В I тыс. н. э. тюркские племена Азии и Европы сформировались как раннефеодальные народности. Многие из них имели свою письменность и государственность. Одним из мощных тюркских племенных объединений был аланский племенной союз, господствующий на Северном Кавказе с I по IV вв. н. э. После разгрома аланов гуннами в 375 г. часть их ушла на запад, а другая часть отступила в горные районы Центрального и Западного Кавказа и сыграла заметную роль в истории народов Кавказа, Восточной Европы, Передней и Малой Азии.
Часть аланов под натиском гуннов отступила на запад и дошла до Франции и Испании, а оттуда аланы переправились через Гибралтарский пролив и, захватив значительную часть территории Северной Африки, создали на нынешней территории Алжира, Марокко и Туниса алано-вандальское государство. Оттуда на кораблях они совершали набеги на Рим и в конце V в. разрушили его. Впоследствии аланы слились с местными племенами, в частности, приняли участие в формировании испанского народа. В Каталонии (по-тюркски «Вторая Алания») они составляли значительную часть населения. Испанский этнограф Хосе-Мануэль Гомас-Табанера отмечает, что тюрки-аланы принимали участие в этногенезе испанцев (Советская этнография, 1966, № 5, с. 62).
Те аланы, которые остались на Северном Кавказе, заключили союз с гуннами и принимали участие во всех их походах в Переднюю Азию и Западную Европу. Они вместе с гуннами разгромили готов в 376 г., после чего часть готов осталась в Крыму, вестготы ушли из Северного Причерноморья в пределы Римской империи, а остготы стали союзниками гуннов и принимали участие в их походах.
В течение короткого времени основная масса гуннов покорила большую часть Европы, дошла до Франции. Только после смерти Аттилы в середине V в. огромная Гуннская империя распалась на отдельные части. Как видно из античных источников, гунны не только держали в страхе народы Европы и Западной Азии, но и служили в войсках Римской империи, Персии и т. д.
Египетский епископ Синезий в конце IV в. писал: «Нельзя не питать страха при виде отрядов молодых воинов, воспитанных в чуждых нам нравах, живущих по своим традициям и замышляющих враждебные нам планы… Достойно удивления, что эти белокурые варвары, носящие распущенные волосы, у одних исполняют роль прислуги, а в политической жизни занимают начальственные места» (Успенский, 1913, т. 1, с. 165-168).
За 130 лет до н. э. китайский автор Чжань Цянь писал, что «восточная часть кангюйцев признавала над собой власть хуннов». Кроме того, он отмечал, что в среднем течении Сырдарьи многочисленный народ под названием кангюй (до 120 тыс. кибиток) принадлежал племени канглы. Остатки последних обитали в этих районах еще в XIX в.
Из сказанного вытекает, что племя кангюй, с которыми «во всем сходствуют яньцай и алан-асы», было тюркским племенем, подвластным хун — нам, сродни кипчакам и канглы.
Необходимо отметить еще один важный момент: китайские источники сообщают, что «Кангюй — кочевое владение, в обыкновениях совершенно сходствует с юечжисцами». А юечжисцы, точнее, юечжи, «совершенно сходствует с хуннами». Следовательно, мы можем сказать, что народы яньцай, кангюй, юечжи и хунну во всем сходны между собой и являются тюркскими племенами. Кангюй занимал степи от Сырдарьи к северу, яньцай — к северо-западу от кангюя, а юечжи — степи между Сырдарьей и Амударьей. Новейшие исследования показывают, что область расселения кангюй включала земли Каракалпакии, Узбекистана, Юго-Западного Казахстана. Вряд ли кто-нибудь из историков и этнографов станет спорить о том, что кангюй (канглы), во всем сходные с аланами-асами, являются тюрками (Бичурин, 1951, с. 150-152).
У античных авторов термин «алан» впервые встречается в I в. Авторы I в. Сенека, Анней Лукан, Валерий Флакк, Иосиф Флавий и другие прочно локализуют аланов на Кавказе и связывают их с событиями в этом регионе (Ковалевская, 1984, с. 85). Об опустошительных набегах аланов в 72-74 и 135 гг. н. э. на Кавказскую Албанию (Азербайджан), Иберию, Армению, Мидию, Малую Азию пишут многие авторы того времени (История народов Северного Кавказа, 1988, с. 86).
В одежде, вооружении, украшениях, предметах туалета в материальной культуре аланов первых веков нашей эры продолжают доминировать сарматские традиции (Там же).
О северокавказских аланах писали Моисей Хоренский (Мовсес Хорена — ци), грузинские источники, именовавшие аланов «асами» («овсами»), и др.
Но наиболее полные и подробные сведения об аланах мы находим у Аммиана Марцеллина (IV в.). В своем многотомном труде «История» он писал: «Аланы высоки ростом и красивы, с умеренными белокурыми волосами, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более легким и более культурным образом жизни». И тут же добавляет, что «они по варварскому обычаю втыкают меч в землю и поклоняются ему, как Марсу» (курсив наш. — Авт.) (Латышев, 1906, с. 341).
Сопоставительный анализ культур и быта аланов и гуннов, о которых сообщает Аммиан Марцеллин, не оставляет сомнений в том, что варварами в данном случае выступают гунны. А тот факт, что аланы поклоняются мечу, со всей очевидностью говорит о тюркском характере аланов. Это подтверждается и тем, что мечу поклонялись и предки гуннов, скифы. О том, что гунны поклонялись небесному мечу Марса, сообщал хорошо знавший гуннов римский писатель Приск (Иордан, 1965, с. 90, 91, 102).
Сравнительное изучение тюркско-монгольского эпоса приводит исследователей к убеждению, что «преклонение перед оружием привело к возникновению культа «бога меча», букв.: «меча» (Липец, 1978, с. 109).
Вопрос о том, кому принадлежали средневековые катакомбы Северного Кавказа, до сих пор изучен мало. Многие ученые бездоказательно приписали их ираноязычным племенам, но известно, что у тюрков-гуннов погребения были катакомбными (Бернштам, 1940). Нельзя не учитывать и новые факты: в катакомбах в верховьях Кубани очень часто обнаруживаются древнетюркские рунические письмена. Впервые об этом факте сообщили в 1963 г. У. Б. Алиев, А. Дж. Баучиев, К. Т. Лайпанов, М. А. Хабичев (Алиев и др., 1963). Тексты этих и других рунических надписей, обнаруженных в Карачае и Балкарии, а также в других регионах Европы, исследовали лингвисты М. А. Хабичев (1970; 1972; 1987), С. Я. Байчоров (1989).
В последние годы в Дагестане обнаружено и изучено множество катакомб, оставленных хазарами (Магомедов, 1983, с. 28-64 и сл.).
Учитывая эти факты, необходимо к этническому определению принадлежности средневековых катакомб Северного Кавказа подходить осторожно и дифференцированно. К этому призывают и некоторые сведения письменных источников. Мы имеем в виду игнорируемое многими авторами сообщение итальянца Плано Карпини о том, как куманы, или кипчаки, хоронили своих умерших. Он писал, что «они тайком идут в поле, удаляют там траву с корнем и делают большую яму, и сбоку этой ямы делают яму под землею», куда и кладут покойника. Такой метод захоронений бытует доныне у казахов, кыргызов и некоторых других тюрков Средней Азии. Как видим, здесь речь недвусмысленно идет о катакомбном захоронении (Путешествие, 1957).
По мнению ведущих специалистов по сарматско-аланской культуре, прежде всего М. П. Абрамовой, В. Б. Ковалевской, земляные катакомбы пока еще не могут без тщательного анализа считаться этнической особенностью северокавказских аланов (Абрамова, 1982, с. 15; Ковалевская, 1984, с. 92).
Нам кажется, что ключ к пониманию истоков катакомбной культуры дал крупнейший специалист по средневековой археологии Евразийских степей А. П. Смирнов, который писал: «К сожалению, вопрос о происхождении катакомбных захоронений еще не разработан, их прототипами, скорее всего, являлись могильные памятники гунно-сарматского времени на Алтае и в Семиречье» (Смирнов, 1971, с. 300).
Все приведенные материалы свидетельствуют о том, что аланы или асы были тюрками.
Данные о языке аланов также свидетельствуют об их тюркоязычности. Что же мы знаем о нем?
Восточные писатели, хорошо знавшие аланов и другие тюркские народы, называют их тюрками (турками). Асов (ясов), т. е. тех же аланов, хорошо знали русские летописцы, упоминавшие о них многократно. Немало русских князей было женато на ясынях. В комментарии к первому древнерусскому переводу «Иудейской войны» Иосифа Флавия переводчик подчеркивал, что язык ясов «яко от печенежска рода родяси» (Мещерский, 1968, с. 454, 530).
Когда речь заходит о языке аланов (асов), ученые обычно ссылаются на Зеленчукскую надпись XII в. Как правило, исследователи, занимающиеся изучением этого памятника, находятся под влиянием авторитета В. Ф. Миллера и В. И. Абаева, пытавшихся прочесть эту надпись, используя осетинский язык — язык иранской группы, — внося в него новые буквы, даже исправляя уже существующие знаки и пр. Но и после такой правки данный текст на осетинском языке представляет собой лишь бессмысленный набор личных имен и ничего более. В то же время на тюркских языках, в частности, на карачаево-балкарском, он читается полностью и достаточно четко без каких-либо корректировок. Достаточно привести несколько тюркских терминов, встречающихся в Зеленчукской надписи:
«Июурт»/«джурт» — земля отцов, родина;
«ябгу» — титул, означающий «исполняющий обязанности», «наместник»;
«ыйиф»/«джыйып» — собрав, объединив;
«те»/«де» — скажи, повествуй;
«зыл» — год;
«итинир» — стремиться;
«белюниф» — отделившись, разделившись.
Сама же Зеленчукская надпись представляет из себя весьма поучительное и назидательное сообщение: «Иисуса Христа наместника Николая призвав, от дома Хобса (Дуло, Батбай; Адван, Суван) объединения один сам адван(т) Бакатар бек, от отцовского юрта отделившись, в юрт аланов (степей, долин) стремится, повествуй год Быка» (Мизиев, 1986, 110-116). По нашему мнению, этот памятник не является надмогильным, как считается до сих пор. Это предположение оправдывается и тем фактом, что рядом с его местонахождением нет никаких захоронений.
Вторым памятником, на который обычно ссылаются иранисты, является так называемое Аланское приветствие, записанное знаменитым византийским поэтом и ученым XII в. Иоаном Цецем. Чтобы прочесть данный текст с помощью осетинского языка, исследователи исправляли его, переставляли буквы и даже добавляли их. В переводе В. И. Абаева приветствие звучит так: «Добрый день, господин мой, повелительница, откуда ты? Тебе не стыдно, госпожа моя?» Мы подозреваем, что подобное обращение к своему господину, повелительнице в XII в. было в принципе невозможным. Нет сомнений в том, что Аланское приветствие Цеца написано на тюркском языке. В его тексте обращают на себя внимание такие общетюркские слова:
«хос»/«хош» — добро;
«хотн»/«хотын» — госпожа;
«кордин»/«кордынг» — увидел, видеть;
«каитариф» — вернув, вернувшись откуда-то;
«оюнгнге» — идиома, примерно означающая на карачаево-балкарском языке: «Как же так могло быть?» или «Как же так случилось?»
Итак, данный памятник однозначно говорит о тюркоязычности аланов (асов).
Тюркоязычность асов, или венгерских ясов, подтверждает и «Глоссарий венгерских ясов» 1422 г., опубликованный Ю. Неметом. Большинство слов этого документа — тюркские (Мизиев, 1986, с. 117-118).
Теперь обратимся к ономастике аланов.
Многие выводы отдельных авторов построены на ономастике аланских племен, причем нередко эти исследователи игнорируют явно тюркские имена асов/аланов. Приведем несколько тюркских аланских личных имен:
Алда — Впереди, Передовой, Предводитель.
Алдах — Обет, Обещанный.
Аспар — Гордый, благородный.
База — Сила, мощь, опора.
Буюргур — Повелитель.
Кандак — Кан/Хан — князь; Кандык — Будущий князь, принц.
Хаскар — Волк.
Базук — Толстый, Мощный.
Амбазук — Самый толстый, Наимощнейший.
Хуанхуа — Хунхар — Кровожадный, лютый, жестокий.
Урдур — Бьющий, поражающий.
Бурдухан — Бурди («благоухать») + хан («князь») = Благоухающий хан.
Дургулэль — Тургу (тюркский племенной этноним) + эл («народ, племя»).
Борене — Бор («строгий») + ана («мать») = Строгая мать.
Худдан — Хитрый.
Алтун — Золото.
Сатхи — Поверхностный.
Узур-Бек — Озар («обгоняющий») + Бек («князь»).
Параджан — Пара («деньги») + джан («душа»),
Ачав — Боль, Горький.
Арыслан — Лев.
Бурикан — Бури, Берю («волк») + кан («кровь»).
Буриберди — Волком данный.
Все приведенные выше алано-асские имена, содержащиеся в письменных источниках I-XIV вв., не оставляют сомнений в том, что их носители говорили на тюркском языке.
Этот вывод подтверждается и этимологией самих терминов «ас» и «алан». Слово «ас» на тюркских языках имеет множество значений: «переходить», «переваливать», «перебираться через гору, возвышенность», но дословно оно переводиться как «горностай» (ДТС, с. 59). Вспомним, что в термине «хазар» главным компонентом является «къаз» («гусь») («хазар»/ «къазар» — «гуси-люди»). Почему же нельзя допустить, что самоназванием асов был именно «горностай». Во всяком случае, в литературе термин «ас» еще не нашел удовлетворительного объяснения.
При объяснении слова «алан» ученые-иранисты, как правило, придерживаются мнения В. И. Абаева и Г. Вернадского, которые возводили этот термин к авестийскому «арийа», «арийский» или к слову «елен», т. е. «олень» (Абаев, 1949). Эта точка зрения оригинальна, но никто из античных, византийских, арабо-персидских, армянских, грузинских авторов не сохранил за аланами подобных названий. Ни один автор ни разу не исказил этноним «алан», употребив вместо него «арийа» или «елен». Попытки связать этноним «алан» с тюркским «улан»/«оглан» («сын») — «оглан-олан-алан» едва ли состоятельны (Алиев, 1960).
Известно, что на турецком и татарском языках слово «алан» означает «равнина», «долина», «опушка», «поляна». Может быть, аланы называли себя «людьми равнины», так как большинство их жило на равнинах и в долинах? Во всяком случае, над этим вопросом нужно еще поработать.
Сохранились ли слова «алан» и «ас» у современных тюркоязычных народов? Слово «ас» сохранилось у кыргызов, казахов, узбеков, ногайцев, алтайцев для названия отдельных родоплеменных групп. У ногайцев бытуют подразделения: «Шомушли-ас, «Дорт-улу-ас», «Кара-ас», «Ак-ас», «Култы-ас, «Тарту-уллу-ас». В Горном Алтае имеются этнонимы «Дорт-ас, «Ассын», топоним «Аз-Кизи» (тождествен древнетюркскому «Ас-Киши» («человек-ас). Термин «ас» сохранился также в топонимике Венгрии, Молдавии.
Тюркские племена «ас» и «ас-киши» жили в эпоху Средневековья в Средней Азии, Крыму, на Северном Кавказе и в сопредельных районах. Об этом писали многие средневековые авторы. Арабский географ и историк Абу-л-Фида (Абульфеда), побывавший в XIV в. на Кавказе и хорошо осведомленный о крае, писал, что на восток от абхазов живут аланы и асы, которые являются турками и исповедуют христианскую религию. Это важное сообщение В. И. Абаев считает достоверным.
Он говорил: «Я думаю, что свидетельство Абульфеды представляет результат точной осведомленности и имеет определенную ценность. Он знал карачаевцев и балкарцев под названием аланов и асов и правильно называет их турками. До наших дней за территорией Карачая закреплено название Аланы (в устах мегрелов) и за Балкарией — название Асы» (Абаев, 1960, с. 131).
В книге «Осетинский язык и фольклор», изданной в 1949 г., т. е. после насильственного выселения карачаевцев и балкарцев в Казахстан и Среднюю Азию, В. И. Абаев нашел в себе мужество написать о репрессированных народах. В частности, он указывал: «В мегрельском термин «алани» удержался до наших дней; он перенесен преемственно на… карачаевцев и значит, кроме того, «удалец», «герой» (с. 47). Об этом еще в 1914 г. писал грузинский лингвист И. Кипшидзе в «Грамматике мингрельского (иверского) языка».
Самоназвание нынешних осетин — «ирон» (так называют себя и иранцы). Слова «ас» и «алан» в их языке отсутствуют. Ираноязычные осетины до сих пор своих давних и добрых соседей балкарцев называют «ас», Бал- карию — «Асиаг» («Асия»), Карачай — «Стур-Асиаг» («Большая Асия»). Это является исключительно важным фактом, подтверждающим наше мнение о том, что предки осетин и карачаево-балкарцев издавна общались друг с другом. Осетины входили в Аланский союз, но этническими преемниками тюркоязычных аланов и асов (ясов) являются карачаевцы и балкарцы.
В древнегрузинских хрониках термин «ас» звучал как «ос, «овс», и во времена Вахтанга Горгасала (V в.) этим именем грузины называли гуннов. В ХVIII в. выдающийся грузинский историк и географ Вахушти «осами» называл балкарцев. Вот что он писал: «Басиани (т. е. Балкария. — Авт.) граничит с севера с горою Черкезскою, отделяющей Басиани от Черкесии, с востока — горою Кавказом, лежащим между Басиани и Дигорией, с юга горою Кавказом, лежащим между Рачой и Басианом, и с запада горою Кавказом, лежащим между Сванетией и Басианом. Здешние овсы знатнее всех прочих овсов, и между ними попадаются помещики, имеющие закрепощенных крестьян. Басианская река, вступая в Черкесию, впадает в Терек» (Вахушти, 1904).
На древней территории почти всех тюркских племен — в горах Алтая и в Средней Азии — сохранились этнонимы «алан» и «ас». Фраза «Аландан кел — ген», т. е. «Пришедшие с равнины», бытует сейчас у алтайских племен. В Туркмении аланы известны в составе племени «салыр» как отдельная родовая группа — ветвь караманов. Язык этих аланов туркменский, и насчитывают они 1500 семейств. По народным преданиям, они до переселения в Туркмению, издавна жили на Мангышлаке и имели там свою крепость Алан.
Кстати, В. В. Бартольд, ссылаясь на английского востоковеда Хирта, пишет: «Хирт делает вывод, что туркмены — потомки покоренных хунтами аланов, и выражает мнение, что установление этого факта будет способствовать выяснению генеалогии туркменского народа… Такое мнение выражал еще в 1896 г. Аристов» (Бартольд, т. 2, ч. 1, с. 551).
У карачаевцев и балкарцев этноним «алан» сохранился как обращение друг к другу. Но здесь необходимо отметить одну важную деталь: слово «алан» используется в значении «сородич», «соплеменник» и исключительно при обращении к людям, понимающим язык балкарцев и карачаевцев, т. е. практически только к соплеменникам.
Древние и средневековые авторы Аланией называли верховья Кубани Карачай. Так же именовались эти районы и на российских военнотопографических картах Кавказа ХVIII-ХIХ вв. Даже во времена прокладки Военно-Грузинской дороги через земли ираноязычных осетин на карте грузинских царств — Карталинии, Чечни, Ингушетии, Сванетии — названы Куртатинское, Алагирское, Дигорское, Кобанское ущелья Осетии, нанесены реки Гизельдон, Ардон, Урух и пр., а вот к западу от Сванетии, в горах между Кубанью и Лабой, т. е. на территории Карачая, нанесены аланы (Мизиев, 1990, с. 93). Данные карт дополняет тот факт, что соседи карачаевцев — мегрелы — до сей поры называют их «аланами» (Кипшидзе И., 1914).
Некоторые лингвисты-осетиноведы пытаются доказать, что на территории не только Осетии, но и Балкарии и Карачая будто бы очень много иранских топонимических названий, оставшихся от ираноязычных аланов. Исходя из этого, В. Ф. Миллер утверждал даже, что на территории Балкарии и Карачая раньше жили осетино-аланы (Миллер, 1987, ч. 3, с. 7). Подобное утверждение опирается на неправильное толкование топонимов, о чем мы говорили еще в 1966 г. на научной сессии о происхождении осетинского народа. Так, например, название реки Загдан В. И. Абаев объясняет из осетинского «саг» («олень») + «дон» («река»), т. е. «оленья река» (Абаев, 1949, с. 367). Эту реку карачаевцы называют «Загзан» — «зак»/«джак» («защищенная») + «зан» («сторона»). Название реки Уллу-Кам иранисты переводят как «Большое ущелье». На самом деле «уллу» — общетюркское «большое», а «кам» перенято осетинами у тюрок и означает «река», «ущелье». Даже главная река Осетии Терек, именуемая осетинами и карачаево — балкарцами одинаково — «Терк», не этимологизируется из осетинского, а на карачаево-балкарском означает «быстрая», что соответствует характеру течения реки (Лайпанов, 1967). В древнетюркском языке слово «терек» имело и значение «река».
По утверждению М. А. Хабичева и Х.-М. И. Хаджилаева, на территории Карачая нет ни одного иранского топонима, но на территории Осетии, где в основном живут ираноязычные осетины, очень много тюркских топонимов. Этот факт признан и языковедами-осетиноведами. Так, известный специалист по топонимике А. Д. Цагаева указывает на наличие большого тюркско-монгольского слоя в топонимике Северной Осетии: «В топонимике Осетии насчитывается около полутора сотен географических названий, объясняемых из тюркских и монгольских языков. Они приблизительно равномерно распределяются в нагорной и плоскостной частях территории республики. Названия, относимые к тюркско-монгольскому топонимическому пласту, закреплены за большими и малыми географическими объектами. Они относятся к различным разделам лексики. Здесь мы находим слова, выражающие понятия общественной жизни, личные имена, географические термины и прочее» (Цагаева, 1972, с. 253-254).
Вот некоторые из них:
«Басмата» — «вершины». От тюркского «баш» («голова») + «тау» («гора»). «Акмаз» — от «ак» («белая») + «баш» («голова»).
«Галаузидон» — от «кала» («крепость») + «уз», «ауз» («рот», «ущелье»). «суларта» — «сулар» («воды», «реки») + показатель множественности «т» и окончание «а».
«суарх» — по-тюркски «высохшее русло реки».
А. Д. Цагаева пишет, что от тюркского «даг» («гора») образовано множество топонимов Осетии: далдах — «ниже горы», Уалдах — «выше горы», Мыстыдах — «ледяная гора» и др. Что интересно, в Осетии имеется тен- гиртау — «небесная гора», по-тюркски («Тенгри» + «тау»).
Немало топонимов, в состав которых входят тюркские «тебе», «тюпе» («холм», «возвышенность»), «кел»/«гель» («озеро»): Татартуп — «татарский холм, стан», Колидон — «озерная вода», Заманкул — «джаман», «яман» («плохое») + «куль» («озеро») и др. (Там же, с. 256-257).
Итак, на территории Карачая нет иранских топонимических названий, в Балкарии их — единицы, тюркских же топонимов в Осетии — великое множество.
Тюркоязычные карачаевцы и балкарцы и ираноязычные осетины жили по соседству в течение многих столетий, поэтому в материальной и духовной культуре этих братских народов так много общего. Безусловно, имеются лексические заимствования. Но тюркские лексические заимствования, в частности, карачаево-балкаризмы, занимают в осетинском языке несравнимо большее место, чем осетинизмы в карачаево-балкарском. В своей книге «Взаимовлияние языков народов Западного Кавказа» профессор М. А. Хабичев дает много примеров таких лексических заимствований. Приведем лишь некоторые, из них:
«ана» — «мать». Заимствовано осетинами, адыгами и абхазами.
«Ата» — «отец» — «ада» (осетин.), «адэ» (кабард.-черк.).
«Гыкка» — «дитя», «ребенок» (тюрк.) — «гаги» (осет.).
«къыз» — «дочь», «девушка» (тюрк.) — «чызг» (осет.).
«тамада» — от «там ата» («отец дома», «отец семейства», «хозяин дома», «старший в семье») — употребляется почти во всех кавказских языках в значении «старший».
«азау» — «клык».
«Ашхын» — «желудок»: «аш» («еда») + «къын» («футляр») = «футляр для пищи» (карач.-балк.) — «ахсын» — «желудок» (осет.).
«Богъурдакъ» — «горло», «глотка», «гортань» (общетюрк.) — «глотка» (осет.).
«Бурун» — «нос» (общетюрк.) — «бырынг» (осет.).
«Гыбыт» — «брюхо», «бурдюк» (карач.-балк.) — «гебета» (осет.).
«джал» — «грива» (карач.-балкар.) — «дзал» — «волос» (осет.).
«джукка» — «сосок», «женская грудь» (карач.-балк.) — «дзукка» — «сосок» (осет.).
«джух» — «рот» (общетюрк.) — «дзух», «чух» — «рот» (осет.)
«сакъал» — «борода» в обоих языках.
Для выяснения этногенеза тюркских народов вообще, аланов и карачае — во-балкарцев в частности исключительно важна роль древнетюркских рунических надписей, ранее обнаруженных в верховьях Енисея, на Алтае, в Семиречье, Таласе, на Волге, Дону, в Венгрии и Болгарии, а в последние годы и на Северном Кавказе, в особенности на территории Карачая и Балкарии.
Выдающийся востоковед академик В. В. Бартольд, один из тех ученых, которые начали разработку методики исследования рунической эпиграфии, указал, что древнетюркские рунические надписи являются важнейшими источниками в изучении истории Центральной и Средней Азии, в исследовании истории тюркских народов (Бартольд, 1928, с. 11-12). Полный текст обнаруженных до 1936 г. рунических надписей издал в 1936-1944 гг., в Стамбуле крупный турецкий ученый X. Н. Оркун под общим названием «Ески тюрк йазытлары» («Старинные тюркские надписи»).
Древнетюркские рунические надписи, найденные в последнее время на Северном Кавказе, могут быть переведены и прокомментированы, если при их расшифровке использовать данные карачаево-балкарского языка.
Как пишет Л. Н. Гумилев, карачаевцы и балкарцы «оформились в обособленный этнос раньше, чем сформировались сами древнетюркские народы» (Гумилев, 1967, с. 66), и их язык в течение многих веков» сохранялся в более «чистом виде» ввиду отсутствия связей его носителей с другими тюркскими народами. Поэтому древнетюркское письмо относительно легко понимаемо карачаевцами и балкарцами.
Профессор У. Б. Алиев, тюрколог и славист, проводит ту же мысль: «Карачаево-балкарский язык, будучи одним из древнейших тюркских языков, заслуживает особого интереса: благодаря историческим условиям жизни его носителей он сохранил в себе много черт, особенно ценных для исторической и сравнительной грамматик тюркских языков» (Алиев, 1972, с. 3).
Говоря о значении карачаево-балкарского языка, тюрколог А. К. Боровков еще в 1932 г. писал: «Все более становится ясным, что карачаево-балкарский язык — «мал золотник, да дорог», с точки зрения методологии изучения, в первую очередь языков турецкой системы» (Боровков, 1932, с. 39).
В Карачае руны впервые обнаружены учеными в конце XIX в., но надписи тюрок воспринимались здесь до недавнего времени как тамги (тавро). В 1960 г. на загадочные надписи на камнях из разрушенной крепостной стены средневекового Хумаринского городища обратили внимание рабочие, строившие из этих камней скотоферму. В 1962-1963 гг. около Хума — ры, Сары-Тюза, в аланском городище Гиляч и других местностях Карачая было найдено немало древнетюркских надписей. Впоследствии доктор филологических наук С. Я. Байчоров, посвятивший 25 лет исследованию древнетюркских эпиграфических памятников, обнаружил огромное количество петроглифов и около ста памятников с руническими надписями. Ареал этих надписей охватывает территории Карачая и Балкарии, а также соседних районов, начиная от реки Черек в Восточной Балкарии и кончая рекой Большая Лаба в Западном Карачае. Эти памятники находятся в основном в долинах рек Черек, Чегем, Баксан, Хасаут, Малка (Балык), Дже — гута, Гиляч и др. С. Я. Байчоров изучал их и опубликовал в ряде сборников статей и в монографии «Древнетюркские рунические памятники Европы. Отношение Северо-Кавказского ареала к Волго-Донскому и Дунайскому ареалам» (Ставрополь; 1989). Интересно, что в хасаутских наскальных могильниках (недалеко от Кисловодска) и в аланском городище Индыш (в верховьях Кубани) «эпитафии в ряде случаев исполнялись в двух системах письма — рунической и древнеуйгурской» (Там же, с. 28).
Одними из первых статьи о Хумаринских надписях, о новейшем открытий в мировой истории эпиграфики опубликовали один из ведущих тюркологов
А. М. Щербак и ведущий специалист по истории аланов археолог В. А. Кузнецов. Последний высказал уверенность в том, что открытие рунических надписей сыграет огромную роль в изучении этногенеза карачаевцев и балкарцев. Вместе с тем он предположил, что Хумаринское городище с мощными каменными крепостными стенами могли построить булгары или хазары, хотя до открытия рунических надписей все археологи этот город считали аланским и даже столицей средневековой Алании (Кузнецов, 1963, с. 283-290).
Выдвигая тезис об изначальной тюркоязычности населявших это городище аланов, хотим в качестве еще одного подтверждения привести перевод аланской фразы, содержащейся в «Истории Армении» Моисея Хорен — ского, автора V в. Она не переведена ни автором, ни переводчиком этой книги с армянского языка, ни другими учеными, знавшими и армянский, и иранский языки. Недавно эта фраза была переведена М. А. Хабичевым.
В книге речь идет о том, что певцы исполняют на аланском языке песню, сложенную в честь аланской царевны Сатеник (Сатиник, Сартиник), вышедшей замуж за армянского царя Арташеса (II в. н. э.). Вот аланский текст: «Артахур хаварт тиз хаварци». В современном карачаево-балкарском языке, пишет М. А. Хабичев, это выражение звучит так: «Артахыр хапарны тиз, хапарчи (хапарцы)». Перевод с древнетюркского: «Переходи, рассказчик, к заключительной части сказания» (Хабичев, 1987, с. 25). Возможен и такой перевод: «Последнее сказание изложи, сказитель».
Таким образом, известные науке факты о языке аланов свидетельствуют об их тюркоязычности.
Прав был профессор Г. А. Кокиев, хорошо знавший историю и быт осетин: «Изучение имеющегося в нашем распоряжении материала приводит нас к заключению, что насколько сомнительно отождествление предков осетин с аланами, настолько основательно отождествление балкарцев и карачаевцев с кавказскими аланами» (Кокиев, 1941, 28 янв.).
Археологические данные также говорят в пользу концепции о тюркоязычности аланов и их предков. По этим данным, на территории Ка — рачая и Балкарии, еще до прихода сюда гуннов и болгар, существовали аланские города и поселения. Именно по катакомбному погребальному обряду, сохранившемуся до XIII в., орудиям труда, оружию, конскому набору, керамике археологи установили, что абсолютное большинство здешних памятников оставлено аланами. Материальная культура этих городищ и поселений (катакомбы, балбалы, конский набор и т. д.) тюркская, причем созданная задолго до прихода в горы болгар (Биджиев, 1976; 1987; 1989). Если к этому прибавить еще и наличие древнетюркского письма не только на городских стенах, как в Хумаре, но и внутри аланских катакомб, как в районе аула Сары-Тюз (Токмак-Кая), то наша концепция получает солидную аргументацию.
В пользу тюркоязычности аланов можно привести множество других фактов. С. А. Плетнева утверждает, что официально принятые в Хазарском каганате язык и письменность и у аланов, и у болгар были тюркскими (Плетнева, 1967). Автор IX в. Иосиф Бен Горйон также отнес аланов к тюркам, а автор X в. Ибн Даста тюркоязычными считает не только болгар, но и туласов. «Тула», по мнению В. А. Кузнецова, означает «горцы», «асы», т. е. балкарцы и карачаевцы (Гаркави, 1884, с. 39; Кузнецов, 1962, с. 73, 87). Тот же В. А. Кузнецов сообщает о тюркской титулатуре аланских царей (Кузнецов, 1984, 113).
Приведенный выше материал свидетельствует о том, что аланы-асы этнически и по языку были тюрками, хотя среди них, безусловно, были иранские и другие племена. Аланы приняли участие в этногенезе не только карачаевцев, балкарцев, осетин, но и чеченцев, ингушей, кумыков, абазин, абхазов, грузин, азербайджанцев, армян, туркмен, венгров, греков, турок, русских, испанцев, алжирцев и многих других народов. Аланы, как и другие тюркские народы, сыграли значительную роль в поступательном развитии человеческого общества. Оставленные ими Нижне-Архызские, Чуанинский (Шоанинский), Сентинский и другие замечательные памятники культуры, известные всему миру, — достояние человечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наукой установлено, что тюрки были одним из древнейших этносов, сложившихся на земле. Этноним «тюрк» стал известен миру только в IV в. н. э. с созданием Тюркского каганата в Центральной и Средней Азии, но этот этноним появился намного раньше, во всяком случае, не позже неолитического периода развития человеческого общества.
Косвенным доказательством этого факта являются самоназвания таких весьма древних этносов, как коми, мари, удмурты, немцы, тибетцы, бирманцы и другие, этнические названия которых семантически восходят к словам со значением «человек», «люди», «настоящие люди» (Крюков, 1984, с. 728).
По утверждению выдающегося тюрколога академика А. Н. Кононова, этническое самоназвание «тюрк» происходит от древнетюркского слова «человек» (Кононов, 1949, с. 40-47).
До недавнего времени большинство ученых придерживалось того мнения, согласно которому прародиной всех тюрок был Алтай. Только небольшое число тюркологов — Ю. Немет, А. Зайончковский, М. Ширалиев и некоторые другие — придерживалось другой точки зрения, согласно которой прародиной тюрок был Волго-Уральский регион.
В последнее время число сторонников этой концепции неуклонно возрастает, так как объективный анализ накопленного материала позволяет заключить, что первоначальной прародиной тюрок были степи и полустепи Поволжья, Урала и прилегающих степных районов. Историкоэтнографический, археологический, лингвистический и антропологический материал, которым располагает современная наука, позволил и нам прийти к такому заключению.
Судя по распространению древнеямной, курганной культуры, мы считаем, что, возникнув в Волго-Уралье в конце IV тыс. до н. э., когда усилился процесс этнообразования, эта культура в течение 500-600 лет распространилась на огромную территорию. Скотоводы-кочевники веерообразно расселялись на территории Евразии. Двигаясь на восток, они дошли до Забайкалья и Маньчжурии, на запад — до Дуная и Карпат, на юг — до Передней Азии, т. е. от Забайкалья до Дуная, от Урала до Шумера, Сирии и современной Турции.
Основным населением древнейшего Волго-Уралья были далекие предки тюрок и финно-угров, причем первые занимали преимущественно степную зону, а вторые — зону лесостепей и лесов, причем обе группы жили в тесном контакте друг с другом. Появление тюркских племен на старой родине — в Восточной Европе — и их дальнейшее движение отсюда на запад, юг, север, было возвращением к истокам. На первоначальной территории тюрок испокон веков продолжала жить часть далеких предков нынешних татар и башкир, а также финно-угорских народов.
Вместе с тем мы не исключаем возможности того, что исконной территорией проживания части тюркского этноса мог быть Алтай, а также Южная Сибирь, Прибайкалье, северная часть Монголии и Тува. Поэтому вопрос о прародине тюрок, на наш взгляд, нуждается в пересмотре.
В далекой Азии тюрки-европеоиды вступили в контакт с местными монголоидными племенами, и спустя много веков часть восточных тюрок приобрела монголоидные черты. В большинстве же своем тюрки до настоящего времени являются европеоидами.
В своем движении на юг и юго-запад древнейшие кочевники вступали в тесный контакт с афганскими и иранскими племенами, а на Кавказе сталкивались и смешивались с кавказскими. Именно этим обстоятельством объясняется наличие множества тюркизмов в иранских, финно-угорских, кавказских, праславянских и других языках (Мусаев, 1984, с. 120-121, 134; Добродомов, 1974, с. 26).
Распространяясь в Предкавказье, а оттуда и в Переднюю Азию, древнейшие кочевники Евразийских степей стали основополагающим тюркоязычным компонентом в процессе формирования шумерского этноса, который, по нашему мнению, является древнейшей частью общетюркского мира, интегрированным с древнейшими оседлыми земледельцами Передней Азии. Именно этим обстоятельством объясняется наличие массы шумеро-тюркских лексических схождений почти во всех тюркских языках и наречиях.
На просторах Среднеазиатских степей ямно-афанасьевская общность III тыс. до н. э. сменяется во II тыс. до н. э. близкородственной ей срубно — андроновской этнокультурой общностью; позднее образовались: на западе — скифская, на востоке — сако-массагетская племенные группы. Вероятно, к тем же временам, к периоду срубно-андроновской общности, уходит разделение тюркских языков на западно-тюркские и восточно-тюркские языки (Киекбаев, 1962, с. 26). С таким же разделением мы склонны связывать извечное деление тюркского этноса на западные и восточные «дома».
Абсолютно ошибочным, антинаучным является утверждение о том, что тюрки в основном были не созидателями, а разрушителями общественного прогресса. Объективное изучение истории тюркских племен и народов доказывает, что они наравне с другими народами вносили весомый вклад в развитие мировой культуры.
О высоком уровне культуры древнейших тюрок говорит наличие древнейшей культуры шумеров, которые одними из первых в мире изобрели письмо.
С I в. н. э. начали пользоваться древнетюркским руническим письмом прибайкальские и енисейские гунны. Несколько позже тюрки-уйгуры изобрели собственное письмо на основе арамейского. Ареал распространения древнетюркского рунического письма колоссальный: от Монголии до Венгрии.
История древних и раннесредневековых тюрок свидетельствует о том, что они веками жили вместе или рядом с финно-угорскими и индоевропейскими племенами, маньчжурцами, китайцами, корейцами, японцами, тибетцами и т. д. и тесно общались с ними. Это общение отразилось в языке, материальной и духовной культуре многих народов. О взаимовлиянии, отчасти и этническом родстве, например, русских, украинцев, болгар, поляков, с одной стороны, и татар, казахов, прочих тюркоязычных народов — с другой, свидетельствуют многочисленные тюркские слова в славянских языках и наоборот, а также наличие множества русских фамилий тюркского происхождения. Так, например, профессор Н. А. Баскаков приводит триста русских княжеских и дворянских фамилий тюркского происхождения (Баскаков, 1979).
И у тюркских народов встречается немало фамилий славянского и иного происхождений. Много сходного между этими двумя группами в языке, обычаях и обрядах, а также в образе жизни.
Многие тюркские племена ассимилировались среди китайцев, индусов, персов, русских, украинцев, белорусов, поляков, болгар, сербов, литовцев, венгров, немцев, греков, итальянцев, испанцев, арабов, французов и других народов, но и среди тюркских племен было ассимилировано немало представителей иноязычных племен и народов.
Особо остро стоит вопрос об этнической принадлежности скифов, саков, массагетов, сарматов и аланов. Одни исследователи считают их ираноязычными, другие — тюркоязычными. Но одно бесспорно: четко прослеживатся преемственность родственных культур древнеямников (курганников) — срубников — скифов — гунно-сарматов — аланов.
В этой связи важнейшее значение приобрела проблема появления первых тюрок на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье и этнической принадлежности скифов, саков и их потомков. Исследованиями ряда ученых, в особенности З. М. Ямпольского, М. З. Закиева и других, научно доказано, что тюрки населяют Северный Кавказ, Переднюю Азию и Северное Причерноморье с древнейших времен. Мы же считаем Восточную Европу прародиной всех тюркских племен.
З. М. Ямпольский еще в 1966 г., основываясь на добытом археологическом материале, утверждал, что на Кавказе, в частности в Азербайджане, предки тюрок жили еще в эпоху бронзы во II-I тыс. до н. э. Они вели отгонное (яйлажное) животноводство. Обнаружены в слоях бронзовой эпохи глиняные макеты кибиток на колесах, в которых жили тюрки-кочевники. Кроме того, в XIV в. до н. э., т. е. более трех с половиной тысяч лет тому назад, в ассирийских клинописных табличках зафиксированы жившие в районе озера Урмия турукки, т. е. тюрки (Вестник древней истории, 1952, № 2, с. 266, 326).
Урартийская клинопись из Калаграна, написанная в начале I тыс. до н. э., также отмечает наличие на территории нынешнего Азербайджана племени «турухи» (Там же). «Все приведенные глухие и гипотетические свидетельства о тюрках в зоне Азербайджана, — заключает ученый, — выглядят несколько более правдоподобно в связи с двумя бесспорными сообщениями античных первоисточников, документирующих, что тюрки жили в зоне Азербайджана две тысячи лет тому назад» (Ямпольский, 1966, с. 63).
Для подтверждения концепции о тюркоязычности скифов, саков, мас — сагетов, сарматов, аланов мы привели, на наш взгляд, немало научных аргументов. В пользу этой концепции привел много лингвистических фактов М. З. Закиев (1986). Для доказательства тюркоязычности мидян, скифов, сарматов и других народов Азии и Европы приводит веские аргументы Г. А. Гейбуллаев (1991).
Наследники ямно-афанасьевской, а затем срубно-андроновской культурных общностей — скифы в Европе и сако-массагеты в Азии явились этнической основой формирования тюркских народов. В эпоху Средневековья предками тюркских народов выступают гунны, хазары, болгары, аланы, печенеги, авары, гузы, огузы, кимаки, кипчаки и многие другие племена.
Можно смело утверждать: к концу X в. н. э. почти все ныне существующие тюркские народы сформировались как раннефеодальные народности. По-разному сложилась их судьба в дальнейшем. В настоящее время они получили возможность для свободного развития.
Небольшой объем труда не позволил нам более масштабно и подробно рассмотреть все аспекты проблемы, хотя старались несколько шире осветить наиболее спорные вопросы, исходя из объективных данных науки. Но мы отнюдь не считаем, что наши выводы, являются истиной в последней инстанции. Хотим надеяться на то, что данное исследование послужит толчком для дальнейшего скрупулезного и детального изучения этой важной и актуальной проблемы.
Черкесск: ПАО «ПУЛ», 1993