Воспитание

Исследовательница Л. Шадиева отмечает: «В кодексе чести ингушей говорилось: «Почитай землю, ибо она лежит в основе творения Аллахом жизни. Охраняй природу, источники, реки, озера от загрязнений и вреда. Если наша первая мать — земля, то вторая — вода, а третья — это святая женщина, родившая тебя. Знай, что ее начало божественно…» «Да, мать — главный воспитатель в семье. От нее зависит будущее любой нации. Рас­сказывая народные сказки, легенды, мудрые притчи, мать вкладывала в ребенка красоту родной речи, учи­ла любить родную землю, различать добро и зло». (40,

44-45) Большая семья в народе

всегда считалась огромным богат­ством и божьим даром. Здесь будет уместна древняя молитва жреца под Новый год:

«…Пусть родни будет много. Стар­шими сказанное да будет потомками нашими сделано.

У порога всегда пусть посох у нас стоит, а в красном углу пусть всегда колыбелька стоит».

В народе гово­рили: «Мальчика

воспитывает мать, а мужчину из него делает отец». Де­вочка же всегда находилась под опекой матери, те­тушек, старших сестер.

Воспитание

Отец, старшие братья учили мальчи­ков верховой езде, владению оружием, как холодным, так и огнестрельным. Любимыми занятиями были борьба, со­ревнование в беге, поднятие тяжестей, фехтование, разные игры, развивающие ловкость и смекалку. Трудовое воспи­тание начиналось с малых лет. Лишь только мальчик приобретал физическую зрелость, он ездил со старшими в лес по дрова, сгребал сено на сенокосе, убирал камни с полей, полол, пас коней, бывал на посылках и т. д. Девочки во всем по­могали матери; они присматривали за малыми детьми, прибирали в доме, по­взрослев, учились готовить, чинить, а затем и шить одежду, вышивать, валять шерсть, изготавливать войлоки, обязательным для девушек было и умение играть на гармони.

Словно мед в пчелиных сотах, словно масло, содержащееся в мо­локе (ингушские фразеологизмы), народная педагогика пронизывает всю жизнь ингуша от малых лет до глубокой старости. Главными ме­тодами тут опять же служили словесное воздействие и пример пове­дения окружающих. Говорили: «Кто вырос в общении людей, тот на­брался ума; а кто рос среди овец, остался глупцом».

О значении воспитанности красноречивее всего говорят народные пословицы и поговорки:

«Теленок, выросший с ишаком, стал кричать по-ишачьи», «Жеребенок, вскормленный буйволицей, любит валяться в грязи», «Слушать людей — ума набираться»,

«Будь учтив со старшим и жалей младшего»,

«Старшего чти, младшего учи»,

«Не ошибается тот, кто слушается старших»,

«Отец и мать дурного не посоветуют».

Немало имеется народных изречений, посвященных учению.

«В детстве выученное — словно на камне высеченное»,

«Наука, постигнутая плохим человеком, — сабля в руках дурака», «Учение — напильник для ума»,

«Хоть в Китай поезжай, но ума прибавляй»,

«Пес не забывает того, чему научился, будучи щенком»,

«Мехи раздувают огонь, ученье развивает ум»,

«Человеку нужна учеба, как нужен дождь иссохшей земле»,

«Необученный всегда завидует ученому»,

«Даже дурак кажется умником, если он чему-то учился»,

«Как свет озаряет тьму, так ученье обостряет ум»,

«Ученье — меч эпохи»…

Большое значение в воспитании придавалось личным качествам человека. Прежде всего тут необходимо отметить самоуважение и гор­дость («курал»), но не высокомерие и чванство («сонтал»). Весьма зна­чимыми были также понятия:

«яхь» — как уже было сказано, стремление быть лучше других и до­стигать этого с помощью своих личных качеств;

«сии» — честь, незапятнанность,

«шиш» — уважение со стороны людей, почтение,

«эхь»- совесть и стыд, не позволяющие вести себя дурно,

«бехк» — ответственность за свои поступки,

«эздел» — благородство, начиная с одежды и кончая поведением, «Пулакх» — услужливость без холуйства, готовность прийти на по­мощь, проявить соучастие,

«сабар» — терпеливость, сюда же и «сатохар»,

«сатем» — спокойствие,

«денал» — мужество,

«майрал» — храбрость,

«къонахчал» — мужественное, храброе поведение,

«къахетам» — проявление милосердия,

«камаьршал» — щедрость,

«хьинар» — активность, сюда же «маькара»,

«фий» — бдительность,

«хьанала» — предрасположенный,

«дог цГена» — чистосердечный,

«воханза» — не теряющийся,

«тидаме» — замечающий, сюда же «теркаме»,

«безаме» — уважаемый, любимый другими,

«эйхье» — стеснительный,

«тешаме» — верный,

«ийна» — участливый.

В противоположность этим положительным свойствам осуждению подвергались дурные наклонности человека:

«хьагЬ> — черная зависть, вредоносность,

«сийсаза» — бесчестный,

«вирал» и «ж[алел» — буквально «подобный ослу или собаке», т. е. неблагородный,

«сихал» — торопливость, нетерпимость,

«писа» — ничтожество, сюда же «доастамал»,

«зовзал» — трусость,

«къизал» — жестокость,

«цаьрматал» — жадность,

«эсала» — слабый,

«Iовдала» — дурной,

«мекъа» — ленивый,

«дегаза» — отвратительный,

«эйхьаза» — бесстыжий,

«веха» — растерявшийся,

«кхетамза» — неразумный,

«бе-башха» — безразличный,

«тешамза» — ненадежный,

«оапашк» — лгун,

«тийшаболх» — предательство,

«охца» — грубость…

Все эти приведенные как положительные, так и отрицательные черты характера и поведения человека внушались ребенку с ранних лет. Приме­нялись тут разные методы: поощрение, порицание, пример и др. Одним из мощнейших средств воспитания являлся фольклор. Обратимся к одно­му его жанру — «кица». Этим термином ингуши обозначают пословицы и поговорки, притчи — откровенно назидательные произведения народной словесности. Приведем некоторые из них, имеющие ярко выраженный поучительный характер.

1. Пословицы, восхваляющие добро и осуждающие зло:

«Еще не бывало, чтобы добро приходило туда, откуда выходит зло», «Легко быть плохим, трудно быть хорошим»,

«Чем покупать хороший дом с плохим соседом, лучше купить плохой дом с хорошим соседом»,

«Чем жить в мире с плохим человеком, лучше жить во вражде с по­рядочным человеком»,

«Козла бойся спереди, коня — сзади, а плохого человека — со всех сто­рон»,

«Что любо глазу, то до вечера, что любо сердцу, то на всю жизнь», «Плохой человек всегда с тайной злостью завидует хорошему чело­веку»,

«Дерево хорошо плодами, а человек — делами»,

«Не задирай голову, когда дела идут хорошо; и не опускай ее, когда они идут плохо»,

«Пришло добро — цени его, случилось несчастье — терпи его», «Сделал добро — для себя, сделал зло — тоже тебе»,

«Если ты ехал по дороге и заодно чинил ее, дорога сгодится тебе на обратном пути»,

«Кто не думает о завтрашнем дне, у того нет дня сегодняшнего», «От добрых дел хороший след всегда останется»,

«Спеши делать добро, словно завтра умрешь; спеши жить в свое удовольствие, словно жить будешь вечно».

2. Пословицы, прославляющие ум и осуждающие глупость: «Легче осла поднять на крышу, нежели дурака вразумить»,

«Голова дурака тяжелее камней и песка»,

«Ум всегда свою дорогу найдет»,

«Сильный телом побеждает одного, а сильный умом побеждает де­сятерых»,

«Умная голова — золотая голова»,

«По речам узнаются умный и глупый»,

«Из ума и богатства выбирай ум, а с ним и богатство найдешь».

3. Быть предусмотрительным призывают пословицы:

«Прежде чем ступить ногою, посмотри вперед, прежде чем слово молвить, посмотри назад»,

«Пришедший туда, куда ему не положено, унес оттуда то, чего не хотел бы иметь»,

«Шея ломается не у того, кто призывает прыгать, а у того, кто пры­гает»,

«Не будет плакать мать человека осторожного» (иногда шуточно до­бавляют: «Но и смеяться особо не будет»; в этих словах звучит предо­стережение от чрезмерной осторожности).

4. Вопросов чести и бесчестия ранее уже касались, но, ду­мается, не будет лишним привести еще две знаменательные пословицы:

«Кто принародно лишился чести, тот живой мертвец»,

«Человек обязан свято оберегать две вещи — свою душу и свою честь».

5. Вопросам мира и войны посвящены пословицы:

«Враждовавший (воевавший) с людьми не вырастил ни сына, ни брата»,

«Легко начать вражду, трудно ее остановить»,

«Война сыновей не рождает — она их убивает»,

«Долго живет тот, кто ищет мир».

6. О том, что правда сильна, а кривда слаба, повествуют по­словицы:

«Пусть и горькая, но все же правда лучше»,

«Даже если клещами будут откручивать голову — правду режь»,

«Говори правду, даже если тебя на части будут рвать»,

«Рано или поздно, но правда свое берет».

7. Пословицы, славящие мужество и осуждающие трусость:

«Смерти бояться — героем не стать»,

«Мужественный человек жалостлив, трусливый человек жесток», «Голод и бедность — временная непогода; мужество и смелость — не­сокрушимый Казбек»,

«Где нет благородства, там нет и мужества; где нет мужества, там нет и благородства».

Пословицы и поговорки имеют свойство говорить сами за себя, по­этому без дальнейших их подразделений приведем еще несколько этих лаконичных, назидательных произведений народной мудрости:

«Не будь как лопата (рубанок), всегда «от себя», не будь и как тяп­ка, всегда «к себе»; а будь как грабли (пила), всегда и «к себе», и «от себя»,

Воспитание

«Кто ходит и ищет, тот всегда свое находит»,

«Не шути со старшим и не панибратствуй с младшим»,

«Не делай людям того, чего сам себе не пожела­ешь»,

«Отложи то, что легче сделать, и сделай то, что делать труднее»,

«Самый большой не­достаток — собирать чу­жие недостатки»,

«Не начинай варить кашу в расчете на чужое молоко»,

«Без туч на небе дождь не пойдет, без горя на сердце и слезы не поте­кут»,

«Прежде чем начать разговор, нужно запастись тремя вещами: уздечкой, путами и ногайкой (чтобы обуздывать речь)»,

«Если краснеть и белеть не умеет, значит, у него нет совести»,

«Только правдолюбец бывает настоящим другом»,

«Если кто-то тебя хвалит безмерно, значит, ему что-то от тебя нуж­но»,

«Мужчина, у которого выросла плохая семья, подобен соколу, у ко­торого разрушили гнездо»,

«Если в этом мире не будем петь и веселиться, то разве мы сможем петь и плясать в тесной могиле?»,

«Жизнь одна, и наши матери нас вторично не родят» (пословицы из: 25.6-180).

Поучая младшего, взрослый довольно часто пословицу и поговорку сопровождает или байкой, почерпнутой из какой-либо жизненной си­туации, или короткой нравоучительной притчей. Вот одна из них, непо­средственно адресованная младшим:

«Долг отца поучать своих детей, поэтому некий старик по разным случаям давал советы своему сыну, а ему это порядком надоело. Од­нажды отец сказал:

— Не водись с этими людьми, — тут он назвал какую-то семью, — я их хорошо знаю. Они способны на любую подлость.

Терпение сына иссякло, и он, рассердившись, сказал:

— Твои советы уже вылезли у меня из головы прямо на лоб!

Через какое-то время те плохие люди, о которых говорил отец, чем — то ударив по голове, убили юношу. Говорят, отец посмотрел на его раз­битую голову и вытекшие на лоб мозги, горестно сказал:

— Чем выводить мои советы на лоб, лучше бы ты их удержал в своей голове».(25, 196)

Подобные притчи не нуждаются в особом толковании, и, тем не ме­нее, поучающий считает себя обязанным прокомментировать сказанное примерно следующими словами: «Видишь, что получается, когда не слушают родителей или старших. Ведь они многое повидали на своем веку. Отец или кто другой из старших ведь не посоветует плохого. А значит, что тот, кто слушает старших, в беду не попадет» и т. д.

Большой назидательной и поучительной силой обладают и многие другие жанры ингушского фольклора, но о них разговор пойдет ниже в специальном разделе.

Необходимо несколько слов уделить аталычеству — обычаю, в преж­ние времена имевшему место прежде всего среди феодальной верхуш­ки адыгских народов и кумыков. По этому обычаю, мальчик отрывался от своей родной семьи и поступал на полное иждивение и воспитание в другую семью, обычно до 15-летнего возраста. С обычаем аталычества был связан целый ряд ритуалов. Некогда состоятельные ингушские се­

мьи переняли было этот обычай. Были некоторые случаи отдачи детей в кабардинские семьи. Однако со временем, как о том сообщают старо­жилы, ингуши решили отказаться от этого обычая. Главная причина была в том, что у воспитанника слабели родственные связи со своей родной семьей, родом. Своими родственными связями ингуши доро­жили более всего, и аталычество в местной среде так и не привилось. Зато в конце XIX — начале XX веков имеющий сносный достаток ин­гуш, желая вырастить своего сына в светском духе, часто отдавал его в русскую (в городе Владикавказе) или казачью (в станицах) семью на различных условиях договоренности. Основной целью было, прежде всего, научить ребенка русскому языку. Мальчики в меру своих сил по­могали по хозяйству наравне с другими детьми приемной семьи. По­мимо обучения русскому языку ингушские дети постигали и русские обычаи, знание которых им помогало в дальнейшей жизни и учебе. Ча­сто русские семьи брали такого мальчика на воспитание бескорыстно, лишь временами отец ребенка мог привозить что-либо из продуктов своей хозяйственной деятельности. Помимо обучения детей, в данном случае происходило и укрепление межнациональных связей.

Без знания русского языка невозможно было получить светского обра­зования. Именно знание русского языка обеспечило появление в ингуш­ской среде тех лет таких образованных людей, как Чах Ахриев, Бейсултан Зязиков, Асланбек Базоркин, Адел-Гирей Долгиев, Инал Бекбузаров, бра­тья Магомет и Висангирей Джабагиевы, Магомет Котиев и др. На рубеже двух веков у ингушей стала появляться и крепнуть военная элита в лице генералов Эльберда Нальгиева, Заурбека Борова, Сосламбека Бекбузаро — ва, Бунхо Базоркина, Тонта Укурова, Сафарбека Мальсагова, доблестных офицеров Ижи Джабагиева, братьев Султанбека и Исмаила Боровых, Идига Куриева, Керима Гойгова, Анзора Борова, Пшемахо Дахкильгова, Муссы Саутиева, Саида Тангиева, Мурцала Шадиева и многих других.