ЧТО ТАКОЕ ЭТНОГЕНЕЗ

Что входит в понятие этногенеза

Этногенез — греческое слово, состоящее из понятий «этнос» — народ, и «генезис» — развитие. Термин «этногенез» обычно понимается в значе­нии «происхождение народа». Этногенез любого народа — это сложный и длительный историко-культурный процесс, охватывающий многие века и тысячелетия. Этот процесс неразрывно связан с различными перемеще­ниями племен, смешением их культуры и языка. Поэтому процесс проис­хождения народа нельзя объяснить данными одной какой-либо науки. Его изучение должно базироваться на данных многих смежных научных дисциплин, сведений древних и средневековых письменных документов (письменных источников); данных археологии, этнографии, материаль­ной и духовной культуры, фольклора, антропологии, сведений соседних народов об изучаемом этносе и его предках. И лишь когда данные этих наук стыкуются между собой, можно говорить, что найдено правильное направление в изучении этого сложного исторического процесса.

Безусловно, главное место в изучении этногенеза занимает язык на­рода.

Понятие о языковых семьях и группах

Языки народов мира принято подразделять на языковые семьи: индо­европейскую, семито-хамитскую, урало-алтайскую и др. В эти семьи они объединяются по своему грамматическому строю, морфологии, фонети­ческому звучанию, словарному фонду и другим показателям. Например, иберийско-кавказская семья языков подразделяется на картвельскую группу, абхазо-адыгскую, нахско-дагестанскую и пр. Тюркская группа, вхо­дящая в урало-алтайскую семью, делится на кипчакские, огузские и другие, индоевропейские языки подразделяются на германские, славянские и др.

Нередко наблюдаются ошибочные тенденции связывать происхожде­ние того или иного народа с племенем, имя которого фигурирует в назва­нии языковой группы.

Так, очень часто к потомкам кипчаков относят все тюркские народы, язык которых относится к кипчакской группе тюркских языков. При этом забывается, что большинство языковых групп, в том числе и кипчакская, названы так чисто условно. Из этого положения никак нельзя выводить заключение, что эти все народы имеют одну общую, единую систему эт — нообразования.

Источники изучения этногенеза

Как отмечалось, основным источником изучения происхождения на­рода является его язык. Недаром принято считать, что язык народа — это история народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он сме­шивается с соседними языками, обогащается, испытывает определенное влияние и влияет сам на соседние языки. История знает примеры и язы­кового смещения, и ассимиляции одного языка другим. И тем не менее, многие языки сохраняют свои особенности. Именно эти сохранившиеся специфические особенности языка позволяют считать язык основным ис­точником по этногенезу. Вторым важным источником в данном вопросе являются сведения древних письменных источников, в которых возмож­но обнаружить описание территории расселения отдельных племен и на­родов, изменения их границ, пути и причины их миграции в различные районы, сообщения о смешении различных народов и т. п. Однако надо всегда иметь в виду, что отдельные племена и народы редко фиксируются в этих источниках из века в век под одним и тем же именем. Нередко в различные исторические периоды в письменные хроники попадают име­на отдельных подразделений тех же племен, которые начинают играть бо­лее важные исторические роли, а потому попадают на страницы древних летописей.

Очень серьезную роль играют в этом вопросе материальные памятни­ки, оставленные древними племенами, т. е. археологические источники. Среди этих памятников могут быть и остатки жилищ, орудий труда и быта, оружие и прочие предметы обихода древних племен. Нередко многие из этих древних предметов проходят сквозь века и бытуют в традиционной культуре народа. По специфическим особенностям этих предметов можно определить их место в процессе изучения этногенеза.

Совокупность многих археологических признаков: погребальный об­ряд — ведущее археологическое определение, набор особенных предме­тов быта, традиции возведения жилищ, изготовления одежды, украшений и др. — составляет понятие археологической культуры, распространенной в определенном регионе, в определенное время.

Археологические культуры принято считать этнографией (народоопи­санием) древних племен и народов. Следовательно, отражение археологи­ческих памятников и археологической специфики древности в этнографии современных народов представляет собой неоценимый источник для изу­чения происхождения народа. Многие этнографические данные — способ приготовления и употребления пищи, покрой одежды и обуви, традицион­ные формы жилищ, мифологические и религиозные обряды и обычаи явля­ются не менее важным этническим определителем, чем язык и археология.

Этнография народа, его традиционная культура отражает также симби­оз и смешение культуры много веков соседствовавших народов. Важное место в процессе изучения этногенеза занимает и фольклор, в котором народ всегда отражает свое понимание происхождения. Многие сюжеты фольклора на протяжении веков наслаивались один на другой, обогаща­лись различными историческими явлениями и фактами, часто видоизменя­лись. Однако историческое зерно в народных сказаниях, легендах и преда­ниях всегда можно отыскать и очистить от второстепенных наслоений.

Состояние изученности этногенеза карачаево-балкарцев

Происхождение карачаево-балкарцев представляет одну из сложней­ших проблем кавказоведения. Тот факт, что тюркоязычный народ занима­ет самые высокогорные районы Центрального Кавказа, обитает в тесном окружении кавказских и иранского (осетинского) языка, издавна привле­кал к их истории и формированию культуры особое внимание многих уче­ных прошлого и настоящего. Сложность проблемы порождала массу раз­личных, порой взаимоисключающих гипотез по данному вопросу. Такая ситуация складывалась потому, что эта проблема никогда не была пред­метом специального изучения в совокупности всех данных: письменных источников, археологии, антропологии, этнографии, языка, топогидрони — мии (названия мест, гор, ущелий, урочищ, рек, озер и т. п.), фольклора и других смежных научных дисциплин.

Попытку осветить данный вопрос предприняли в 1959 г. на Всесоюз­ной научной сессии по проблеме происхождения балкарцев и карачаев­цев. Однако и на этой сессии данная проблема не была проанализирована всесторонне. Многие гипотезы строились на поверхностных, случайных фактах и совпадениях, особенно теория о кипчакском происхождении этих народов. Дело в том, что кипчаки, широко известные в Южно-Русских степях с XII в., на Северном Кавказе, особенно в его центральных районах, не зафиксированы ни письменными документами, ни археологически­ми памятниками, а по антропологическим признакам не соответствуют карачаево-балкарцам. Отличаются они и по языку, который относится к йокающим наречиям тюркских языков, тогда как карачаево-балкарцы го­ворят на джокающем диалекте тюркских языков. Более веско была аргу­ментирована на данной сессии теория о болгарском происхождении бал­карцев и карачаевцев.

Указанная сессия, несмотря на множество недостатков, пришла к за­ключению, что балкарцы и карачаевцы являются древнейшим кавказским народом, сформировавшимся на базе древних кавказских, иранских и тюркских племен.