РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ В ХУП1 — НАЧАЛЕ XIX ВЕКА

С древнейших времен основным занятием чеченцев и ингушей, как и соседних северокавказских народов, являлось земледелие.1 Сведения о развитии земледелия у вайнахов в XVIII веке мы обнаруживаем в дореволюционной исторической литературе.2 В наше время вопросы развития земледелия у чеченцев и ингушей в XVIII веке нашли отражение в трудах некоторых исследователей истории народов Северного Кавказа.3

Как известно, в ХШ-XIV вв. предки вайнахов в пору нашествия татаро-монголов были оттеснены в горы Чечни и Ингушетии. Однако со временем здесь в результате роста численности населения еще более усилилась земельная теснота и в конце XIV — начале XV века началось возвращение вайнахов на свои исконные равнинные земли.4 С этого времени они стали интенсивно заселять верховья рек Сунжи и Камбилеев-ки, а также правый берег реки Терека.5 Впоследствии многие из них попали в кабалу к кабардинским или кумыкским феодалам. Это продолжалось и позже. Так, в 1810 году генерал-майор Ивелич сообщал генералу от инфантерии Булгакову о том, что он считает своим долгом выполнить просьбу ингушского народа и их старшин, насчитывающихся более 7 тысяч душ, которые по бедственному своему положению вынуждены переселиться для хлебопашества на р. Сунжу с обязательным условием давать аманатов кабардинскому князю Бато-ко-Жанботову и выплачивать ему с каждого двора по рублю серебром и по две мерки проса.6

Еще в начале XIX века исследователь С. Броневский, опираясь на материалы своих предшественников И. А. Гюльден — штедта, П. С. Палласа и других исследователей XVUI века, от­мечал, что некоторые кистинские общества живут у подножья снеговых гор, в неприступных местах и питаются кукурузою, которую сеют на удобренных каменистых почвах. Другие ис­точники также подтверждают, что горные ингуши живут очень бедно, пшеницу, проса, хотя и сеют, но очень мало.7 Пристав Тушетии в 1831 г. сообщал о 22 дымах (двор) кистин, жителях селения Хорбало, поселившихся на казенной земле около 40 лет назад, которые и здесь продолжали испытывать трудности в хлебопашестве. В одном из документов говорится: хотя кис — тинцы и имеют пахотную землю, но в малом количестве, а по­тому ее им не хватает. Других угодий нет.8

Исследователи и современники отмечали большое трудо­любие горцев в обработке земли. Чтобы подготовить участок под пашню, необходимо было освободить его от кустарника, леса и камней, разровнять бугристые места, удобрить, сделать сточные канавы для его орошения. Кроме того, для горных районов Чечни и Ингушетии характерно было ведение тер­расного земледелия, что подтверждают следы террас, сохра­нившихся в высокогорной и горной зонах края.

В рассматриваемое время, как и другие народы Северного Кавказа, чеченцы и ингуши, жившие на равнине и в горах, в большинстве своем вели экстенсивное земледельческое хозяй­ство, часто меняли свои пахотные земельные участки, чего, как правило, требовала переложно-залежная система земледелия.

Кроме того, как и во всем Северном Кавказе, в горных районах Чечни и Ингушетии на скалистых участках созда­вались искусственные поля путем перенесения сюда почвы с других земельных участков. Именно здесь в горах вследствие малоземелья уделялось большое внимание улучшению из-за тяжелых природно-климатических условий как пахотных, так и сенокосных участков, которые также часто орошались горцами.9

Так же, как и в Дагестане, в рассматриваемое время в Чечне и Ингушетии широко применялось орошение не только в горах, но и на равнине. В горах, как правило, террасы ороша­лись с помощью подводимых к ним арыков. В равнинной же части Чечни и Ингушетии горцами проводились от речек во­

допроводные каналы, по которым во время засухи они пускали воду на засеянные разными зерновыми культурами участками земли. Ирригационные сооружения горцев как в горах, так и на равнине заслуживали высокой оценки иностранных исследователей-путешественников.

О жителях влиятельного в горной Ингушетии общества Галгай неизвестный автор того времени писал, что жители этого общества занимались хлебопашеством, высевали у себя в основном ячмень и немного пшеницы и кукурузы. Однако при этом из-за малоземелья и суровых климатических условий они испытывали недостаток в хлебе, который выменивали на масло, мед и овец у равнинных ингушей.10 Согласно преданию, группа фяппинцев общества Галгай в результате недостатка земли переселились из родных мест в Тушетию (Грузию), и впоследствии они стали именоваться цовцами или бацбийцами.11

По свидетельству иностранного исследователя П. С. Пал — ласа ингуши являлись хорошими земледельцами, но из-за не­хватки земельных площадей не имели возможности широко заниматься земледелием,^ потому, как отмечает автор, они живут довольно бедно. В данном случае, по-видимому, П. С.Паллас имел в виду жителей горных обществ Ингушетии.

По свидетельству С. Броневского, карабулаки (орстхой) "умеренно занимались хлебопашеством". Иностранный иссле­дователь Л. Штедер, посетивший в 1781 году карабулаков, отмечал, что живут они в башнях, сеют в большом количестве коноплю, маис (просо — Ш. А.) и табак.13

Трудное экономическое положение жителей горного малхистинского общества Чечни, связанное с отсутствием удобных пахотных земель, вызвало систематическое пересе­ление их в районы равнинной Чечни или горной Грузии. Опи­сывая горное общество Майсты, состоящее из селений Цахиль — Гой, Тут-Гой и По-Гой, А. Зиссерман отмечал, что жители се­ления Цахиль-Гой совершенно не имеют пахотных земель и пастбищ. Часть населения из-за малоземелья переселилась на равнину.14 Академик А. И. Гюльденштедт свидетельствовал, что местное население сеет пшеницу, просо и сорочинское пше­но.15 Офицер царской службы барон Р. Ф. Розен писал, что

занятие горцев состоит в хлебопашестве, но в весьма малом

16

количестве.

Однако были и такие горные общества в Чечне и Ингуше­тии, в которых довольно хорошо было развито хлебопашество. Так, например, горский уздень Ашур Агаев, посланный в мае 1748г. Кизлярским комендантом в известную чеченскую де­ревню общества Чеберлой со специальным заданием, сообщал, что здешние жители очень богаты хлебом….17

Как мы отметили выше, в развитии земледелия XVIII в. для равнинной Чечни и Ингушетии был переломным периодом. К этому времени заселение вайнахами плодородных равнинных земель в основном завершилось, в результате чего изменился и характер ведения хозяйства. Росли производительные силы, развивались обмен и торговля. Поселившись на равнинные земли, чеченцы и ингуши стали все более уверенно втягиваться в торгово-экономические связи с Россией и соседними северокавказскими народами. В этих условиях ос­новной отраслью хозяйства для большинства населения ста­новится земледелие (хлебопашество).

Князь Туманов из Астрахани писал в Сенат о том, что кис — тинцы желают переселиться с гор на равнинные земли, чтобы не иметь более нужды в пашенных участках и претерпевают большую нужду в соли, железе, кумаче, одежде, иглах, нож­ницах, которые они желают приобретать в России.18

Известно, что равнинная Чечня в конце XVIII — начале XIX века по свидетельству многих современников становится по­ставщиком хлеба не только для горных районов Северо-Вос — точного Кавказа, но и вывозит его отсюда за границу.19 Так, по свидетельству академика А. П. Берже, Чеченская равнина по своему плодородию после Кахетии в Грузии являлась лучшим уголком на Кавказе и слыла житницей Дагестана.20 О высоком уровне развития земледелия на Чеченской равнине отмечал царский министр Д. А. Милютин в Записках "Чеченцы", составленных им в 40-х годах XIX века. В частности, он указывает, что на равнине чеченцы сеяли преимущественно кукурузу и просо, в то время как в Черных горах в основном высевали пшеницу и ячмень.21 Благодаря хорошим климати­ческим условиям на равнинной части, указывает исследова­тель И. И. Норденстамм, Чечня производит хлеба больше, чем необходимо для прокормления ее жителей и избытки его об­менивают с соседями — кистинцами и лезгинами, живущими в бесплодных высоких горах на шерсть, бурки, грубое сукно и другие изделия.22 Успешное занятие хлебопашеством чечен­цев, переселившихся на реки Сунжа и Терек, а также в целом равнинных чеченцев и ингушей отмечают дореволюционные исследователи А. И. Ахвердов, Г. И. Гербер, С. Плещеев, И.-Г. Георги и др.23

В своем обобщающем труде по земледелию известный кав­казовед Б. А. Калоев, в частности также указывает, что в XVIII веке главным занятием равнинных чеченцев было земледелие и велось оно, применяя основные системы полеводства: залеж­ную, подсечную и плодосменную. Автор отмечает, что горцы осуществляли полив полей, для чего строили специальные оросительные каналы.24 Судя по документальным источникам, равнинные чеченцы, потомки жителей Окоцкой слободы го­рода Терки, в XVIII веке занимались земледелием, причем в больших масштабах. В челобитной кизлярских и окоченских (чеченских) жителей в Астраханскую губернскую канцелярию от 5 августа 1749 г. говорится, что прадеды их, живя в Терском городе, имели свои пахотные земли вниз по прорытому каналу между реками Терек и Кизляр, а сейчас, отнимая у них те пахотные земли, отдают "приезжим купеческим армянам и прочих чинов людям".25 Как видим, отнимая у горцев лучшие, ухоженные плодородные земли по реке Терек и его притокам, дававшие немалые урожаи зерна, царские власти тем самым лишали их возможности производить излишки продуктов, Такие действия царской администрации могли стать впоследствии одной из причин присоединения окочан к антифеодальной и антиколониальной борьбе горцев под ру­ководством шейха Мансура в 1785-1791 гг.26

В рассматриваемое время орудия обработки земли в на­горной Чечне и Ингушетии были менее сложными, чем на рав­нине. Иностранный путешественник-исследователь Ю. Клап­рот, посетивший в 1807-1808 гг, народы Северного Кавказа, в том числе чеченцев и ингушей, по-видимому, был хорошо знаком с их основными орудиями труда и правилами обра-

ботки земли. В частности, автор указывает, что горский плуг размером меньше, чем русский, и представляет форму изог­нутого куска дерева, обе лопасти которого имеют длину около 46 см и удалены друг от друга лишь на 20 см. Железный плоский лемех его, образующий равносторонний треугольник, приклеплен к изогнутому куску дерева и разрыхляет землю. К концу изогнутого куска дерева приделан шест длиной около 183 см, к концу которого впрягают двух быков с ярмом; имеется специальная ручка, при помощи которой человек уп­равляет плугом левой рукой, в то время как правой рукой он погоняет быков. При такой вспашке борозда имеет глубину более 15 см. Боронование производили горцы с помощью свя­занных вместе нескольких деревьев, влекомых быками; на де­ревьях стоял человек и прижимал их к земле.27

Система земледелия в горной, предгорной и равнинной Чечне и Ингушетии была идентична той, которая существова­ла и у других народов Северного Кавказа. Исследователь ак — кинского общества Чечни в XVI — XVIII вв. А. А. Адилсулта — нов указывает, что у жителей Терско-Сулакского междуречья система земледелия была разнообразной: в горных и пред­горных районах существовала трехпольная система, в то время как для равнинной зоны основной системой оставалась двухпольная.28

Приемы земледелия в Чечне и Ингушетии также были об­щие, что и у других народов Северного Кавказа, хотя в них преобладали некоторые особенности в способах обработки земли. Так, вайнахи вносили удобрения (зола, перепревший навоз, птичий помет и др.), в основном, до и после пахоты. В целях борьбы с сорняками (асар) в равнинной части Чечни, в частности, в обществе Акки жители за 2-3 недели перед ос­новной пахотой делали мелкую запашку глубиной в 8-10 см. После завершения пахоты, перед началом сева почву обраба­тывали при помощи особой бороны, называемой аккинцами — ваинахами дечкан мекха.

Что касается сельскохозяйственного инвентаря чеченцев и ингушей в рассматриваемое время, то следует заметить, что он был также во многом схож с идентичными орудиями труда у соседних народов, хотя и были некоторые различия в их уст­ройстве, вызванные естественными географическими и кли­матическими условиями. Правда, наибольшее разнообразие используемых орудий земледелия наблюдается в равнинной части Чечни и Ингушетии — здесь одновременно соседствовали как архаичные орудия, характерные для более высокого уровня развития земледелия (например, плуг с железным ле­мехом).

Согласно утверждению исследователя А. А. Адилсултано — ва древнейшим орудием обработки почвы у вайнахов в XVin веке являлась "палка-копалка", имевшая две разновидности. "Палка-копалка" — деревянный кол, длиной 110-115 см (иногда до 130 см) с каменным утяжелителем — как правило ис­пользовалась в тех случаях, когда земля была неровной, коч­коватой и обрабатывать ее плугом было практически невоз­можно. Второй вариант "палки-копалки" называется "хьок-ха", имел длину 170-180 см. Конец такой "палки-копалки" (хьокха) обжигался, и он не имел утяжелителя. Использовали его преимущественно в предгорной зоне, где на свежерасчи — щенном от корней участке земли практически невозможно было пользоваться плугом.31

Для предгорных районов вайнахского общества в рассмат­риваемое время довольно распространенным орудием труда оставался заступ (бел — чеч.) различных видов. Заступ являлся по существу самым древним орудием обработки земли у вайнахов, представлявшим собой деревянный кол с рабочим концом в 7-10 см. "На высоте 25-30 см. от рабочего конца, — указывает А. А. Адилсултанов, — отходило короткое ответв­ление для стопы, перпендикулярное к ручке".32

Для прополки вайнахам служили орудия, похожие на мо­тыгу и назывались "аьста" и "цел". Эти орудия представляли собой четырехугольную пластину, насаженную на обычную деревянную рогатину или прикрепленную на длинную дере­вянную ручку с помощью черенков.33

Как аккинцам, так и представителям других вайнахских обществ в рассматриваемое время известны были бороны не­скольких видов: борона-волокуша, борона с поперечной дос­кой, рамная борона и борона наподобие граблей — "терноч" (къомсар — чеч.). Как правило, для улучшения пашни широко использовалась борона с короткими зубьями.34

Молотьбу горцы производили с помощью быков. Для этого зерновой хлеб в снопах раскладывали на ровной площадке, имеющей 20 шагов в диаметре; затем по кругу заставляли непрерывно ходить пять быков, привязанных вместе за шею и снабженных намордниками. В процессе ходьбы быки выбива­ли ногами зерна колосьев. Для этой работы нужны были два человека: один шел за быками, погоняя их и собирая их экск­ременты на доску, а другой переворачивал зерно лопатой и собирал его в кучу. Этим способом, как правило, очищали две четверти пшеницы в течение одного дня. Чеченцы и ингуши жали хлеб маленькими железными серпами длиной более 30 см и шириной лезвия в два пальца с сильно изогнутыми и за­зубренными лезвиями.

В конце XVIII — начале XIX века происходит переселение значительного числа горцев, в том числе и карабулаков-орст — хойцев на равнинные и предгорные районы Чечни и Ингуше­тии. Именно в это время орстхойцы поселяются в районе Вер­хнего Алкуна, где длительное время находились хозяйствен­ные угодья и временные летние жилища карабулаков. Кара — булакское племя в это время начинает интенсивно заниматься хлебопашеством, высевая у себя пшеницу, кукурузу, просо.36 Источники сообщают также, что карабулаки в прошлые времена был многочисленный и мужественный народ, имел лучшие земли для хлебопашества и сенокосов.37

Документальные материалы 1758 года говорят о том, что на равнинной части Чечни неподалеку от селения Мекеня в так называемых чеченских жилищах по реке Терек, принад­лежащих известному Герменчукскому владельцу (князю) Дев — летгирею Черкасскому, горцы сеяли в большом количестве просо.38

Русский офицер А. М. Бундовский, специально посланный царскими властями в 1812 году для описания общественного быта жителей Кавказкой губернии, проанализировал ведение хозяйства ауховцами и равнинными чеченцами, переселивши­мися в верховья рек Акташ и Ярык-Су. По его свидетельству, простые чеченцы должны были давать князьям и владельцам с каждого двора рабочего на один день во время посева, жатвы и сенокошения.39 Это дает основание полагать, что имущая чеченская прослойка владела большими земельными угодьями.

Наличие большого количества водяных и ручных мельниц на территории Чечни и Ингушетии в XVIII — нач. XIX в., о которых говорят источники, является свидетельством высоко­го уровня развития земледелия (хлебопашества) как в горах, так и на равнине.

Один из очевидцев того времени отмечал, что по берегам рек Камбилеевки виднелись маленькие мельницы ингушей. В числе наиболее известных среди прочих равнинных селений Чечни назывались Шали, Герменчук и Гудермес, в которых имелось множество мельниц построенных горцами на малень­ких речушках.40 В одном из донесений Кизлярского коменданта

В. Оболенского в Астраханскую губернскую канцелярию в 1746 году сообщалось о том, как в прошлом, 1745 году, Бра — гунский владелец Мудар Баматов со множеством своих писем обращался к нему лично с просьбой разрешить ему прорыть "татул" (канал) для строительства водяной мельницы, ибо, как писал он, "подвластные его люди для молотьбы хлеба, за не­имением у них мельницы, ездят в Чеченскую и в прочие дерев­ни".41 Водяные мельницы горцев были снабжены, как правило, небольшим горизонтально поставленным колесом с лопа­стями, приводимым в движение струей воды, текущей по же­лобу; зубья, расположенные в верхней части вертикальной оси колеса, приводили в движение маленький жернов. Жернова изготавливались горцами из каменных плит особой горной породы. Заготавливались горцами такие каменные плиты, которые поддавались шлифовке. Как правило, жернова были из высококачественного камня. Мука, хотя и получалась не­сколько грубоватой на этих мельницах, но ею довольствова­лись местные жители. Безусловно, мельницами как в горах, так и на равнине владели состоятельные люди.42 Безусловно, наличие большого количества водяных мельниц в рассматри­ваемое время свидетельствует о развитии зернового хозяйства в чеченских и ингушских селах.

Известно, что в рассматриваемое время в равнинной Чечне и Ингушетии в основном возделывались такие зерновые культуры, как пшеница и просо, а в горах — ячмень, овес и пшеница. Что касается кукурузы, которая в XVIII веке стала культивироваться почти всеми равнинными чеченцами и ин­

гушами, то в начале XIX века она становится самой распрос­траненной культурой, проникнув даже в горные районы.43 В свете сказанного более чем странным выглядит утверждение местного дореволюционного этнографа У. Лаудаева о том, что чеченцы, жившие на равнине, сеяли в основном пшеницу и ячмень, а кукуруза им до этого якобы не была еще известна, и они научились ее возделыванию лишь впоследствии.44

Как известно, осенью горцы, как правило, сеяли только озимую пшеницу, а весной — яровую пшеницу, шестирядный ячмень и изредка овес. Жители предгорных селений вайна-хов, поля которых были расположены на ровных площадях, не сеяли овса и ячменя, но зато высевали немного пшеницы, большое количество проса и род зерна, очень похожего на просо и называемого у русских — бором.45 Кроме того, по свидетельству очевидца — иностранца Л. Штедера, побыпавшего здесь в конце XVTII в., горцы сеяли у себя стручковый горох, фасоль, кукурузу, коноплю и табак, а также выращивали огурцы46

Необходимо отметить, что, исходя из климатических условий, в Чечне и Ингушетии местные жители издавна занимались выращиванием тех или иных зерновых культур по зонам. Так, например, для высокогорной зоны характерно было возделывание ячменя; для горной — яровой пшеницы и ячменя; для предгорной с прилегающими равнинами — кукурузы, а для зоны сухой степи — проса 47 Известно, что у чеченцев и ингушей в XVIII — начале XIX

в. как и у многих народов Северного Кавказа, наиболее распространенной полеводческой культурой являлось просо. Оно лучше, чем какая-либо другая культура, было приспособлено к переложно-залежной системе земледелия, давая одновременно высокие и устойчивые урожаи. Посевы проса производились, как правило, поздно — в мае, а уборка урожая производилась осенью — в сентябре и даже иногда в начале октября. Эти же сроки подходили и для таких культур, как полба и ячмень, которые также как и про­со, вовсе не боялись осенних холодов.48

Следует отметить, что по имеющимся в нашем распоряжении некоторым сведениям, урожайность зерновых культур, особенно в равнинной части Чечни и Ингушетии, в конце XVIII — начале XIX в. была значительной. Хотя заметим, что в XVIII веке озимая пшеница в нашем крае не получила особо широкого распространения вследствие своей низкой урожайности. Но зато чеченцам и ингушам в это время хорошо была известна яровая

49

пшеница.

Подводя итоги, следует отметить, что в рассматриваемое время земледелие у чеченцев и ингушей становится основной и ведущей отраслью на равнине. Между горными и равнинными жителями происходит более четкое разделение труда. Так, вайнахи, живущие в горах, получая хлеб от равнинных жителей, могли заниматься в основном скотоводством. На равнине горцы продолжали расширять площади посевных земель.

Хлебопашество все более распространялось на север и рас­ширялось за счет свободных плодородных земель по левому берегу реки Терек и в его низовьях. В конце XVIII — начале XIX в. Чечня и Ингушетия производили хлеб не только для покрытия своих внутренних потребностей и обмена с горными обществами, но и для продажи на внешнем рынке. Одновременно расширялись торгово — экономические связи их с соседними северокавказскими народами и с Россией. Крепости и военные форпосты царской администрации, цепь которых составила "Кавказскую Линию", стали местом сбыта сельскохозяйственных продуктов, различных изделий местного про­изводства, что также создавало благоприятные условия для расширения посевных площадей и увеличения ассортимента и количества выращиваемых культур вайнахов.

Анализ различных источников позволил автору четко опре­делить наличие в горах Чечни и Ингушетии в XIX веке трех форм террасного землевладения вайнахов.