Наследие болгар в традиционной культуре балкарцев и карачаевцев

Судя по сооружениям на городище Хумара и других археологических объектах, древние болгары были великолепными мастерами каменного зодчества. Они умело обтесывали камень, изготавливали огромные ка­менные блоки и плотно подгоняли их один к другому в основании своих зданий. Это мастерство древних болгар, отраженное в памятниках Балка­рии и прилегающих районов, в достаточно полной мере сохранилось у современных балкарцев Черекского ущелья. Возможно, именно поэтому балкарцы других ущелий называют их «хуначы малкъарлыла», т. е. бал­карцы-каменщики.

Другой специфической чертой материальной культуры болгар явля­лось строительство срубных жилищ из цельных деревянных бревен. Эта специфика целиком сохранена в Карачае и является в современной этно­графии Кавказа особенностью исключительно карачаевцев, хотя в отдель­ных случаях срубные дома встречаются в соседнем с Карачаем Баксанском и в меньшей мере в Чегемском ущельях. Восточнее на Кавказе подобные жилища неизвестны.

Очень важной болгаро-карачаевской параллелью является тот факт, что аспаруховские болгары место своего первого поселения на Дунае на­звали «Эски-Джурт» — т. е. Старая Родина. Именно так же именовали кара­чаевцы поселение легендарного своего родоначальника Карчи в верхо­вьях реки Архыз (Эски-Джурт).

Традиционная культура карачаевцев и балкарцев насыщена и множе­ством других болгарских параллелей. Это относится и к войлочным из­делиям, элементам одежды: меховая оторочка кафтанов, широкие платья типа кимоно, рубашки, платки-пледы (джаулукъ), именующиеся так же, как и у карачаево-балкарцев, а также женские украшения — серьги в виде зна­ка вопроса и мн. др.

Много общего и в традиционной пище, например, кислое молоко — ай­ран и пр.

Гунно-болгары и хазары в генеалогических преданиях балкарцев и карачаевцев

В легенде о происхождении балкарцев говорится о том, как некий охотник по имени Малкар, будучи на охоте, в поисках оленей набрел на расположенное в прекрасной горной долине селение горцев-«таулу». Малкар мирно ужился с ними. Вскоре к ним из дагестанских равнин при­ходит некий Мисака (в этом имени легко читается этноним гуннов — мас — саха). Вероломно завладев сестрой братьев-малкаров, он приводит сюда и свое племя. Затем к ним приходят из Северо-Кавказских степей два род­ных брата Басиат и Бадинат.

Басиат остается в Балкарии и становится родоначальником балкарских князей, а Бадинат уходит в соседнюю Дигорию. Так складывается в итоге «малкъар эль», т. е. Балкарское общество.

В этом предании отражается вполне научно объяснимый процесс фор­мирования балкарского народа: смешение местных племен с болгарами, гуннами и хазарами. Последние видны здесь в имени легендарного Басиа — та («баси» — хазарское племя, «ат» — тюркский показатель множественно­сти).

Бадинат, ушедший в Дигорию, женился на карачаевской княжне из рода Крымшаухаловых, и от этого брака родилось семь сыновей: Кубат, Туган, Абисал, Кабан, Чегем, Караджай, Бетуй. Эти сыновья стали родоначальни­ками семи княжеских фамилий Дигории. Таким образом, получается, что балкарские, карачаевские и дигорские князья являются родственниками.

Все изложенные в этом разделе и другие материалы не оставляют со­мнения в том, что гунно-болгарские и хазарские племена являлись одной из составных частей в сложении карачаево-балкарского народа. С ними связан еще один и очень важный (третий) этап процесса происхождения балкарцев и карачаевцев.