Органы власти и управления в вольных (сельских) обществах вайнахов

В дореволюционных источниках и литературе по истории Чечни и Ингушетии сохранились определенные сведения об органах власти и управления в горных селениях или в так называемых «вольных» обществах. Что же касается местных исследователей, писавших в советский период по дореволюционной истории вайнахов, то они вообще не касались проблемы административно­политического устройства «вольных» обществ горной Чечни и Ингушетии в XVIII — начале XIX в. Между тем, необходимо подчеркнуть, что без правильного анализа данной проблемы на примере «вольных» обществ вайнахов не может быть создана объективная картина административно-политического устройства в целом всей Чечни и Ингушетии в рассматриваемое время.

Говоря об органах власти «вольных» обществ вайнахов в XVIII — начале XIX в., следует отметить, что в дореволюционной исторической литературе руководителей вольных обществ называют либо предводителями обществ («баьчча»), либо старшинами. Русский офицер А. И. Ахвердов, находившийся в конце XVIII века на службе на Кавказе, о горных ингушах писал, что «старшины у них (ингушей — Ш. А.), хотя и есть, но мало уважаемы, а управляются на древних своих правах духовными законами и древними обыкновениями».1 Исследователь И. А. Гюльденштедт, посетивший в конце XVin века гор­ные районы Чечни и Ингушетии, сообщает о том, что чеченцы, живущие в горах, «не имеют дворянства, но выбирают между собой богатейших, а особливо имеющих большое родство, в старшины, коим они, однако, не столько повинуются, сколько им угодно».2 Другой русский офицер С. Броневский, служивший на Кавказе в начале XIX века, отмечал, что че­ченцы и ингуши в своих обществах управляются выборными старшинами, которые»обыкновенно присваивают себе права старшинские от отца к сыну наследственно» и руководству­ются при этом духовными законами и древними обычаями3 (адатами — Ш. А.).

До выступления шейха Мансура в 1785-1791 гг. в вольных (сельских) обществах горной Чечни и Ингушетии основные функции военачальника выполняли, по всей вероятности, военные вожди (баьччи), старшины или старейшины (по­четные старики), а также известные во всем обществе духов­ные жрецы, которых выбирал и признавал сам народ. Каждый из них, в силу своих обязанностей и почетной должности, обязан был поддерживать порядок (низам) на всей территории сельского общества; при необходимости военачальник должен был организовывать военное ополчение и предводи­тельствовать в походе; руководить религиозными делами и быть верховным судьей при решении судебных дел на основе адатов, а затем и шариата.

Органы управления сельских общин (обществ), входивших в состав вольных обществ, в рассматриваемое время состояли также из старшин, старейшин, судей (кхелахой), почетных людей, Совета старейшин и Народного собрания. О некоторых из них говорят адаты вайнахов и устные исторические предания. Факты свидетельствуют также, что в сельских об­щинах «вольного» общества старейшины или так называемые «почетны старики» занимали ведущее положение в обществен­но-политической жизни горцев. В подтверждение к ска­занному, т. е. о роли и месте старейшин или «почетных стари­ков» в обществе, обратимся к местным вайнахским адатам. Так, например, в описании механизма проведения суда по адату у вайнахов, в частности, сказано, что «противники, желая кон­чить дело по адату, выбирают обыкновенно в посредники или судьи себе одного или двух старшин. Старшины для избежания лицеприятия выбираться должны не из того колена (тайпа — Ш. А.) или токхума (тукхума — Ш. А.), которому принадлежат тяжущиеся, а непременно из другого. Старики (старейшины — Ш. А.) выслушивают отдельно каждого из разбирающихся и, выслушав, произносят приговор».4

В вайнахских адатах зафиксированы также некоторые обя­занности, которые выполняли местные старшины или «почет­ные старики» (старейшины): «Если какая-нибудь из тяжущихся сторон остается недовольной приговором и не хочет выпол­нить условий, на нее положенных, то тогда тяжущихся сторон остается недовольной приговором и не хочет выполнить условий, на нее положенных, то тогда тяжущиеся имеют дело не только с противником, но и со свидетелями и стариками, находившимися на суде, и те обязаны уже принудить его к исполнению…».5

Как видим, в этих адатах старшинам, которые одновремен­но выступают в качестве судей, отведена решающая роль. В то же время в адатах ничего не сказано о кадии и его роли. Это свидетельство того, что в сельских обществах и старейшины, и кадии занимали, по-видимому, далеко не одинаковую роль и положение. На основании приведенных выше решений адатов вайнахов мы можем констатировать, что решающее слово в судебно-административной системе сельских обществ принадлежало сельским старейшинам (старшинам), которые одновременно выступали и в качестве судей (кхелахой).

Между тем, как правильно замечает исследователь Р. М. Магомедов, «власть старейшин в джамаатах (сельская община — Ш. А.) являлась в значительной степени патриархальной, основанной еще в известной мере на авторитете и господстве обычаев».6

В рассматриваемое время, надо полагать, в некоторых вай­нахских сельских обществах старейшины (старшины) высту­пали также и в роли военачальников, т. е. предводителей во­енных походов. Под руководством таких военачальников жи­тели отдельных обществ совершали набеги на соседние тер­ритории. Предводителям военных дружин доставалась лучшая и большая доля награбленной добычи. По свидетельству

П. Г. Буткова, при дележе добычи вожак — баьчча получал вдвое больше остальных7, а по утверждению другого исследо­вателя А. Зиссермана — две трети8. «Такое привилегированное положение баьччей в обществе, — замечает профессор Н. А. Тавакалян, — способствовало превращению этих когда-то равноправных со своими дружинниками вожаков в крупных феодалов».9

Старшины у вайнахов назывались словом «къаной». Уста­новить численный состав старейшин в сельских общинах воль­ных обществ не представляется возможным. По-видимому, жители сельских общин выбирали себе старейшин по своему усмотрению. В некоторых обществах избирали по одному ста­рейшине, а в других — два и более.

В официальной переписке царской администрации с мест­ной верхушкой на Кавказе упоминается о наличии у жителей вайнахских сельских обществ «старшин села», «главных стар­шин», «почетных стариков» и т. д. Между прочим, адаты че­ченцев и ингушей сообщают о том, что, как правило, из «по­четных стариков» выбираются у вайнахов общественные су­дьи (кхелахой).10

Как и во всех вольных обществах в целом, в каждой сель­ской общине в отдельности существовали свои органы власти — Совет старейшин (къанойн кхеташо) и Народное собрание (юьртан гулам). В Советы старейшин сельских общин выби­рали старейшин села, почетных стариков, судей и руководи­телей тайпа (тайпан тамада — Ш. А.). Советы старейшин решали все повседневные дела. Серьезным органом сельского общества оставалось долгое время и Народное собрание, ко­торое созывалось регулярно. На нем решались наиболее важ­ные вопросы внутренней жизни сельского общества, прини­мались постановления, которые со временем закреплялись в качестве законов и обычаев вайнахов (адатов).

До утверждения ислама в каждой сельской общине дей­ствовал суд по адату, а с первой половины XIX века — суд по шариату. Адаты вайнахов не дают сколько-нибудь значитель­ных сведений об организации подобных судов, однако есть некоторые подробные сведения процессуального характера и мерах наказания за различные преступления. Сельские старшины разбирали различные ссоры и тяжебные дела граж­дан. Недовольные решением старшин обращались к Народ­ному собранию. На суде, где рассматривались дела лиц, со­вершивших преступления, большую роль играла присяга и еоприсяга со стороны ответчика и его родственников. Вот что говорит поэтому поводу местный вайнахский адат: «…Если же обе стороны (тяжущиеся — Ш. А.) имеют свидетелей, то тако­вые принимаются судом и если свидетели эти хорошие люди, никогда ложно не присягавшие, то приводятся к присяге; при этом проигрывает та сторона, свидетели которой откажутся принять присягу, или которая выставит хотя бы одним свиде­телем меньше противной стороны. Если же обе стороны выс­тавят равное число свидетелей и эти одинаково примут при­сягу, в таком случае предмет спора разделяется поровну между истцом и ответчиком».

В конце XVIII — начале XIX века, по мере усиления религии ислам в горных районах Чечни и Ингушетии, власть кадия и муллы наравне со старшиной (старейшиной) начинает играть на территории вольного общества все более заметную роль. Кадий становится религиозной главой в обществе и верховным судьей при решении судебных дел на основе шариата. Власть кадия становится прочной. За свою работу кадий и мулла получали от населения подати (закят) и судебные пошлины. Со временем старейшины (старшины), кадии и муллы в обществе превращаются в настоящих феодальных владетелей. По мере укрепления позиций мусульманского духовенства в вольных обществах в его руках сосредотачиваются главные духовные и светские должности. В основном это касается кадия и муллы.

На суде по шариату, кроме кадия и муллы, участвовали также некоторые авторитетные члены данной сельской общи­ны (джамаата).12 Например, известно, что в наиболее крупных вайнахских селах, а также в союзах сельских обществ на суде участвовали духовные авторитеты рангом повыше — муфтии, которые контролировали почти все судебные и правовые иски гражданских лиц. Более того, муфтиям подчинялись сельские муллы и кадии.

Тяжущиеся, как правило, присягали на Коране или же в исключительных случаях руководствовались на основе тре­бований некоторых местных адатов, которые по большому счету не вступали в явное противоречие с шариатом. Чисто по шариату рассматривались судебные дела, которые относились к религии, семейным вопросам, завещанию, наследству и т. д. В рассматриваемое время сельские общества вайнахов составляли, как правило, жители того или иного селения (аула), которые являлись исторически сложившимся хозяйственным и общественным коллективом людей в виде общины. Такая община, состоявшая из отдельных тайповых семей и их членов, как правило, в селе располагала своей общинной территорией (кварталом (куп — чеч.), своим строго ограниченным населением того или иного тайпа, а также своими обычаями и тайповыми старейшинами (тайпанан къаной). Взаимоотношения между отдельными тайпами и членами семей разных тай-пов в сельском обществе строились на свободной и равноправной основе. Безусловно, у вайнахов, так же как и у соседних северокавказских народов, давно зародился и на протяжении веков существовал крепкий коллектив в виде отдельной сельской общины (общества), состоявший как из отдельных членов, так и целых семей разных тайпов.