О языке скифов и сарматов

В Библии имя скифов звучит как «Ашкузы», что является небольшим се­митским искажением имени тюркского племени «Ac-киши». Недаром араб­ские авторы IX в., например Хварезми, называли Скифию страной тюрков, страной ас-киши или тогузогузов. Таким образом, Библия зафиксировала древнетюркское племя скифов, как ашкузы. Выступающее в этом этнониме слово «Ас» также является тюркским и означает «сбиваться с пути», «бро­дить», т. е. кочевать. Важно учитывать, что от этого имени древние греки первоначально выводили и географический термин «Азия» и поначалу локализовали ее именно в Прикубанских степях Предкавказья. Вероятно, это происходило оттого, что древнегреческие авторы были осведомлены о распространении древних кочевых племен (асов) в эти регионы.

О тюркском характере скифо-сарматского языка свидетельствуют мно­гие имена сарматских вождей, упоминаемые римскими историками — Та-

цитом, Аммианом Марцеллином и др. Язык скифов известен почти исклю­чительно по личным именам, среди которых встречаются и тюркские, и иранские слова. Но без привлечения к анализу обнаруживаемых в пись­менных источниках нарицательных имен и различных терминов гово­рить о языке скифов невозможно, тем более что древние авторы по этому поводу хранят полное молчание. И тем не менее, упоминавшиеся выше тюркские слова: Таргитай, Кулаксай, Липоксай, Арпаксай, Схылты и другие говорят в пользу того, что скифы и сарматы были тюркскими племенами. Следует добавить и такие общетюркские слова, как:

Папай — верховный бог скифов, имя которого на тюркских языках озна­чает «старший», «старейший».

Апи — супруга Папая, означает на тюркских языках «мать», «матушка».

Атей — скифский царь, имя которого является общетюркским терми­ном, означающим понятие «отец».

Эйр — скифское слово «мужчина», «муж». То же самое значение это сло­во несет и на тюркском языке — «эйр», «эр».

Тагы — скифское слово «нить» совпадает с тюркским таким же понятием.

Жюн — на скифском и тюркском языках означает «шерсть».

Юшю, иш — скифское слово «зябнуть». Такое же значение эти слова име­ют в карачаево-балкарском и других тюркских языках — «юшю».

Даже из этого краткого перечня нарицательных слов, до сих пор иг­норировавшихся многими учеными-скифологами, виден явно тюркский характер скифского языка.

Культура и быт скифов и сарматов

Скифы и сарматы были исконными кочевниками. О тюркском характе­ре культуры и быта сарматов прежде всего прекрасно говорят находки на Южном Буге в захоронениях I в. Здесь была найдена скульптурка сармата, сидящего по-азиатски скрестив ноги, в стеганном халате, с раскосыми гла­зами и приплюснутым носом.

Культурно-бытовой уклад скифов и сарматов также отличается массой тюркских элементов. Так, например, кифский мудрец Анахарсис на вопрос о том, как питаются скифы, ответил, что завтраком и обедом для каждо­го скифа служит кислое молоко и сыр. Эти слова идентичны карачаево- балкарскому выражению: «Айран ола бишлакъ», характеризующему их повседневную пищу. По сообщению автора I в. Плиния, сарматы питаются «сырой мукой, примешивая к ней кобылье молоко».

Вполне очевидно, что римский историк не смог отличить сырую муку от муки из жареных зерен — къууут, который служит деликатесным блюдом балкарцев и карачаевцев. К куууту они, как правило, добавляют либо ай­ран, либо масло, а могли добавлять и кумыс.

В тех же источниках говорится о том, что сарматы питаются крутой бе­лой кашицей, что в буквальном смысле совпадает с карачаево-балкарским блюдом из муки и мелкой крупы, кашицей — «как».

Из элементов одежды скифов и сарматов на близость с карачаево — балкарской одеждой указывают короткие до колен кафтаны, стеганые и изготовленные из шкур; длинные кожаные сапоги и ноговицы с подко­ленными подвязками. Такие сапожки могли быть и войлочными. Скифы и сарматы носили островерхие головные уборы, очень близко напомина­ющие башлыки. Изображения таких уборов обнаруживаются на каменных статуях и других изображениях. Скифы и сарматы, кроме того, носили и бурки — жамычы. Многие элементы одежды скифы и сарматы изготавли­вали из различных войлоков, которые имели широкое применение в быту этих племен, а сейчас являются неотъемлемой традиционной деталью карачаево-балкарской одежды и быта.