КУЛЬТУРА ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ ВХУШ-НАЧ. ХГХВ

§ 1. Материальная культура вайнахов.

Развитие материальной культуры вайнахов характеризуют наряду с другими факторами прежде всего их поселения и жилища. Документальные источники, а также свидетельства иностранных исследователей-путешественников, побывавших в XVHI — нач. XIX века в Чечне и Ингушетии, говорят о том, что поселения горцев были расположены как в горной, так и на равнинной части. В этих районах развивалась самобытная культура вайнахов, а также народное зодчество. Известно, что многие поселения (аулы) вайнахов, расположенные высоко в горах, одновременно служили их крепостями со своими башенными комплексами, в которых жили и укрывались горцы от врагов-завоевателей. Это обстоятельство, как правильно отмечает дагестанский исследователь М. Р. Гасанов, не могло не отразиться «на планировке селения и на облике жилого дома». Поэтому поселения горцев, как правило, «располагались на выгодных в стратегическом отношении местах»1.

Как известно, XVIH век характеризуется расцветом архитектуры и народного зодчества вайнахов, влиявших на зодчество соседних народов. Уникальные надземные монументальные сооружения, каковыми являются башенные и склеповые строения на территории Чечни и Ингушетии, составляют своеобразный комплекс материальных исторических памятников вайнахов. Из всех горных районов Северного Кавказа только современная Ингушетия отличается наибольшим количеством таких памятников, поскольку она не являлась «ареной боевых действий во время русско — кавказской войны в XIX в., и потому здесь лучше сохранились и башни и надземные скле­пы, придающие горному аулу и даже ущелью своеобразие и красоту великолепными архитектурньми ансамблями»2.

По типологическому анализу известного археолога и этнографа Л. П. Семенова все архитектурные памятники материальной культуры, как надземные, так и подземные на территории Чечни и Ингушетии, профессор Е. И. Крупнов делит на три основные группы: 1) монументальные жилые и оборонительные сооружения — жилые и высокие боевые башни, укрепленные замки, городища и заградительные стены; 2) погребальные сооружения — подземные, полуподземные и надземные каменные склепы — («каши»), пещерные и грунтовые захоронения, каменные ящики и курганы; 3) древние христианские храмы, языческие святилища и придорожные стелы («чурты»)3.

На территории Чечни и Ингушетии в рассматриваемое время основными районами каменного строительства являлись верховья Аргуна, (Чанты-Аргун, Шаро-Аргун), Нашаха, Мал-хиста Майста, верховья Фортанги, Ассы и Джейрахское ущелье.

Характерной особенностью архитектурных памятников вайнахов в средние века является строительство жилых башен — «гіала». «Пала» являлись непременной принадлежностью любого горного села, как, например, с. с. Басхой, Хамхи, Салхан, Бейни и др. По форме основания башни делились на 2 группы: квадратные и прямоугольные. Обычно они были невысоки, в два-три этажа. Стены постепенно суживались кверху. Высота башни достигала 10 и более метров. Стены башен были сложены из необработанных или грубо обработанных плит и камней, т. е. более примитивно по сравнению с кладкой боевых башен. На каждый этаж вела своя дверь. Дверные и оконные проемы завершались арками, которые высекались из огромных камней-монолитов. Изнутри эти проемы расширялись и в них плотно вгонялись деревянные рамы4. Жилые башни были одинаковы и по своей конструкции отличались от жилых башен дагестанцев, осетин и других народов. Одна-ко в архитектуре чеченского общества Чеберлой (озеро Кезе-ной-Ам) наблюдалось некоторое влияние дагестанской строительной техники. Кроме того, на постройках в Чеберлое час­

то встречаются петроглифы, а также высеченные на камнях стен древние культовые символы, характерные для Аварии.5

Наряду с жилыми башнями в рассматриваемое время вай-нахи строили и боевые башни-«боу» (или «воу»). Их, как правило, сооружали на стратегически важных местах: на труднодоступных скалах, вблизи отдельных важных дорог и маршрутов, у подступов к селениям и т. д. Боевые башни, в отличие от жилых, в подлинном смысле слова являются вершиной архитектурного и строительного мастерства древних вайна-хов. Здесь преобладают высокие образцы техники и строительного искусства того периода6

Отличительными признаками вайнахских боевых башен являются «машикули», т. е. маленькие защитные балкончики на верхнем этаже, служащие для ведения эффективной обороны. Другая отличительная особенность боевых башен — наличие выбитых крупных крестов, змей, стилизованных фигур животных, людей и т. д. На таких башнях встречались также рисунки человеческой руки (завершая строительство башни, мастер высекал изображение своей ладони). Наличие крестов на боевых башнях вайнахов исследователь В. Ф. Миллер связыпал с влиянием христианства в Ингушетии в прошлом.7

Боевые башни строились без фундаментов, на скальной основе. В основание клали камни больше человеческого роста. Для подъема камней и сланцевых плит использовали специальные вороты (чегыркь). Секреты строительста башен передавались от отца к сыну. Так, например, жители ингушского селения Берхин славились своим строительным мастерством. Вайнахи строили также боевые башни по заказу жителям Грузии — Хевсуретии и Тушетии. Отдельные башенные комплексы на территории Чечни и Ингушетии были так сильно укреплены, что могут быть названы замками. Так, например, известны башенные замки Пакоч (ушелье р. Чанты-Аргу­на), Алдам-Гези (с. Кезеной), Аршауг (сел. Цори), замок Евло-евых (с. Пялинг) и др.8

Башенные комплексы в полуразрушенном виде сохранились на сегодняшний день в горной части Чечни и Ингушетии — в окрестностях озера Галанчож, Кезеной-Ам, в верховьях рек Чанты — Аргуна, Фортанги, в высокогорной части Шароевско — го района. В лесистой части некогда известной Ичкерии были известны также боевые башни, еще в XIX веке стоявшие у сел. Харачой и Ца-Ведено9

В XVIII веке на территории Ингушетии существовали замковые сооружения и разного рода заградительные стены. Данные оборонительные сооружения (комплексы) возникли при тех же историчесхих условиях, что и боевые башни. «Замки» представляли собой комбинированные сооружения, состоявшие из нескольких жилых, а то и из двух-трех боевых башен. Уникальным башенным комплексом такого рода является с. Эрзи, состоявший из 16 боевых башен. Эти башни сохраняют в себе характерные особенности как жилых, так и боевых башен. Исключение составляет «замок» в сел. Эгикал, состоящий только из жилых, но хорошо укрепленных башен. Как правило, «замки» воздвигались по ранее намеченному плану и на местах, имеющих важное стратегическое значение.10

Замечательный многобашенный комплекс в с. Эрзи принадлежал 14 фамилиям — тайпам.11 Замковые сооружения имели далеко не все горные селения.

Большое место среди архитектурных памятников горной Чечни и Ингушетии занимают памятники погребального сооружения. Они делятся на 3 основные группы и составляют первые 2 группы — подземные и полуподземные склепы, и третья группа — подземные склепы, называемые вайнахами «кашами». Погребальные памятники составляют также разного рода каменные ящики и грунтовые могилы.

В рассматриваемое время в горной Чечне и Ингушетии широко использовались надземные склепы ( малх-каш). В горной Чечне такие сооружения под «малх-каш» состояли из домиков с двускатной шиферной крышей. С узкой стороны склепа находился лаз — четырехугольное отверстие. Вдоль стен располагались полки в один — три ряда, на которые клали умерших. Таким путем тела умерших подвергались естественной мумификации.12

Склеповые сооружения в горной Чечне и Ингушетии порой образовывали целые «города мертвых». Многие авторы отмечали, что «около каждого аула взору исследователя представляется как бы другой аул из разнообразных по форме и

по величине домиков. Это-местный некрополь». Известны обширные некрополи в верховьях Чанты-Аргуна — в Малхис-те и Майсты. «Город мертвых» в Малхисте-Цой-Педе — в ос­новном состоит из склепов с нишами. Некрополь в Майсты состоит из склепов в два этажа. Особенно много «городов мер­твых» сосредоточено в горной Ингушетии (могильники у сел. Джерах, ШуанДери Допгхаки и т. д.) Известно, что «города мертвых» принадлежали раздам, отдельные склепы принадле­жали фамилиям и семьям.

В районах, где отсутствовал камень, но зато были мощные отложения гальки, местные жители прибегали к искусствен­ным пещерам. Такие пещерные некрополи были сосредоточе­ны у сел. Советское (Шатой), Закан-Юрт, Кели, Бамут, Памя­тей. Вайнахи использовали также и естественные пещеры в скалах (сел. Фуртоуг, Макажой», Ялхорой, Чермохой, Итир — Кале, Курен-Беной). Иногда погребения совершали в камен­ных ящиках, т. е. ямах, обложенных каменными плитами.[2]

Рядом с «городами мертвых» и на отдельных площадках вайнахи часто сооружали свои святилища — храмы. Известны два типа святилищ (храмы): высокие колонны — столпы с нишами (сиелинг) и домики наподобие склепов с двускатной крышей (дала). Первый тип святилищ служил местом жерт­воприношений и молений. Они были распространены в горах Чечни («Меркенду» у сел. Басхой, столпы у «города мертвых» Цой-Педе, «Акана», у сел. Туга, Икильчи, Меши и др.). В боль­шом количестве они были распространены в Ингушетии (сел. БиштДаргим. Кост, Вовнушки, Эрзи и др.).16

Склепообразные святилища в основном были сосредото­чены в нагорной Ингушетии. Самое простое святилище «Ауша — сел» находится у сел. Таргим. Оно не имеет входа и только с восточной стороны имеется ниша для «жертв». Однако такие святилища, как «Тушоли» у сел. Кок, «Болам-дела» и «Тушо — ли» у сел. «Шуан», «Сусон-Дела», «Мятцил», «Мятер-Дела» на горе Мат-лам, «Ханхе-Сели» у сел. Хани, «Бейни-Сели» у сел. Бейни и другие располагали внутренними помещениями с нишами.17

В XVIII веке на территории Чечни и Ингушетии находи­лись архитектурные памятники, связанные с отправлением религиозных культов — язычества и христианства. Таким па­мятником, связанным с христианской религией, является од — ноапсидный храм «Тхаба-Ерды» (Святой двух тысяч), распо­ложенный недалеко от сел. Хайрах в верховьях р. Ассы, на правом ее берегу храм «Тхаба-Ерды» венчает целую группу христианских храмов, расположенных также в Ассинском ущелье, что «Али-Берды», «Галь-берды», храм у сел. Таргим и т. д. «Эта немногочисленная группа христианских храмов, — от­мечает профессор Е. И. Крупнов, — безусловно являющаяся производной от грузинского церковного зодчества, служит ценнейшим доказательством появления и распространения христианства в вайнахской, в частности, в ингушской среде не ранее ХП-ХП в. в., в период расцвета грузинской феодаль-ной монархии.10

К числу памятников материальной культуры, относящихся бытованию в прошлом среди вайнахов первобытно-языческой религии, относятся также разного рода святилища, которыми являются каменные сооружения в виде прямоугольных массивных столбов — «сиелинг» — с двухскатной крышей.

Святилища сложены из хорошо обработанных камней, поверхности стен оштукатурены; в стенах имеется по несколь­ку окон — щелеРц входы в святилища украшены оленьими или турьими рогами.

По мере распространения мусульманской религии ислам, в основном на равнинной части Чечни и Ингушетии, в XVI — XVIII века: вайнахи стали хоронить умерших по мусульманс­кому обряду в грунтовых могилах (кашах). Именно на этот период приходятся дошедшие до наших дней каменные стелы (надгробия) с арабскими надписями, которые ставились на могилах умерших. Вполне естественно, что отныне на смену языческим святилищам и христианским храмам в XVI-XVII в. в приходят мечети (чеч. «маьждиг»). Мечети строились пер­воначально из камня и сохраняли в себе черты местной наци­ональной архитектуры.20

В XVIII веке коренные жители Чечни и Ингушетии про­живали как в горах, так и на равнине в соответствующих по­селениях, которых называют дореволюционные русские ис­точники по-разному:село, деревня, аул, юрт, кабак и т. д. Ко­нечно, в начале XVIII века доля сельского населения в горных селах была выше, нежели на равнинной части Чечни и "Ингушетии. Хотя, следует отметить, что с конца XVIII века наблюдается тенденция роста поселений и соответственно чис­ленности вайнахов на равнине и завершение процесса окон­чательного переселения горцев с гор на плоскость.

По плотности населения и соответстьенно по количеству дворов горные, предгорные и равнинные села вайнахов были далеко не равнозначны между собой. Так, например, если в отдельных горных и высокогорных близко друг от друга ле­жащих небольших деревнях, по свидетельству иностранного исследователя И. Г. Георги, насчитывалось не более 20 дворов вайнахов и во многих из них имелись каменные башни для укрытия женщин, детей и имущества.21 Совершенно по-иному выглядела картина на равнинной части Чечни и Ингушетии. По данным источников XVI века в таких селах, как сел. Алды насчитывалось 200 дворов, в сел. Гехи — 200 дворов, в сел. Большая и Малая Атаги — вместе 1100 дворов, в сел. Чечен- аул — 1200 (?) дворов 22

В XVTJH веке в Чечне и Ингушетии, как известно, не было городов. Поселения вайнахов были расположены в равнинной, предгорной, горной и высокогорной зонах.

Горные поселения вайнахов отличались теснотой дворов из-за отсутствия свободных земельных площадей, а то и пол­ным отсутствием места строения. Зато на равнинной части се­ления вайнахов занимали большую плошадь.

В XVIII веке у вайнахов шел процесс образования хуторов (кіотар — чеч.) в основном в горных районах. Жители вновь образовавшихся из нескольких семей хуторов, как правило, принадлежали одному тайпу и были однофамильцами.

В каждом вайнахском селении имелась, как правило, в центре села, небольшая плошадь, называвшаяся «майдан», где жители собирались для решения и обсуждения важных воп­росов. На этих же площадях — майданах — обычно находи­лась сельская мечеть. Кладбище вайнахов зачастую распола­галось на окраине селения 24

В горных районах Чечни и Ингушетии селения вайнахов по своей этнической принадлежности в основном состояли

из представителей одного племени. Однако на равнине Чечни и Ингушетии нередко были селения с многонациональным населением. Так, например, источники сообщают о том, что в отдельных селениях Чечни и Ингушетии в XVIII веке совмес­тно проживали кумыки, кабардинцы, балкарцы, осетины, аварцы т. д. И, наоборот, в некоторых кабардинских деревнях проживало немало осетин, кумыков, лакцев, даргинцев, че­ченцев и ингушей, и д. р. Безусловно, совместная жизнь сосед­них северокавказких народов в одних и тех же населенных пунктах в значительной мере способствовала формированию у них общих черт в материальной и духовной культуре.25

В планировке жилого дома в XVIII веке в основном преоб­ладали двухкамерные (двухкомнатные) конструкции. В даль­нейшем, по мере увеличения семьи ее дробления число камер (комнат) стало расти. В большинстве своем как в горах, так и на равнине дома вайнахов были одноэтажные, длинные. В одноэтажных домах впоследствии появилось множество ком­нат, из которых одна была самой главной, принадлежавшей главе семьи, остальные комнаты были предусмотрены для молодых семей, комната для гостей, кухня и т. д.

Для строительства дома и хозяйственных построек вайна­хи использовали различные строительные материалы. Однако и в этом были свои преимущества как в горах, так и на равнине Чечни и Ингушетии. В горных районах большая часть жителей для строительства использовали камень. Стены из него, как правило, клались на глиняном или известковом растворе. Кроме того, здесь же практиковались «дома с двойными плетневыми стенами, пространство между которыми за­полнялось глиной».26 На равнине же дома возводились из са­манного (глинобитного) кирпича. Саманные дома зачастую строились одноэтажные, реже — двухэтажные. Кроме того, в равниных районах Чечни и Ингушетии дома горцев строились из плетня, с последующей его обмазкой глиной, смешанной с соломой. Однако и здесь, как и в горах, встречались турлуч — ные дома с двойными плетневыми стенами. Кроме того, как в горах, так и на равнине, встречались дома с тесаной каменной кладкой и с деревянными деталями (окна, двери, карниз и т. д.). Жизнь для чеченцев и ингушей сложилась на равнине в сравнимо более благоприятных условиях. Селения стали многолюдны; они окружены садами. Жилища стали светлее и чище горных»27 — отмечает исследователь А.. Гольдштейн. Дореволюционный исследователь А. П. Берже писал: «Чечен­цы, обитающие на долине, живут большими аулами; дома у них турлучные, внутри чисто, опрятно и светло..

Комнаты нагреваются каминами… У горных чеченцев, живущих в верховьях Аргуна, где в лесе чувствуется большой спрос, дома каменные. Чеченцы, живущие в верховьях Аргуна, живут гораздо неопрятнее и беднее.»28 В каменных домах горцев крыши высокие, глиняные (балки деревянные); в тур — лучных домах крыши были скатные и они как правило по­крывались соломой, тростником или обмазывались глиной.

Из множества строительных приемов горцев большой ин­терес вызывает использование ими в строительстве чисто ка­менных перекрытий — арочные, на каменных столбах, ложные каменные своды, деревянные каркасы каменных жилищ, каменные столбы и колонны, зачастую фигурные (горный Дагестан, Чечня, Ингушетия, Осетия и др.29

Во внутреннем убранстве вайнахов также, как и у многих северокавказских народов, в большой мере улавливаются национальные особенности, традиции и обычаи. В домах у гор­цев, как правило, были маленькие низенькие столики и стулья, открытые деревянные шкафы для посуды, некоторые де­ревянные резные изделия, сундуки, узорные войлоки с апп­ликациями на деревянных кроватях или на стене и т. д. У мно­гих вайнахов в домах имелись отдельные гостевые комнаты, (кунацкая), где находились лучшие вещи — ковры, паласы, оружие, сундуки, кубки и т. д.

О материальной культуре свидетельствует также одежда войнахов, которая содержала в себе много общесеверокавказ­ских черт и в тоже время имела сугубо локальные специфи­ческие свойства, отвечавшие нравственным, бытовым и эсте­тическим вкусам чеченцев и ингушей. Так, например, простые черкески, (кафтаны ) шили из черного, бурого и серого домо­тканного сукна. Праздничные, выходные черкески XVIII века вайнахи так же, как и адыги, изготовляли из привозного (по­купного) сукна разных цветов, украшали их галунами и даже

вышивкои. У ингушеи практиковалась черкеска со стоячим воротником.31 Кроме того, горцы предпочитали короткие до колен черкески с узкими руковами, висящей на ремне газыр — ницей. Газырницы иногда изготавливались из кожи и наши­вались на черкеску по обеим сторонам груди.32

В рассматриваемое время вайнахи наряду с черкеской но­сили другую верхнюю мужскую одежду, которая называлась бешметом. Бешмет имел свои особенности. Вьглядел он не­сколько длиннее черкески. Бешмет не имел стоячего воротни­ка. Рукава бешмета, как и у черкески, были узкие. Внизу беш­мет сидел свободно, иногда сборками, а верхняя часть его об­тягивала фигуру.33

"Иностранный путешественник Ж. Ш. Бесс отмечал, что под черкеской горцы носили еще одну одежду из шелка или другой ткани, которую украшали золотым или серебрянным шитьем и галунами, и называют ее по-разноному: жилет, кам­зол, туника, куртка. Автор Ж. Ш. Бесс дает зтой одежде со­вершенно новое название — «каптал», которая соответствует более бешмету у народов Северного Кавказа.

В отдельных случаях бешмет носили без черкески, даже в праздничные дни, ибо черкеска, была не у всех, и надевалась она по ггоаздшгчным дням. Шили бешмет из холста, полотна, бязи и служил верхней и единственной нательной одеждой. Однако бешмет надевался и на рубаху.35

Относительно одежды ингушей иностранный иследователь —путешественник отмечал, что они также носили бешметы, но они не были обязательны, а черкески иногда они надевали прямо на рубаху. Кроме того, бешметы у ингушей были коро­че черкески и шили их из холста, бумажной материи, редко из шелка или шерстяной материи. Бешметы у горцев служили в качестве повседневной одежды и делали их стегаными.36

Исследователь Л. П. Семенов в качестве мужской верхней одежды чеченцев и ингушей называет халат, сшитый из цвет­ной шелковой или шерстяной ткани. Цветные шелковые ха­латы были длинные, ниже колен и служили в качестве верхней одежды, под которую надевали короткую стеганую одежду. Халат имел покрой черкески, но с более широкой спинкой.

В XVni веке вайнахи в качестве старинной мужской одеж­ды предпочитали серые рубашки из холста, бязи или шелковой ткани. Практиковались у вайнахов также и черные рубашки.38 Безусловно, и черкески, и бешметы надевались горцами прямо на рубашки.

Важным атрибутом мужской одежды горцев являлись шта­ны со вздержкой (иногда с кожаными штрипками из холста, домотканного сукна и других тканей, преимущественно тем­ного цвета). Штаны были широкие вверху и постепенно су­живающиеся книзу, начиная от колен. Иногда штаны заправ-

г ~ 39

лялись в обувь в зависимости от людей состоятельных.

У чеченцев и ингушей в XVIII веке были распространены узкие кожаные пояса с небольшой железной или бронзовой пряжкой. Подобные пояса, — отмечает профессор Е. И. Круп­нов, — украшались серебряными и бронзовыми наконечни­ками и бляшками.40 Наряду с кожаными поясами вайнахи часто пользовались и матерчатыми поясами из широкой по­лосы ткани — холста или шелка.

Бурка являлась у вайнахов наиболее распрастраненной верхней плечевой одеждой. Бурка XVIII — нач. XIX века от­личалась от более поздних образцов тем, что она была корот­кой, иногда значительно выше колен, что придавало некоторые удобства и всаднику, и пешему человеку. Такую бурку надевали поверх черкески или кафтана и носили ее на левой стороне плеч, чтобы разрез приходился на правую сторону и правая рука могла свободно двигаться. Кроме того, бурку мож­но было свободно поворачивать в ту сторону, откуда дул ветер и шел дождь. Вайнахские мужчины в XVIII-XIX вв. носили также шубы из овчины или меха. Шубы горцы шили не только из овчины, но также из шкур диких зверей. Во время дождя или мокрого снега шубы, как правило, выворачивались шерстью наружу. В целом, короткая овчинная шуба надевалась горцами прямо на рубаху и подпоясывалась ремнем.41

В рассматриваемое время у вайнахов были различные го­ловные уборы, которые они носили по сезону. Для мужчин характерны были шапки, изготовленные из меха, а также из холста, реже — из шерстяной ткани. Такие шапки позже были вытеснены другими меховыми и войлочными шапками гор­цев. В конце XVIII — нач. XIX века вайнахи стали носить папа­хи из каракуля с очень широким околышем и довольно вы­пуклым круглым верхом. В то же время некоторые горцы из знатных фамилий к своим праздничным костюмам специально изготавливали шапки из ткани, похожие на митру и состо­явшие из отдельных вертикальных долек, между которыми иногда размещались галуны, сходившиеся на макушке. На шапке, сшитой из сукна или какой-либо другой ткани, по са­мому нижнему её краю проходила широкая полоска галуна. Такие шапки тоже были высокие и глубоко не закрывали го­лову, оставляя открытым лоб.42

В качестве головного убора у горцев в XVIII веке были так­же войлочные шляпы в виде колпаков с некоторыми подня­тыми кверху полями. Кроме шляпы войлочной, у вайнахов существавал и такой вид головного убора, как башлык («баш — лакх» — чеч.) — капюшон от дождя. По всей видимости, этот вид головного убора был заимствован вайнахами у соседних тюркских народов — балкарцев и карачаевцев.43

Обувь вайнахов имела много обшего с обувью народов Се­верного Кавказа. Она состояла из нескольких видов, как, на­пример, чувяки («кіархаш» — чеч.) из сукна, козлиной или ба­раньей кожи, на мягкой с плетеной из ремней подошве. Бога­тые горцы носили чувяки и сапоги из цветного сафьяна.44

Наряду с повседневной обувью (чувяки) вайнахи пользо­вались также мужской рабочей обувью «наьіар мачаш» (пор­шни) из сыромятной грубой кожи, с плетеной подошвой. И, наконец, третий вид мужской обуви вайнахов — сапоги на кожаной или деревянной подошве с подковами. Такую обувь шили из грубой кожи и носили в горах.

У вайнахов в XVIII — нач. XIX века существовали ноговицы как часть атрибута мужской обуви. Простые ноговицы шили горцы из сукна и войлока, а парадные (праздничные) — из сафьяна. Ноговицы надевали поверх штанов и они плотно обхватывали ноги от щиколотки до самых колен и выше.46

Как известно, праздничный (парадный) костюм вайнахов непременно дополнялся соответствующим вооружением. Даже мало-мальски состоятельный горец считал для себя за честь иметь кольчугу, а иногда и пластинчатые латы, шлемы с ми-

сюркой и поручи. Ингуши в XVIII веке носили при себе круг­лые деревянные шиты, обтянутые кожей. Так же, как и многие народы Северного Кавказа, в рассматриваемое время вай-нахи имели ружья, а то и пистолеты. У некоторых людей на­ходились в употреблении еще и луки. Отдельные горцы имели у себя на вооружении и фитильные ружья.47

Иностранный исследователь-путешественник Якоб Рей­неггс, побывавший в конце XVIII века в Чечне и Ингушетии, писал о вооружении вайнахов: «Сверх исправного ружья, во­оружены они (чеченцы и ингуши — Ш. А.) еще кинжалом, саб­лею и копием длиною в 4 фута, к чему можно еще причесть небольшой овальный щит, который сделан из крепкой и тол­стой кожи, снаружи вделаны в него три железных широких кольца, прикрепленные железными гвоздями с большими шляпками, а внутри пришиты к нему два ремня, чтобы его способнее держать и под ушко. Не вооруженные никогда они не выходят, ниже за ворота дому своего, но по крайней мере имеют в руках толстую палку длиною в 2 аршина, у которой к верхнему концу приделан железный шар с высунувшимися железными спицами. Сие смертоносное оружие называют они ТОППУС»48

Говоря о вооружении вайнахов конца XVIII века, академик П. С. Паллас указывает, что «это единственный народ Кавказа, у которого сохранился щит как часть оружия. Щиты эти изготовлены из дерева, покрытого кожей и охвачены желез­ными обручами овальной формы. Короткая сучковатая пика, являющаяся частью их вооружения, — пишет далее автор, — служит не только для обороны, но и в качестве подпорки для ружья, которое кладут между рогатками этой пики, укрепляя ее конец в земле, что дает возможность более точно стрелять

цель.»

Кроме того, у вайнахов распространенным оружием в это время была сабля с перекрестием, как, например, у народов ближнего Востока и Восточной Европы, горцы носили также и кинжалы с прямым и изогнутым лезвием. В ингушском по­гребении обнаружен боевой топорик в деревянном чехле. Кро­ме оружия, горские мужчины имели всегда при себе нож в кожаном чехле, трут, кремень, бритву складную или несклад­ную, оселок, костяную или деревянную пороховницу.50

Женская одежда вайнахов, несмотря на некоторые ло­кальные особенности, имела все же много общего. В горных районах Чечни и Ингушетии в зимнее время женщины носили теплую верхнюю одежду — «гіавтал», стеганую на тонком слое ваты или шерсти. Изготовляли ее из сукна, шелка или другой хлопчатобумажной ткани. Женский «гіавтал» плотно прилегал к талии, имел длинные узкие и короткие до локтя рукава. Кроме того, вайнахские женщины шили зимние белые шубы, которые надевались просто на тело с платьем. Горские женщины также шили для себя длинные шубы, покрытые тканю, распашные, с длинными узкими рукавами. Царский офицер С. Беляев, находившийся в самом начале Кавказской войны в плену у чеченцев, называет верхнюю женскую одежду наподобие «архалуха» — стеганый кафтан («гіавтал»). Данный женский гіавтал был притален и шили его из хлопчатобумажной ткани или из шелка с серебряными украшениями на груди. Богатые люди имели на гіавталах серебряные застежки и подвески наподобие желудей. Другой царский офицер Д. А. Милютин в начале XIX в. изобразил на рисунке чеченку в короткой верхней одежде, которая доходит до колен. Эта одежда очень похожа на вышеописанный женский «гіавтал». Он также притален и надевают его поверх платья и штанов; подол, борта, ворот и рукава его обшиты галуном и на каждой стороне груди изображена крупная круглая бляха.51

В рассматриваемое время вайнахские женщины шили для себя рубахи-платья, чаще всего из холста или бумажных тка­ней, а также из шелка разных цветов — синего, коричневого, темно-красного и черного. Исследователь Б. Далгат отмечает, что черное платье надевали женщины в траур. Все платья зас­тегивались у ворот серебряными пуговицами.52

Наравне с платьями женские штаны также являлись ос­новной частью одежды вайнахов. Женские штаны шили мас­тера из холста и из грубой шерстяной домотканной материи, а более нарядные — из тканей красного цвета. Как правило, молодые женщины шили для себя красные штаны, замужние, пожилые — голубые, а девочки — белые. Штаны надевались непосредственно на тело, под платье.53

Иностранный исследователь Якоб Рейнеггс, побывавший в XVIII в. нашем крае, также запечатлел вайнахскую женскую одежду. Он, в частности, пишет: «…Их платье составляет длинная рубашка, которая с плеч по груди почти на пять паль­цев шириною разными шелками или шерстью вышита и долгой холстинной балахон, поясом перепоясанной. Кажется будто они имеют особливой закон, чтобы замужние жены и взрослые девицы носили красные мужские исподницы, которые внизу у ног весьма искусно вышиты и оторочены черною лентою. У вдов, старух и малых девушек исподницы сии бывают синия или белыя; зимою ходят они в сапогах, а летом босиком. Когда же снег бьвзает столь глубоко, что им невозможно выходить из домов своих, то они делают ковры и покрыпала и ткут тонкую шерстяную материю, которую можно на платье употреблять.»54

Судя по дошедшим до нас сведениям женщины носили по — яса-ремни, изготовленные из бумажной или шелковой ткани с бахрамой и узорами, иногда с металлическими и серебряными пряжками. Некоторые женщины из богатой семьи носили пояса с серебряными украшениями на них. В домашних усло­виях, а также во время работы чеченские девушки поверх сво­его платья носили пояса из ленты, полоски кожи или шнурка.55

Довольно разнообразны были в XVIII — нач. XIX века жен­ские головные уборы. Известный кавказовед Н. П. Гриценко пишет о том, что чеченские женщины носили на голове белые платки, а иногда большие темные покрыпала,56 которые изго­товляли сами женщины и называли их, по всей вероятности, по-чеченски «кортали».

Согласно фольклору ингушские женщины в качестве го­ловных уборов шили для себя и носили пестрые шелковые платки, которые назылись «гурмалой».

Иностранный исследователь-путешественник Ю. Клапрот, побывавший в самом начале XIX века в Чечне, отмечал, что вайнахские женшины шьют в качестве женского головного убора шапки, очень похожие на шапки черкешенок, и носят их только чеченские девушки. 58 Очень своеобразен ингушский парадный женский головной убор «курхарс», изготовляв — шийся самими ингушскими женщинами. Он имел много об­щего с древней фригийской (греческой) шапкой — колпак, отличался простотой и изяществом, имел красный цвет. Про­фессор Л. П. Семенов сообщает по этому поводу о том, что он, будучи в научной экспедиции в горной Ингушетии, неоднок­ратно находил здесь в надземных склепах особый женский головной убор, называвшийся у здешних местных стариков «курхарс». Это подобие изогнутого рога, который суживается кверху и загибается спереди. Сделан он из тонкого войлока, обтянут красной тканью, украшен перекрещивающейся пе­ревязью и круглой выпуклой серебряной бляхой, и называется он по-старинному «курхарс».59

Определенное мнение существует относительно женского головного убора «кур-харс» у известного кавказоведа Е. Г. Крупнова. Он, в частности, пишет, что «Кур-харс» надевали женщины на голову так, что его конец приходился на лицевую сторону. «Спускаясь на затылок плотным прямоугольником, расшитым шелком, «кур-харс» закреплялся на шее лентами». Богатая отделка говорит о принадлежности его людям только богатым.60

Известно, что в XVIII веке вайнахские женщины, как за­мужние, так и девушки для красоты придерживались опреде­ленных причесок. Так, например, по описанию иностраннего исследователя Якоба Рейнеггса чеченские девушки «волосы на голове спереди до половины лба подрезают, расчесывают их по оному с великим рачением и мажут их яичным белком, чтобы они лежали вместе и светились; задние же волосы зап­летают во множество кос и распускают их по плечам и по спи­не, а вышедши замуж, заплетают только две косы и обвивают каждую шелковыми, шерстяными или нитяными завязками до тех пор, пока оные будут у головы в два дюйма толстою; они висят до самого подола верхнего платья и, наконец, лентами вместе связываются».61

О материальной культуре вайнахов в XVIII в. свидетельству­ют найденные в склепах предметы высокого ювелирного ис- скуства и ремесленного производства. Искусными мастерами были было изготовлено большое количество разнообразных женских украшений: бусы, серьги и височные подвески. Пре­обладают стекляные бусы сине-зеленого, коричневого цветов, имевшие круглую, овальную, чечевицеобразную форму. Бусы изготовлены также из цветной глинистой композиции, покры­той узорами. Сердоликих бус (мелких овальных) мало. Очень редко янтарные бусы в виде плоских кружков.62

Разнообразием форм и техникой исполнения отличались серьги. Простейший тип женских серег состовляли бронзовые и серебряные, проволочные серьги с верхним незамкнутым кольцом и стержнем, заканчивающимся цветной бусиной или полным металлическим шариком.

Редкий тип женских серег составляли золотые и серебря­ные серьги в виде прочного стержня с незамкнутым кольцом. «Нижняя часть такой серьги представляет собой стержень, перевитый тонкой проволокой, — указывает Е. И. Крупное — или столбик, состоящий из припаенных друг к другу мелких шариков; на конце такой серьги обычно притаены 3-5 и более крупных шариков.63

Отдельные же украшения вайнахских женщин, которые они надевали на себя, составляли не только серьги, но и «се­ребряный ошейник, на котором висели большие монеты, осо­бенно рубли, производящие большой звон при каждом их дви-

жении».

Русский офицер Л. Ельн, находившийся в начале XIX века в Чечне в качестве пленного и наблюдавший быт горцев, от­мечал, что вайнахские девушки носят на обеих руках брасле­ты, а также серьги, кольца с висящими шариками, целып ряд цепочек, лежащих на груди.65 Как видим, автор называет це­лый набор отдельно надеваемых женских украшений.

Одним из самых распростаненных типов височных подве­сок являлись бронзовые и серебряные подвески.

Наиболее известными в быту чеченцев и ингушей, а также повсеместно на Северном Кавказе являлись круглые плоские зеркала, сделанные из бронзы или металлического сплава и с внутренней стороны покрытые геометрическим (крестообраз­ным, радиальным) орнаментом.66

В XVIII веке у вайнахов хорошо было развито изготовле­ние столярно-токарных изделий. Подтверждением тому могут служить многочисленные деревянные сосуды: чащи, миски, кружки, кубки, которые имели явные следы вращения сосудов в процессе их изготовления в столярных мастерских. Было налажено изготовление трехструнных балалаек (дечик пон — дур), струнами для которых служили конский волос или тон­кие жилы животных. Большой интерес представляют найден­ные в склепах костяные изделия (газыри). Кроме того, обна­руженные при исследовании склепов различные изделия одежды из белого холста, плотной грубой шерстяной ткани, ярких цветов шелковых тканей, цветные сафьяновые сапоги и чувяки подводят нас к выводу о том, что в рассматриваемое время у вайнахов существовало ткацкое и кожевенное произ­водство и были налажены торгово-экономические связи с во­сточными и европейскими странами.67

Пища вайнахов, их основные блюда на протяжении дли­тельного времени, несмотря на определенные изменения в их быте, оставались стабильными и не претерпели больших из­менений. Важнейшими зерновыми культурами у вайнахов в рассматриваемое время оставались ячмень, пшеница кукуруза и просо.68

Основным продуктом питания горца в пище по-прежнему остова лея хлеб из кукурузной или ячменной муки. Хлеб все­гда был пресный. Дрожжей горцы не знали. Способы приго­товления мучных блюд были различные. Хлеб пекли, как пра­вило, без особых затей, замешивая кукурузную, ячменную, пшеничную или просяную муку либо в воде, либо в сыворотке, добавляя немного соли, в сковороде. Кроме хлеба, из этой же муки и теста, таким же способом горцы изготовляли, т. е. пекли лепешки (чеч. — мижаргаш), хлеб, изготовленный из кукурузной муки, назывался у вайнахов «сискал», из пшенич­ной муки — «бепиг» или «хьокам».Обычная простая пища вай­нахов среднего достатка состояла из молока, сыра и простого кукурузного или ячменного хлеба. Жидкую пищу варили гор­цы два раза в день. Она состояла из кислого молока («етта шура»), разбавленного водой и подогретого на огне, хлеба или галушек, замешанных из кукурузной муки (ахьара галнаш). Кроме того, горцы пекли тонкие блины (локъамаш) из пше­ничной муки и ели их с маслом.69

Из пшена и кукурузной муки горцы варили кашу и ели ее с маслом. Предпочтение отдавалось ваинахами различным кушаньям из жареного теста, хотя любили и печь. Большое распространение имело среди горцев в XVIII веке толокно — мука из прожаренного зерна ячменя, проса и кукурузы (чеч. — цу). Из такой муки вайнахи изготовляли походную пищу: со­ответствующее количество её перемешивали с топленым мас­лом, добавив по вкусу соль.

Как и многие народы Северного Кавказа, вайнахи ис­пользовали в пищу мясо домашних животных. Предпочтение отдавалось баранине, на втором месте стояла говядина. Мясо других животных — конина, буйволина или мясо диких животных — вайнахи мало употребляли. Мясные блюда вайнахов, как и у соседних народов, были разнообразные. В полевых условиях горцы, как правило, мясо жарили целыми кусками на вертеле или на углях костра в виде шашлыка. Дома же готовили из мяса специальное блюдо, которое и по сей день называется у вайнахов «жижиг-галнаш», т. е. варили мясо в котле кусками и подавали его с галушками из муки (кукурузной или другой), чесночный рассол и бульон. Правда, мясо не являлось повседневной пищей не только всех чеченцев, но даже и социально-имущей части населения. Однако и в этом случае исключением для вайнахов являлся знатный и редкий гость, которого, как отмечает доревоюционный исследователь Н. С. Иваненков, угашали горцы с особой заботливостью. Для гостя специально резали барана, варили и подавали ему лучшие куски мяса, которыми считались голова, грудинка и курдюк. «Мясо подают, — пишет он, — на круглых блюдцах до 12 вершков в поперечнике, в середине его ставится маленькая чашка с разведенною водою солью, смешанной с толченым чесноком… А чеченцы

~ — — 70

действительно народ радушный и гостеприимныи», — заключает автор.

Из внутренностей животных горцы изготавливали колбасы и другие кушанья. Мясо домашней птицы — кур, индюков, гусей и уток— высоко ценилось среди вайнахов и из него го­товили разнообразные вкусные блюда.

Наряду с мясными блюдами самой распространенной пи­щей вайнахов оставалась молочная. Молочную пищу горца составляли: заквашенное молоко (кислое молоко), сыр из ко­ровьего или овечьего молока, сметана, масло и т. д. Способы приготовления их у вайнахов были разные. Как уже было ска­зано, сыры у горцев также были разные: свежие (пресные) и соленые. И те, и другие сыры использовались для приготовле­ния различных блюд. Так, например, из свежего мягкого сыра (творога), смешанного с яйцом и солью, готовили фарш, кото­рый использовали для приготовления блюда «чепалгаш». Из соленого творога, перемешанного со сливочным или топленым маслом и мелко рубленым отварным яйцом готовили блюдо «калд-дятта». Из соленого творога, перемешанного со сме­таной, готовили горцы весьма вкусное блюдо — «тіоберам».

Среди вайнахов чаще был распространен овечий сыр — («нехча»), а также коровий — (кіалд), высушенный в виде ша­риков или кругов, а также подержанный в рассоле из сыво­ротки или овечьего молока. При заготовке коровьего сыра впрок горцы держали его в специальных деревянных бочках («черманаш» — чеч.) с соленым рассолом из сывоворотки. Фор­ма сыра была различная: в виде шариков, пластин и кругов средних размеров.

Овечий сыр (нехча) вайнахи также заготавливливали впрок в деревянных бочках с рассолом из овечьего молока.

Кроме масла, для жарения горцы использовали и курдюч­ный, и внутренний жиры животных.

В XVIII в. большим спросом у вайнахов пользовался мед в качестве пищевого продукта. Его использовали горцы вместо сахара, а также в лечебных целях. Дореволюционный иссле­дователь Я. Штелин отмечал, что мед и воск чеченцы и ингу­ши добывали в огромном количестве. Мед, добываемый ими в то время, отличался превосходными качествами.71 Царский генерал Дельпоццо сообщал, что чеченцы «пчеловодством за­нимаются рачительно и получаемый оттого в большом коли­честве мед отменно вкусен.»

Иностранные путешественники-исследователи отмечали также, что народы Северного Кавказа в большинстве своем очень сдержанны в потреблении хмельных напитков. Однако, при всем этом надо полагать, что вайнахи до принятия ислама практиковали изготовление у себя различных безалкоголь­ных и алкогольных напитков из зерна. Так, например, чеченцы и ингуши готовили брагу (ниха) — безалкагольный напиток из зерна просо, варили пиво (йий) из ячменя и т. д. Однако при всем этом повседневным распространенным напитком горцев служило заквашенное, кислое молоко (етта шура).