Судьба древней цивилизации стран Ближнего Востока и Передней Азии тесно связана со скифами. Эти процессы, безусловно, отражались и на развитии европейской цивилизации. С течением времени в них активно включались и другие страны Средиземноморья, степей Подунавья и Украины, Северного Кавказа и Закавказья.
Скифские вожди и военные отряды с жадностью смотрели на богатейшие страны и крупные культурные центры Передней Азии. Для осуществления своих целей скифы через Северный Кавказ и по Черноморскому побережью двинулись на юг. В своем движении они, возможно, включали в свой состав многие северокавказские племена.
Геродот довольно точно определяет пути движения скифов в Переднюю Азию: «…имея Кавказ по правую руку». Существует и другое мнение — что скифы пользовались дорогой вдоль западного побережья Кавказа. Археологические исследования могильников Северного Кавказа (у станицы Нестеровской, сел. Нартан, Каменномостского, Нижний Чегем и др.), а также в Закавказье, относящихся к I тыс. до н. э., подтверждают эти сообщения Геродота, так как в этих могильниках обнаруживаются скифские вещи — оружие, части конского убранства, украшения и др. — и погребения, отражающие скифский погребальный обряд. В Закавказье к таким памятникам можно отнести могильник у сел. Куданурха близ Гудауты. Скифы при этих походах разрушили центральную крепость государства Урарту — Тейшеба- ини, Каркемиш в Северной Сирии, крепости около озера Урмия и др. В Закавказье скифы создали мощное политическое образование, сыгравшее большую роль в политической жизни края в VII в. до н. э. В «Книге пророка Иеремии», который более других библейских авторов склонен к историзму, скифы характеризуются как народ жестокий и неумолимый, пришедший с севера. Нашествию скифов на Израиль он уделил много внимания.
Вот что он писал: «Вот приведу на вас — дом Израилев, народ издалека, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его как открытый гроб, все они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои, разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься». И все эти предсказания скифы исполнили сполна, разорив и разрушив многие города Передней Азии. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы во главе с царем Ишпаком напали на Ассирию. Ассархадону, царю Ассирии, удалось заключить со скифами мир. Он согласился даже отдать за Парта — туа (Партутая), царя скифов, свою дочь. Чтобы в полной мере оценить этот исторический факт, надо учесть, что Ассирия в то время была крупнейшей и сильнейшей державой. Вскоре после этого скифы двинулись дальше на юг и достигли Палестинской Сирии. Отсюда они намеревались двинуться на Египет, но фараон Псаметих I (663-616 гг. до н. э.) вышел им навстречу и дарами «отклонил их от дальнейшего движения». Скифы, по сообщению Геродота, оставались в Азии 28 лет и все опустошили своим буйством и излишествами. Ибо, кроме того, что они взымали «с каждого народа наложенную ими на каждого дань, они еще и совершали набеги и грабили, что было у каждого народа». Сопоставляя сроки пребывания скифов в Азии, по Геродоту, со сведениями восточных документов, с политической историей, известной по античной традиции, некоторые ученые считают, что скифы могли пребывать в Азии значительно больше, чем 28 лет. Весьма вероятно, что часть скифов могла остаться в пределах Передней Азии. Народам Передней Азии было известно, что они пришли с севера, с территории Северного Причерноморья, через степи Северного Кавказа и вдоль западного побережья Кавказа. Пребывание скифов в Передней Азии не могло не отразиться на культуре и языке и скифов, и народов, с которыми они сталкивались.