РАЗВИТИЕ САДОВОДСТВА, ПЧЕЛОВОДСТВА, РЫБОЛОВСТВА И ГОРНОГО ПРОМЫСЛА ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ В ХУ 1П-НАЧАЛЕ XIX ВЕКА

Наряду с основными отраслями хозяйства — земледелием и скотоводством — большим подспорьем в экономике чеченцев и ингушей в XVIII — начале XIX века являлись такие вспомогательные отрасли, как садоводство, пчеловодство, рыболовство, табаководство, охота, горный промысел и т. д.

В рассматриваемое время чеченцы и ингуши достигли оп­ределенных успехов в развитии садоводства. Русские офицеры, побывавшие в ХУШ — начале XIX века в Чечне и Ингушетии, отмечали о хорошем состоянии садоводства в крае: наличии больших площадей фруктовых садов, хорошем урожае фруктовых деревьев: яблонь, груш, вишен, слив, айвы, черешен, винограда и т. д. Так, например, барон Р. Ф.Розен, который будучи в Чечне, вел специальные записи в своем дневнике, сообщал, что у местных жителей в фруктовых садах растут яблоки, груши, дули, которых чеченцы "часть сухими запасают впрок".1 С каждым годом все большее количество разнообразных фруктов шло на обмен как внутри Чечни и Ингушетии (горной и равнинной), так и за пределы края — на продажу в Кизляр или на меновые дворы. Известно, что кизлярс-кие купцы закупали у местных народов сотни пудов сушеных и свежих фруктов и отправляли их в Центральные районы России.2 Исследователь И. И. Норденстамм, довольно разно­сторонне изучивший в свое время Чечню, также отмечал, что в крае много фруктовых деревьев, садов, а деревня Гордали, находящаяся в Ичкерийских горах недалеко от истоков р. Ак-сая, славится своими грецкими орехами, которые являются главным промыслом жителей этой деревни, и они торгуют ими как в Чечне, так и в кумыкских селах.3 Большое значение развитию садоводства, чеченцы и ингуши стали придавать в начале XIX века.

Местные жители как в горах, так и на равнине достаточно хорошо занимались огородничеством. Горцы разводили у себя такие огородные культуры как лук, чеснок, репу, редьку, морковь, тыкву, свеклу, капусту, арбузы и т. д. И. И. Норденстамм замечает, что местные жители имеют огороды везде на равнине, в которых они разводят или выращивают арбузы, дыни, тыквы, лук, огурцы, чеснок, черемшу.4 Вероятно, с широким освоением равнинных земель и развитием контактов горцев с терскими и Сунженскими казаками, следует связывать культивирование многих бахчевых и огородных культур в Чечне и Ингушетии, малоизвестных до этого вайнахам.

Развитие пчеловодства у чеченцев и ингушей в рассматриваемое время самым тесным образом связано с садоводством. Большое разнообразие фруктовых деревьев, богатая горная растительность, обилие всевозможных цветов и диких ягод создавали исключительные условия для развития пчеловодства. Пчелы в свою очередь играли немаловажную роль для опыления фруктовых садов, от которого зависел будущий урожай фруктовых деревьев. Источники 10-20-х годов XVII века сообщают о том, что мичикизяне, жители чеченских селений, живущие по реке Мичик и находившиеся в зависимости от воевод Терского города, платили подать (ясак) медом.5 Исследователь Я. Штелин отмечал, что мед и воск чеченцы и ингуши добывали в огромном количестве.6 Некий вайнахский уздень А. Агаев, давая показания в Кизлярской гражданской канцелярии в 1748 году о положении дел в Чеберлоевском обществе, среди прочих моментов их экономического и общественного положения, в частности, отмечал, что горцы весьма богаты пчелами и т. д.7 Семен Броневский писал, что горцы Северного Кавказа, в том числе чеченцы и ингуши "пчел держат в плетеных ульях на подставках" и по необходимости "пе­ревозят их с одного места на другое со своими кошами. Воск и мед продают".8 Мед, добываемый чеченцами и ингушами в то время, отмечает царский офицер К. Самойлов, отличался превосходными качествами.9 Генерал Дельпоццо сообщал, что чеченцы и ингуши "пчеловодством занимаются рачительно и получаемый оттого в большом количестве мед отменно вку­сен".10 О широком и повсеместном развитии пчеловодства в Чечне и Ингушетии отмечали и исследователи XVIII-XIX вв. Р. Ф. Розен11, И. И. Норденстамм12, Н. Ф. Дубровин и др.13 Мед и воск пользовались большим спросом на рынке и составляли для чеченцев и ингушей один из твердых источников дохода. Они служили не только продуктами внутренней торговли вай­нахов, но и вывозились на продажу и обмен за пределы Чечни и Ингушетии.

В рассматриваемое время в Чечне и Ингушетии было много крупных и мелких рек и речушек, а также озер (в горах и на равнине), где имелись прекрасные условия для развития рыболовства. Рыбным промыслом занимались, — как отмечает

Н. П. Гриценко, — повсеместно и горцы, и казаки, и про­мысловые люди; одни в качестве дополнительного источника существования, а другие — для наживы.14 Материалы данного периода сообщают также о том, что чеченцы и кумыки, живу­щие в деревнях Костековской и Андреевской, успешно зани­мались рыболовством на р. Койсу, изобилующей рыбой.15 Дру­гие же источники повествуют о том, что окочане (чеченцы), жившие в городе Терки, часто приезжали в Чечню к своим соотечественникам для продажи рыбы.16

Известно также, что в середине XVIII века казачья вер­хушка прибрала к своим рукам рыбные места на р. Терек, а в конце этого века некие братья Всеволожские получили огром­ные рыбные дачи на Каспийском море. На реке Терек в это время ловилась рыба: белуга, осетр, севрюга, лосось и др.17 Однако при всем этом рыболовство в XVIII веке среди чечен­цев и ингушей еще не носило промышленного характера, и оно выполняло всего лишь роль подсобного промысла незна­чительной части населения.

В XVIII — начале XIX века чеченцы и ингуши занимались также табаководством. Иностранные исследователи-путеше­ственники Л. Л. Штедер, П. С. Паллас и др. отмечали о том^ что вайнахи повсеместно занимались выращиванием табака. Архивные материалы XIX века свидетельствуют также о том, что чеченцы и ингуши выращивали табак специально на про­дажу, и он среди прочих Табаков по своему качеству превос­ходил другие табаки и оценивался на рынке дороже. В специ­ально составленной в Кизлярской гражданской канцелярии в 1795 году "Ведомости…" среди прочих товаров, продавав­шихся в декабре этого же года, перечисляются разных сортов табаки, а именно: калмыцкий стоимостью 10 копеек за 1 фунт; саксонский — 8 копеек за 1 фунт; чеченский — 15 копеек за 1 фунт.19 Надо полагать, что местом продажи вайнахами своего табака в основном являлись российские города Кизляр, Ас­трахань и др.

Немаловажным занятием у чеченцев и ингушей в рассмат­риваемое время являлась и охота. Так же как и у многих на­родов Северного Кавказа вплоть до позднесредневекового периода охота у вайнахов оставалась существенным подспо­рьем к основным занятиям хозяйства — земледелию и ското­водству. Многочисленные археологические находки также свидетельствуют о том, что у предков вайнахов — носителей кобанской культуры — еще в 1-ом тысячелетии до н. э. очень популярна была в хозяйстве охота.20 Известно, что охота на различных диких животных и птиц в различные времена года обеспечивала горца самым необходимым: мясом, шерстью, теп­лыми меховыми шкурками и т. д. Так, в вайнахском фольклоре сохранилось множество преданий о занятиях горцев в про­шлом охотой (о Сеска-Солсе, об охотнике Ахмеде, который кормил охотой 300 человек и др.)21 Дореволюционный иссле­дователь П. Д.Головинский отмечал, что охота у горных жите­лей, лишенных возможности в полной мере заниматься хле­бопашеством, составляет иногда одно из главных средств к существованию. "22

В XVIII — начале XIX века часть населения Чечни и Ингу­шетии занималась горным промыслом, в частности нефтедо­бычей. Наиболее ранние сведения о наличии нефти на терри­тории Чечни и Ингушетии относятся к XVII веку. Известно, что в 1653 году, во время осады Сунженского острога персид­скими войсками, в качестве горючего средства была исполь­зована нефть, добытая, по-видимому, из источников недалеко от аула Мамакай-Юрт. Впоследствии недалеко от него были заложены крепость Грозная, сел. Брагуны и др.23 В 1718 г. по заданию Петра I доктор Готлиб Шобер обследовал на терри­тории нынешней Чечни и Ингушетии нефтяные и целебные, минеральные горячие источники. После него Чечню и Ингу­шетию посетили географ-экономист Иван Кириллов, акаде­мики И. Г. Гмелин, И. А. Гюльденштедт и др. Все они едино­душно отмечали, что выступающая на поверхность нефть ис­пользуется местными жителями — чеченцами и гребенскими казаками — прежде всего для хозяйственных нужд — в качестве осветительного, лечебного и смазочного материала. Как правило, нефтью смазывали горцы и казаки оси телег, сбруи, использовали ее для освещения и в качестве лечебного сред­ства для домашнего скота. В западной части края, на левом берегу р. Сунжи, — писал иностранный исследователь Якоб Рейнеггс, — находится несколько "изобильных черных ключей горного масла (нефти — Ш. А.), которые могут быть весьма полезны для доходов государственные".25

В середине XVIII века из брагу неких и черв ленских не­фтяных колодцев чеченцы и гребенские казаки добывали нефть как для собственного использования, так и на продажу. Исследователь Н. П. Гриценко отмечает, что до последней трети XVIII в. нефтяные источники находились в распоряже­нии чеченских и ингушских сельских обществ, затем они стали собственностью местных и пришлых феодалов, а также русского царизма.26 В конце XVIII века нефтяные источники, — пишет исследователь Л. Н. Колосов, — сделались собствен­ностью уже не жителей, а феодальной кумыцкой фамилии — князей Турловых, захвативших огромные массивы земель и нефтяные богатства на правом берегу р. Терека.27 В это же время нефтяными источниками владела чеченская феодальная верхушка.28 Так, владельцы нефтяных колодцев, распо­ложенных в 10 км от Мамакай-юрта, отдавали их откупщикам, которые платили в казну большие деньги.29

В рассматриваемое время Чечня и Ингушетия также были богаты различными полезными ископаемыми. Горцы издревле были знакомы с добычей всевозможных металлов. Известно, что еще в XVI веке русский офицер Девятко Савельев ездил из Терков покупать свинец в горах Чечни и Ингушетии. По свидетельству известного академика П. Г. Буткова, когда в 1769 г. Российская Берг-Коллегия направила экспедицию для разведки руды в горах, то "кистинцы предлагали свои услуги в сем предприятии".31 Другой исследователь — академик И. А. Гюльденштедт, также находившийся во главе научной экспедиции в 70-х годах XVIII в. в Чечне и Ингушетии, свидетельствует о том, что во время его поездки "показывали ему небольшие штуфы свинцового блеска, медной лазури и медной сини, со вкрапленною серою рудою, которые, по ут­верждению тамошних жителей, были выкопаны возле сего храма".32 Говоря об уезде (обществе — Ш. А.) Мереджой, он замечает, что здесь находятся медные прииски.33 "Свинцовое серебро, содержащее блески и серные колчеданы, появляются в сложной горной породе различными, а особливо четырьмя жилами в Кистинской провинции и в Галгаевском округе при реке Ассае, между деревнями Ассай и Хейрехи (Джейрах — Ш. А.)," — сообщает далее И. А. Гюльденштедт.34

Источники сообщают также, что жители некоторых кис­тинских селений и горной Чечни добывали в небольшом ко­личестве свинец и якобы всесторонние обследования края показали, что на границе Чечни, вблизи кистинской деревни Муцо, очень много серебряной, медной и свинцовой руды.35 По свидетельству исследователя С. Броневского в Ингушевс — ких горах известны следующие руды: свинцовый блеск, мед­ная синь, медная зелень с жилками поблеклой медной руды серебро содержащей, упоминаемые И. А. Гюльденштедтом. И далее этот же автор поясняет, что в "архивах якобы есть све­дения о том, что за несколько лет прежде (в 1767 г.) достав­ленные из Кистинских и Осетинских гор пробы руд в Госу­дарственную Берг-Коллегию признаны в свинце и серебре не уступающими Нерчинским рудам".36

Иностранный путешественник-исследователь Якоб Рей­неггс указывает, что "кистинские, ингушские горы состоят из дикого гранита и камней, покрытых железистой, глинистой и мергелевой землей; недалеко от кистинских границ находится отверстие шириною в 260 футов, наполненное серой и ока­менелой глиной. Из глины изготавливали всякого рода водя­ные и питейные сосуды… К востоку от Ингушетии имелись яшмовые пещеры, где встречались весьма хорошие яшмы с черными, зелеными и желтыми пятнами". Кроме того, извест­

но, что в Ингушетии исследователю Я. Рейнеггсу показывали свинцовую руду, вышедшую наружу.37 Что касается Чечни, то ее горы, по утверждению того же автора, содержат в себе чистую известь, а в длину по всей гористой цепи находятся весьма верные признаки твердого каменного угля. В 25 верстах от р. Сунжи, — утверждает далее Якоб Рейнеггс, — находится "весьма горячий серный ключ", имеется здесь также сера и т. д.38

На территории Чечни и Ингушетии в рассматриваемое время имелись также соляные копи. Вот что сообщает по этому поводу один из западноевропейских путешественников-исследователей П.

С. Паллас. "В землях ингушей, — указывает он, — есть очень мощный соляной источник; его вода, как говорят, столь насыщена солью, что два ведра воды из него дают ведро соли; этот источник небольшим ручейком впадает в р. Фор-тангу.39 Недалеко от чеченского села Даттых, расположенного на р. Мартан, в горах, также находились соляные колодцы, из которых горцы добывали соль" 40

Еще в начале XVHI века на территории Чечни были обнаружены большие запасы горячих минеральных источников, которыми пользовались местные жители. Целебные источники находились недалеко от деревни Девлетгирея (Старый-Юрт) и Исти-су 41

Большой известностью пользовались минеральные воды Горяче вод ского источника вблизи нынешнего селения Старый-Юрт. О лечении некоторых желудочных и простудных болезней этими источниками и минеральными водами в ХУШ в. писал Готлиб Шобер, который в 1717 году был специально командирован в г. г. Астрахань и Терки для изучения свойств воды реки Терека и теплых источников, расположенных в этом районе. По наблюдениям Г. Шобера в этом крае находилось очень много теплых минеральных источников, лечебными свойствами которых горцы пользовались с древнейших времен. Несколько преувеличивая действия данных источников, Г. Шобер пишет: "Приводят много примеров о хромых, слепых, ослабленных и глухих людях, которые употреблением сих теплиц пришли в прежнее здравие…" 42 Издавна предпринимались попытки сделать источники минеральных вод полезными и доступ­ными для всех. Кизлярский лекарь П. Шатилович в конце ХУШ века представил в медицинскую канцелярию проект создания приюта (лечебницы) "для больных желудком", лечащихся "кислыми водами". Но в условиях царской России ни этому, ни другим проектам по созданию минеральных лечебниц в этом крае не суждено было осуществиться.43