). Предлагают и другие толкования этого антронима, например, от тюркско­го «торага» («хищная птица») + компонент «тай» («подобный») — «птицепо­добный» и т. д.

«липоксай». От тюркского «липок»/«лыппык» («плоский») + «сай» («река») = «плоская река» в значении «разливающаяся река».

«Арпоксай». От тюркского «арпа» («ячмень») + «сай» («река»), до­словно — «ячменная река». Возможно, это слово образовалось от «ар» («рыжий», «бурый», «красноватый») (ДТС, с. 50) + «пок»/«бокъ» («навоз», «грязный» (ДТС, с. 111) + «сай» («река») = «бурая, грязная река», в смысле «мутная река». Над этимологией этого слова надо еще поразмыслить, но вторая часть имен всех трех братьев «сай»/«чай»/«суу», несомненно, озна­чает «река», «вода». Ведь в легенде о происхождении скифов говорится, что их матерью была река.

«колаксай». От «кулак» («рукав») (ДТС, с. 465) + «сай» («река») = «рукав реки», в смысле «приток».

«скифарб». От тюркского «ее» («ум»), «кут» («счастье») + «ар»/«эр» («мужчина», «герой») с общим значением «умный, счастливый герой».

«Олкаба». От «улуг» («большой», «великий», «сильный», «гордый») + «бай» («богатый») в смысле «большой богач».

«телестра» (царица амазонок). От тюркского «теле»/«дала» («дерзкий», «смелый» + «шат» («принц») + «ар» («герой») в значении «смелая принцесса — героиня».

«давкет». От «дай»/«тай» («жеребенок» + «кет»/«кед» («сильный», «крепкий») = «сильный жеребенок» (ДТС, с. 292).

«Марсагет». От древнетюркского «барс» («тигр») (ДТС, с. 84)+«кет»/«кед» — «сильный барс». У хазарского кагана был сын по имени Барсбек: «Барс» + «князь». Древнетюркское слово «кед» имело значение «сильный».

«тамар (ис)» (сакская или массагетская царица). От тюркского «тамар»/«тамыр» («жила» (кровеносная) + «ис» (окончание, добавленное греческими авторами).

«Басил». От «бас»/«баш» («голова») + «ил» («племя») = «главное племя». «Башир». От «баш» («голова») + «ир»/«эр» («мужчина») в значении «мужчина с головой».

«скил» (V в. до н. э.), «скилур» (II в. до н. э.) — скифские цари. Видимо, их имена образованы от «эс» («ум», «разум») + «кол»/«кул» («правитель», «хан») = «умный хан».

«сколопит». От «эскол» («умный хан») + «бит» («вырасти») в значении «расти умным ханом».

«поллак» (сын царя Скилура). Известен и гуннский вождь по име­ни Болтах. Видимо, от древнетюркского «болак» («дар», «подарок») (ДТС, с. 117).

«партату»/«Бартату» (скифский царь VII в. до н. э.). По мнению Г. А. Гей — буллаева, это искаженное «Барсатай»/«Парсатай» от «барс» («тигр», «пан­тера») + «тай» = «барсоподобный», или «словно барс» (Гейбуллаев, 1991, с. 315).

«Мади»/«Мадай» (скифский царь, сын Партату/Бартату). Как и имя вождя гуннов III в. Модэ/Матэ, восходит к тюркскому «маты» («прекрас­ный») или «мат» («верный», «степенный»), а возможно, к древнеуйгурскому «батук»/«батык» («сильный», «крепкий»).

«танай»/«тана» (скифский царь в Средней Азии). Это имя часто встре­чается у тюркских народов. «Тана» имеет значение «теленок», «перламутр», «миленький», а также «рассвет», «утренняя звезда» («танг»/«данг») (ЭСТЯ, т. 3, с. 145).

«теушпа» (киммерийский царь). От тюркского «туш» («золотое украше­ние») + «бай» («богатый»). Возможно, это слово произошло от «тюз» («спра­ведливый») + «бай» = «справедливый бай» (ЭСТЯ, т. 3, с. 310).

«тугдамме» (киммерийский царь в середине VII в. до н. э.). Иранисты переводят это имя как «украшающий силой» (Абаев, 1965, с. 126). Видимо, оно звучало как «Тугтомай» — от тюркского «тук»/«тюк» («знамя») + «томай» («шить»), или «тома» («украшать») (ДТС, с. 515).

«сандакшатру». От «сан» («почет», «уважение») + «даг» («подобный») + «шат» («принц») + «эр»/«ир» («мужчина», «герой») = «уважаемый принц, герой».

«сандапур». От «сан» + суффикс «ды»/«лы» + «кур»/«кюр» («смелый», «отважный» = «смелый герой» (Гейбуллаев, 1991, с. 319-321).

Не все приведенные этимологии бесспорны, но, думается, они явно свидетельствуют о тюркоязычности скифов, во всяком случае их значи­тельной части.

По словам В. И. Абаева, «не случайно, что у самого раннего автора, Ге­родота, мы находим наибольший процент терминов и слов, не имеющих удовлетворительного иранского объяснения» (Абаев, 1949, с. 244). К таким он относит упоминавшийся термин «сколот»; к этому можно прибавить слово «сай», а также имя самого Таргитая — родоначальника всех скифов — кочевников, или царских скифов, и многие другие скифские имена.

При толковании имени «Таргитай» нельзя не вспомнить аварского посла, направленного в 583 г. к римскому императору Маврикию, которого, в пе­редаче Феофилакта Симокатты, звали Таргитий, или же имя старшего сына вождя тюрок из рода Арпад, которое у Константина Порфиродного звучит как Таргапуй. Сюда же можно отнести имя Тарагай, принадлежавшее сыну золотоордынского хана Хулагу. Кроме всего прочего, имя Таргитай стоит в длинном ряду тюркских имен XIII в., которые приведены в летописи Рашид ад-Дина: Актай, Ашиктай, Гуруштай, Бурунтай, Даритай, Оиратай, Камтай, Кутай, Кутуктай, Кяхтай, Субектай, Тубтай, Уйгуртай, Усутай и др. По сво­ей структуре эти имена очень близки к таким тюркским словам, как «Ку­рултай», топонимам — Алтай, Чагатай, Маматай, Тарбагатай, Джегетей, Джеметей и др. Учеными высказывалось мнение о том, что частица тай в этих именах и терминах означает принадлежность к чему-то: какому-либо народу, обществу или государству, а также выступает в роли аффикса упо­добления. М. З. Закиев и М. А. Хабичев считают, что «тай» восходит к древ­нетюркскому «тан» — «река», «вода» (Проблемы тюркологии, 1964, с. 145; Хабичев, 1982, с. 38).

При разъяснении этого имени надо учитывать и тот факт, что в биб­лейской «Таблице народов» эпоним «Ашкуз» и родоначальник хазар Та­тар названы родными братьями. Очень важно замечание В. И. Абаева: «В скифском языке самый распространенный вид метатеза с участием «Р»: в группе из согласных «Р» не мирится с положением на втором месте и перескакивает на первое» (Абаев, 1949).

О подобной метатезе в трудах древних авторов лингвисты писали не раз. Учитывая эту закономерность, мы можем с полным основанием го­ворить о переходе «Таргы» в «Тагры». А если к сказанному добавить, что в греческом языке буква «гамма» передавала звуки «Г» и гортанный «Гъ» и особенно «НГ», как в слове «фаланга», то наше предположение о переходе «Тагры» или «Тангри» в «Таргы» получает дополнительную аргументацию.

Итак, можно заключить: скифское божество Таргитай — не что иное, как общетюркское языческое божество Тангри, Тагри, Тагры, вернее, Тагъры (гъ — гортанный звук).

И наконец, при объяснении имени Таргитай важно учитывать, что сло­во «тарх»/«тарг» на тюркских языках означает: «кровный родственник», «единокровный», «соплеменник».

Таким же образом из тюркских языков объясняется большинство скиф­ских этнонимов, топонимов и собственных имен.

Все вышеизложенные факты из языка, археологии, этнографии, этно­нимики, топонимики, ономастики скифов свидетельствуют о том, что зна­чительная часть скифов, по крайней мере, сколоты, или царские скифы, были тюркоязычными племенами.