В жизни человека семья всегда является колыбелью культуры. Через семью, ее устои и традиции формируется носитель культуры, впитывающий с самого рождения сказки и легенды своих предков, традиции отношений между старшими и младшими, между отцом и матерью.
Именно здесь человек становится членом своего народа, именно семья закладывает моральные устои и открывает человеку глаза на окружающий мир…
У ингушей много пословиц, поговорок и пожеланий, посвященных семье и внутрисемейным отношениям. Вот некоторые из них:
«Двор без семьи (большой), что мельница без помола»,
«Бездетный дом — тюрьма для души»,
«Выросший в большой семье уживчив с людьми»,
«Хороша семья, много благодати в доме»,
«Семья без надзора — свора бродячих собак»,
«Огонь гаснет, если не подкладывать дров: родство угасает, если его не поддерживать»,
«Да не вырастут у нас непослушные сын и брат и неуживчивые в замужестве дочь или сестра»,
«Сиротское сердце всегда ущемленное»,
«На том свете жернова будут молоть голову мачехи»,
«Пусть у нас будет лучше погибший, но хороший сын, чем живой, но плохой»,
«Брату нужен брат, так же, как и сестре сестра»,
«Ничто не может быть хуже плохого потомства»,
«И брат твой тебе не брат, если к тому же он еще не друг тебе»,
«В рай не пустили того, кто не чтил своих родителей»,
«Сыну достались фрукты от дерева, которое посадил его отец»,
«Кто плох со своими родителями, у того вырастет жестокосердное потомство»,
«Хорошая жена — рай на земле; плохая — ад на земле»,
«Нет ничего лучше хорошей жены и нет ничего хуже плохой жены, но, какая бы ни была, все же она должна быть»,
«Плохая жена — дом без фундамента»,
«Плохой муж в своей семье урядник, а на людях базарник»,
«Из никчемного мужчины хорошая жена сделала достойного мужа, плохая же жена обесславила достойного мужчину».
Большое значение в народе придавалось взаимному единству и согласию членов семьи. В народе говорили: «Не дай нам быть главою семьи, в которой царит разлад». Видимо, будет уместным привести здесь любимую в народе притчу «Возвращение Благодати».
«Некто проснулся утром, вышел во двор и увидел, что по свежевыпавшему снегу идут следы из его дома, но во двор следы не вели. Задумался он и стал гадать: что бы это могло быть?
Решив выяснить, отправился по следу, который и привел его к пещере. Он крикнул в нее:
— Не оставляя следов к моему дому, но оставляя их, покидая мой дом, кто-то ушел. Кто же он?
Какой-то голос ему ответил:
— Это я, Благодать, которая рассердилась на тебя и покинула твой дом. Зря ты трудился и пришел за мною.
Тогда человек начал просить ее вернуться, говоря, что он обездоленный человек и без Благодати пропадет. Благодать ответила:
— За то, что ты потрудился и пришел за мною, я дам тебе что-нибудь одно: золото, большое хозяйство, здоровье или что-нибудь другое, что пожелаешь сам или твоя семья, но не проси меня вернуться к тебе.
Подумал человек и сказал:
— У меня мало ума. Если ты позволишь, я посоветуюсь дома.
Благодать согласилась. Он вернулся домой и все рассказал. Ему стали советовать попросить кто золота, кто зерна. Младшая же сноха сказала: «Попроси нашей семье согласия («барт»): там, где его нет, ничего не будет». Послушал он ее и пошел в пещеру, где у Благодати попросил согласия своей семье. И тогда Благодать сказала:
— Обхитрили вы меня. Даю вам согласие, а где согласие, там должна быть и я, поэтому возвращаюсь к вам.
Благодати не бывает там, где между людьми нет согласия». (25, 215) По другой притче, «Вопросы Шамиля», народ, считая большим не-
Ингушская женщина, начало XX века |
счастьем смерть родных, самым большим несчастьем считает смерть жены, что, по притче, равносильно распаду всей семьи. Вопросам взаимного согласия членов семьи посвящено специальное нартское сказание «Сеска Солса и волк».
«Как-то юный Сеска Солса пас семейную отару. Тут подошел к нему волк и сказал:
— Дай овечку, состарился я, а не то и просить бы не стал. За одну овечку сделаю для тебя три хороших дела.
— Без отцовского позволения я не могу тебе дать овечку, — ответил Сеска Солса.
— Пойди к отцу и попроси у него, я тем временем постерегу ваших овец, — предложил волк.
— Как я могу волку доверить овец?
— Да быть мне отцом семейства, которое не чтит своих родителей; да буду я главою семьи, в которой царит разлад, если я трону ваших овец, — поклялся волк.
Пошел домой Сеска Солса и сказал отцу, что, так-то и так-то, пришел волк и просит овечку, что волк произнес такую-то клятву. И тут отец воскликнул:
— Вернись и всех овец отдай волку, пока он свою клятву не превратил в проклятие!
Но волк взял всего одну овечку». (5, 113-114)
Г 8, |
Не зря в текст этого сказания введен именно предводитель нартов Сеска Солса — высокочтимый божественный герой ингушского эпоса. Введение в нравоучительные народные повествования имен пророков, героев эпоса, известных исторических личностей призвано возвеличить саму главную идею, которой это повествование посвящено. В примечании к приведенному тексту (5, 114) дается пояснение к словам отца Сеска Солсы «…пока он свою клятву не превратил в проклятие» следующего содержания: «Ингушские благопожела- ния и проклятия часто предстают взаимной антитезой. Приведенная здесь волчья клятва могла бы быть легко переиначена в проклятие: «Чтоб тебе быть отцом семейства, которое не чтит своих родителей; да быть тебе главою семейства, в котором царит разлад!».
У народа отношение к проклятиям самое суеверное. Не зря в сказании отец Сеска Солсы предстает настолько встревоженным, что готов незамедлительно всех своих овец отдать волку.
Почтительное отношение к родителям считается едва ли не первым качеством благородного человека — «эзди». Так, в народной среде бытует легенда, в которой повествуется, что Юсуп (библейский Иосиф), сын пророка Якуба (библейский Яков), став царедворцем при фараоне, не встал со своего места, когда вошел его отец, и потому-то Юсупу не достался сан пророка, хотя изначально он ему и был предназначен. (25, 198) Эта библейская легенда стала почитаемой в ингушской среде именно благодаря тому, что ярко, доходчиво и убедительно преподносит идею о том, что потомки обязаны с особым почтением относиться к своим родителям. А в том, что библейский сюжет является равноправным среди ингушских легенд, нет ничего удивительного, поскольку в исламе, как и в иудаизме и христианстве, чтится Библия (по-ингушски — «Товрат», т. е. Тора).
Благодаря тому, что в народе высоко превозносится крепость семейных уз, взаимное согласие членов семьи, возвеличивается роль родителей, разводы были крайне редки, и почти не было случаев, чтобы старые родители или немощный член семьи остался незащищенным или брошенным. Развод считался большим несчастьем,
Ингушская семья. 30-годы ХХ века |
особенно это касалось женщин, у которых было мало надежд обзавестись новой семьей. Лишь изредка разведенная могла быть засватана вдовцом или взята замуж в качестве второй-третьей жены многоженца.
В давние времена из-за кровной мести, вражды и войн мужская половина населения была в меньшинстве. Ликвидации нарушения баланса полов служило практиковавшееся еще в доисламский период многоженство. Ислам же его узаконил, позволяя мужчине иметь до четырех жен. Но при этом должны были соблюдаться следующие предписания: мужчина мог себе позволить иметь нескольких жен лишь при условии, что он имел материальные возможности их содержать; к тому же многоженец был обязан уделять во всем равное внимание всем женам. Многоженство в то время было более распространенным. Оно не являлось прихотью мужчин, часто объяснялось бездетностью первой жены или ее болезненным состоянием. Бездетность, особенно отсутствие наследников мужского пола, считались большим несчастьем. «Чтоб ты остался без потомства!» («Фу хадалда хьа!») — таково было одно из самых тяжелых проклятий. В бездетности чаще всего обвиняли жену, хотя нередко в этом был виноват и сам муж. Предыдущую жену (или жен) оставляли в семье, чтобы они не испытывали горькой доли одинокой женщины. Довольно низкий экономический уровень не способствовал широкому распространению многоженства. В основе ингушского общества находилась семья моногамная. О многоженстве в народе складывались веселые песни:
«Зачем двоеженцу идти на базар — Ведь большой базар царит в его доме!
Зачем троеженцу идти воевать — Ведь большая война идет в его доме!»
Вместе с тем в повседневной жизни ингушей много примеров благополучия и согласия в подобных семьях.
Наряду с некоторыми фактами многоженства той поры имели место случаи, когда мужчина иногда до преклонных лет оставался холостым из-за отсутствия материальных возможностей.
Весьма специфической особенностью внутрисемейных отношений у ингушей является полное взаимное избегание зятя и тещи. Хотя этнографы трактуют этот обычай тем, что он якобы восходит к отдаленным временам, когда происходили половозрастные и родственные запреты, призванные регулировать брачные взаимоотношения людей, в народном понятии этот запрет будто бы был введен предками в интересах сохранения целостности семьи. Об этом народная память гла-
г» |
Имагожев Х.-А. А.-С. Девушка в курхарсе |
сит: некогда на общенародном совете («мехка кхел») было вынесено |